Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 13:20
Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 20-21 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь
Бог же мира, воздвигший (из мертвых) Пастыря Великаго овец кровию завета, относящегося не к тому, что прешло, но к тому, что пребывает во веки веков, а это есть Иисус Христос Господь наш, - да усовершит вас, освободив от закона нашего, во всех делах добрых, дабы вы творили во всем Его волю, а не бессильные уставы закона.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
К учению по необходимости Апостол присовокупил благословение и как бы некие печати наложил на многие слова. «Пастырем» же «овцам великим» нарек Владыку Христа. Ибо Его это слова: «Аз есмь пастырь добрый» (Ин.10:11). А «вечным» назвал Новый Завет, так как после него не будет другого.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Бог же мира
Прежде всего попросив у них молитв и почтив их этим, потом уже и сам молится за них. Так как, говорит, Бог есть Бог мира, то вы не должны возмущаться против меня, и притом по одному только слуху.
воздвигший из мертвых Пастыря овец великого
Внедряет им учение о воскрешении, пользуясь пророчеством Исаии (Ис. гл. 10). А так как есть и другие пастыри, – малые, то сказал: великого. Ибо пророки – это многие учителя, но Христос – наставник один для всех.
Кровию завета вечного, Господа, нашего Иисуса (Христа)
То есть воздвиг Его из мертвых после Его смерти и после излияния Его Крови, так что Он дал нам завет, не подлежащий, как завет закона, отмене, но вечный. Ибо и так: воздвиг Его из мертвых с Кровию вечного завета. Ибо по воскресении Он даровал нам Кровь Свою в завете. Ибо если бы Он не воскрес, то Кровь Его не служила бы нам заветом.
Евфимий Зигабен (†1118)
Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа)
Бог же мира
Отец, создатель, дарователь и законоположник мира, враждующее умиротворяющий и разстоящееся соединяющий.
Возведый из мертвых Пастыря овцам великаго
К молитве он (Апостол), присоединяет и слово о воскресении. Воскресивший, говорит, Христа, по отношению к умерщвленной плоти Его, великаго Пастыря словесных овец: ибо, Сам Он говорит: «Аз есмь Пастырь добрый» (Ин. 10:11). «Великаго» – по причине соединеннаго с Ним (с Его человечеством) – божества; или: «великаго» Пастыря всех и иудеев, и эллинов, и вообще повсюду находящихся верных. И этим Апостол имел в виду поселить в них единомыслие и взаимное дружеское расположение
Кровию завета вечнаго
«Пастыря», у котораго есть кровь, и который может – быть заклан, ибо говорит Он Сам: «Пастырь добрый душу Свою полагает за овцы» (Ин. 10:11). «Кровию» же, как внешним знаком, утвердившим завет Его; это по смыслу то же самое, что – смерть завещавшаго утверждает завет его: ибо завет, говорит Апостол, в мертвых известен есть, как об этом уже сказано в первой половине настоящаго Послания, где и о крови изложено очень подробно (Евр. 9:17). Завет этот он назвал вечным потому, что он неимеет преемства, тогда как ветхий завет, как временный, имел своим преемником завет новый.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Овца
Овца (Быт.4:2). Древние израильские патриархи были пастырями и занимались преимущественно разведением овец и другого мелкого скота. Стада овец у них были так многочисленны во времена патриархов, что составляли главное их богатство. Вот почему у евреев уход за овцами считался самым древним и самым почетным занятием (Исх.3:1; 1Цар.16:11).
Ревекка, Рахиль и все семь дочерей священника Иофора занимались овцеводством (Исх.3:16). Патриарх Иаков пас стада овец Лавана; Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника мадиамского. Меса, ц. Моавитский, был богат скотом, и присылал царю Израильскому по сту тысяч овец (4Цар.3:4). Овцы Сирии отличались длинными широкими хвостами (курдюк), нараставшими вследствие обилия и избытка жира. Овцы и козлы, как то было в древние времена, паслись на одном пастбище (Быт.30:85), и этот обычай несколько объясняет знаменательные слова Спасителя в беседе о Страшном суде (Мф.25:32-33).
Боязливость, кротость и беспомощность овец в то время, когда они отстают от стада, равным образом опасность, которая тогда окружает их, кратко, все то, что служит отличительной чертой этого животного, очень нередко упоминается иносказательно свящ. писателями, как, напр., 2Пар.18:16; Пс.118:176; Ис.11:6, 3:6,7; Мих.5:8; Мф.9:36.
Заблудшая овца служит образом человека, отступившего от веры: он оставил стадо и отступил от Бога, удалился в страну пустынь и сени смертной, лишился возможности возвратиться и никогда не возвратится, доколе Великий Пастырь не обрящет его и не водворит его снова на зеленых пастбищах и на водах тихих. Пастырь, или пастух, постоянно находился со своими стадами днем и ночью для того, чтобы считать, собирать, вести и охранять их (Быт.31:39, Лк.2:8), и при нем часто находились собаки (Иов.30:1). Забота пастырей о своих овцах отличалась постоянством и особенной нежностью, и его влияние над ними было очень сильно (Ис.40:11, Ин.10:1-16).
В В. 3. слово пастырь употребляется иносказательно для означения Иеговы (Пс.79:2) и царей (Иез.34:10), но в Н. 3. оно означает собственно Господа Иисуса Христа (Ин.10:11 и пр. Евр.13:20;1Пет. 5:4). Впоследствии словом пастырь стали называться служители Евангелия, а пасомые ими – словесным стадом. На пастырях лежала обязанность ежедневно считать овец, и, может быть, не раз, и они отвечали за каждую пропавшую овцу (Быт.31:38,39, Исх.22:12). Они необходимо должны быть достаточно внимательными и сильными, чтобы защищать стадо от нападения хищных зверей. Пример Иакова пастыря в этом отношении не служит единственным примером: я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих (на страже при стаде овец) (Быт.31:40).
Козел обыкновенно шел впереди стада в качестве главного руководителя. Так мы читаем в кн. Иеремии (Иер.50:8) о козлах, идущих впереди стада овец. Отсюда выражение у Иер. (Иер.25:35,36): И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их.
Иногда только что родившегося ягненка приносили в палатку и кормили его там, как щенка. Этот обычай неподражаемо трогательно описан в притче пр. Нафана: У бедного не было ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его, от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь (2Цар.12:3).
В Армении нередко приходилось видеть пастухов, несущих за пазухой ягнят из своих стад. Эти овечки были еще слишком слабы, чтобы пастись вместе с прочими овцами, и вот несут их к молодым овцам для кормления их овечьим молоком. Такое нежное отношение к ягнятам сопоставлено пр. Исаиею в отношении Мессии к верующим: Как пастырь Он будет пасти стадо Свое, агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис.40:11).
Сезон стрижки овец был временем великого торжества, так сказать, наградой за весь труд и опасность протекшего года (1Цар.25:8-11; 2Цар.13:23).
Стада овец собирались тогда в непокрытую ограду, называемую овчим двором (Чис.32:16, Ин.10:16). Здесь связывали овцам ноги и затем стригли их. В соседстве пасущихся стад нередко воздвигалось сторожевое здание, с которого легко можно было видеть и оповестить наступающую для стад опасность. Оно называлось башнею стада (Мих.4:8).
Шерсть овец на Востоке, большей частью цветом белая, вероятно, употреблялась женщинами на одежду (Лев.13:47, Притч.31:13). Она составляла часть подати, платимой моавитянами Израилю (4Цар.3:4), и составляла общий предмет торговли (Иез.27:18). Мясо овец, особенно баранье и ягнят, было, как и доселе, самым любимым кушаньем у бедуинов. Оно подавалось и на важных боярских столах (3Цар.4:23). Молоко овечье также было в употреблении (Втор.32:14). Что овцы, особенно барашки, и овны приносились в жертву – это известно, и для этого при Иерусалимском храме их выставляли на продажу (Ин.2:14).
Земли, особенно благоприятствовавшие овцеводству, были: равнина Саронская (Ис.65:10), горы Кармил и Галаад (Мих.7:14), Васан (Иез.39:18).
Пастухи и пастыри.
Пастухи и пастыри. Пастушеская жизнь евреев и их особенная наклонность к скотоводству известны каждому читателю Библии. Слово пастырь в Свящ. Писании упоминается часто как в буквальном, так и в иносказательном смысле, особенно в кн. пр. Иеремии (Иер.2:8,3:15,10:21 и др.). Первым пастырем овец был Авель (Быт.4:2).
Со времен Авраама и позднее библейские указания на пастырей и их занятия весьма нередки, и очевидно, что между потомками Авраама пастушеское занятие считалось почетным. Иаков и его сыновья, Моисей и Давид и другие выдающиеся личности почти все вели пастушескую жизнь. Во времена же Иосифа занятие пастушеское было в презрении у египтян, считавших оное приличным только для невольников и рабов, ибо мерзость для египтян всякий пастух овец, говорит Иосиф своему отцу Иакову по переселении его со своими сыновьями в Египет (Быт.46:34).
Египтяне могли иметь и другие причины для своего нерасположения к пастушеству, и главная из них заключалась, быть может, в том, что они некогда были покорены и управлялись царями-пастырями. Как бы то ни было, означенный факт достаточно разъяснен вышеприведенным выражением Иосифа, и кроме того, подтверждается настоящими памятниками Египта, на которых унизительное положение пастыря представляется в изображении пастуха лежащим на земле под пятой надменного египтянина. Эти памятники даже в настоящее время служат достаточным свидетельством ненависти египтян к скотоводам. Едва ли необходимо входить здесь в подробности касательно обычных занятий еврейского пастыря.
Стада часто рассыпались на значительное расстояние от пастбищ, но на время ночи требовалось собирать их в загоны или овечьи дворы для защиты от различных опасностей, как это обыкновение существует в Палестине и до настоящего времени. Господь Иисус Христос в притче о добром пастыре указывает на обычай называть овец по именам (Ин.10:3) и на ту отзывчивость, с какой овцы слушают голоса пастыря.
Слово пастырь часто употребляется и в иносказательном значении, иногда по отношению к правителям народов, священнослужителям, а иногда по отношению к Божественному главе и Господу. Основанием сего, конечно, может быть аналогия, или сходство, между отношениями пастыря к своему стаду и отношениями правителей к своим подчиненным, равно как Господа Бога к Своему народу (Пс.22:1; Ис.40:11; Ин.10:14; Евр.13:20; 1Пет.2:25; Еф.4:11-15). См. Овца.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа)
«Бог же мира» – говорит так потому, что между ними были несогласия (Злат.). – «Воздвигший из мертвых Пастыря…» Учение о воскресении Иисуса Христа должно было показать евреям, что христиане веруют не только в пострадавшего Христа, униженного, служащего предметом соблазна (1Кор. 1, 23), но и восставшего из мертвых живым навеки, и потому великого и могущего помогать верующим в Него (Рим Х:9; Евр 4:14; X:21). – «Кровию завета вечного…» – относится как к выяснению величия Пастыря, искупившего овец Своих этою Кровию, так и к усовершенствованию во всяком добром деле и Богоугождении, для чего Кровь Христова дает наиболее могущественные силы и средства.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
В заключении послания, молясь о читателях, Апостол возносит Богу краткую, но такую глубоко-содержательную молитву, которая поставляет в связь замечательное начало послания с таким же замечательным концом его. Глубока и важна эта молитва во всём её составе и знаменательна во всех её отдельных выражениях и словах.
Несмотря на краткость, молитва Апостола заключается славословием Христу, что благоприлично христианской молитве, в которой Сын изображается равночестным Отцу как в личном достоинстве, так и в славе вековечной. Славословие Христу возносилось многоразличное и многими. Но здесь оно имеет особенное значение в виду того, что некоторые из читателей уничижительно смотрели на Иисуса, как распятого. Несомненно, это славословие также относится и к Отцу, как единосущному и нераздельному с Сыном, тем более, что усовершение читателей испрашивается от Отца, но не иначе, как через Сына (διὰ Ἰησοῦ Χριστοῦ), т. е. по силе Его искупительных заслуг, о которых так много говорилось в послании. Католические и протестантские экзегеты останавливаются здесь на вопросе об отношении между благодатью и человеческой волей в совершении добродетели, но текст даёт на это различение мало филологических оснований. Д. Естио, например, говорит, что и «совершая в вас» значит: благодатью Своей совершая в вас дела, угодные Ему. Эта мысль ясно поучает, что деятельность благодати Божией узнаётся не из того, что воля наша через своё согласие сообразуется с голосом и убеждением Божиим, но что она действует сама по себе и от себя, в то время как Бог Своим всемогущим действием уготовляет нас и совершает в нас всякое благо, благодаря чему мы становимся угодными Ему. Никто, кто только пребывает в вере, не усомнится, что под этим глаголом разумеется также и наше согласие, и содействие нашей воли. Эта последняя мысль, очевидно, есть известного рода уступка мнению, противоположному тому, которое так широко проведено в предшествующем периоде. Текст же даёт ту и другую мысль. Что касается полноты представления Апостола по затронутому вопросу, то она может быть дана только при рассмотрении всех мест, находящихся в писаниях Апостола, в особенности же в послании к Филиппийцам, где говорится, что «Бог есть действующий в нас, еже хотети и еже деяти». Но это и подобное анализирование уже превышает работу экзегетов.
Послесловие послания как бы всё более и более открывает писателя, т. е. Павла, который почти везде и во всём является здесь таким же, как и в прочих своих посланиях: везде одинаковы – известия (существенные), приветствия и благословения. Даже просьба о принятии послания, с оригинальной оговоркой, является во многом сходной с выражениями в других посланиях и даже в этом самом. Выражение διὰ βραχέων употреблено только здесь. Оно обыкновенно переводится: «кратко», но слово кратко по-гречески обозначается словом: βραχέως, ὀλίγον. Поэтому для διὰ βραχέων можно найти другой смысл. По снесению этого места с аналогичным в послании к Галатам, где также говорится о способе написания послания, можно предположить, что как Галатам Апостол писал не торопясь, тщательно, великими буквами (πηλίκοίς γράμμασιν), так здесь, напротив, писал малыми, не квадратными инициалами, а скорописью, которая употреблялась для краткости (διὰ βραχέων) или вообще для так называемого брахического письма. Это писание как более спешное и менее разборчивое и могло дать Апостолу повод просить о внимании к его посланию, как бы с некоторого рода извинением за не столь отчётливую каллиграфию – малыми, а не большими буквами, как писались наилучшие произведения, например, св. Евангелия в цветущий, так называемый золотой век христианства.
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
В заключении послания, молясь о читателях, Апостол возносит Богу краткую, но такую глубоко-содержательную молитву, которая поставляет в связь замечательное начало послания с таким же замечательным концом его. Глубока и важна эта молитва во всём её составе и знаменательна во всех её отдельных выражениях и словах.
Несмотря на краткость, молитва Апостола заключается славословием Христу, что благоприлично христианской молитве, в которой Сын изображается равночестным Отцу как в личном достоинстве, так и в славе вековечной. Славословие Христу возносилось многоразличное и многими. Но здесь оно имеет особенное значение в виду того, что некоторые из читателей уничижительно смотрели на Иисуса, как распятого. Несомненно, это славословие также относится и к Отцу, как единосущному и нераздельному с Сыном, тем более, что усовершение читателей испрашивается от Отца, но не иначе, как через Сына (διὰ Ἰησοῦ Χριστοῦ), т. е. по силе Его искупительных заслуг, о которых так много говорилось в послании. Католические и протестантские экзегеты останавливаются здесь на вопросе об отношении между благодатью и человеческой волей в совершении добродетели, но текст даёт на это различение мало филологических оснований. Д. Естио, например, говорит, что и «совершая в вас» значит: благодатью Своей совершая в вас дела, угодные Ему. Эта мысль ясно поучает, что деятельность благодати Божией узнаётся не из того, что воля наша через своё согласие сообразуется с голосом и убеждением Божиим, но что она действует сама по себе и от себя, в то время как Бог Своим всемогущим действием уготовляет нас и совершает в нас всякое благо, благодаря чему мы становимся угодными Ему. Никто, кто только пребывает в вере, не усомнится, что под этим глаголом разумеется также и наше согласие, и содействие нашей воли. Эта последняя мысль, очевидно, есть известного рода уступка мнению, противоположному тому, которое так широко проведено в предшествующем периоде. Текст же даёт ту и другую мысль. Что касается полноты представления Апостола по затронутому вопросу, то она может быть дана только при рассмотрении всех мест, находящихся в писаниях Апостола, в особенности же в послании к Филиппийцам, где говорится, что «Бог есть действующий в нас, еже хотети и еже деяти». Но это и подобное анализирование уже превышает работу экзегетов.
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
священник Николай Рудинский (†1937)
«Испросив наперед себе от них молитв, святой Павел теперь и сам просит им у Бога всех благ» (Златоуст). Бог Отец, источник мира, да подаст, говорит, и вашей душе, обуреваемой бедствиями, мир. Он желает нам мира, для примирения нас с Собою послал возлюбленного Сына Своего, который, воплотившись, пролил кровь Свою для искупления и спасения нашего, умер и воскрес и кровью Своею заключил с нами новый, вечный завет, и стал Пастырем нашим великим, Ходатаем за нас пред Богом Отцом. Через Него, при помощи изливаемой Им на верующих благодати Святого Духа, мы можем творить всякое доброе дело, и достигать совершенства в духовной жизни, исполняя волю Божию и творя все благоугодное Ему. Господь Иисус Христос все для нас: и Первосвященник, и Жертва, и вечный Ходатай за нас. Ему и должны мы воздавать подобающую Ему Славу вечно. Истинно. святой Павел в этом послании своем, и для палестинских, и вообще для всех христиан, выяснил отношение Ветхого Завета к Новому, и преимущество последнего перед первым. Он хотел бы сказать гораздо больше, но читатели его послания были в христианстве еще подобны младенцам, для которых требуется не твердая пища, высокие и глубокие истины христианства, а молоко - первоначальное, начатки (см. Евр. 5:11-14). Поэтому он написал им вмале, и написал для того, главным образом, чтобы утешить их в скорбях их !.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Выражение: «Бог воздвиг из мертвых Пастыря овец великого» составлено по образцу выражения, находящегося в книге пророка Исаии (Ис. 63:11), и относящегося к Моисею. Пророк Исаия от лица народа еврейского взывает к Богу: где Тот, Который вывел их вместе с пастырем своего стада (Моисеем)? Имея в виду это место, апостол называет Христа великим Пастырем и говорит, что Бог вывел Его из царства мертвых (как прежде Моисея из моря). Воздвиг Бог Иисуса потому, что Он пролил кровь Свою для основания Нового Завета. Выражение ἐν αἵματι διαθήκης равносильно выражению Зах. 9:11: bedam beritech, у которого это выражение означает основание, в силу которого народу еврейскому обещается избавление от плена. Апостол заключает свое послание благословением и просит читателей благосклонно принять его послание, извещает об освобождении своем из темницы (ἀπο λελυμένον, ср. Лк. 22:68,23:16 и след.), приветствует предстоятелей и всю паству, прибавляя также, что им шлют приветствие италийские христиане.