Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 13:4
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог
Честен брак и брачное ложе нескверно. Отсюда можешь удостовериться в справедливости вышесказанного о том, что они были преданы мирскому и подзаконному, так как они почитали порочным даже и освященное сожитие, которое было по закону Моисееву.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Одно законно, а другое крайне беззаконно. И одно узаконил Бог в начале, ибо сказал: «Сотворим ему помощника по нему» (Быт.2:18), и, создав, привел, сочетал и дал брачное благословение, говоря: «Раститеся и множитеся, и наполните землю» (Быт.1:28). А прелюбодеяние и блуд ввел невоздержный помысл.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно
Смотри, как часто он ведет речь о целомудрии. Выше, упоминая о святости брака (Евр. 12:14), говорил об этом целомудрии, и опять после этого говорит о прелюбодеях и блудниках. Или: и во всех случаях и во всякое время. Не в бедствии только и не в спокойное время: не в этой только части честен, а в другой - нет, но всецело да будет честен. Здесь же посрамляются еретики, клевещущие на брак. Ибо вот, потому он и называется честным, что сохраняется в целомудрии.
Блудников же и прелюбодеев судит Бог
И здесь с угрозой наказания соединяется запрещение блуда, ибо судит Бог, то есть осудит. И естественно. Ибо если допускается брак, то блудник и прелюбодей по справедливости подвергается наказанию.
Евфимий Зигабен (†1118)
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог
Честна женитва во всех
Как удостоенная чести и божественным установлением в самом начале (рода человеческаго), и присутствием Христа на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:2) «Во всех» людях. «Женитвою» называет основанное на законе супружество; так что девственники девствуют не в безчестие женитве, а только из двух честных состояний выбирая честнейшее.
И ложе нескверно
И брачное ложе чисто, как узаконенное Богом.
Блудником же и прелюбодеем судит Бог
Смотри, в каком сильном тоне он ведет речь о целомудрии! В самом деле, внушая выше (Евр. 12:14) мысль о чистоте и святости, он прибавил: «их же кроме никтоже узрит Господа». А теперь говоря о блуде и прелюбодеянии, он упоминает о суде, делая таким образом речь свою об этом внушающею страх. Наперед сказав о женитве, a затем о суде за блудодеяние и прелюбодейство, он этим самым показал, что эти грехи справедливо наказуются. Потому-то учрежден брак, чтобы сих грехов не было.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог
Наперед сказал: честна женитва во всех и ложе нескверно, а потом прибавил угрозу наказания, показывая, что он справедливо сделал дальнейшую прибавку.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Учение о браке, по-видимому, не находится в связи ни с предшествующим, ни с последующим. Но оно имеет не внешнюю, а более глубокую внутреннюю связь, заключающуюся в общей цели исполнения всех добродетелей, предписываемых здесь Апостолом. Цель эта указывается в словах 15 стиха: «итак, будем приносить Богу жертвы хвалы». Но приносить жертвы не могут люди нечистые телесно, блудники, которых Апостол предаёт суду Божию, который несомненно совершится над нами во всей строгости его, между тем как живущих в браке Апостол удостаивает похвал, называя их союз достойным всеобщего почтения, а их ложе непорочным.
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
священник Николай Рудинский (†1937)
Также целомудрием должны служить Господу. Брак узаконен Господом в начале. Создав мужа и жену, Он благословил их и сказал: раститеся и множитеся (Быт. 1:28, ср. Мф. 19:5; Мк. 10:6). Сам Господь Иисус Христос, как бы освятил Его своим присутствием в Кане Галилейской (Ин. 2:2). Как учрежденное Богом святое таинство Церкви Христовой, христианский брак да будет честен, говорит, у всех вас, свят и ненарушим (ср. Еф. 5:25-33). И девственники, аскеты, и монахи исполняют эту заповедь, если не порицают христианского брака как таинства, как заповедь целомудрия. Только по отношению к себе, предпочитая каждый честному сожительству двух супругов, еще более честное - одинокую жизнь, ради единого Иисуса Христа (см. 1Кор. 7:7-8:26). Но и брачное ложе не противоречит целомудрию, если оно будет свято и непорочно. Всякий порок неверности, явный и тайный (в сердечном расположении), должен быть чужд христианского брака, поэтому всякое отступление от чистоты и целомудрия христианского брака, есть блуд и прелюбодеяние, которые не только лишают человека способности зреть Господа, но подвергнут грозному осуждению и лишению Царства Небесного (см. 1Кор. 6:9-10; Еф. 5:5).
Евреи искони имеют сребролюбивый нрав, который охлаждает надежду на Бога, поэтому святой Павел увещевает их далее.
Николай Петрович Розанов (†1941)
От христианского братского общения апостол обращается к основным отношениям земной жизни и увещает чтить святость брака и беречься сребролюбия. Читатели при мысли о разграблении своего имущества (Евр. 10:34), которое они могут потерять снова, должны помнить о том, что им помощник – Бог, и что люди ничего дурного, без попущения Божия, сделать им не могут. В таком убеждении они могут утверждаться, взирая на своих почивших учителей веры, предстоятелей церкви (ἡγούμενοι), которые сумели умереть как истинные христиане (архид. Стефан., ап. Иаков). Вера, которую исповедовали почившие наставники, была вера в Иисуса Христа, и этой вере читатели должны подражать, ибо Иисус Христос, каким был при жизни этих наставников, таким и остается в настоящее время. Читатели не должны поэтому позволять, чтобы их отвлекали от этой спасительной веры их отцов различными и чуждыми истине учениями. Если они ищут опоры, хотят утвердиться в правильной жизни пред очами Божьими, то этого они могут достигнуть только при помощи благодати и никогда не достигнут, если будут обращать внимание только на выбор известных яств.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты (хлысты) говорят: законный церковный брак ведет к погибели, так как «закон ничего не довел до совершенства» (Евр.7:19).
Ответ: В указанном месте (Евр.7:19) апостол говорит о ветхозаветном законе (Моисеевом), который, предписывая заповеди, не давал сил к исполнению их и не мог потому делать людей совершенными. О браке здесь нет речи. В том же послании апостол так вразумляет христиан: «брак у всех да будет честен, и ложе, – непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4; Еф.5:32; 1Кор.7:1-11). По учению апостола (1Кор.5:1,11,6:9,18-20; Еф.5:5), разврат ведет к погибели, а не честный брак, Церковью освященный. «Был также зван Иисус», – поучает святой Иоанн Златоуст, – «и ученики Его на брак. Пошел ли или не пошел? Ясно, что отправился. Итак, если Он пошел, то каким же образом брак будет дурным? И ты не имеешь оправдания. Я же не только говорю, что Он пошел, но и принес дары, так как превратил воду в вино...Господь твой прибыл на брак и прославил брак, а ты бесчестишь брак и говоришь, что брак служит препятствием. Он не есть какое-либо препятствие для благочестия. Хочешь узнать, что нисколько не вредно иметь жену и детей? Не имел ли жены и детей Моисей? Не с Моисеем ли беседовал Бог? Видишь, что и Петр (апостол) имел жену. Не клевещи же на брак...(1) Если бы, возлюбленный, брак и воспитание детей были препятствием на пути добродетели, то Создатель всяческих не ввел бы брака в жизнь нашу, дабы мы не терпели вреда в вещах нужных и самых необходимых. Но так как брак не только не препятствует нам в богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и доставляет нам великое пособие к укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно побуждая ладью плыть в пристань, то поэтому Бог и даровал такое утешение человеческому роду».(2)
-----------------------------------------------------------------------
(1) - Творения. Том. 2. К иудеям и элл. 1899 г., стр. 928 – 929.
(2) - Творения. Том. 4. Бссед. 21 на кн. Бытие. 1898 г., стр. 149; ср. Том. 1, стр. 38, 275, 296, 311. Том. 6, стр. 408 и др.