Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

Вспоминайте, говорит, предстоятелей ваших, то есть сотоварищей его (Ап. Павла) Апостолов, кои посеяли в вас слово Божие. Взирая на жизнь и на исход (кончину) жительства их, подражайте вере (их в) Иисуса Христа.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

Апостол сие сказал о скончавшихся уже святых: о Стефане первомученике, Иакове, брате Иоанновом, Иакове, по прозванию Праведный. Да и другие весьма многие умерщвлены были по неистовству иудеев. На них-то взирая, говорит Апостол, и изучая достохвальный образ их жизни, ревнуйте их вере.

Толкование на послание к евреям

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие

В этом убеждает и фессалоникийцев, чтобы оказывать им наибольшую честь (1Фес. 5:13). И как те наставники делали их участниками слова Божия, так и они по возможности должны оказывать им помощь в материальных нуждах. Относительно этого он намекает им словом: поминайте. Или побуждает их к подражанию им.

И, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

То есть, точнее, - наблюдайте. И как ученики живописца смотрят на оригинал, так и вы, всегда взирая на кончину, то есть на конец их жизни, на их образ жизни, который имел добрый конец, подражайте вере их. Ибо от веры - чистая жизнь. И если бы не верили в будущее, но сомневались, то не оказались бы безукоризненными в поведении. Снова врачует малодушие их; или говорит о вере в догматы. Итак, продолжает.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие. В этих словах есть нечто печальное. Поминают то, чего уже нет. Итак, когда Апостол завещает поминать наставников Богоглаголивых, то этим самым говорит, что их нет уже, и едва ли не предсказывает, что подобных им не будет. Ибо как тем, что имеем и видим, легче пользоваться, нежели тем, чего не видим и что уже миновало, то не очень нужно было бы заботиться о воспоминании прежних наставников, если бы подобные им непрерывно процветали в Церкви. Но Апостол заботится о воспоминании наставников прежде бывших - видно, не надеется, чтобы в их преемниках наставляемые вполне обрели те же дух и силу, те же подвиги и добродетели, то же слово и тот же пример. Что это предусмотрение верно, к сожалению, свидетельствуют опыты многих веков. Не случается ли слышать и ныне сетования, где ныне Святые? Где прозорливцы или чудотворцы? Где наставники, которые бы говорили слово Божие с такою силою, руководствовали к спасению с такою верностию, как Петр или Павел или хотя как некоторые из Духоносцев, бывших после Апостолов?

На печальный подлинно вид навело нас Апостольское завещание поминать наставников наших. Но смотрите, как оно же может подать нам и утешение.

Сетуют, что нет ныне Святых. Мимоходом замечу, что не должно преувеличивать сего мнения. Многие или немногие, только должны быть и ныне Святые, и не может быть, чтобы их совсем не было, ибо без Святых мир не был бы достоин хранения Божия и не мог бы стоять: Семя свято стояние его (Ис. 6:13). Мы можем говорить, что нет ныне в мире Святых, подобно как отец Алексия человека Божия сказал бы, что у него в доме нет сына и нет Святаго, тогда как сын его жил у него в доме и был муж Святый, но закрыт был и от отца и от других образом нищего. Справедливо можно скорбеть, что Богопросвещенные наставники и Святые ныне слишком редки, что их не видно, что в людях духовных примечается незрелость духа. Что ж? Как утешиться нам в сей скорби? Как восполнить примечаемый недостаток? Возьмите в прошедшем то, чего не находите в настоящем, - поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие прежде. Правда, поминать наставников скончавшихся не то, что пользоваться живущими, но слишком ли велика эта разница и не стоит ли одно другого? Наставление от наставника, живущего близко и удобоприемлемо, когда его видим и слышим, слово и пример его в этом случае для нас так же живы, как и он сам, - преимущество немаловажное! Но живя в теле, подобно нам, кто бы он ни был, он еще подвержен искушениям и не избавлен от возможности споткнуться и, может быть еще, в своем падении увлечь с собою наставляемых. Напротив того, наставник скончавшийся, которого житие и скончание жительства ознаменованы присутствием в нем благодати Божией, которого чистое учение оправдано святою жизнию и святость жизни подтверждена святою и блаженною кончиною, есть руководитель к спасению решительно достоверный и непоползновенный, есть притом помощник тем более сильный и неизмогающий, что, отложив тленность и немощь земной жизни, живет в беспрепятственном причастии света и силы Божией - преимущество высокое и несравненное! Что касается до близости и удобоприемлемости наставления и помощи духовной, близость в духе не измеряется областями жизни и расстояниями места и времени, но мыслию, желанием и любовию, созерцанием, молитвою и верою. Вера может сблизить вас с наставником благоговейно воспоминаемым почти так же, как с присутствующим, ибо и с сим душеполезно сближает она же, а не просто видение лица и слышание слова. Вера посредством Писания или Предания оживит пред вами учение и пример отшедшего к Богу наставника, а посредством молитвы приобретет вам его действенную за вас молитву к Богу и действительную помощь. Сим образом поминайте наставники ваша, и без сомнения вы будете удовлетворены в потребностях духа вашего так, что не будет нужды сетовать на несовершенство или скудость наставления современного.

Слово в день обретения мощей Святителя Алексия (Говорено в Чудове монастыре, мая 20-го; напечатано в Христ. Чтен. 1838 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.). 1837 год

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

Память о наших наставниках веры должна быть для нас священным делом.

Дневник. Том II. 1857–1858

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Мф.23:8: православные названия священноначалия именами: «учитель», «наставник» и «отец» противоречат Священному Писанию.

Православный ответ: Мф.28:19. «...идите, научите все народы».

Еф.4:11. «Он... поставил... иных учителями».

1Кор.12:28. «Иных Бог поставил в Церкви... учителями».

Евр.13:7,17. «поминайте наставников», «повинуйтесь наставникам»...

Гал.4:19. «Дети мои!»

1Ин.2:1. «Дети мои!»

1Кор.4:15. «тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе благовествованием».

Деян.7:2. «Мужи братия и отцы!»

Мф.23:8 – должно понимать, что не может быть у людей веры другой, кроме раз переданной Христом Православной: должно признавать лишь учение Христово, а не выдумки людские, как у сектантов. У них не Христос учитель, а зачинщики новых религий: Ник. Шторк, Фома Мюнцер, Вилльам Миллер и другие (см. 2Кор.11:4).

Оружие правды


О Церкви Небесной


Сектанты говорят: Мы боимся и не допускаем прославления праведников, чтобы не впасть в идолопоклонство.

Православный ответ: Пс.52:6: «делающие беззаконие... там убоятся они страха, где нет страха». Так и сектанты, но мы отличаем славу Божию от прославления и почитания угодников. Сир.44-49; Евр.11; Евр.13:7-8.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

Поминайте наставники ваша

Храните в памяти своей наставников ваших, т. е. Апостолов.

Иже глаголаша вам слово Божие

Разумеется проповедь.

Ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их

Тщательным изучением и изследованием окончачния их жизни, т. е. как они окончили свое пребывание в настоящей жизни, подражайте их вере в будущее столь же твердою верою, какую имели они, ибо они не совершили бы такого правильнаго, чистаго и многотруднаго поприща жизни, если бы не были уверены в тамошнем воздании за пережитое ими здесь.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о предании

Больших доводов истина не требует, достаточно заповеди Христа Бога нашего, повелевшего слушаться Святой Церкви и святых отцов, учителей Церкви: а если (сказал) и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18,17). И еще: Слушающий вас Меня слушает (Лк.10:16). Сообразно говорит и сосуд Христов, святой Павел, ибо он называет Церковь столпом и утверждением истины (1Тим.3:15) и повелевает слушать наставников: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13,7). И еще: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр.13:17).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о святых постах

Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1Кор.11,2).

Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди (1Фес.4,2). И ниже: Итак непокорный (нашим повелениям) непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого (1Фес.4,8).

Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним (2Фес.3,14).


Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет (Евр.13,17). И выше: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13,7). Прочее смотри в догмате о Предании.

Из этих всех изречений из Священного Писания каждый ясно видит, что Церковь Христова, то есть Вселенские и Поместные соборы, пастыри и учители, столпы и светила Церкви, имеют полномочную власть устанавливать законы для исполнения верными и понуждать к их соблюдению и обязывать под страхом осуждения (под̾ грѣхо́мъ), а непокорных всячески смирять. И всякий, отвергающий их, отвергает не человека, но Бога, давшего им Своего Святого Духа, по слову апостольскому, а вернее, по слову Христа, сказавшего им: Слушающий вас Меня слушает (Лк.10:16).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.


Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр.13:7). На этих словах апостола основывается почитание угодников Божиих, в особенности святых пастырей Церкви, прославление их подвигов и в особенности страданий и смерти за веру, что разумеет апостол под скончанием жительства, и, наконец, как последствие сего, испрашивание у них помощи на такое прохождение жизненного поприща, которое бы вполне сообразовалось с их учением и примером.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

Какая здесь последовательность мыслей? Весьма хорошая; взирая, говорит, на их жительство, т.е. на жизнь, подражайте вере их, потому что вера - от чистой жизни (Злат.). Что значит - взирая? Постоянно обращаясь к тому, рассуждая в самих себе, размышляя, тщательно исследуя и испытывая, как угодно. Хорошо сказал он: на кончину их жизни, т.е. жизнь до конца, потому что жизнь их имела добрый конец (Злат.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

В 7 стихе Апостол заповедует помнить наставников (τῶν ἡγουμένων) и, взирая на кончину жизни их, подражать вере их. Хотя Апостол и говорит об этих наставниках, что они глаголали слово Божие им (евреям), однако все же не вполне ясно, кого именно до́лжно разуметь под этими наставниками. И далее (в 17 стихе) говорится о наставниках, но те, видимо, отличаются от этих как живые от мёртвых. То же до́лжно сказать и о тех наставниках, которым Апостол посылает особый привет. По-видимому, в 7 стихе, прежде всего, имеются в виду те наставники, слова которых он привёл и о которых было такое или иное упоминание, как об явивших веру, достойную подражания, и особенно прославленных по смерти как святых, которые словом и жизнью своей внушали всем последующим поколениям быть преданными Промыслу Божию.

Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям

священник Николай Рудинский (†1937)

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. 

Для этого Апостол заповедует им хранить преподанную им веру. Вдумывайтесь, говорит, глубже в жизнь своих наставников - Апостолов и учителей, особенно тех, которые мученическою кончиною запечатлели свою веру, как, например, Апостол Иаков и первомученик Стефан. Они до конца своей жизни сохранили чистою свою веру во Христа Господа, и за нее пострадали. Такой вере и подражайте. Хотя вера их утверждалась личным учением Господа Иисуса Христа, при Котором они жили, но Он же, Христос, и в настоящее время живет между верующими благодатью Святого Духа, и утверждает веру их, как будет делать и до скончания века, потому что Он неизменяем, Один и Тот же вовек.
 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Евр. 13:4-9

От христианского братского общения апостол обращается к основным отношениям земной жизни и увещает чтить святость брака и беречься сребролюбия. Читатели при мысли о разграблении своего имущества (Евр. 10:34), которое они могут потерять снова, должны помнить о том, что им помощник – Бог, и что люди ничего дурного, без попущения Божия, сделать им не могут. В таком убеждении они могут утверждаться, взирая на своих почивших учителей веры, предстоятелей церкви (ἡγούμενοι), которые сумели умереть как истинные христиане (архид. Стефан., ап. Иаков). Вера, которую исповедовали почившие наставники, была вера в Иисуса Христа, и этой вере читатели должны подражать, ибо Иисус Христос, каким был при жизни этих наставников, таким и остается в настоящее время. Читатели не должны поэтому позволять, чтобы их отвлекали от этой спасительной веры их отцов различными и чуждыми истине учениями. Если они ищут опоры, хотят утвердиться в правильной жизни пред очами Божьими, то этого они могут достигнуть только при помощи благодати и никогда не достигнут, если будут обращать внимание только на выбор известных яств.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible