Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 13:9
Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими
Учениями различными и сектами чуждого голоса, то есть учениями священников и их десятинами, не увлекайтесь: ибо хорошо благодатию укреплять сердце наше, то есть утверждаться на новом Евангелии, а не на различении священнических яств, кои не принесли никакой пользы проводившим такую жизнь, то есть соблюдавшие эти установления о пище не получали чрез них очищения и жизни.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Учениями странными (чуждыми)» назвал Апостол учения, противные евангельским. Посему повелевает им пребывать в учении благодати и оставить наблюдения подзаконные. Ибо никто, говорил он, не получил от того пользы.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь
Различными, то одними, то другими, и от одних и от других, но чуждые правому догмату. Ибо учение может быть различным, однако не чуждым, а потому и нефальшивым. Когда же учения различны, то есть от одного - одно, а от другого - иное, тогда и чужды, то есть чужды истины, тогда и необходимо беречься. Ибо истина проста и имеет цель одну. Обрати внимание на выражение не увлекайтесь, - говорит как бы о тех легкомысленных, кои и здесь и там легко увлекаются.
Ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими
Вот - странные учения. Намекает на вводящих иудейскую привязанность к брашнам. Итак, говорит, что благодатью, то есть верой, нам необходимо утверждаться и вполне убеждаться, что нет ничего нечистого, но верующему все чисто. Итак, потребна вера, а не наблюдение за яствами. Ибо занимающиеся яствами, то есть те, кои всегда следовали строгому соблюдению правил о еде, не приносили никакой пользы для души, так как они чужды веры и рабски служат бесполезному закону. И вообще, говорит, какую пользу они получали от наблюдения за яствами, когда так были осквернены, что не могли участвовать в жертвоприношениях.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Евфимий Зигабен (†1118)
Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими
В научения странна и различна не прилагайтеся
(Не вдавайтесь в научения) не только «чуждыя» хорошо известной вам истинной проповеди, но и между собою несогласныя и взаимно противоборствующая. Этим он намекает на учения, вводящие (в жизнь христиан) иудейское наблюдение касательно снедей.
Добро бо благодатию утверждати сердца, не брашны
Хорошо укреплять сердце, для достижения полной уверенности относительно своего спасения, в благодатном даре веры, чтобы иметь этот дар и веровать без всяких сомнений, а не в строгом наблюдении снедей: ибо для спасения нужна вера, а не тщательное наблюдение касательно снедей.
От нихже не прияша пользы ходившии в них
Ходившие в них, в различии этих снедей полагавшие весь порядок жизни. Зорко следившие за соблюдением их «не прияша пользы», как относительно очищения души от грехов, так и достижения нравственнаго совершенства. Ибо «брашно, говорит, не поставляет нас пред Богом» (1 Кор. 8:8). Все чисто по вере, и одна есть скверна, это – грех. Или: «не прияша пользы» – по отсутствию в них веры: ибо речь здесь о неверующих. А так как Апостол своим пренебрежением наблюдения (за снедями) мог подать повод думать, что у нас (христиан) нет никаких подобных наблюдений, то он далее говорит, что и мы в снеди имеем соблюдение, только гораздо высшее иудейскаго. Говорит он о таинственной жертве Тела Господня.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
10. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходивший в них. Имамы же олтарь, от негоже не имут власти ясти служащий сени (скинии). Когда апостол призывает укреплять сердца благодатию, а не брашнами (яствами), то разумеет те брашна, которые устроялись из остатков ветхозаветных жертв. О них то и говорит апостол, что они не принесли пользы тем, которые занимались ими и возлагали на них надежды. Но не все яства бесполезны для спасения, иначе пришлось бы утверждать, что бесполезен и тот Хлеб, который Сам Первосвященник Нового Завета Христос преломил и дал ученикам, говоря: приимите, ядите – сие творите в Мое воспоминание. Сказав о тех яствах, которые для спасения бесполезны, апостол далее говорит: имамы же олтарь. Если есть у нас алтарь, то есть и приношения, есть и жертва, потому что без жертв алтарь уже не алтарь, он заслуживает этого наименования только тем, что на нем приносятся жертвы. Какие же жертвы (или жертва) приносятся на нашем алтаре? Дальше говорится, что от этого алтаря не могут есть служащий сени (скинии). Ясно, что на этом алтаре возлагается и приносится нечто такое, что можно вкушать; апостол не сказал, что с этого алтаря нечего есть, но сказал, что с него могут есть не все; следовательно на нем возносится Богу и потом предлагается людям нечто съедобное, что однако могут вкушать только христиане; а жертва хвалы никак не может быть названа съедобною. Апостол Павел в другом послании сказал: «служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1Кор.9:13); никто не скажет, что они могут делиться с алтарем жертвами духовными, питаться жертвами славословия. Здесь, в послании к Евреям, он ясно говорит, что и христиане имеют алтарь, следовательно возносят и жертвы, притом такие, которые могут и должны быть вкушаемы, но только христианами и христианскими священниками, а отнюдь не служителями Ветхого Завета, не служителями преобразовательной скинии. Превосходство этого алтаря, превосходство приносимой на нем жертвы и предлагаемого на нем Брашна и служит основанием, почему христиане не должны возвращаться к яствам ветхозаветным, которые не приносили пользы. Все это незыблемо утверждает учение о христианском алтаре, о приносимой на нем евхаристийной Жертве и уготовляемой на нем Трапезе Господней. При этом апостол говорит: «олтарь», а не «олтари», хотя у нас много алтарей, равно как и храмов; но он употребляет единственное число ради одинаковости совершаемого на христианских алтарях приношения, подобно тому как по той же причине говорит и об единой Чаше, хотя тогда, как и теперь, чаш было не менее, чем храмов (1Кор.10:16).
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими
«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» Желает, чтобы они не увлекались не только чуждыми, но и различными учениями; он знал, что от тех и других происходит гибель для увлекающихся (Злат.). - «Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами…» Здесь он намекает на тех, которые, исходя из своих странных учений, наблюдали суеверное различие яств. Для веры все чисто; нужна вера, а не яства (Злат.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Но Апостол кратко и сильно опровергает их, говоря, что для идущих (περιπατήσαντες) по пути спасительному нужно не обременение себя яствами, а нужна духовно-сердечная сила, которая и подаётся в благодати, открывающейся во Христе. Сказав здесь о приверженцах обрядов прикровенно, Апостол о священно-таинственной христианской трапезе говорит ясно, причём место совершения её называет жертвенником, чем (через противоположение) и определяет то вкушение, о котором он говорит во второй половине 9 стиха.
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
священник Николай Рудинский (†1937)
Известно, что не все жертвы, приносимые евреями по закону, в храм, сожигались на алтаре и отдавались жрецам, а часть их, и кровавых (некоторых) и бескровных, отдавалась принесшим их, с ними те отправлялись потом в свои дома, приглашали родных и знакомых, и вкушали их, как освященные на алтаре. И христиане имели свои религиозные собрания, на которых после молитв и песнопений, освящалась бескровная жертва Тела и Крови Христовых. Ею приобщались собравшиеся верующие, и после этого садились за общую трапезу - вечерю любви, на которую приносили кто что может. Неверующие иудеи учили, что их собрания, от вкушения жертвенных яств, превосходнее христианских, потому что имеют более освятительной силы, именно от жертвенных яств. Поэтому некоторые из христиан-евреев оставляли христианские собрания, предпочитая им ветхозаветные, неверующих иудеев (см. Евр. 10:25). Святой Павел и пишет христианам: не увлекайтесь различными учениям, и чуждым и нашей религии - Христовой. Весьма спасительно укрепляться христианам благодатными средствами, дарованными нам верою в Господа Иисуса Христа, каково, например, приобщение Тела и Крови Христовых, бываемое на христианских собраниях, а не яствами жертвенными, от которых самые усердные почитатели их не получили никакой пользы для очищения души от грехов и угождения Богу (ср. Кол. 2:16-17). Жертвой же Христовой очищаются все грехи, но только верующих в Него.
Николай Петрович Розанов (†1941)
От христианского братского общения апостол обращается к основным отношениям земной жизни и увещает чтить святость брака и беречься сребролюбия. Читатели при мысли о разграблении своего имущества (Евр. 10:34), которое они могут потерять снова, должны помнить о том, что им помощник – Бог, и что люди ничего дурного, без попущения Божия, сделать им не могут. В таком убеждении они могут утверждаться, взирая на своих почивших учителей веры, предстоятелей церкви (ἡγούμενοι), которые сумели умереть как истинные христиане (архид. Стефан., ап. Иаков). Вера, которую исповедовали почившие наставники, была вера в Иисуса Христа, и этой вере читатели должны подражать, ибо Иисус Христос, каким был при жизни этих наставников, таким и остается в настоящее время. Читатели не должны поэтому позволять, чтобы их отвлекали от этой спасительной веры их отцов различными и чуждыми истине учениями. Если они ищут опоры, хотят утвердиться в правильной жизни пред очами Божьими, то этого они могут достигнуть только при помощи благодати и никогда не достигнут, если будут обращать внимание только на выбор известных яств.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Благодатью укреплять нужно душу, а не яствами (Евр.13:9).
Ответ:
Под яствами апостол разумеет иудейские жертвы, которые не могли очищать от грехов приносящих их (Евр.10:3-4), а не таинство причащения, дарующее величайшие блага достойно приступающим к нему (1Кор.10:16-17,11:23-25). Указание на таинство причащения имеется в следующем стихе (Евр.13:10), из коего видно, что у христиан есть свой жертвенник, а, следовательно, и своя жертва (Святое Причащение – Евр.9:23). Апостол не мог противоречить себе, как допускают сектанты. «Учениями чуждыми назвал», – замечает блаженный Феодорит, – «учения, противные евангельским. Поэтому повелевает им пребывать в учении благодати и оставить наблюдения подзаконные. Ибо никто, говорил он, не получит от того пользы».(1)
--------------------------------------------------------------------------------
(1) - Творения, Часть 7. Толков, на Послан. к Евр. 1861 г., стр. 649.