Скрыть
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 1-4 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя

Апостольское изречение напоминает о времени, в которое Бог глаголал нам в Сыне, когда также совершено и очищение грехов. Когда же глаголал нам в Сыне? И когда совершено очищение грехов? Когда сделался человеком? Не после ли пророков? Не напоследок ли дней? Потом, поелику идет речь о домостроительстве нашего спасения, говоря о последних временах, по связи с этим упомянул, что и в прежние времена Бог не умолкал, но глаголал людям через пророков. А поелику и пророки служили, и через ангелов изглаголан Закон (Гал. 3:19), но пришел и Сын, и пришел послужить, то по необходимости присовокупил: «толико лучший быв Ангелов», желая показать, что сколько Сын отличен от раба, столько же и служение Сына стало лучше служения рабов. Посему апостол, различая ветхозаветное и новозаветное служение, с дерзновением пишет иудеям и говорит: «толико лучший быв Ангелов». Почему не сказал совершенно сравнительно «больше, или честнее быв», чтобы не заключил кто об ангелах, будто бы одного с Ним рода, но сказал: «лучший», чтобы дать уразуметь отличие Сына по естеству от существ сотворенных. И на это имеем доказательство в Божественных Писаниях. Давид псалмопевствует: «лучше день един во дворех Твоих паче тысящ» (Пс. 83:11). И Соломон возглашает: «Приимите наказание, а не сребро, и разум паче злата искушена. Лучше бо премудрость камений многоценных, всякое же честное недостойно ея есть» (Притч. 8:10-11). И действительно, не различны ли по сущности и по естеству премудрость и добытые из земли камни? Какое сродство между дворами небесными и жилищами земными? Или в чем сходство у вечного и духовного с временным и смертным? И в этом же смысле Исаия говорит: «сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя и изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет» (Ис. 56:4-5). Итак, нет никакого сродства у Сына с ангелами. А если нет никакого сродства, то слово «лучший» сказано в обозначение не сравнения, но различения, потому что Сын по естеству отличен от ангелов. И сам апостол, толкуя слово: «лучший», поставляет это превосходство не в ином чем, но в различии Сына с существами сотворенными, говоря, что Он Сын, а те «служебнии» (Евр. 1:14), и что как Сын сидит одесную Отца, так они, будучи служебными, предстоят, посылаются и служат.

Поелику же это написано в таком смысле, то этим, ариане, означается, что Сын не сотворен, но паче инаков с существами сотворенными, собственно принадлежит Отцу, «Сый в лоне Отчи» (Ин. 1:18). И написанное здесь: «быв» – не означает, что Сын сотворен, как думаете вы. Ибо если бы просто сказал: «быв» и умолк, то был бы предлог у ариан. Поелику же предварительно нарек Сыном, во всем отделении речи показав, что инаков Он с существами сотворенными, то и слово «быв» поставил неотрешенно, но к «быв» присовокупил «лучший», потому что почитал это речение безразличным, зная, что об исповедуемом преискренним Сыном сказать: «был» – равнозначительно слову: «родился» и есть лучший. Для рожденного нет различия, скажет ли кто: стал или сделался; того же, что приведено в бытие как создание, невозможно именовать рожденным, разве только после того, как твари сделаются причастными рожденного Сына и сами наименуются рожденными не по собственному естеству, но потому что стали причастны Сына Духом. Такое словоупотребление известно и в Божественном Писании. Оно говорит о существах сотворенных: «вся Тем быша и без Него ничтоже бысть» (Ин. 1:3), и: «вся Премудростию сотворил еси» (Пс. 103:24). О сынах же рожденных: «быша Иову сынове седмь и дщери три» (Иов. 1:2), и: «Авраам бе ста лет, егда бысть ему Исаак сын его» (Быт. 21:5). И Моисей сказал: если будут у кого сыновья.

На ариан слово первое

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках

Во многих знамениях, говорит, и многими образами говорил прежде чрез пророков с отцами нашими, то есть разными изменявшимися образами говорил с Ноем, Авраамом, Моисеем и с народом в пустыне, - а также в разных являлся им подобиях, то в виде старца (Дан. 7:13), то гиганта (Быт. 32:24), и в других.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках

Павел в посланиях ко всем остальным полагает свое имя в начале посланий; а в послании к евреям не сделал этого, и, не сказав, кто он и к кому пишет, как обыкновенно делал, просто начал так: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках. И это обнаруживает мудрость Павлову. Дабы писание не подверглось ненависти вместе с ним, он, как бы какою маскою скрыв себя отнятием от него своего имени, незаметным образом предлагает им врачество увещания. Ведь не одни только неверные иудеи, но и уверовавшие сами ненавидели его и отвращались. Так, когда он пришел в Иерусалим, послушай, что говорит ему Иаков и все остальные: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона; а о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея (Деян. 21:20-21). За это особенно они ненавидели его и отвращались.

Беседа, сказанная в старой церкви на слова апостола: Когда же Петр пришел в Антиохию

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках

Так как они, то есть евреи, были изнурены бедствиями и считали себя оставленными Богом и не удостаиваемыми от Него того попечения, какого удостаивались и отцы их, то апостол показывает противное: вы, говорит, получили большую благодать, чем те. К тем он посылал пророков, а к вам Своего Сына. Что же означают слова его: многократно и многообразно? Это вместо: различно и во многих видах. Я, говорил Бог, говорил к пророкам и умножал видения (Ос.12:10). Зачем же вам негодовать и малодушествовать, если вы удостоены несравненно большего?

Евфимий Зигабен (†1118)

Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне

Так как Иудеи высокомудрствовали о себе по той причине, что к отцам их от Бога посылались пророки, то Апостол в самом же начале (Послания) смиряет это их высокомудрствование, говоря, что тем (отцам) Бог говорил чрез пророков, а нам (христианам) чрез Сына Своего. Таким образом, сколь велико отличие пророков от Сына, настолько же отличается и ветхий закон от новаго, т. е. закон Моисея от Евангелия. А слово «многочастне» он пояснил следующим: «многообразне», – что значит: разными способами. Ибо одним из пророков Он являлся в одном виде, другим – в другом: ибо, говорит Бог, «Я умножал видения» (Ос. 12:10). Итак, Апостол говорит, что Бог, глаголавший отцам нашим во пророцех, в последние эти дни возглаголал нам, Апостолам, в Сыне Своем. «Многообразне» же употреблено вместо: в разных видах, в разных видениях. А днями последними называет последние дни времени, определеннаго на служение законное (ветхозаветное): ибо говорит Писание, егда прииде кончина лета…

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках

«Многократно (polumerwV) и многообразно (polutropwV)» - через многих пророков и разнообразными способами. Последнее относится и к способам сообщения воли Божией пророкам, и к способам сообщения этой воли пророками людям, для чего - кроме обычной речи - употреблялись и необычные средства - видения, знамения, чудеса, символы, пророчества и прообразы. Славянское - «многочастне» лучше и правильнее отражает мысль подлинника, желающего указать на простую многократность и как бы повторяемость откровения, а именно - его многочастность и как бы раздельность, при разнообразии и характерной особенности открываемой в каждом отдельном случае и при теснейшем отношении каждой отдельной открываемой истины к общему - единому и целому содержанию откровения. Таким образом, через пророка Исаию, например, было открыто рождение Мессии от девы и Его страдания, через Даниила - время Его пришествия, через Иону - Его тридневное погребение, через Малахию - пришествие Его Предтечи и т д. В противоположность этой раздельности и многочастности в Новом Завете Бог открыл через одного Своего Сына всю полноту истины - существенно, видимо, осязательно - в воплощенном Сыне, Который есть Сама Истина. - «Издревле» - (неопределенное наречие) опять менее характерно, чем славянское «древле» для точнейшего оттенения мысли подлинника. Это древле (palai) противополагается дальнейшему - в последок дней сих (ep escatou tain hmerwn toutwn) и означает здесь все время Ветхого Завета, всю древность в ее совокупности, а не отдельных моментах. - «В пророках». - Это выражение надо понимать здесь в самом широком смысле, разумея под пророками всех святых мужей Ветхого Завета, получавших откровение от Бога.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,

«Многочастне и многообразне». Так как мыслью о многократности сообщения откровения в Ветхом Завете Апостол сразу даёт понять об его несовершенстве, то в данных словах нельзя видеть простого расширения одной и той же мысли, или даже тавтологии, что высказывают некоторые неправославные экзегеты. Делич, Люнеман, Блеек видят в слове «многочастне» указание на внешнюю множественность откровения, или на количественную последовательность его. Но прилагательное πολυμέρης значит из многих частей состоящий и на многие части распадающийся. Поэтому главной мыслью здесь должна быть та мысль, что Бог, говоривший отцам во пророцех, ни разу не сообщал цельного, полного откровения, но только его части из которых, как отдельных и отрывочных, трудно было составить полное представление полной истины. Многочастности ветхозаветного откровения соответствует множественность его сообщения.

«Многообразне» означает различие откровений в отношении к содержанию и форме. Здесь Апостол говорит о тех разнообразных способах, при посредстве которых Бог говорил в пророках.

Иначе Бог говорил через Моисея, иначе через Илию, ещё иначе через Исаию, Иеремию, или Иезекииля. Короче говоря, всякое отдельное откровение, как оно должно было раскрыть особую часть истины, так и дано было особенным, ему свойственным τρόπος. Это многообразие откровения так же, как и многочастность его, указывает его несовершенство, ибо совершенный способ должен быть единственным, пригодным для всех времён и всех отношений.

«Древле», как противоположное последним дням, до́лжно разуметь в отношении времени ветхозаветного откровения вообще, от начала его до пророка Малахии включительно. Греческое πάλαι означает вообще давно минувшее. Поэтому нельзя здесь видеть указание только на один начальный пункт откровения (как это делается в переводе издревле), ни на прежнее только вообще, как это делает Делич, утверждающий, что здесь противополагаются только «прежнее и теперешнее».

священник Николай Рудинский (†1937)

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,

2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
 

1:1-2. Святой Павел не полагает, по своему обыкновению, обычной надписи и приветствия, в начале своего послания, вероятно потому, что христиане палестинские (из иудеев) всегда, если не враждебно, то подозрительно относились к нему, как к Апостолу, и потому получив послание, надписанное его именем, или не стали бы вовсе читать его, или взглянули бы на его учение с предубеждением, и таким образом послание лишилось бы своей силы и влияния. Поэтому святой Павел, благоразумно опустив свое обычное приветствие, прямо начинает раскрывать учение о превосходстве новозаветного Ходатая перед ветхозаветным. Как ветхозаветная, так и новозаветная религия, основана на откровении, источник которого в обеих религиях один и тот же - Бог, Который одушевлял духом Своим посредников откровения Его в Ветхом Завете; издревле - пророков, и в общем значении людей благочестивых, как Авраам, Моисей и другие. И в собственном смысле, пророков ветхозаветных, которым Он открывал волю Свою, в Новом Завете; Иисуса Христа. В этом заключается сходство. Но в способе и степени откровения через тех и Другого, заключается превосходство новозаветного откровения перед ветхозаветным. Там, в Ветхом Завете, Бог открывал свою волю людям многократно, не вдруг во всей полноте, какой не могли бы вместить не только народ еврейский, но и самые пророки, а частями; одному - одно, другому другое и притом мало-помалу. Например пророку Исайи открыл рождение Обетованного от Девы, Его страдания. Пророку Михею - место Его рождения, пророку Даниилу - время Его пришествия, пророку Малахии - пришествие Предтечи Христова и т д. Притом Бог открывал пророкам волю Свою многообразно, приближал будущее к духу пророка и народа в различных образах, не прямо раскрывая их, но или во сне, или в видении, или в прямой речи, или в символической. Не так было в Новом Завете, в последние дни сии. Здесь Бог излил Свое откровение во всей полноте, потому что приемлющим, и провозвестником Его откровения, был не простой человек, но Сын Его.

Кто же этот Сын Божий? В Ветхом Завете ангелы иногда называются сынами Божьими (см. Иов. 1:6, 2:1; Пс. 28:1, 88:7; Дан. 3:92). В Новом Завете искупленные Христом люди, называются так же сынами Божьими (см. Гал. 4:6; Рим. 8:15-16). Святой Павел далее характеризует Сына Божия такими чертами, которые могут быть отнесены только к Единородному и Единосущному Сыну Божию, Иисусу Христу. Его, говорит, Бог поставил наследником всего. По ветхозаветному словоупотреблению наследник и наследство означают, вместе с тем, господина и господство (см. Пс. 2:8). Следовательно, наследник и господин всего, что принадлежит Богу Отцу, есть в собственном смысле Его Единородный Сын. Как Бог, Сын от вечности наследник Отца. Ему, как Богу, принадлежит все, что имеет Бог Отец.

О каком же получении наследства от Бога Отца, Богом Сыном, говорит здесь святой Павел: поставил наследником во времени? Бог Сын, воплотившись по человечеству, получил от Бога Отца в наследство все, как Сам Он сказал по воскресении: дадеся Ми всякая власть на небеси и на земли (Мф. 28:18). Он стал во времени наследником и Господом всего, именно потому, что как Богочеловек совершил второе творение, то есть возрождение всей твари. Этим Христос основал себе Богочеловеческое царство. Но Он наследник всего и по Божеству, потому что через Него или Им, как Богом, сотворены и веки, и все, что существует во времени (см. Кол. 1:15-16).

Далее святой Павел изображает Сына, по существу Его как Бога.

Стих: Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible