Скрыть
они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-12 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся

Здесь, как и в словах: они погибнут и прочее, - Апостол опять приводит изречение Давида (Пс. 101:26-28). Если погибнут все творения, то следовательно погибнет и рай, который не имел погибнуть. Поэтому посредством рая, который не погиб, открывает, что вместе с нами (назначенными для блаженства в раю) обновятся и все твари (Рим. 8:18-22), как учат одни, - а отнюдь не погибнут, как говорили другие.

Афанасий Великий, свт. (†373)

они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза

Сказуемое теперь: «та погибнут», не то означает, что тварь блюдется на погибель, но указанием на конец дает разуметь о естестве вещей сотворенных. Что может погибнуть, то, хотя и не погибнет по милости Сотворшего сие, однако же, произошло из ничего и свидетельствует о себе, что некогда оно не существовало. Поелику же таково естество вещей сотворенных, то по сему самому о Сыне сказуется: «Ты же пребываеши», чтобы показать Его вечность. Поелику Он не имеет возможности погибнуть, как имеют ее вещи сотворенные, имеет же вечное пребывание, то такое сказуемое о Нем: «не было Его, пока не рожден», для Него чуждо; свойственно же Ему вечное бытие и сопребывание с Отцом.

На ариан слово первое

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 8-12 К Сыну же: престол Твой Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего рáди помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих. И паки: в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку́ Твоею суть небеса. та погибнут, Ты же пребывавши: и вся, якоже риза, обетшают, и яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют

Так как Сын не тварь, а истинное порождение, то он сказал уже не «творяй», как относительно Ангелов, а что? – «Престол Твой, Боже, в век века». Престол есть признак царства, а жезл – правосудия. - «Жезл правости». Вот и другой признак царства – «жезл Царствия» и скипетр. - «Возлюбил еси правду». Все униженное соответствует воплощению, так как плоть в состоянии переносить ничтожное. - «Сего рáди помаза Тя, Боже, Бог Твой». Боже, помазал Тебя Бог Твой. Ибо помазуется человечество Духом Святым. Не совершается оно так, как над простыми людьми, например пророками, патриархами. А помазание есть как бы полное пришествие Помазующаго. Так святой Кирилл думает. Смотри Евсевия, как сказал он, Симмах прославил это именно помазание. Посему и сказал: «помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». - «Елеем радости». Елей радования – Дух Святой. Причастники Христа – люди. Что же говорит он, это вот что. Не так, говорит, помазан Христос, как помазуются простые люди Духом Святым в меру, но всецело помазан Духом. - «И паки: в начале Ты, Господи». Для того, чтобы ты, услыхав: «егда же паки вводит Первороднаго во вселенную», не подумал, что она, как дар, после дана Отцом Сыну, показывает, что Он есть Творец ея. Но последнее понимай до воплощения, первое же после воплощения. - «Та погибнут». Ибо видимое все преобразится и в безсмертие приидет. Итак, «погибнут» – говорит относительно настоящаго вида. - «И яко одежду свиеши их». Легкость изменения их показывает. - «Ты же тойжде еси». Все, говорит, изменишь и обновишь и безсмертным сделаешь из смертнаго. Ты же безконечно живешь и пребываешь непрестанно.

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся (Пс.101:27-28)

Внушает нечто важнейшее, чем творение, именно, изменение мира. Все изменится из тления в нетление, и так легко, как если бы кто свернул одежду. Если же так легко он совершит изменение и преобразование мира в лучшее, то мог ли Он при первоначальном образовании мира иметь нужду в ком-нибудь другом? Немалое утешение здесь для бедствующих верующих - знать, что дело не останется в таком состоянии, но получит преобразование, что Тот, Кого они почитают, живет и всегда будет жить. Ибо лета Твои не кончатся.

Евфимий Зигабен (†1118)

Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся

Та погибнут

Изменятся, как творение. «Погибнут», говорит, вследствие изменения своего вида, который они имеют теперь.

Ты же пребываеши

А Ты остаешься неизменным, как Творец.

B вся якоже риза обетшают

Вся, т. е. и небо, и земля, от постояннаго действования и от времени подобно одежде, ветшающей от того же.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих:
они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают как риза,
и как одежду свернешь их, и изменятся: но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Ис. 101:26–28)207.
Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? (Евр.1:13)
Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр.1:14)
 
Относя в ст. 10–12 к Сыну Божию слова Пс.101:26–28, Апостол ещё выразительнее и определеннее обозначает Его равное и единосущное достоинство с Отцом, потому что в 101 псалме несомненно речь идёт о Боге Творце и совечности Ему Сына, причём вся прелесть образного могущества и силы вечного бытия Божия передается Апостолом во всей полноте и возможном совершенстве, что особенно рельефно сказывается в сравнении легкости свертывания одежды и видоизменения всей системы миров, которою как красивой одеждой облёкся Бог, по сотворении мира (κόσμοσ’а, т. е. красоты и славы Божией).
Представляя почти непрерывно одно псаломское свидетельство вслед за другим, Апостол как бы начертывает целую христологию Псалтири, что и понятно при том общем уважении к псалмам, которое питали к ним евреи, постоянно пользуясь ими и в домашних, и в богослужебных молитвах. Позаимствование одного стиха из Пс.109:1 псалма и потом рассудочное обращение к Пс.103:4 вносит немного существенно новых черт в христологию Псалтири, но это много вносит в высокое представление о Сыне Божием, как победителе всех врагов Его и Судье и Владыке ангелов, которые служили и служат Ему в деле спасения людей, почему их служение никак не может равняться Его служению, как наивысшему и окончательному, имеющему кончиться наделением одних богатым небесным наследием, а других лишением всех прав и достоинств.

священник Николай Рудинский (†1937)

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

И еще в Писании говорится о Сыне, что Он по существу равен Богу Отцу - есть Господь. Вначале сотворил небо и землю, и будет неизменно существовать и тогда, когда небо и земля обветшают, как одежда, и разрушатся, или изменятся в другую форму, в другой вид по воле Его (см. Пс. 101:26-28). Следовательно, Сын Божий, как Богочеловек, Ходатай Нового Завета по свидетельству Писания, есть Царь правды - Бог блаженный. И царство Его вечное, праведное и блаженное. И по существу своему Он есть Господь - Творец мира, неизменяемый и вечный.

Кто же ангелы в сравнении с Ним?

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible