Скрыть
Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение

Хотя, говорит, они суть духи, однако они необходимы, как посылаемые в конце (мира) на служение ради тех, кои имеют наследовать жизнь спасения.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 13-14 Кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение

Итак, начало естества нашего вознес к Отцу. И этот дар высоко оценил Отец и, вследствие достоинства Принесшаго и по непорочности Принесеннаго, как бы взял собственными руками, положил этот дар около Себя и сказал: «Седи одесную Мене». Сказал «седи» – не другое что желая показать, говорит – будто Он не осмелился бы сесть, разве по приказанию, – да не будет, но чтобы ты не считал Его безпричинным. А что это именно так, на это указывает и место седения – знак равночестия, и сказанное выше «седи», хотя раньше не слышал Он: «седи». Или, так как пророк не в состоянии был иначе выразить согласие и соизволение Отца на седение, то и воспользовался выражением «седи». Велико и это, и не только превышает человеческое естество, но и всю тварь. Однако по человечеству и Ему говорится. Ибо, как Бог, Сын имеет вечный престол. «Престол Твой Боже», говорит, «в век века». Ибо не после Креста и страдания, как Бог, удостоился Он этой чести, но как человек воспринял то, что имел как Бог. Ибо не умаленным будучи возвысился, но, будучи высоким и «будучи образом Божиим... уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2:6-7). Посему и евангелист взывает: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). И Господь говорит: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11). И в другом месте: «прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Итак, как человек, Он слышит: «седи одесную Мене». Ибо, как Бог, Он имеет вечное владычество. - «Дондеже положу враги Твоя». Вот доказательство законнаго происхождения Сына. Гневается Отец на врагов Сына; это сказал не потому, что Сын один не мог бы положить их под ноги Свои, но чтобы показать тождество воли. «Дондеже» не означает времени, когда после положения врагов под ноги Его они вознамерятся возстать опять. Отнюдь нет, но желает показать, что Он не безсилен будет положить всех подножие. Ибо «дондеже» откладывается до того времени, после коего они не возстанут, о чем святой Григорий во втором слове «О Сыне» говорит. - «Не вси ли суть служебнии дуси». Ободряет их (апостол), говоря, что Христос – истинный Сын Божий, а Ангелы, сослужители нам, поставлены в такую службу, чтобы все делать и исполнять для спасения нас – людей. Ведь Ангелы многократно были служителями у людей – у Марии, при гробе Господа, у Корнилия.

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение

Возвышает умы слушателей, показывая великое попечение о нас Божие, если даже ангелов, превосходящих нас, поставил Он служить нашему спасению. Кажется, также нападает на некоторых, воздающих сверхдолжное почитание ангелам, и в особенности на всех вообще евреев, преданных данному чрез ангелов закону и служению их в нем, даже предпочитающих их Христу. Итак, говорит, не служите им, ибо они сослужители наши. Посмотри какое небольшое различие полагает он между тварями; хотя большое расстояние между ангелами и людьми, однако он поставил их близ нас, ибо твари не много возвышаются над тварями. Послужили же ангелы много и в Ветхом и в Новом Завете: когда помогали Иосифу советом (Мф. 1:24), когда благовестили пастырям, когда сидели при гробе и возвещали воскресение Христово и когда поучали, что Он придет таким же образом, как и вознесся. Ангел являлся Корнилию (Деян. 11:13), Филиппу (Деян. 8:26), Петру в темнице (Деян. 12:7), и вообще бесчисленное множество таких примеров. Заметь, что ангельское дело - служить спасению людей, больше же делу Самого Христа. Посему не должно пренебрегать таким служением.

Евфимий Зигабен (†1118)

Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение

И зачем это говорю я, что Иисус Христос выше Ангелов? В самом деле, ведь они суть служители как Отца, так равно и Сына. Они служат там, куда посылаются, и служат спасению людей, как внушает (нам) это не ветхое только Писание, но и новое. Так, напр., они служили Аврааму и тем, кои с ним, Лоту и т. далее; равным образом – при Евангельском благовестии Богоматери, обрученнику ея, пастырям, волхвам и безчисленному множеству других людей. В выше – поставленном вопросительном предложении (Апостола) ясно и опредленно заключается такой именно ответ. А служат Ангелы Сыну и по вочеловчении Его, будучи посылаемы Им к людям, достойным спасения.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение

Ст. 14 заключает сказанное об Ангелах положением, что все они, в противоположность Сыну - Господу, являются Его слугами и исполнителями Его воли относительно спасения всех людей. - «Не все ли» - не исключая, следовательно, и высших из них. - «Служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые…» Духи служат Богу и тогда, когда посылаются Им на служение спасению людей. Поэтому на служение нельзя относить непосредственно к хотящим наследовать спасение: здесь разумеется служение, которое Ангелы оказывают Богу, но ради тех, которые должны наследовать спасение. - Спасение - вся полнота явившейся во Христе благодати и истины, которая достигнет полного своего завершения лишь на небе.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих:
они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают как риза,
и как одежду свернешь их, и изменятся: но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Ис. 101:26–28)207.
Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? (Евр.1:13)
Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр.1:14)
 
Относя в ст. 10–12 к Сыну Божию слова Пс.101:26–28, Апостол ещё выразительнее и определеннее обозначает Его равное и единосущное достоинство с Отцом, потому что в 101 псалме несомненно речь идёт о Боге Творце и совечности Ему Сына, причём вся прелесть образного могущества и силы вечного бытия Божия передается Апостолом во всей полноте и возможном совершенстве, что особенно рельефно сказывается в сравнении легкости свертывания одежды и видоизменения всей системы миров, которою как красивой одеждой облёкся Бог, по сотворении мира (κόσμοσ’а, т. е. красоты и славы Божией).
Представляя почти непрерывно одно псаломское свидетельство вслед за другим, Апостол как бы начертывает целую христологию Псалтири, что и понятно при том общем уважении к псалмам, которое питали к ним евреи, постоянно пользуясь ими и в домашних, и в богослужебных молитвах. Позаимствование одного стиха из Пс.109:1 псалма и потом рассудочное обращение к Пс.103:4 вносит немного существенно новых черт в христологию Псалтири, но это много вносит в высокое представление о Сыне Божием, как победителе всех врагов Его и Судье и Владыке ангелов, которые служили и служат Ему в деле спасения людей, почему их служение никак не может равняться Его служению, как наивысшему и окончательному, имеющему кончиться наделением одних богатым небесным наследием, а других лишением всех прав и достоинств.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об Ангелах хранителях.
 

Мф.18:10-11. Из этого места Писания видно, что ангелы-хранители существуют у людей, а из других видно, что они посылаются на служение тем, кто хочет наследовать спасение: Евр.1:14; Деян.12:15; Тов.5:4-5; благочестивые люди кланялись Ангелам до земли: Иисус Нав.5:141Пар.21:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Никому из ангелов Бог не говорил того, что Он сказал Сыну Своему - Иисусу Христу: седи одесную Меня, разделяй со Мною Божескую власть для того, чтобы покорить Тебе всех врагов Твоих (Пс. 109:1, ср. 1Кор. 15:25-26), то есть, во все время, когда царствует в мире грех и смерть, и совершается искупление людей при посредстве Господа Иисуса, Искупителя. Когда же испразднится последний враг - смерть, тогда будет Бог все во всем (1Кор. 15:28). Вот какое величие и силу имеет Ходатай новозаветный, Христос Иисус.

Ангелы же что? Сын господствует, ангелы же служат, они служебные духи. Сын сидит одесную Отца на престоле, а ангелы все посылаются, как исполнители Божественных повелений, на служение для тех, ради тех, которые имеют наследовать спасение, ради тех, которые веруют во Христа и устрояют жизнь свою по вере, чтобы в наследие получить спасение и жизнь вечную.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible