Скрыть
А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8-9 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих

О Сыне же Своем так говорит Бог: престол Твой во век века. Обрати внимание на то, что не назвал здесь плоть Его сотворенною, не потому, чтобы она не была создана, но чтобы творение по плоти Ариане не отнесли к творению Сына по естеству. Жезл, говорит, правоты Иуды, жезл царства Твоего и прочее, сказанное Давидом о Христе по плоти, Апостол привел здесь (Пс.44:7-8).

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 8-12 К Сыну же: престол Твой Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего рáди помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих. И паки: в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку́ Твоею суть небеса. та погибнут, Ты же пребывавши: и вся, якоже риза, обетшают, и яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют

Так как Сын не тварь, а истинное порождение, то он сказал уже не «творяй», как относительно Ангелов, а что? – «Престол Твой, Боже, в век века». Престол есть признак царства, а жезл – правосудия. - «Жезл правости». Вот и другой признак царства – «жезл Царствия» и скипетр. - «Возлюбил еси правду». Все униженное соответствует воплощению, так как плоть в состоянии переносить ничтожное. - «Сего рáди помаза Тя, Боже, Бог Твой». Боже, помазал Тебя Бог Твой. Ибо помазуется человечество Духом Святым. Не совершается оно так, как над простыми людьми, например пророками, патриархами. А помазание есть как бы полное пришествие Помазующаго. Так святой Кирилл думает. Смотри Евсевия, как сказал он, Симмах прославил это именно помазание. Посему и сказал: «помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». - «Елеем радости». Елей радования – Дух Святой. Причастники Христа – люди. Что же говорит он, это вот что. Не так, говорит, помазан Христос, как помазуются простые люди Духом Святым в меру, но всецело помазан Духом. - «И паки: в начале Ты, Господи». Для того, чтобы ты, услыхав: «егда же паки вводит Первороднаго во вселенную», не подумал, что она, как дар, после дана Отцом Сыну, показывает, что Он есть Творец ея. Но последнее понимай до воплощения, первое же после воплощения. - «Та погибнут». Ибо видимое все преобразится и в безсмертие приидет. Итак, «погибнут» – говорит относительно настоящаго вида. - «И яко одежду свиеши их». Легкость изменения их показывает. - «Ты же тойжде еси». Все, говорит, изменишь и обновишь и безсмертным сделаешь из смертнаго. Ты же безконечно живешь и пребываешь непрестанно.

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века (Пс.44:7)

Ангелы, говорит, создания и творения, ибо о них сказано: Ты творишь. А Сын не творение: о Нем не сказано: Ты творишь; но Царь, Владыка, Бог, Престол усвояется Ему, что служит знаком Царствия, и престол вечный. Это против Павла Самосатского, представляющего простым человеком истинного Бога и вечного Царя; и против Ария.

Жезл царствия Твоего - жезл правоты

Вот и другой знак царствия.

Евфимий Зигабен (†1118)

А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты

К Сыну же

Равным образом и здесь «к Сыну» употреблено вместо: о Сыне, и относится к глаголу: говорит, Отец, или Давид, как сказано выше.

Престол Твой, Боже, в век века

Вот величайшее преимущество Сына пред Ангелами, именно – что все они сотворены, а Сын по божеству своему не сотворен, напротив Сам – Творец их. Они – рабы Его, а Он – их Владыка и царь: ибо престол есть символ царской власти. А «в век века» означает Его вечное царствовапие.

Жезл правости жезл царствия Твоего

Вот и другой символ царскаго сана и власти судии. И так, Твоя, говорит, творящая суд власть есть власть справедливости, право судящая. И иначе: под жезлом разумей силу воспитывающую, и ей, как право наказующей свойственна справедливость.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих

Сила доказательства превосходности Сына над Ангелами состоит в том, что в то время как Ангелы в Св. Писании называются служебными, элементами природы, Сын называется (два раза) Богом и вечным Царем. Сила Царства Сына Божия в том, что оно есть царство правды, которая одна пребывает во век века. Любовь к этой правде и ненависть к неправде - по ветхозаветному пониманию - наиболее существенные свойства и условия достоинства истинного царя. В Сыне Божием эти свойства и условия возвысились до такого исключительного совершенства, что послужили причиною помазания Его елеем радости более всех соучастников Его, иначе говоря - Он стал Помазанником Божиим в гораздо более совершенном смысле слова, чем обычные помазанники - цари, принимающие свое помазание на царство от Того же Царя Царей («Мною царие царствуют…»), и чем все остальные соучастники Его Царственней славы и победы - верующие в Него «чада царствия». - «Помазание елеем радости» - в применении к Сыну Божию есть соединение человеческой природы Его с божеством, как говорил о сем Св. Иоанн Дамаскин: «Сам Христос помазал Себя Самого, помазуя как Бог, помазуясь как человек; помазание же человечества есть Божество». - «Более соучастников Твоих…», т.е. более, преимущественно, чем все прочие люди, хотя и Его братья (II:11). И эти последние благодатно воспринимают в себя Божество, но не как Христос, в Котором Божество и человечество соединены ипостасно.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты.
 

Ангелы – силы служебные, а Сын – Владыка. Доказывается это в 8 стихе опять пророчественным псалмом о Мессии.

К Сыну же: Престол Твой, Боже, в век века. «В постоянно возрастающем и усиливающемся волнообразном течении своих пророческих излияний псалмопевец здесь дошел до такой высоты пророческого отвлечения от того, что у него было перед глазами, что останавливается уже прямо на лице будущего Царя Мессии, к Которому одному только, в собственном смысле, слова этих стихов и могут относиться. Здесь Царь называется Богом (אִֶלֹהִים), представляется имеющим вечный престол, любящим правду и помазанным более причастников Своих». Божество, обладание вечным престолом – это такие черты, которые могут идти исключительно только к одному из всех Помазанников Божиих, к Тому, который называется Господом и представляется вечным в псалмах 2, 7 и 109, 1–3, т. е. к Мессии Иисусу.

При этом ещё до́лжно сказать и то, что это великое имя Божие нередко заменяет в Писании самое величайшее Его имя: יְהוׇֹה. Противники мессианского значения 44 псалма стараются также различно прочесть и понять и другие слова этого стиха. Например, слова о вечности владычества Царя псалма они относят к Соломону.

Но отношение настоящих слов 44 псалма к Мессии Иисусу может быть не таким исключительным, которое не дозволяло бы никакого отношения их к Соломону, который был здесь личностью, послужившей поводом к изречению этих слов, относящихся вполне только к Иисусу Христу, так как кто же может справедливо считаться Богом, имеющим вечный престол, кроме Того, Который Сам называл Себя единым со Отцом, Который в опровержение несправедливо возводимого на Него богохульства Сам ссылался на слова Пс.81:6: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? и о Котором Иудеи знали, что Он будет пребывать вовек, имея непоколебимый во веки престол?

К этому вечному Царю и Богу и правдивость приложима, как одно из самых существенных свойств правления Царя Мессии.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.


Писание так предизображает Господа Иисуса Христа. Ему Бог Отец говорит: престол - царство Твое Боже, будет в век века - вечножезл. Скипетр - символ управления Твоего, будет правда, справедливость, потому, что Ты Сам есть правда и безгрешность (Пс. 44:7-8, ср. 2Кор. 5:21). По этой причине Бог Отец излил на Него в изобилии (см. Ин. 3:34) дары радости - Святого Духа, в гораздо большей мере, чем на соучастников Его, членов Его царства (Евр. 2:111Кор. 1:9).

Итак, Ходатай Нового Завета, Сын Божий, есть Бог и Царь вселенной. Мало этого, Писание изображает Сына Божия по существу Его, Творцом мира, неизменяемым и вечным.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible