Скрыть
Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания

Ибо подобало, чтобы Тот, в Ком создано все и чрез Кого все утверждено, привел, после воскресения, многих сынов к славе, то есть к царству, - чтобы и сам Он соделался виновником жизни их, после оживотворения воскресения, - и чтобы чрез страдание Свое соделал их совершенными, ибо не останутся всегда на млеке закона.

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания

А этими словами означает, что не иному кому следовало возвести людей от постигшего их тления, как Богу – Слову, сотворившему их и в начале.

Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 9-10 А умáленнаго малым чим от Ангел видим Иисуса, за приятие смерти, славою и честию венчáнна, яко да благодатию Божиею за всех вку́сит смерти. Подобаше бо Ему, Егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, начальника спасения их страданьми совершити

«Малым», говорит, вследствие того, что находился три дня во аде. - «За приятие смерти». Сказав «приятие смерти», показал истинную смерть. - «Славою и честию венчáнна». Славою и честию называет Крест. Ибо для Бога не так почетно и славно сотворить и небо, и землю, и человека, и вышния силы, как удостоиться за нас быть распяту. Это говорит и для их утешения. Ибо если Христос сие ради нас понес, что удивительнаго, если мы ради Него понесем испытания?! - «Да благодатию Божиею». Ибо благодать Святой Троицы, что Сын пострадал. Ведь не по обязанности Отец дал Сына, или Сын принял, или Дух изволил на распятие, но все благодатию произошло. Хорошо выражение: «вку́сит». Ибо Он не остался в смерти, но только некоторым образом вкусил ее. Известно, что несториане искажают Писание и так читают: что, кроме Бога, за всех вкусит смерти, так научая, что Христос был обителью Бога Слова, а не соединился с Ним, что при Его распятии не было с Ним Божества. Ибо сказано, говорят, «кроме» Бога, вкусит смерти (1Кор. 15:27). Но смотри, как правомыслящий ответит. Во-первых, «благодатию Божиею» поставлено. Во-вторых, впрочем, если и по-вашему читать – «кроме» Бога, то это надо так понимать, что, кроме Бога, за всех прочих умер Христос. И не только за людей, но и за вышния силы умер, чтобы разрушить «стоявшую посреди преграду» и соединить земное с небесным (Ефес. 2:14). Этому соответствует сказанное в другом месте. Когда именно сказал, что все покорено, то очевидно, «кроме Того, Который покорил Ему все» (1Кор. 15:27). - «За всех вку́сит смерти». Если и не все спасены, то вследствие их собственнаго неверия, но Он сделал то собственностию для всех и за вся. - «Подобаше бо Ему». Подобаше бо, говорит, Богу и Отцу, от Котораго все, – Он ведь Виновник всего. «И Имже всяческая». Ибо если «и Имже всяческая» – Отец есть Творец всего, Который родил Творца. «И Имже всяческая». Выражение «Имже» к Отцу относится. - «Многи сыны» – так людей называет. Приведшаго людей, говорит, в славу Единороднаго по дару сыновства, Начальника спасения этих сынов, то есть Христа, подобало «страданми совершити», показать именно через Крест совершенным и славным. Совершенство же как бы для нас сказано, которые твердо восприняли через Крест самое добро и человеколюбие, тогда как Сам Он был всегда всесовершенным и всеславным. Но смотри разницу между сыновьями. Ибо Он – истинный, а мы – усыновлены. Он спасает, а мы спасаемся. «Страданми совершити», то есть восполнить, что Ему недоставало. А что недоставало Христу, как человеку? Очевидно, безсмертия, чтобы непрерывно иметь образ, в котором не было бы недостатков. И вот Ему восполнил недостающее Отец через воскресение. Между же тем с Ним восполнил и всех людей, как и в другом месте говорит апостол. И, будучи совершенным, стал для надеющихся на Него посредником спасения неразрушимаго. Так понимают святой Кирилл и Север в 164 главе «Филалифа».

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все

То есть Отцу, от Него все, то есть Он виновник всего.

и от Которого (δι᾿ ὃν) все

Смотри, выражение от Которого отнесено к Отцу. Если бы это было унизительно и приличествовало только Сыну, оно не прилагалось бы Отцу. Пойми же, что означает выражение: от Которого. Так как сказал: для (по-славянски ради) Которого все, то, чтобы кто-нибудь не подумал что-либо нелепое, именно, что Он нуждается во всем, ибо предлог «для» (δια) имеет такое значение, как например, если скажем: «ради ( - ради, по причине) человека создана тварь», то апостол прибавил выражение: от Которого, объясняя, что для (ради) Которого нужно понимать так же, как чрез Него, то есть что от Него произошло все. Поэтому, когда говорится и о Сыне: от Которого, принимай это вместо: от Него.

приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания

Это имеет связь с предыдущим: славою и честью увенчал. Смысл слов такой. Отец поступил достойно Своего человеколюбия, что Первородного из всех сынов, имеющих насладиться славой Его, явил славнейшим из всех чрез страдания, чтобы показать и прочим, как должно переносить страдания. Вождя спасения, то есть виновника. Смотри, какое различие между Им и нами. Хотя и Он Сын, и мы сыны, но Он спасает, а мы спасаемся: мы соединяемся с Ним и снова разделяемся. Приводящего многих сынов в славу, чрез это соединяемся. Вождя спасения их, чрез это разделяемся. Заметь, что страдания - совершенство и средство ко спасению: что пострадавший за кого-нибудь не ему только приносит пользу, но и сам делается славнее и совершеннее. Под совершенством разумей здесь славу, которой Он прославился, и ее понимай в отношении к человечеству; - или, что по природе Он имел славу, только среди нас был бесславен, так как не был узнан, Когда же после креста узнан был и прославлен, то говорят, что воспринял славу, которую имел по природе, а не от нас получил. Святой Кирилл совершенством называет бессмертие, которого не доставало Христу по человечеству; его восполнил Ему Отец чрез воскресение. Когда Он воскрес, смерть уже более не господствует над Ним. И всю природу Он удостоил этого совершенства.

Евфимий Зигабен (†1118)

Подобаше бо ему, егоже ради всяческая и имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, начальника спасения их страданьми совершити

«Егоже ради», так как в Нем – цель всего; а «Имже», так как Он – Творец. То и другое Он теперь относит к Отцу. Ибо надлежало Ему, говорит, прославив многих сынов светлостию и честию усыновления Себе и наследия царства небеснаго (разумеет увероваиших в Него) чрез страдания сделать Его (Христа) совершеннейшим начальником!, и виновником их спасения. Что значит «совершити»? Значит прославить, показать совершенным. Видишь ли, что и страдание для дела благого есть совершенство и похвала, – не уничижение, а слава. Итак, Христос есть Сын по естеству, a те суть подражатели Христу и сыны по усыновлению и по благодати. И если Христос чрез страдания достиг совершенства (по человечеству), то и христианам следует путем страданий совершенствоваться, подражанием и уподоблением Ему.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания

«Ибо надлежало…» - как наиболее сообразное с Божественною мудростью, любовью и славою Христовою и как наиболее соответствующее положению падшего человека, чтобы начальник, т.е. главный виновник человеческого спасения достиг цели Своего служения роду человеческому через страдания. - «Для Которого все и от Которого все…» Бог Отец изображается здесь как первооснова и конечная цель всего существующего; при этом условии Он совершенно свободно мог предпринять и действительно предпринял самые лучшие и мудрейшие меры к спасению людей. Славянский текст 10-го стиха при сопоставлении с греческим и русским имеет любопытную особенность, открывающую широкое поле для толкований. Эта особенность состоит в выражении «приведшу многи сыны в славу…», поставляемом в зависимости от Ему (подобаше Ему…, т.е. Богу Отцу, приведшу… и т д.). Русский текст ставит означенное выражение в винительном падеже, согласуя его, по-видимому, с дальнейшим - «вождя спасения их» (приводящего многих сынов и т д.). Греческий текст поступает точно так же, хотя, по мнению некоторых, греческий винительный падеж здесь мог быть употреблен вместо дательного, чтобы причастие ближе связать с неопределенным наклонением teleiwsai, и позволяет относить его не к вождю спасения, а тоже к Богу Отцу, о Котором речь выше. И то и другое толкование имеет за себя свои оправдания, но лучше, кажется, поступить так, как делает русский текст и буквально переводимый греческий. Teleiwsai - совершить, - в смысле сделать совершенным, привести к своей цели, осуществить сообразно намерению. Совершить вождя спасения - значит достигнуть того, что Иисус стал истинным совершителем и виновником спасения всех людей, принеся Себя в жертву за них Своими страданиями и смертью и руководя их (archgoV - идущий впереди, предводительствующий) на этом пути спасения. В дальнейших стихах (11-18) апостол старается обосновать и лучше выяснить мысль о том, почему именно страданиями Господу угодно было совершить наше спасение.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. (Евр.2:8-10)

Сказавши о Христе, на основании псалма, бесконечно много, Апостол не мог, конечно, не заметить, что не всё из сказанного было очевидно, поэтому он оговаривается, что на Иисусе Христе, сбылось ещё не всё, что было предсказано о Мессии в этом и других псалмах. Но уже то несомненно, что смерть Его была победной, так как за нею последовало воскресение, о котором он, однако, предусмотрительно умалчивает. Здесь достойно замечания то, что увенчание Иисуса Христа славой и честью он представляет виденным, ибо глагол βλέπομεν означает как духовное, так и телесное видение, и относится как к свидетельству учеников о Его воскресении и вознесении, так и к излиянию св. Духа в пятидесятый день и разделению дарований, бывшему в первенствующей церкви. Всем этим свидетельствовалось, что Христос жив и одарён великим могуществом, хотя явил его ещё не вполне.
 
Употребляя обычное выразительное название Христа Спасителя «Иисус», Апостол отрезает всякий путь к сомнению в том, что именно исторически явившийся Избавитель есть Тот, о Котором идёт речь в пророческом псалме и в самом послании, где об этом имени Христа как бы намеренно умалчивалось, чтобы не отвратить гордых евреев от умаленного на время Иисуса.
 
Выражение Апостола: «за приятие смерти» (διὰ τὸ πάϑημα τοῦ ϑανάτου) объясняется очень различно, в особенности по причине неясности, к чему до́лжно относить это выражение, к предшествующему ли причастию (ἠλαττωμένον) или к последующему – ἐστεφανωμένον. Поэтому одни читают это место так: униженный по причине претерпения смерти, т. е. потому, что Он претерпел смерть, а другие: униженный ради претерпения смерти, т. е. для того, чтобы подвергнуться смерти. Но кажется, вернее будет относить это выражение к следующему за ним причастию ἐστεφανωμένον: за претерпение смерти, потому что это чтение подтверждается 10 стихом, и тем, что только при этом понимании получает своё надлежащее значение предлог διὰ с винительным падежом, равно как и вся вообще расстановка слов. Крестная смерть здесь является предначертанной и потому соблазняться ею не до́лжно.
 
Что вкушение смерти Иисусом Христом было делом любви Божией к падшим людям, Апостол выражает это замечанием χάριτι Θεοῦ.

Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. (Евр.2:10-18)

Дальнейшее (в ст. 11–18) обоснование мысли о необходимости страданий Христа Апостол представляет в раскрытии учения о Его вочеловечении. А так как для имеющих плоть и кровь, смертных и грешных людей, страдания неизбежны, то они непредосудительны и для воплотившегося Сына Божия, как вступившего через воплощение в братство человеческое вообще, а с евреями в особенности, через происхождение от общего родоначальника их Авраама. И это понятие о братстве Мессии с людьми не должно быть чуждым особенно для евреев, (которым писал Апостол), потому что о Нём были пророческие указания, например, в Пс.21:23 и в Ис.8:17–18, которые и приводит Апостол166. Но прежде он сам говорит об этом единстве, причём называет Христа освящающим, а Его последователей освящаемыми.
 
Что освящающий смотрит на освящаемых Им как на братьев – это Апостол выражает наглядным представлением речи Самого Мессии, выраженной им в 21 пророчественном псалме: «Возвещу имя Твоё братьям моим, посреди Церкви воспою Тебя»168. Слова этого псалма: «Боже мой! Боже мой! вскую мя оставил еси?» приложил к Себе Сам Христос, молясь ими на кресте. И другие места этого псалма Апостолами тоже отнесены к И. Христу, например, о разделении одежд воинами и о метании жребия об Его нижней одежде. Все знаменитые Отцы и учители Церкви также относили этот псалом к И. Христу, как пророчествовавший о Нём. Мессианским этот псалом считали и евреи, начиная с тех, перед которыми говорили об этом псалме св. Иустин и Тертуллиан, и оканчивая более поздними и современными.
И всестороннее исследование главного предмета псалма показывает, что здесь имеется в виду Мессия, предызображённый Давидом через бывшие с ним страдания. В частности указывается Его поношение и презрение, которым Он подвергся со стороны Своих жестоких врагов, насмешки и все ужасы смертного восстания на Него. То, что привёл из этого псалма Сам И. Христос, во время Своих крестных страданий, составляет сущность псалма. Но так как псалом вместе с пророчеством содержит в себе и молитву, то в этой части существенное значение принадлежит тому месту, которое привёл ап. Павел. Здесь Страдалец, уверенный в исполнении своего моления о помощи, говорит, что он будет возвещать своим братьям имя Божие и притом в среде множества их из всех племён и нисходящих в землю. Но если показанное предсказание Страдальца об обращении к Богу всех народов есть пророчество, касавшееся времён Мессии, и если, далее, исполнение этого предсказания представляется самим Страдальцем как результат и следствие Его возвещения о Боге, то само собой понятно, что Мессия есть и говорящий это, и прославляющий Иегову.
Заимствуя (в 13 ст.) у пр. Исаии два рядом стоящих места, Апостол разделяет их словами καὶ πάλιν, чем ясно выражает такой же параллелизм мыслей, приведённых здесь, как и в предшествующем стихе, потому что как там, так и здесь сначала определяется отношение Мессии к Богу, а потом – отношение к людям.
Что касается до смысла обеих цитат, то в еврейском тексте говорящим лицом в том и другом случае является пророк, который, однако, был личностью типологической. Поэтому пророк говорит здесь от себя настолько, насколько он есть образ будущего Мессии. Так понимали это место и LXX, которые в начале 17 стиха, вопреки еврейскому тексту, прибавили καὶ ἐρει, желая этой прибавкой показать, что рассматриваемые слова принадлежат именно Мессии. В таком же смысле понимает это место и Апостол, представляя говорящим в обеих цитатах Самого Христа.
Что касается доказательной силы этих цитат, то в первой из них она заключается в том, что словами: «Я буду уповать на Него» Мессия ставит Себя на одинаковую ступень с людьми – рабами Иеговы (следовательно, Он соделался собратом), а во второй в том, что те, которых Отец передал Ему как бы в дети вечные, суть вместе и дети Божии, следовательно, тоже и братья).
В противоположность вечному (духовному) сыновству Мессии, люди имеют временное, плотское сыновство, бывающее по естественной бренной природе. И в это общение вошёл Сын Божий, чтобы иметь возможность выполнить свою задачу, как ἀρχηγὸν τῆς σωτηρίας αὐτῶν и как αὐτὸς παραπλησίως μετεσχε τῶν αὐτῶν, т. е. σαρκὸς καὶ αἵματος. Чтобы показать, что человеческая природа Христа ничем не разнится от природы остальных людей, Апостол прибавил παραπλησίως – приискренне (это слово опущено в русском переводе), что собственно означает близко, соответственно и даже «совершенно также». «Не привидением и не призраком явился Он, но истинно, говорит св. И. Златоуст, иначе не должно бы быть выражения: приискренне».
Цель воплощения Христова – претерпеть страдания и смерть, чтобы сделать диавола бессильным над смертью, а людей освободить от страха смерти. Здесь диавол называется τὸ κράτος ἔχοωντοῦ ϑανάτου, потому что через его соблазн вошла и входит смерть. И умершие грешники также поступали во власть злых духов. Таким образом, он имел власть пользоваться смертью против людей (но не умерщвлять). Христос лишил его этой власти, сделал его бессильным, через удовлетворение правде Божией Своей смертью за грехи людские. Поэтому можно сказать, что поражение нанесено диаволу с той стороны, откуда, по-видимому, его всего менее можно было ожидать, т. е. из той области, в которой он был ἔχον τὸ κράτος, иначе говоря, – его же оружием.
Смерть и после осталась, но она сделалась уже не страшна. Хотя по законам естества всем людям «предлежит единою умрети», ἀπόκειται ἅπαξ ἀποϑανεῖν, но теперь не должно быть страха впасть во власть диавола. Это освобождение от страха смерти Апостол выразил словом ἀπαλλάξη, что собственно значит – перевести из одного состояния в другое, сделать свободным, например, от рабства, боязни смерти.
Христос, уничтожив Своей смертью жало смерти – грех и открыв тем доступ на небо, внушил уверенность, что смерть может быть таким же переходом к славному будущему, каким была и Его смерть, т. е. к вечной славе и блаженству. А если так важен плод великих страданий и страшной смерти Христа, то можно ли отвергаться от Него из-за Его страдальческой жизни и кончины? Напротив, это особенно и должно привлекать к Нему, преимущественно же тех, которые и сами страждут, как например, те евреи, для которых главным образом излагал все это богомудрый Павел.
Ангелы не страждут, но Христос не от них и воспринял Своё земное происхождение. Поэтому Ему надлежало пострадать и для того, чтобы, испытавши страдания, яснее (по Себе) понимать их и, чувствуя тяжесть и безысходность их, быть милостивым ходатаем (Первосвященником) перед Богом за грехи людские.
Кажется, что к этому богатству доводов и силе их никакой оратор и писатель не мог ничего прибавить ни в силе слова, ни в глубине и широте понятий, а также и в точности и выразительности слов.
Здесь впервые выступает название Христа Первосвященником. После наименований Его Сыном Божиим, Мессией и Вождём это название отчасти отвечает и исторической последовательности их приложения ко Христу.
Первосвященник (Ἀρχιερεύς) впервые упоминается LXX в книге Левит, потом в книгах Маккавейских и у Филона.
Приложение этого названия ко Христу составляет исключительную принадлежность нашего послания, хотя содержание идеи, выраженной в нём, встречается и в других новозаветных писаниях.
Сущность Христова служения, соответственного первосвященническому, состояла в том, что Он принёс Себя Самого в жертву за грехи людей. Раскрытие этого даётся далее с 14 ст. 4 главы. Здесь же Апостол отмечает два важнейших свойства этого служения: милость или сердечное участие к тем, за кого Он ходатайствует, и преданность (верность) Своему служению, как потребность души, собственным опытом познавшей тяготу страданий тех, кто облечён плотью и кровью. Далее1 Апостол говорит, что Христос был искушён во всём, кроме греха. Все страдания Христовы, не только последних дней, но и всей жизни, были для Него искушением, потому что Он не мог не возмущаться ими, но борясь и побеждая, должен был согласовать Свою человеческую волю с волей божественной.

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

Ибо такова была воля Бога Отца, Который все сотворив для вечной славы Своей, определил восстановить разрушенное грехом, и особенно людей сделать снова Своими сынами. Но сыновства Божественного падший человек мог достигнуть только путем совершенно обратным тому, каким он потерял его. Он отпал от Бога через непослушание и преданность чувственности, следовательно, возвратиться к Богу он мог только посредством послушания и самоотречения, посредством страданий. Но так как человек не мог этого сделать собственными силами, то Бог Отец послал Сына Своего, чтобы Он послушанием Богу, смирением, страданиями и крестною смертью (см. Флп. 2:8-9) примирил человечество с Богом, и прославив в Своем лице человека через послушание и страдания, снова тем возвратил к утраченной славе отпадших сынов Божьих - к сыновству с Богом, как совершенный победитель греха и смерти, поэтому вождь людей ко спасению.
Очевидно, чтобы совершить такое дело спасения, и стать действительным вождем для спасаемых, Сыну Божию нужно было воплотиться, что и доказывает далее святой Павел.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible