Скрыть
Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь

Ибо в том, что соизволил Сам (претерпеть) страдания и искушения, то есть в чем искушен был по одинаковости природы Своей с нашею, в сем Он помогает и тем, кои страдают немощью плоти и подвергаются искушениям, - Он сможет помочь им, как знающий немощь плоти, - именно теперь, после того как восприял плоть.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 16-18 Не от Ангел бо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет: отнюдуже должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския. В немже бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи

«Но от семене Авраамова приемлет. Приемлет» указывает на то, что мы, люди, убегали от Него, а Христос преследовал и, преследуя, настиг, а настигши, воспринял. Не от ангельской природы воспринял, а от человеческой. Затем, желая показать происхождение Христа по плоти от Иуды, он говорит: «от семене Авраамова». - «Отнюдуже должен бе». Когда же Он удостоил воспринять, то сообразно с этим должен был во всем «подобитися» людям. Ибо и родился, и возрастал, ел, пил, спал, умер, возстал. - «Да милостив будет». Все же это, говорит, устроил Он не для чего инаго, как для того, чтобы излить милость на живущих на земле и возставить от падений. - «И верен первосвященник». Верный, истинный. Ибо обязанность настоящаго и истиннаго Первосвященника избавлять от прегрешений тех, кого Он Первосвященник. Итак, для того, чтобы принести жертву, могущую очистить нас, Он стал человеком и Самого Себя возложил. Затем приводит, каким образом и почему стал верным Первосвященником. «Во еже», говорит, «очистити грехи людския». Для того, говорит, стал Первосвященником, чтобы нам оказать милость и очистить нас от грехов наших. - «В тех, яже к Богу» – в делах, приличных для Бога. Ибо в этих Он сделался нашим Первосвященником не для того, чтобы взыскивать материальных десятин или начатков, но так как Он знал, что мы стали врагами Божиими и отверженными, то, жалея нас, Себя Самого дал нам в Первосвященники. - «В немже бо пострада, Сам искушен быв». Униженное выражение, однако не вне меры истощания. Затем (это) говорится и для слышащих неразумное. Ибо что говорит? «В немже бо пострада», то есть так как пострадал Он в собственном теле, искушен быв, то охотнее будет помогать искушаемым. Как если бы сказал: искушением научившись тому, что значит впадать в искушения, не как только Бог, но и как человек искушением познав страдание, может, то есть охотнее будет протягивать руку искушаемым. Или может искушаемым помогать, так должно принимать. Ибо когда, говорит, дьявол напал на безгрешное тело Господа, то Он и искушениями был искушен (ибо не только сам приступил, искушая, но и самих иудеев побудил на убийство Господа). Итак, имея безгрешное тело, был искушен и претерпел, поэтому имеет сильное и основательное право на дьявола освобождать людей, подверженных греху, от происходящих от него искушений и быть помощью искушаемым. Ибо дерзость дьявола против безгрешнаго тела доставила Господу основательную и справедливую силу к тому, чтобы спасать впадших в грех от происходяших отсюда искушений и быть помощником искушаемым.

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь

Это, казалось бы, уничижение, смиренно и недостойно Бога. Когда Павел говорит о плоти, касается всего уничиженного, однако не недостойного плоти; и нет ничего удивительного, когда и об Отце не воплотившемся Писание говорит многое человекоподобное и униженное: Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть (Пс. 13:2), и: сойду и посмотрю (Быт. 18:21), и многое множество тому подобного. Посему гораздо больше сказано относительно Христа, воплотившегося и пострадавшего во плоти, особенно же для полного успокоения слушателей и по причине их немощи; ибо и люди считают искушение вернейшим из всех средств. Смысл слов такой. Он знал не только как Бог, но и как человек, искушенный во всем, - и самая плоть Христа претерпела много страданий. Он знал, что такое искушение; посему может помочь, иначе сказать; готов быть всегда сострадательным.

Евфимий Зигабен (†1118)

В немже бо пострада, сам искушен быв, может и искушаемым помощи

Убедившись Собственным опытом, на основании того, что Он Сам потерпел, как человек, именно в том, как велика немощь человеческая, и как сильна война врагов, их ухищрения и козни (все это, как Бог, Он всегда знал), «Он может», т. е. отсюда имеет повод к оказанию помощи тем, кто находится в искушениях. Собственным страданием Он научился сострадать братии и простирать к ней руку помощи. Очень скромно такое слово, как приложимое больше к человеку, но так сказано для нагляднаго утешения слушателей, чтобы они имели большее дерзновение, видя Его помощником своим в искушениях.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-18 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь

Чтобы спасти человека страдающего, Избавитель должен был не только воспринять человеческую природу, но и пострадать Сам в ней, так сказать, практически изучить страдания человечества, и притом так пострадать, чтобы этих страданий Его было достаточно раз навсегда для умилостивления Бога за грехи всего народа. Такие страдания, превосходящие всякое человеческое страдание, и понес Господь, движимый к тому и Своим милосердием, и требованиями правды Божией («милостив и верен первосвященник»).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. (Евр.2:10-18)

Дальнейшее (в ст. 11–18) обоснование мысли о необходимости страданий Христа Апостол представляет в раскрытии учения о Его вочеловечении. А так как для имеющих плоть и кровь, смертных и грешных людей, страдания неизбежны, то они непредосудительны и для воплотившегося Сына Божия, как вступившего через воплощение в братство человеческое вообще, а с евреями в особенности, через происхождение от общего родоначальника их Авраама. И это понятие о братстве Мессии с людьми не должно быть чуждым особенно для евреев, (которым писал Апостол), потому что о Нём были пророческие указания, например, в Пс.21:23 и в Ис.8:17–18, которые и приводит Апостол166. Но прежде он сам говорит об этом единстве, причём называет Христа освящающим, а Его последователей освящаемыми.
 
Что освящающий смотрит на освящаемых Им как на братьев – это Апостол выражает наглядным представлением речи Самого Мессии, выраженной им в 21 пророчественном псалме: «Возвещу имя Твоё братьям моим, посреди Церкви воспою Тебя»168. Слова этого псалма: «Боже мой! Боже мой! вскую мя оставил еси?» приложил к Себе Сам Христос, молясь ими на кресте. И другие места этого псалма Апостолами тоже отнесены к И. Христу, например, о разделении одежд воинами и о метании жребия об Его нижней одежде. Все знаменитые Отцы и учители Церкви также относили этот псалом к И. Христу, как пророчествовавший о Нём. Мессианским этот псалом считали и евреи, начиная с тех, перед которыми говорили об этом псалме св. Иустин и Тертуллиан, и оканчивая более поздними и современными.
И всестороннее исследование главного предмета псалма показывает, что здесь имеется в виду Мессия, предызображённый Давидом через бывшие с ним страдания. В частности указывается Его поношение и презрение, которым Он подвергся со стороны Своих жестоких врагов, насмешки и все ужасы смертного восстания на Него. То, что привёл из этого псалма Сам И. Христос, во время Своих крестных страданий, составляет сущность псалма. Но так как псалом вместе с пророчеством содержит в себе и молитву, то в этой части существенное значение принадлежит тому месту, которое привёл ап. Павел. Здесь Страдалец, уверенный в исполнении своего моления о помощи, говорит, что он будет возвещать своим братьям имя Божие и притом в среде множества их из всех племён и нисходящих в землю. Но если показанное предсказание Страдальца об обращении к Богу всех народов есть пророчество, касавшееся времён Мессии, и если, далее, исполнение этого предсказания представляется самим Страдальцем как результат и следствие Его возвещения о Боге, то само собой понятно, что Мессия есть и говорящий это, и прославляющий Иегову.
Заимствуя (в 13 ст.) у пр. Исаии два рядом стоящих места, Апостол разделяет их словами καὶ πάλιν, чем ясно выражает такой же параллелизм мыслей, приведённых здесь, как и в предшествующем стихе, потому что как там, так и здесь сначала определяется отношение Мессии к Богу, а потом – отношение к людям.
Что касается до смысла обеих цитат, то в еврейском тексте говорящим лицом в том и другом случае является пророк, который, однако, был личностью типологической. Поэтому пророк говорит здесь от себя настолько, насколько он есть образ будущего Мессии. Так понимали это место и LXX, которые в начале 17 стиха, вопреки еврейскому тексту, прибавили καὶ ἐρει, желая этой прибавкой показать, что рассматриваемые слова принадлежат именно Мессии. В таком же смысле понимает это место и Апостол, представляя говорящим в обеих цитатах Самого Христа.
Что касается доказательной силы этих цитат, то в первой из них она заключается в том, что словами: «Я буду уповать на Него» Мессия ставит Себя на одинаковую ступень с людьми – рабами Иеговы (следовательно, Он соделался собратом), а во второй в том, что те, которых Отец передал Ему как бы в дети вечные, суть вместе и дети Божии, следовательно, тоже и братья).
В противоположность вечному (духовному) сыновству Мессии, люди имеют временное, плотское сыновство, бывающее по естественной бренной природе. И в это общение вошёл Сын Божий, чтобы иметь возможность выполнить свою задачу, как ἀρχηγὸν τῆς σωτηρίας αὐτῶν и как αὐτὸς παραπλησίως μετεσχε τῶν αὐτῶν, т. е. σαρκὸς καὶ αἵματος. Чтобы показать, что человеческая природа Христа ничем не разнится от природы остальных людей, Апостол прибавил παραπλησίως – приискренне (это слово опущено в русском переводе), что собственно означает близко, соответственно и даже «совершенно также». «Не привидением и не призраком явился Он, но истинно, говорит св. И. Златоуст, иначе не должно бы быть выражения: приискренне».
Цель воплощения Христова – претерпеть страдания и смерть, чтобы сделать диавола бессильным над смертью, а людей освободить от страха смерти. Здесь диавол называется τὸ κράτος ἔχοωντοῦ ϑανάτου, потому что через его соблазн вошла и входит смерть. И умершие грешники также поступали во власть злых духов. Таким образом, он имел власть пользоваться смертью против людей (но не умерщвлять). Христос лишил его этой власти, сделал его бессильным, через удовлетворение правде Божией Своей смертью за грехи людские. Поэтому можно сказать, что поражение нанесено диаволу с той стороны, откуда, по-видимому, его всего менее можно было ожидать, т. е. из той области, в которой он был ἔχον τὸ κράτος, иначе говоря, – его же оружием.
Смерть и после осталась, но она сделалась уже не страшна. Хотя по законам естества всем людям «предлежит единою умрети», ἀπόκειται ἅπαξ ἀποϑανεῖν, но теперь не должно быть страха впасть во власть диавола. Это освобождение от страха смерти Апостол выразил словом ἀπαλλάξη, что собственно значит – перевести из одного состояния в другое, сделать свободным, например, от рабства, боязни смерти.
Христос, уничтожив Своей смертью жало смерти – грех и открыв тем доступ на небо, внушил уверенность, что смерть может быть таким же переходом к славному будущему, каким была и Его смерть, т. е. к вечной славе и блаженству. А если так важен плод великих страданий и страшной смерти Христа, то можно ли отвергаться от Него из-за Его страдальческой жизни и кончины? Напротив, это особенно и должно привлекать к Нему, преимущественно же тех, которые и сами страждут, как например, те евреи, для которых главным образом излагал все это богомудрый Павел.
Ангелы не страждут, но Христос не от них и воспринял Своё земное происхождение. Поэтому Ему надлежало пострадать и для того, чтобы, испытавши страдания, яснее (по Себе) понимать их и, чувствуя тяжесть и безысходность их, быть милостивым ходатаем (Первосвященником) перед Богом за грехи людские.
Кажется, что к этому богатству доводов и силе их никакой оратор и писатель не мог ничего прибавить ни в силе слова, ни в глубине и широте понятий, а также и в точности и выразительности слов.
Здесь впервые выступает название Христа Первосвященником. После наименований Его Сыном Божиим, Мессией и Вождём это название отчасти отвечает и исторической последовательности их приложения ко Христу.
Первосвященник (Ἀρχιερεύς) впервые упоминается LXX в книге Левит, потом в книгах Маккавейских и у Филона.
Приложение этого названия ко Христу составляет исключительную принадлежность нашего послания, хотя содержание идеи, выраженной в нём, встречается и в других новозаветных писаниях.
Сущность Христова служения, соответственного первосвященническому, состояла в том, что Он принёс Себя Самого в жертву за грехи людей. Раскрытие этого даётся далее с 14 ст. 4 главы. Здесь же Апостол отмечает два важнейших свойства этого служения: милость или сердечное участие к тем, за кого Он ходатайствует, и преданность (верность) Своему служению, как потребность души, собственным опытом познавшей тяготу страданий тех, кто облечён плотью и кровью. Далее1 Апостол говорит, что Христос был искушён во всём, кроме греха. Все страдания Христовы, не только последних дней, но и всей жизни, были для Него искушением, потому что Он не мог не возмущаться ими, но борясь и побеждая, должен был согласовать Свою человеческую волю с волей божественной.

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Господь Иисус Христос, по учению святого Павла, должен был воплотиться и потому, что Он не ангелов восприемлет, собственно, берет за руку, чтобы помочь им, искупить их, а семя Авраама, которому дано было Богом обетование. Для этого Он должен был быть во всем подобным людям - братиям, чтобы таким образом, крестною смертью Своею, как праведной жертвой, быть вечным - истинным, сильным, могущим избавить от грехов (Златоуст). Первосвященником пред Богом - удовлетворить Божественной правде, для умилостивления за грехи народа. С другой стороны, быть к людям милостивым Первосвященником, оказать милосердие людям в их немощах. Он добровольно взял на Себя все страдания человечества, чтобы испытать их на себе, как бы практически изучить их, и этим самым тем скорее Он будет помогать и искушаемым в их страданиях и скорбях (ср. Лк. 22:27-28.) Прекрасно объясняет святой Златоуст: «Тот, Кто так велик, Кто есть сияние славы Божией и образ существа Его, Кто сотворил веки и сидит одесную Отца, Тот потщился сделаться нашим братом во всем, а для того оставил ангелов и горние силы, низшел к нам и принял нашу плоть. И сколько Он доставил нам благ! Не только удостоил нас братства, но и восхотел быть нашим Первосвященником пред Отцом Небесным. Он принял плоть нашу, единственно, по человеколюбию, чтобы помиловать нас. Что значит верен? Истинный, сильный, ибо один только Сын есть Верный Первосвященник, Который может избавить от грехов тех, которых Он есть Первосвященник. Посему, дабы принести жертву, которая могла бы очистить нас, Он сделался человеком. Не было никого, кто бы принес за нас жертву, Он видел нас в таком положении и умилосердился, сделавшись Сам Первосвященником, в нем же бо пострада Христос, пришедши, самым делом испытал то, что мы терпим. Теперь Ему небезызвестны страдания наши, ибо знает не только как Бог, но и как человек Он пострадал, потому и нам может сострадать. Бог бесстрастен, но здесь Апостол говорит о воплощении, как бы так сказал: самая плоть Христова претерпела много страданий, поэтому Он с великою готовностью подает руку помощи».
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible