Скрыть
Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-8 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено

Ведь не Ангелам подчинил будущий мир, о котором говорим мы, то есть проповедуем; но Сыну, - как и Давид засвидетельствовал о сем, говоря: что есть человек, что Ты посещаешь его? Умалил его мало чем от Ангелов. Заметь, что плоти подчинил сказанный мир, не Сыну, когда сказал: все ему подчинил, как сказал Давид (Пс. 8:5-7). Итак, если подчинил Ему все, то ничего не оставил не подчиненным Ему, - между тем ныне же еще не видим все подчиненым Ему: это сказал об идолопоклонниках и распинателях.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 4-8 Сосвидетельствующу Богу, знаменьми же и чудесы, и различными силами, и Духа Святаго разделеньми, по Своей Ему воли. Не Ангелом бо покори Бог вселенную грядущую, о нейже глаголем: засвидетельствова же негде некто, глаголя: что́ есть человек, яко помниши его? Или сын человеческий, яко посещаеши и? Умáлил еси его малым нечим от Ангел: славою и честию венчал еси его, и поставил еси его над делы руку Твоею: вся покорил еси под нозе его. Внегда же покорити ему всяческая, ничтоже остави ему непокорено: ныне же не у́ видим ему всяческая покорена

Затем – как будто бы лгут слышавшие от Христа и одно вместо другого говорят – нет, говорит он, ибо и Сам Бог свидетельствует об истине их знаменьми и чудесы и различными силами, которыя совершаются через них. - «И Духа Святаго разделенми». И через дары и через наитие Святаго Духа совершается свидетельство Бога. А «разделеньми» говорит, как бы через разделение благодати Духа и по мере каждаго, и сообразно с верою, и как каждому потребно. - «По Своей Ему воли» – Утешителя, очевидно. Разделяя, говорит, каждому, как Ему угодно. - «Не Ангелом бо покори Бог вселенную». Это соответствует выше приведенному сравнению с Ангелами. Ибо должно было, сравнив Христа во плоти с величайшим творением, то есть Ангелами, показать Его большим, как Господа. «Грядущую» же вселенную, говорит, – будущий мир, относительно котораго вся речь у нас. Ведь Сам Христос, Судия той вселенной, возсядет, а Ангелы, как слуги и рабы, станут около. - «Засвидетельствова же негде некто, глаголя». Так как он обращается к знающим Писание, то и не ставит имени говорящих. - «Что́ есть человек». Почему теперь приводит выражение: «что́ есть человек, яко помниши его?» Потому что он думал выше упомянутому предложению (ибо он показал Христа большим Ангелов) противопоставить выражение: «малым нечим» умаленнаго от них. Для того помещает это, чтобы разрешить кажущееся противоречие. И, разрешая, говорит: сказано, что Он умален за приятие смерти. «Мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2). Соглашается между тем, что приведенное место сказано о Господе, так как это ему было полезно и для успокоения их (евреев), что «вся покорил еси под нозе Его». - «Помниши его». И не только в бытие привел, но и даровал благобытие, и продолжаешь помнить и посещаешь в дурном положении. - «Умáлил еси его». Ибо смертью умален перед Ангелами. Сие относится и ко всему человечеству, но особенно ко Христу во плоти. - «Ныне же не у́ видим ему всяческая покорена». Ибо так как он сказал: «ничто же остави ему непокорено», а они претерпевали зло и разграбление имуществ со стороны иудеев, остававшихся в неверии, то чтобы они не сомневались в сказанном, говорит: не смущайтесь, ибо Ему еще не все покорено, учение еще не посеяно, не начал еще властвовать явно Царь.

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что «значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его

Не называет имени сказанного, так как говорит с людьми сведущими в Писаниях. Все это сказано о человечестве вообще, преимущественно же, однако, может относиться ко Христу по плоти. Ибо Он, Сын Божий, посетил ничтожное человеческое естество и, восприняв его и соединив с Собой, соделался превыше всех.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст 6-8 Засвидетельствова же негде некто, глаголя: что есть человек, яко помниши его; или сын человеческий, яко посещаеши и. Умалил еси его малым нечим от Ангел: славою и честию венчал еси его и поставил еси его над делы руку Твоею. Вся покорил eси под нозе его (Пс. 8:5–7). Внегда же покорити Ему всяческая, ничтоже остави Ему непокорено. Ныне же не у видим Ему всяческая покорена

Слово: «засвидетельствова» употреблено вместо: наперед произнес, предвозвестил. Словом же: «некто», хотя неопределенным и не означающим имени, назвал Давида, потому что говорил это тем, которые знали и постоянно держали и на устах своих, и в памяти своей слова Давида. И хотя все сказанное (в тексте) сказано в отношении к естеству всех людей, как это истолковано в изъяснении книги Псалмов, однако более кстати применить это ко Христу – по плоти: ибо Бог вспомнил об нас, когда мы были ничто, как погибшие, и посетил нас чрез Сына Своего, Коего немного умалил пред Ангелами, ибо Он принял на Себя плоть и подверг Себя немощам ея кроме греха. Славою же и честию венчал Его, предоставив Ему и как человеку власть на небе и на земле и стяжав Ему поклонение от Ангелов. И поставил Его над тварию, т. е. соделал Его Господом всего.

Внегда же покорити Ему всяческая, ничтоже остави Ему непокорено

Покорил Ему в предопределении, согласно упомянутому пророчеству Давида; а слово «всяческая» означает то, что ничего не останется непокоренным. Посему одни до сего времени уже покорены, a другие будут покорены: ибо все должны покориться, по благоизволению Отца и по предречению Давида. А желая показать, что время борьбы и искушений еще продолжается, и что не нужно смущаться тем, что не все еще враги покорены, он прибавил:

Ныне же не у видим Ему всяческая покорена

Так как не все еще покорены, то необходимо продолжать борьбу и подвергаться опасностям.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих

«Не много Ты унизил Его пред Ангелами…» - еврейский текст, вместо пред Ангелами, имеет: перед божеством, (элогим), лучше выражая особливую близость отношений человека к Богу и вместе его достоинство. «Не много…» - малым нечим - bracu ti - в двойном смысле: или - на короткое время - на время земной жизни Иисуса (ср. 9 ст.), или в смысле допущения малой (впрочем, тоже временной) разницы в достоинстве (воспринятие человеческой плоти и претерпение страданий и смерти), потом восполнившейся превосходящею славою и честью.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; (Евр.2:6-8)

Изобразивши славу и величие Христа, Апостол далее говорит о Его уничижении, опять ссылаясь на мессианские псалмы и другие пророчества. Поэтому в языке своём и изложении он опять употребляет множество гебраизмов.
 
Но рассуждения, которыми он применяет пророчество ко Христу, дышат уже другим складом и тоном, одушевление которого однако не меньшее, но более патетичное и сильнее, например, в Евр.2:9–10, 2:14–18, где Апостол говорит о необходимости крестной смерти Иисуса Христа. Как бы переходной ступенью, а вместе и оправданием величия Христа, как Бога, служит мысль о покорении Ему будущей вселенной.

Можно думать, что Давид был возбу́жден к составлению 8 псалма вообще созерцанием вселенной и в особенности созерцанием положения во вселенной земли и человека, быть может, в одну прекрасную ночь, при взгляде на очаровательное небо, усеянное яркими звездами и украшенное величественной луной. Так думается о происхождении 8 псалма многим, особенно на основании 4 стиха, в котором псалмопевец говорит: «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил». Здесь не упоминается солнце, отсюда заключают, что созерцание совершалось ночью и шло «от неба к земле». Сначала достаточно прославивши Бога, по поводу рассмотрения небесных дел Его, псалмопевец потом переходит на землю, чтобы и в ней указать на многое, также возвещающее величие Творца. Всё же это делается для того, чтобы сказать: «что же такое (после сказанного о Боге) человек, что Ты, Боже, помнишь его, и что есть сын человеческий, что Ты посещаешь его»? И вот, на этот-то вопрос и даётся ответ: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих».

Таким образом, это место составляет самое существенное содержание псалма. Из него все выходит, к нему все направляется. Потому, если это место относится к Мессии, то и весь псалом касается Его, что подтверждают и все экзегеты, например, о словах 3 стиха: «Из уст младенец совершил хвалу». Сопоставляя человека с Богом и спрашивая: что есть человек, псалмопевец очевидно предполагает здесь ничтожество человека. Истинный смысл 5 стиха тот, что Бог только по Своей благости взирает на бедное и ничтожное существо человека. Как же потом певец высказывает о человеке совершенное другое мнение и даже прославляет его? По мнению аббата Миня, Апостол Павел не мог бы полноправно сказать так о величии и Адама. Тем более не мог так говорить Давид о современном ему человеке вообще (хотя на этом и настаивают многие экзегеты, как например, Куртц, Гупфельд). Многие экзегеты видят разгадку этого в том, что псалмопевец воспроизводимыми здесь словами книги Бытия, в которых определено первичное назначение человека, пророчественно указывает на осуществление их в будущем. И действительно, при этом представлении становится понятным, почему совершился этот резкий переход от признания человека ничтожным сравнительно с другими творениями, к сознанию его величия, не только не меньшего прочих созданий, даже небесных, но и несравненно большего.

Только спрашивается: в чём состоит это будущее человека и действительно ли говорится о Нём здесь? В определении первого показанные экзегеты сходятся почти все, утверждая, что это время Мессии, в Котором и через Которого человеческая природа достигнет полного осуществления своего божественного определения, которое назначено ей при сотворении. Но в способе оправдания мессианского значения эти экзегеты вполне расходятся. По святоотеческому объяснению, псалмопевец в пророческом вдохновении сначала и прежде всего говорит о Мессии, а потом уже вообще о человеке, в обыкновенном его состоянии. И этому объяснению полагается начало именно приведением означенных слов здесь в послании, с достаточным выяснением отношения их ко Христу. Таким образом, у Апостола не только ясно указано, что слова 5–9 стихов 8 псалма непосредственно сказаны о Мессии Иисусе, но и разъяснено, что первые слова 6 стиха относятся к состоянию прославления Спасителя, через Его искупительное страдание, а последние – к Его господству над всем миром после того, как Он воцарится навеки. Такое своё понимание последних слов разбираемого места ап. Павел повторяет в 1 послании к Коринфянам, где он, утверждая, что Христу надлежит царствовать, доколе Он положит врагов Своих под ноги Свои (заимствуя эти слова из 109 псалма), говорит: потому что Бог всё покорил под ноги Его, (ясно намекая на слова 7 стиха 8 псалма).

Непосредственно мессианское значение разбираемого места самое основательное и с научно-богословской точки зрения. Прославление человеческой природы, находящееся здесь, немыслимо без предварительного изменения природы человека и отношения к нему всей природы, а это, в свою очередь, также немыслимо без Мессии Иисуса. Поэтому псалмопевец, прославляя человека, непременно должен был мыслить прежде всего о Мессии, а потом уже о человеке обновлённом. Вот почему и многие западные экзегеты также объясняют эти слова псалма лишь по отношению к Иисусу Христу и только немногие вместе и к человеку; или же: первые слова его к греховному состоянию, а прочие – ко времени его искупления и спасения, когда он был восстановлен в тех своих правах, которые предназначались ему вначале.

Впрочем, как Апостольское, так и святоотеческое объяснение не исключает отношения псалма к человеку вообще.
По поводу отдельных выражений нельзя не заметить, что в словах второго полустишия 6 стиха послания заметно присутствие параллелизма, столь свойственного еврейской поэзии, потому что здесь оба глагола почти синонимичны, равно как и подлежащие (человек и сын человеческий).

В 6 стихе псалма логическое ударение стоит на слове βραχύ τι (малым чем). Большинство толкователей придают этому слову значение временности (на короткое время Ты унизил Его пред Ангелами). Но Апостол согласно со всем ходом речи придаёт наибольшее значение слову ἠλάττωσας как бы не придавая особого значения βραχύ, так как мысль о кратковременности состояния унижения Христа ясно выражается далее в словах: славою и честью венчал Его...

Синонимизм находится и во второй половине этого стиха. Глагол же στεφανόω показывает, что Апостол говорит о некотором особенном увенчании как бы в награду за подвиг, потому что по 9 стиху послания Христос увенчан славой и честью διὰ τὸ πάϑημα τοῦ ϑανάτου.


Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; (Евр.2:7-8)

Ближайшим определением противоположения мыслей служит только частица δὲ. Поэтому, читателям оставалось самим сделать этот переход мысли от величия Мессии к Его (столь мало приемлемому евреями) уничижению. Возвышение Мессии Апостол предоставляет почитаемому евреями псалмопевцу 8 псалма, который удостоверяет в том, что Бог действительно всё покорил Мессии и вместе с тем свидетельствует о предстоявшем Ему уничижении. Таким образом, Апостол удобно и с силой устраняет соблазн иудеев страданиями и крестной смертью Иисуса Христа, чем и достигает мудро намеченной им цели, а вместе с тем и не даёт своих умозаключений и вразумлений читателям.

священник Николай Рудинский (†1937)

напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его.
В приведенном месте псалма (см. Пс. 8:5-7) изображается идеальный человек, в своем величии и славе во вселенной. Великим и чудным является Бог в делах природы, и если рассмотреть великие чудеса нашего неба, луны и звезд, то в сравнении с ними человек, слабый житель земли, представляется совершенным ничтожеством, и почти даже становится непонятным, как Бог обращает на него внимание, помнит его, посещает его. И однако человек, есть чудо над всеми чудесами видимого творения Божия. Только малым чем, и на малое только время, Бог поставил его ниже ангелов. Он облек его сиянием и славою образа Своего, и все существующее в природе покорил под ноги его. Природа, таким образом, есть служительница человека по обетованию, данному Богом человеку в раю (см. Быт. 1:28). Это изображение идеального человека, святой Павел прилагает к Иисусу Христу, Который как Бог, принял на Себя чистое человеческое естество для того, чтобы в нем восстановить падшее человечество, в утраченной им святости, славе и власти. И Он восстановил в Своем Лице, стал идеальным человеком, которому должен покориться весь мир, все сотворенное, а следовательно, и ангелы.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible