Скрыть
все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-8 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено

Ведь не Ангелам подчинил будущий мир, о котором говорим мы, то есть проповедуем; но Сыну, - как и Давид засвидетельствовал о сем, говоря: что есть человек, что Ты посещаешь его? Умалил его мало чем от Ангелов. Заметь, что плоти подчинил сказанный мир, не Сыну, когда сказал: все ему подчинил, как сказал Давид (Пс. 8:5-7). Итак, если подчинил Ему все, то ничего не оставил не подчиненным Ему, - между тем ныне же еще не видим все подчиненым Ему: это сказал об идолопоклонниках и распинателях.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 4-8 Сосвидетельствующу Богу, знаменьми же и чудесы, и различными силами, и Духа Святаго разделеньми, по Своей Ему воли. Не Ангелом бо покори Бог вселенную грядущую, о нейже глаголем: засвидетельствова же негде некто, глаголя: что́ есть человек, яко помниши его? Или сын человеческий, яко посещаеши и? Умáлил еси его малым нечим от Ангел: славою и честию венчал еси его, и поставил еси его над делы руку Твоею: вся покорил еси под нозе его. Внегда же покорити ему всяческая, ничтоже остави ему непокорено: ныне же не у́ видим ему всяческая покорена

Затем – как будто бы лгут слышавшие от Христа и одно вместо другого говорят – нет, говорит он, ибо и Сам Бог свидетельствует об истине их знаменьми и чудесы и различными силами, которыя совершаются через них. - «И Духа Святаго разделенми». И через дары и через наитие Святаго Духа совершается свидетельство Бога. А «разделеньми» говорит, как бы через разделение благодати Духа и по мере каждаго, и сообразно с верою, и как каждому потребно. - «По Своей Ему воли» – Утешителя, очевидно. Разделяя, говорит, каждому, как Ему угодно. - «Не Ангелом бо покори Бог вселенную». Это соответствует выше приведенному сравнению с Ангелами. Ибо должно было, сравнив Христа во плоти с величайшим творением, то есть Ангелами, показать Его большим, как Господа. «Грядущую» же вселенную, говорит, – будущий мир, относительно котораго вся речь у нас. Ведь Сам Христос, Судия той вселенной, возсядет, а Ангелы, как слуги и рабы, станут около. - «Засвидетельствова же негде некто, глаголя». Так как он обращается к знающим Писание, то и не ставит имени говорящих. - «Что́ есть человек». Почему теперь приводит выражение: «что́ есть человек, яко помниши его?» Потому что он думал выше упомянутому предложению (ибо он показал Христа большим Ангелов) противопоставить выражение: «малым нечим» умаленнаго от них. Для того помещает это, чтобы разрешить кажущееся противоречие. И, разрешая, говорит: сказано, что Он умален за приятие смерти. «Мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2). Соглашается между тем, что приведенное место сказано о Господе, так как это ему было полезно и для успокоения их (евреев), что «вся покорил еси под нозе Его». - «Помниши его». И не только в бытие привел, но и даровал благобытие, и продолжаешь помнить и посещаешь в дурном положении. - «Умáлил еси его». Ибо смертью умален перед Ангелами. Сие относится и ко всему человечеству, но особенно ко Христу во плоти. - «Ныне же не у́ видим ему всяческая покорена». Ибо так как он сказал: «ничто же остави ему непокорено», а они претерпевали зло и разграбление имуществ со стороны иудеев, остававшихся в неверии, то чтобы они не сомневались в сказанном, говорит: не смущайтесь, ибо Ему еще не все покорено, учение еще не посеяно, не начал еще властвовать явно Царь.

Толкование на послание апостола Павла к Евреям

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено

Так как они подвергались преследованиям и страдали, то чтобы не сказали: как ты говоришь, что все покорено, когда мы подвергаемся изгнанию и преследованию со стороны Его врагов? - значит, они еще не покорены и ты обольщаешь нас? - поэтому говорит: не смущайся и не малодушествуй: все будет покорено Ему. И в Писании сказано: покорил. То, что несомненно произойдет, хотя еще и не произошло, названо, как совершившееся. Итак, не скорби, что ты претерпеваешь бедствия: еще не всех победила проповедь, еще не настало время совершенного покорения, однако, несомненно, они покорятся.

См. также Толкование на Евр. 2:6

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст 6-8 Засвидетельствова же негде некто, глаголя: что есть человек, яко помниши его; или сын человеческий, яко посещаеши и. Умалил еси его малым нечим от Ангел: славою и честию венчал еси его и поставил еси его над делы руку Твоею. Вся покорил eси под нозе его (Пс. 8:5–7). Внегда же покорити Ему всяческая, ничтоже остави Ему непокорено. Ныне же не у видим Ему всяческая покорена

Слово: «засвидетельствова» употреблено вместо: наперед произнес, предвозвестил. Словом же: «некто», хотя неопределенным и не означающим имени, назвал Давида, потому что говорил это тем, которые знали и постоянно держали и на устах своих, и в памяти своей слова Давида. И хотя все сказанное (в тексте) сказано в отношении к естеству всех людей, как это истолковано в изъяснении книги Псалмов, однако более кстати применить это ко Христу – по плоти: ибо Бог вспомнил об нас, когда мы были ничто, как погибшие, и посетил нас чрез Сына Своего, Коего немного умалил пред Ангелами, ибо Он принял на Себя плоть и подверг Себя немощам ея кроме греха. Славою же и честию венчал Его, предоставив Ему и как человеку власть на небе и на земле и стяжав Ему поклонение от Ангелов. И поставил Его над тварию, т. е. соделал Его Господом всего.

Внегда же покорити Ему всяческая, ничтоже остави Ему непокорено

Покорил Ему в предопределении, согласно упомянутому пророчеству Давида; а слово «всяческая» означает то, что ничего не останется непокоренным. Посему одни до сего времени уже покорены, a другие будут покорены: ибо все должны покориться, по благоизволению Отца и по предречению Давида. А желая показать, что время борьбы и искушений еще продолжается, и что не нужно смущаться тем, что не все еще враги покорены, он прибавил:

Ныне же не у видим Ему всяческая покорена

Так как не все еще покорены, то необходимо продолжать борьбу и подвергаться опасностям.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех

Смысл этих стихов в общей связи такой: Бог все подчинил человеку, не оставил ничего непокоренным ему. Однако ныне мы еще не видим, чтобы все было Ему покорено. Это потому, что еще увидим в свое время, и именно в лице Такого Человека, к Которому в собственном и полном смысле и должны быть приложены настоящие слова Псалмопевца в лице Иисуса. Он и был Тот, Кого Бог умалил немного пред Ангелами, претерпением смерти, но за это же самое претерпение смерти и увенчал высшею славою и честью, даровав не только Ему Самому всякую власть на небеси и на земли, но и верующим в Него возвратив истинное человеческое достоинство. Такой оттенок мысли лучше выдержан в славянском тексте, где, приведя слова Псалмопевца и установив, что в настоящее время они еще не нашли полного осуществления, апостол, как бы поясняя это и указывая, где и когда ждать этого осуществления, толкует слова Давида в применении к Иисусу: «а умаленного малым чим от Ангел видим Иисуса», с особым ударением на последнем слове (Иисуса!) Ему, Иисусу, следовательно, покорено все, и если не все еще покорно на самом деле, то лишь потому, что еще не на все пришло свое время (ср. 1:13).

священник Николай Рудинский (†1937)

напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его.
В приведенном месте псалма (см. Пс. 8:5-7) изображается идеальный человек, в своем величии и славе во вселенной. Великим и чудным является Бог в делах природы, и если рассмотреть великие чудеса нашего неба, луны и звезд, то в сравнении с ними человек, слабый житель земли, представляется совершенным ничтожеством, и почти даже становится непонятным, как Бог обращает на него внимание, помнит его, посещает его. И однако человек, есть чудо над всеми чудесами видимого творения Божия. Только малым чем, и на малое только время, Бог поставил его ниже ангелов. Он облек его сиянием и славою образа Своего, и все существующее в природе покорил под ноги его. Природа, таким образом, есть служительница человека по обетованию, данному Богом человеку в раю (см. Быт. 1:28). Это изображение идеального человека, святой Павел прилагает к Иисусу Христу, Который как Бог, принял на Себя чистое человеческое естество для того, чтобы в нем восстановить падшее человечество, в утраченной им святости, славе и власти. И Он восстановил в Своем Лице, стал идеальным человеком, которому должен покориться весь мир, все сотворенное, а следовательно, и ангелы.
 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible