Скрыть
но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех

Но Давид сказал, что славою и честию венчал тем, что Бог за всех смерть вкусил, то есть: так как Бессмертный по природе не мог умереть, — то по плоти, которою умер, Он, Который умер, как бы не умер. Итак, поелику не умер Он по природе Своей, то подвергся смерти по любви к нам; и так как по природе Своей Он был выше смерти, то смерть не могла приступить к Нему.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 9-10 А умáленнаго малым чим от Ангел видим Иисуса, за приятие смерти, славою и честию венчáнна, яко да благодатию Божиею за всех вку́сит смерти. Подобаше бо Ему, Егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, начальника спасения их страданьми совершити

«Малым», говорит, вследствие того, что находился три дня во аде. - «За приятие смерти». Сказав «приятие смерти», показал истинную смерть. - «Славою и честию венчáнна». Славою и честию называет Крест. Ибо для Бога не так почетно и славно сотворить и небо, и землю, и человека, и вышния силы, как удостоиться за нас быть распяту. Это говорит и для их утешения. Ибо если Христос сие ради нас понес, что удивительнаго, если мы ради Него понесем испытания?! - «Да благодатию Божиею». Ибо благодать Святой Троицы, что Сын пострадал. Ведь не по обязанности Отец дал Сына, или Сын принял, или Дух изволил на распятие, но все благодатию произошло. Хорошо выражение: «вку́сит». Ибо Он не остался в смерти, но только некоторым образом вкусил ее. Известно, что несториане искажают Писание и так читают: что, кроме Бога, за всех вкусит смерти, так научая, что Христос был обителью Бога Слова, а не соединился с Ним, что при Его распятии не было с Ним Божества. Ибо сказано, говорят, «кроме» Бога, вкусит смерти (1Кор. 15:27). Но смотри, как правомыслящий ответит. Во-первых, «благодатию Божиею» поставлено. Во-вторых, впрочем, если и по-вашему читать – «кроме» Бога, то это надо так понимать, что, кроме Бога, за всех прочих умер Христос. И не только за людей, но и за вышния силы умер, чтобы разрушить «стоявшую посреди преграду» и соединить земное с небесным (Ефес. 2:14). Этому соответствует сказанное в другом месте. Когда именно сказал, что все покорено, то очевидно, «кроме Того, Который покорил Ему все» (1Кор. 15:27). - «За всех вку́сит смерти». Если и не все спасены, то вследствие их собственнаго неверия, но Он сделал то собственностию для всех и за вся. - «Подобаше бо Ему». Подобаше бо, говорит, Богу и Отцу, от Котораго все, – Он ведь Виновник всего. «И Имже всяческая». Ибо если «и Имже всяческая» – Отец есть Творец всего, Который родил Творца. «И Имже всяческая». Выражение «Имже» к Отцу относится. - «Многи сыны» – так людей называет. Приведшаго людей, говорит, в славу Единороднаго по дару сыновства, Начальника спасения этих сынов, то есть Христа, подобало «страданми совершити», показать именно через Крест совершенным и славным. Совершенство же как бы для нас сказано, которые твердо восприняли через Крест самое добро и человеколюбие, тогда как Сам Он был всегда всесовершенным и всеславным. Но смотри разницу между сыновьями. Ибо Он – истинный, а мы – усыновлены. Он спасает, а мы спасаемся. «Страданми совершити», то есть восполнить, что Ему недоставало. А что недоставало Христу, как человеку? Очевидно, безсмертия, чтобы непрерывно иметь образ, в котором не было бы недостатков. И вот Ему восполнил недостающее Отец через воскресение. Между же тем с Ним восполнил и всех людей, как и в другом месте говорит апостол. И, будучи совершенным, стал для надеющихся на Него посредником спасения неразрушимаго. Так понимают святой Кирилл и Север в 164 главе «Филалифа».

Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами

Старается показать, что сказанное относится ко Христу, и говорит: хотя выражение все покорил, казалось бы, только относится к Нему, однако мы показали, что и это, несомненно, исполнится. Но быть мало чем умаленным сравнительно с ангелами - более относится к Нему, чем к нам. Ибо Он, пробыв три дня во аде, как человек, не много умален пред ангелами, так как они совершенно непричастны смерти. А мы, надолго подверженные тлению, не немного, но совсем много умалены в сравнении с ними. И быть увенчанным славой и честью за страдание - относится более к Нему, чем к нам. Сказав: за претерпение смерти, апостол обозначил истинную смерть, - не воображение смерти, то было действительно страдание. Напомнил о кресте и смерти, чтобы убедить их мужественно переносить несчастия, взирая на Учителя. Но крест, говорит, сделался для Него славой и честью; посему и для вас должны быть славой и честью ваши несчастия и страдания. Итак, зачем вам избегать того, что венчает вас? Он пострадал за тебя, раба; ты ли не перенесешь страданий за Него, Господа?

Дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех

Не по долгу, а по благодати Бог отдал нам Сына Своего на смерть, и не за верующих только, а за весь мир. Хотя и не все спаслись, но Он исполнил Свой долг. Прекрасно сказал: вкусить. Ибо, действительно, как бы вкусивши, так как малое время оставался в смерти, Он тотчас воскрес. И в этом отношении Он, следовательно, лучше ангелов, потому что явился выше смерти. Подобно тому, как врач, видя больного, опасающегося принять приготовленные для него лекарства, прежде сам отведывает их, чтобы убедить больного решиться на принятие их: так и Господь, видя нас, боящихся смерти, Сам вкусил ее, хотя и не имел в том нужды. Он не подлежал смерти, но все сделал по благодати, чтобы показать ее ничтожество и убедить нас смело идти на смерть. Несториане, искажая Писание, говорят: кроме (χωρίς) Бога Он вкусил ее за всех, чтобы, отстоять мысль, что с распятым Христом не было Божественности, так как она не была соединена с Ним лично, а по состоянию. Один православный, осмеивая бессмыслицу их, сказал: пусть Писание имеет такой смысл, как говорите вы, - и в таком случае сказанное говорит за нас. Ибо кроме (χωρίς) Бога, Господь умер за всех и за самых ангелов, чтобы разрушить вражду их против нас и снискать им радость.

Евфимий Зигабен (†1118)

но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех

А умаленнаго малым чим от Ангел видим Иисуса за приятие смерти славою и честию венчанна

Видим «Иисуса малым чим умаленнаго от Ангел за приятие смерти», т. е. за страдания и смерть телесную (ибо этим только Он и был умален от Ангелов и притом только на короткое время: потому что когда наста третий день, тело ожило). Видим Его славою и честию венчанным, то есть распятым на кресте; славою и честию здесь Апостол называешь крест, потому что и Сам Христос назвал его Своею славою: «да прославится (чрез крест), говорит Он, Сын Человеческий» (Ин. 12:29). Если же Сам Владыка смерть за рабов Своих называет славою, то тем более мы, рабы, смерть за нашего Владыку должны считать славою и честию.

Яко да благодатию Божиею за всех вкусить смерти

Видим, говорит, Его распятым, дабы вкусил смерть за всякаго человека. Ибо хотя и не все уверуют, но Он умер за всех, чтобы все уверовавшие жили блаженною жизнию. «Благодатию Божиею» значит, что Христос умер по благодати Божией к нам, Сам будучи ни в чем не повинен. Ибо сказано: греха не сотвори (1Пет. 2:22), уплата за который есть смерть. А «вкусит» значит умрет на короткое время: потому что Он скоро воскрес.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех

«За претерпение смерти…» δια­̀ τὸ πάθημα τοῦ θανάτου — некоторые соединяли с выражением умаленного, усвояя данному месту тот смысл, что Христос Своими страданиями и смертью (или ради страданий и смерти), чтобы претерпеть их за нас, на короткое время был унижен пред Ангелами. Другие, и более правильно, соединяют это выражение «За претерпение смерти» с мыслью об увенчании славою и честью Иисуса, так как для подтверждения оной именно мысли служит и следующий 10 стих (ср. Флп 2:9-10; Лк XXIV:26). — «…По благодати Божией, вкусить смерть за всех…» Здесь выражается та мысль, что вкушение смерти Иисусом Христом было делом любви Божией к падшим людям (ср. Рим 5:8; Гал 2:21).

См. также Толкование на Евр. 2:8

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. (Евр.2:8-10)

Сказавши о Христе, на основании псалма, бесконечно много, Апостол не мог, конечно, не заметить, что не всё из сказанного было очевидно, поэтому он оговаривается, что на Иисусе Христе, сбылось ещё не всё, что было предсказано о Мессии в этом и других псалмах. Но уже то несомненно, что смерть Его была победной, так как за нею последовало воскресение, о котором он, однако, предусмотрительно умалчивает. Здесь достойно замечания то, что увенчание Иисуса Христа славой и честью он представляет виденным, ибо глагол βλέπομεν означает как духовное, так и телесное видение, и относится как к свидетельству учеников о Его воскресении и вознесении, так и к излиянию св. Духа в пятидесятый день и разделению дарований, бывшему в первенствующей церкви. Всем этим свидетельствовалось, что Христос жив и одарён великим могуществом, хотя явил его ещё не вполне.
 
Употребляя обычное выразительное название Христа Спасителя «Иисус», Апостол отрезает всякий путь к сомнению в том, что именно исторически явившийся Избавитель есть Тот, о Котором идёт речь в пророческом псалме и в самом послании, где об этом имени Христа как бы намеренно умалчивалось, чтобы не отвратить гордых евреев от умаленного на время Иисуса.
 
Выражение Апостола: «за приятие смерти» (διὰ τὸ πάϑημα τοῦ ϑανάτου) объясняется очень различно, в особенности по причине неясности, к чему до́лжно относить это выражение, к предшествующему ли причастию (ἠλαττωμένον) или к последующему – ἐστεφανωμένον. Поэтому одни читают это место так: униженный по причине претерпения смерти, т. е. потому, что Он претерпел смерть, а другие: униженный ради претерпения смерти, т. е. для того, чтобы подвергнуться смерти. Но кажется, вернее будет относить это выражение к следующему за ним причастию ἐστεφανωμένον: за претерпение смерти, потому что это чтение подтверждается 10 стихом, и тем, что только при этом понимании получает своё надлежащее значение предлог διὰ с винительным падежом, равно как и вся вообще расстановка слов. Крестная смерть здесь является предначертанной и потому соблазняться ею не до́лжно.
 
Что вкушение смерти Иисусом Христом было делом любви Божией к падшим людям, Апостол выражает это замечанием χάριτι Θεοῦ.

священник Николай Рудинский (†1937)

Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
Итак, не ангелам Бог покорил будущий мир, новое домостроительство спасения, потому что в приведенном свидетельстве говорится, что Бог все покорил Сыну Человеческому Иисусу Христу, следовательно, ясно, что Ему покорено все - и ангелы, кроме Того, Который покорил Ему все (см. 1Кор. 15:27). Правда, говорит святой Павел, теперь еще не все покорено Ему, еще господствуют в мире смерть, диавол, неверие. Но на короткое время униженного перед ангелами Иисуса, мы видим уже увенчанным славою и честью, именно в Его воскресении, вознесении на небо и седении одесную Отца. Этою славою Он увенчан был от Отца, за претерпение смерти за всех, чтобы всем сообщить плод этой смерти - воскресение по благодати Божьей. Если одна половина псалма, увенчание славою и честью, исполнилась на Иисусе Христе, то это служит ручательством тому, что исполнится и то, что Бог все покорит под ноги Его. Выражение по благодати Божией вкусить смертьсвятые отцы объясняют так не по долгу, а по благодати. Бог отдал Сына Своего на смерть, и не за верующих только, а за весь мир. Хоть и не все спаслись, но Он исполнил Свой долг. Прекрасно сказал: вкусил. Ибо действительно, Он малое только время оставался в смерти и тотчас воскрес. Подобно тому как врач, видя больного, опасающегося принять приготовленное для него лекарство, прежде сам отведывает его, чтобы убедить больного решиться на принятие его, так и Господь Иисус Христос видя нас, боящихся смерти, Сам вкусил ее, хотя и не имел в том нужды (Феофилакт, Златоуст).
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible