| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
| 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Новый Завет:Мф.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Николай Рудинский, священник (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 15-16 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем
Не ожесточайте, говорит, сердец ваших… ибо кто суть они?… Но не все, кои вышли из земли Египтян, ибо некоторые из них вошли, - разумеются Иисус и Халев.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
«Ибо мы сделались причастниками Христу» (Евр. 3:14). Что значит: «сделались причастниками Христу»? Мы сделались, говорит, причастными Ему; мы и Он стали одно; Он – Глава, а мы – тело Его, сонаследники и сотелесники; мы одно тело с Ним, от плоти Его и от костей Его. «Если только начатую жизнь твердо сохраним до конца». Что значит: «начатую жизнь»? Говорит здесь о вере, которою мы существуем, и рождены, и сделались, так сказать, единым существом (с Ним). Потом присовокупляет: доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота» (Евр. 3:15). Здесь он делает переход; а далее говорит так: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4:1-2). «Доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его». Тут – «ныне» значит: всегда. Потом присовокупляет: «но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4:2), – объясняя, почему слово не принесло им пользы, именно потому они не получили пользы, что не приложили (своей веры). Далее желая устрашить их, выражает то же самое в следующих словах: «Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3:16-19). Повторив свидетельство, он присоединяет вопрос, чтобы сделать слова свои ясными. «Почему, как говорит Дух Святый – говорит, – ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота» (Евр. 3:7-8). О каких же ожесточившихся он напоминает, о каких неверовавших? Не об иудеях ли? Смысл слов его следующий: и те слышали, говорит, как мы слышим, но не получили никакой пользы.
Итак, не думайте, что получите пользу от одного слышания проповеди; и те слышали, но не получили никакой пользы, потому что не веровали. А Халев и Иисус (Навин), которые не смешались с неверовавшими, т.е. не были согласны, избегли наказания, постигшего их. И, вот, что замечательно: не сказано: не согласились, но: не смешались, т.е. не приняли участия в возмущении, тогда как все прочие единогласно восстали. Здесь, мне кажется, (апостол) намекает на какое-нибудь смятение.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Первую часть должно читать, как вопрос, а вторую – не утвердительно, но как ответ. Так заставляют разуметь последующие слова. Ибо, кроме Халева, сына Иефониина, Иисуса, сына Навина, погибло шестьсот тысяч. Их-то Апостол назвал «изшедшими из Египта».
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Доколе говорится: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота
Подтверждает, каким образом сказал: до конца, и говорит, что это обозначается в выражении: ныне. Ибо ныне значит: всегда, как и выше сказал: но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне» (ст.13). Или, что более одобрительно, как сказано у святого Иоанна Златоуста, апостол делает переход от слов: доколе говорится: ныне, когда услышите глас Его, к следующим: посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование и т.д. (Евр. 4:1).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-19 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие
«Доколе говорится…» – более распространенное определение предшествующего выражения «до конца». Впрочем, возможно и другое, кажется, более согласное с мыслью апостола, толкование дальнейших стихов. Необходимо отметить, что «доколе», Евр.3:15 по греческому тексту имеет другое выражение, чем «доколе» Евр.3:13: там (в Евр.3:13) читаем άχρις ού (слав. «дондеже»), а здесь (Евр.3:15) – εν τ, слав. «внегда»). Затем – γάρ Евр.3:16 имеет отношение, по-видимому, не к предшествующему только τίνες, но ко всему этому ряду стихов, начиная с Евр.3:15; посему мысль апостола получает следующий оттенок «смотрите, чтобы… вам не отступить…» (Евр.3:12), потому что (γαρ) или: ведь и в то время (εν τω), когда были сказаны приведенные слова (Евр.3:15), некоторые… возроптали (Евр.3:16). Однако, (и тогда) не все» Ср. Чис.14:28-30). – «Которых кости пали» – вместо: которые умерли. Выражение воспроизводит вышеприведенное место кн. Числ. Доказав из истории еврейского народа, что неверие послужило причиною гибели многих в пустыне и не допустило до покоя в Земле Обетованной, апостол в дальнейших рассуждениях (Евр.4) старается показать, что та же участь угрожает и за наше неверие.
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
Единение со Христом, состоящее в участии во всех тех благах и обетованиях, которые Он даровал христианам, составляет самое сильное побуждение быть верным Христу. Посему-то Апостол и выставляет его так не спешно, причем предупреждает, что это единение возможно только, пока раздается проповедь о Нем, как Спасителе, а когда она умолкнет и настанет вечное спасение и бесконечный покой, тогда уже, конечно, будет неблаговременно заявлять о своей вере тем, которые дотоле не веровали, как неблаговременно не изъявляющим царю своей верноподданности во время бунта и восстания – заявлять оную тогда, когда все восставшие будут усмирены и покорены. Время Еврейского ропота на Бога в пустыне соответствует всем временам ропотливого восстания на Христа и на веру в Него, как Единородного Сына Божия. По изъяснению св. Иоанна Златоуста, Апостол говорит здесь как-бы так: «Тот, Кто столько возлюбил нас, удостоил нас таких благ, соделал нас Своим телом, – не презрит погибающих. Помыслим, говорит, чего мы удостоились: мы и Христос – едино; не будем же питать неверия к Нему. Здесь он опять намекает на то, что сказал в другом месте «аще терпим, с Ним и воцаримся» (2Тим.2:12).
Он заимствует убеждения то от предметов вожделенных, то от прискорбных: да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто от вас лишився». «В общение с Владыкою Христом все пришли мы чрез смерть всесвятого крещения, – говорит блаж. Феодорит, – и спогребшись Ему, имеем на себе образ воскресения, если только сохраним твердую веру. Ее назвал Апостол начатком состава, потому что ею обновляемся и вступаем в единение с Владыкою Христом и приобщаемся благодати Всесвятого Духа». «Вера делает то, что мы и начинаем быть членами Христа и остаемся такими, составляя с Ним одно тело. Если же Церковь верных есть одно тело и все верные суть ее члены, а Христос – глава, то нам должно держаться за Него верою и не отрываться неверием».
За неверие Апостол угрожает наказанием, подобным тому, которому подверглись Евреи во время сорокалетнего странствования по пустыне, где они и погибли, кроме только Иисуса Навина и Халева, по исчислению блаженного Феодорита – до 600.000 человек. «Когда Бог повелевал идти в Обетованную землю, – говорит он, – они прекословили, отговариваясь страхом и силами врагов. За сие-то Бог всяческих предал всех их по одиночке смерти в пустыне и вместо них ввел детей их. Апостол, изложив сию мысль, чтобы устрашить Евреев и заставить их ждать поданных надежд, начинает, наконец, речь о покое, научая, что пророк Давид издревле предвозвестил оный».
Искусиша Мя... «Видишь-ли – говорит святитель Иоанн Златоуст, – что не должно требовать отчета от Бога, но веровать Ему? Кто желает получить доказательства силы, или промышления, или попечения Божия, тот еще не верует, что Он всемогущ ». На это Апостол намекает и в настоящем послании, так- как слушатели его, быть может, желали получить удостоверение и доказательство Его силы и промышления о них в искушениях. Что же он говорит далее? «Убо оставлено есть субботство людям Божиим». Бог поклялся, говорит, древним, что они не войдут в покой, – и они не вошли. Потом, спустя много времени после них, обращаясь к Иудеям, сказал: «не ожесточите сердец ваших, якоже отцы ваши». Отсюда видно, что есть другой покой. Следовательно, он указывает на некоторый иной, истинный покой. Достойно замечания, что св. Иоанн Златоуст в напоминании о восставших видит намек Апостола на какое-нибудь смятение. Таковых смятений было в Палестине много во времена ее подданства Римлянам, особенно же пред разрушением Иерусалима. Евреи нередко подвергались разграблению имущества (Деян.22:18; сравн. 1Сол.2:14). При императоре Клавдии Евреев изгнали из Рима.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
Николай Рудинский, священник (†1937)
Ибо Тот, Который возлюбил нас настолько, что сделал нас причастниками Своими, членами Своего Тела, коего Он глава, участниками в том, что принадлежит Ему (Златоуст), не позволит нам отторгнуться от Него, если только мы не желаем (Феофилакт). Благодать Его поддержит нас на пути добродетели, если только начатую жизнь Его в нас. Мы твердо при помощи веры будем сохранять до конца, доколе слышим призывающий нас к Нему голос благодати, и не отвратимся от Него, не ожесточим сердца своим неверием в Него, подобно сынам Израиля, роптавшим на Бога в пустыне.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Слова псалмопевца апостол советует своим читателям принять ближе к сердцу и указывает, как на средство против ожесточения сердца, на взаимное укрепление, которое должно иметь место до тех пор, пока возможно получать прощение грехов и благодать. Иначе, мы можем потерять великое благосопричастие Христу (т. е. помощь Его и пользование всеми благами, какие Он имеет), которое и мыслимо только в том случае, когда мы сохраняем до конца живость упования, которая характеризовала собою начало нашей жизни во Христе (ἀρχὴν τῆς ὑποστάσεως Евр. 3:14). Необходимость соблюдения этого условия апостол разъясняет на примере израильтян. Пока еще все слышится предостерегающий голос Божий, следует его принимать к сердцу и не ожесточать сердец своих, подобно евреям. Подумайте, – такова мысль апостола, – кто были те (τίνες, по более естественному чтению и в соответствии с следующим вопросительным местоимением), которые, хотя и слышали голос, но возроптали на Бога? Но можно ли и спрашивать об этом? Не были ли это все те, кои вышли под водительством Моисея (διἁ Μωϋσέως) из Египта? Не согрешивших ли и непокорных наказал Бог, лишив их возможности увидать землю Ханаанскую и успокоиться в ней? Да, евреи служат для нас, христиан, разительным примером того, к каким вредным последствиям ведет неверие словам Божиим.