Скрыть
Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 1-2 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его

Когда же учитель наш говорит: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса… верна суща Сотворшему Его», не подумай, что от начала сущий у Отца Бог – Слово есть создание. Ибо апостол повелевает разуметь не Божество невидимое, но Господня человека, Которого Павел же наименовал «Ходатаем Бога и человеков, человеком Христом Иисусом, давшим Себе избавление за нас» (1Тим. 2:5). Сего-то повелел он разуметь Иисуса, «верна суща Сотворшему Его»; как и Господь говорит: «смотрите вран, яко не сеют» и проч. (Лук. 12:24); еще: «смотрите крины сельные, како растут» (Лук. 12:27); следовательно, повелевает обратить внимание на видимое, а не на ангелов или другие невидимые твари. Если и Аввакум пророк говорит: «разумех дела Твоя, и ужасохся» (Аввак. 3:2), то этим сказует, что уразумел он дела, а не Творца дел. И апостол повелевает разуметь видимое Господне тело, а не Божество Слова невидимое; потому что «Бога никтоже нигдеже виде» (1Иоан. 4:12), «ниже видети может» (1Тим. 6, 16). «Бог же бе и есть Слово», как говорит Богослов Иоанн (Иоан. 1:1). Посему кого повелено нам разуметь, человека Христа Иисуса, Который дал Себя во избавление за нас, Которого сказуем «Посланника и Святителя верна суща», того апостол повелевает разуметь как создание. Все создано; но Божие Слово, т. е. Сын, есть не тварь, а рождение по естеству. Ибо Отец создал всё Словом, как говорит Павел: «тем создана быша всяческая» (Кол. 1:16); и как сказует Иоанн: «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Иоан. 1:3). Само же Слово не созидает, но рождает Бог. Ибо Самим Словом всё получило бытие и создано, не получило только бытия Само Слово. Напротив того, Человека, Которого ради нас понесло на Себе, Писания изображают получившим бытие и созданным.

Слово пространнейшее о вере

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его

И Он, Иисус Христос, верен был Тому, Кто первосвященником соделал (поставил) Его, не во Святом Святых, но во всем, что есть на небе и на земле, - (он верен был), как был верен Моисей во всем вхождении его во внутреннее Святое Святых (Числ. 12:7).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его

Намереваясь изобразить преимущества Христа пред Моисеем, апостол ведет речь о первосвященстве и говорит, что как тому, так и другому вверен был народ, но Христу в большем. Сначала не показывает превосходства Христова, чтобы они не отвратились; ибо хотя они и были верны, однако все еще были преданы Моисею. Пока уподобляет Господа ему, говоря, что и Он верен Отцу, Который поставил Его первосвященником и апостолом. Здесь речь не о существе, но о поручительстве. Верен, то есть доброжелательный, предстательствующий, за тех, кто принадлежит Отцу, и не допускающий, чтобы они погибли, напротив ищущий спасения их. Как и Моисей во всем доме Его, то есть в народе. Домом называет народ, как и мы обыкновенно говорим. Ибо и Моисеевым назывался народ, как например: развратился народ твой (Исх. 32:7). Подобно попечителю, говорит, и распорядителю в доме, был Моисей в народе.

Евфимий Зигабен (†1118)

Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его

Верна суща сотворшему Его

Преданнаго Отцу и единомысленнаго с Ним, соделавшим Его Посланником и Святителем, т. е. благоизволившим послать Его для научения нас вере и поставить Его Архиереем для принесения за нас жертвы.

Якоже и Моисей во всем дому Его

Т. е. как Моисей был верен. Ибо в Книге Числ написано: И рече Господь: Не тако якоже раб Мой Моисей, во всем дому Моем верен есть (Чис. 12:7). Как церковию называется не только неодушевленный храм, но и собрание верных, так и домом Божиим называется здесь не только скиния, но и собрание народа.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его

Ср. Чис 12:7. - «Во всем доме Его…», доме Божьем, в церкви Ветхозаветной. Моисей был верным служителем Господним не над частью только Его дома, исполняя отдельное какое-либо назначение в царстве его, как Самуил, Илия и другие пророки, но ему доверено было управление всем домом; в этом состоит его сходство со Христом.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его. (Евр.3:2)

Апостол во 2 стихе опять называет Христа верным (πιστὸς), но в более широком смысле, как это открывается из сравнения Его с верностью Моисея во всём том, что поручено было ему во Израили, между тем как Христу поручено водительство всего мира.
 
Лицо Бога Отца, по отношении к Которому верен Посланник Его – Христос, Апостол обозначает описательно, посредством слов τῷ ποιήσαντι αὐτὸν. Соответствующее этому выражение встречается в Евангелии, где об избрании Апостолов говорится: καὶ ἐποίησεν δώδεκα.

священник Николай Рудинский (†1937)

Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.

Поскольку Иисус Христос есть милосердный и верный Первосвященник, то и вы, говорит, братия-христиане, святые как призванные к участию в небесном звании, которое идет с неба и ведет на небо (ср. Рим. 8:29-30), будьте особенно внимательны (уразумейте) к Иисусу Христу, Которого Бог Отец послал (см. Ин. 17:3-8, 20:21; Гал. 1:4) научить нас исповеданию - вере христианской (ср. 1Тим. 6:12-13), и Который есть наш Первосвященник - постоянный Ходатай за нас перед Богом. И Иисус Христос есть Первосвященник, верный Богу Отцу, вполне удовлетворивший правде Божьей Своим служением, соответствующий Своему назначению быть устроителем и ходатаем новозаветной Церкви, как Моисей был верным устроителем и ветхозаветной теократии, и ходатаем за свой народ, был верен во всем доме - народе Божьем (см. Чис. 12:7). Итак, оба - и Моисей и Иисус Христос, как служители двух Заветов, сравнимы между собою в верности своей, поставившему их. Но по существу лиц и дела, Иисус Христос превосходит Моисея.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible