Скрыть
Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-11 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой

Также и это не должно казаться вам странным, так как ради сего также сказал Дух: ныне, когда глас Его услышите, не ожесточайте сердец ваших в огорчение Ему, как искушали отцы ваши в пустыне в то время, когда возвратились соглядатаи, осмотрев (обетованную) землю (Числ. 13-14). И Я поклялся, что не войдут в покой Мой (Пс. 94:7-11 ср. Исх. 17:2, 7).

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.7-11 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой 

Апостол привел свидетельство, устрашая, конечно, евреев, чтобы тщательнее хранили данное им упование, имеет, впрочем, в виду и другое, направляя опять речь так, чтобы не возбудить подозрения; продолжает же увещание.

Толкование на послание к евреям

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 7-11 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой (Ср. Пс. 94:7-11)

Сказав о надежде и о том, что с уверенностью нужно ожидать там награды и успокоения от здешних трудов, далее доказывает на основании слов пророка: верующие войдут в покой, а неверующие не войдут, как не вошли и древние. Ибо после того, как евреи перешли чрез Чермное море и получили в пустыне бесчисленные доказательства Божия попечения о них и силы, они решились послать соглядатаев, чтобы осмотреть природу земли, в которую намеревались войти. Отправившиеся возвратились и с удивлением говорили о природе той земли и о том, что ее населяют люди непобедимые. И вот народ, которому должно было обратить внимание на непобедимую силу Божию, пораженный этим словами, возроптал и решил, что ему должно возвратиться в Египет. Посему Бог, разгневавшись на то, что он так скоро забыл о стольких чудесах, поклялся, что возроптавший род не войдет в землю обетования, - и действительно, весь он погиб в пустыне, кроме Халева и Иисуса Навина. Поэтому, если Давид, говоря после этого уже рода, сказал: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, то для того, чтобы вам не потерпеть того же что и праотцы ваши, и не лишиться покоя; ясно, что он говорил о каком-то другом покое, который мы должны приобрести. Ибо если они действительно достигли покоя, то для чего он говорит: ныне не ожесточите сердец ваших, как отцы, чтобы и вам не войти в покой? Какой же это другой покой, как не Царство Небесное, образом которого служит суббота и преобразовательно совершившийся вход в Палестину детей того не уверовавшего рода? Ибо три покоя: покой субботы, когда Бог почил от дел своих. Об этом покое Давид не думал теперь говорить, так как он был уже давно. Другой - вступление в землю обетования, войдя в которую, иудеи должны были успокоиться от войн и странствования. И не об этом он говорит теперь, ибо Палестина тогда, во времена Давида, была уже занята евреями. Каким же образом Давид стал бы говорить о ней, как еще не приобретенной? Итак, он разумел иной покой, в который Нав. не мог ввести свой народ. Какой же это покой, как не покой на небесах? Поэтому старайтесь, чтобы вам не лишиться его по неверию, подобно нашим праотцам. Таков смысл всего этого весьма многозначительного места: его должно исследовать по частям. Но заметь, что не должно от Бога требовать отчета, а должно веровать в Него, спасает ли Он от бедствий, или нет. Обвиняет их также в том, что они искушали Его, то есть без испытания не надеялись на Него как всемогущего.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 7-8 Темже, якоже глаголет Дух Святый, днесь, аще глас его услышите, не ожесточите сердец ваших, якоже в прогневании

А если это так, то аще услышите глас Его днесь, как говорит Дух Святый чрез Давида (Пс. 94:7-9), не ожесточите сердец ваших до того, чтобы противиться сему гласу, не согласоваться с ним и не принимать его. Слово «днесь» он употребляет здесь не в смысле точно определеннаго дня, a разумеет вообще всякий день, о котором можно сказать сегодня, т. е. в какое-бы то ни было время. «Глас» же – тот, который сообщается чрез проповедь Евангельскую и вообще чрез Божественныя Писания. Итак, не ожесточайтесь, говорит, как это было в «прогневании», когда они преогорчили Господа. Далее он прибавляет и следующия за сими слова Давида, устрашал ими и возбуждая их к вере и послушанию.

Во дни искушения в пустыне

И в 77 Псалме (Пс. 77:17) о древних Евреях сказано, что они преогорчили Всевышпяго в безводной и искусили Бога в сердцах своих; и – тогда именно они ожесточили сердца свои, отвергнув глас Божий, который они слышали в Синае, забыв благодеяния Его и потеряв веру в Его всемогущество. Преогорчением он называет и искушение, бывшее тогда, когда они, услыхав от соглядатаев, возвратившихся из земли обетованной, о величине и силе живущих в ней, пришли в страх и подняли ропот, не подумавши о том, от скольких и каких опасностей Бог избавлял их. Посему-то они и погибли.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его

«Почему…» - соединительная частица с дальнейшим увещательным призывом - смотрите (12 ст.). Остальные слова 7-11 стихов составляют как бы вводное предложение, обосновывающее необходимость делаемого увещания. - «Как говорит Дух Святый» - как главный Виновник Писания, имеющего значение для всех времен (4:12). Цитата заимствована из 94 Пс. ст. 7-11, потерпев некоторое изменение, а именно: в псалме читаем: «о, если бы вы ныне послушали гласа Его: не ожесточите…» и т д. Таким образом, в псалме слова «не ожесточите» и т д. приводятся как слова гласа Божия, которого нужно послушаться. У апостола же слова «не ожесточите…», по-видимому, приводятся лишь как увещательное изречение Псалмопевца к послушанию другим словам Божиим, с 9 стиха воспроизводимым непосредственно от Лица Бога. Какие это другие слова, показывает добавление ныне, толкуемое в применении к настоящему времени новозаветного откровения (ср. 15 ст. и 4:7). Впрочем, кажется, что и апостол не отнимает у выражения «не ожесточите…» значения слов Божиих, если отделять это выражение от предыдущего не запятою, а двумя точками, читая так: «ныне, когда услышите глас Его: не ожесточите… и т д. смотрите, чтобы… вам не отступить…» (12 ст.) и т д.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, 

В видах наибольшего воздействия на увещеваемых читателей, Апостол говорит, что его словами, как словами богодухновенного псалма, говорит Дух Святой. Это вполне сообразно с общим взглядом Апостола на Писание, как богодухновенное. И в форме отношения к словам Писания Павел явился образцом, которому подражают лучшие христианские писатели и ораторы. Можно видеть здесь и отзвуки пророческих призывов и предупреждений: «слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола». «Сия глаголет Господь: сохраните суд и сотворите правду». «Сия глаголет Господь: не входите в Египет». Так увещевал (именем Господним) и псалмопевец: « днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших…».

Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям

священник Николай Рудинский (†1937)

Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.

Так как Господь Иисус Христос дарует спасение тем только, которые с полным доверием к Нему будут твердо, до конца сохранять Его учение, то святой Павел и увещевает верующих быть внимательными к голосу благодати Святого Духа, призывающей людей по своему усмотрению ко спасению, а не упорствовать во грехе. Не ожесточать своего сердца, чтобы не уподобиться еврейскому народу, который в продолжение сорока лет странствования по пустыне, под водительством Самого Бога, видя дела Его, что Он делал для них, прогневлял Его, роптал на него, не исполнял Его воли. За это Бог наказал их.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 7-8 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,

Сказав о том, что мы, христиане, составляем дом Божий, в котором Бог обитает, если только сохраним твердую надежду на спасение до тех пор, пока эта надежда не исполнится до конца – (μέχρι τέλους, Евр. 3:6), апостол, довольно свободно пользуясь словами св. Писания (Пс. 94:7-11) или, как он говорит, словами Самого Св. Духа, начинает предостерегать своих читателей от впадения в грех неверия и ожесточения. Если мы хотим принадлежать к дому Божию, то (διό) не должны сегодня (σήμερον в псалме всегда, ибо Слово Божие имеет приложение ко всем случаям и временам) ожесточать своих сердец против явных знамений любви Божией, как делали евреи в то время, когда на них Бог прогневался (ἐν τῷ παραπικρασμῷ ср. Евр. 3:16) в тот день, в который они искушали Его в пустыне.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят: Христиане могут научать и наставлять друг друга (Евр.3:13; Кол.3:16).
 

Ответ:  
а) В Послании к Евреям (Евр.3:13) слово «наставляйте» читается по-славян. «утешайте» (παρακαλεῖτε от παρακαλέω – призывайте, приглашайте, поощряйте, ободряйте, «утешайте»). Речь идет, очевидно, не об учительстве, а о взаимном братском утешении и ободрении христианина в борьбе с грехом («чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго» – Евр.3:7-8 и Евр.3:12).

б) В Послании к Колоссянам (Кол.3:16) апостол говорит не о том, кому принадлежит право проповеди, а о том, какими последствиями должно сопровождаться воспринимаемое христианином слово Божие ( Мф.13:19-23). В сердце колоссян вселяли слово Божие: Епафрас, «возлюбленный сотрудник» апостола (Кол.1:7), Архипп, поставленный апостолом на «служение» (Кол.4:17) и сам апостол ( Кол.1:28-29), написавший послание. «Да вселяется в вас обильно» (по слав. «да вселяется в вас богатно» – ἐνοικείτω ἐν ὑμῖν πλουσίως), «со всякою премудростью», т.е. словом Божиим нужно премудро обогащать себя, чтобы оно воздействовало на духовно-нравственное состояние человека, и он, уразумевая «слово», жил по нему (Рим.2:13,18-23); тогда как извращение «слова Божия» сектантами не обогащает их во спасение, а ведет к погибели (2Пет.3:16).

Во второй половине стиха 16-го (Кол.3:16) апостол увещевает христиан научать и вразумлять друг друга духовными песнопениями (очевидно, в богослужебных христианских собраниях – Еф.5:19), а не хулениями Святой Церкви и ее священноначалия, что обычно бывает среди сектантов.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible