Скрыть
И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-13 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет

Итак, постараемся войти в оное упокоение, дабы кто по тому же примеру не впал в непокорность и неверие, - и таким образом мы не войдем (в покой), подобно тому поколению людей, кои вышли из земли Египетской: так как они отступили и были непокорны и не вошли в покой (субботу) даже в самом прообразе, когда живо было Слово Божие, которое дало обетование об истинной субботе (покое). И так опять оно остро и проникает наказанием своим до требования и взыскания всего, что чтится в душе и в помышлениях сердца. И нет никакой твари невидимой, которая то есть была бы сокрыта от него, поелику все сокровенное предстанет обнаженным пред лицем Его в час суда.

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет

Употребленное многомудрым Павлом выражение: нага и объявлена, взято по образу жертвенных животных, приводимыми на заклание. Как они по снятии с них кожи обнажаются от всякого видимого покрова и в них явным делается расположение сокрытого внутри, раскладываются для удобного рассмотрения каждая кость и каждый член, чтобы чистым соделывалось все то, ради очищения чего приводится жертва,- так и в великий День Господень откровение наших неизвестных и неявных дел обнажит их и соделается подобным рассечению на части, и ничто не возможет утаиться, но все приведено будет в ясность.

Письма. Книга I

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И нет твари, сокровенной от Него

Не только, говорит, испытует и ведает сердца людей, но хотя бы ты указал на ангелов и архангелов, на херувимов и серафимов, все открыто пред Ним. Ничто не может укрыться от Его очей.

Но все обнажено и открыто перед очами Его

Чтобы нагляднее представить, каким образом все обнажено и явно пред лицем Слова Божия, он воспользовался переносным выражением, взятым от овец, когда с них сдирают кожу. Как у них, когда им отрубят голову, или вонзят нож в шею и заколют их, после снятия кожи открываются все внутренности: так и для Бога все открыто. Некоторые слово открыто поняли в смысле украшений с шеи, точнее, висящих на шее. А другие - в смысле того, что спускается вниз и наклоняет шею, чтобы нельзя было пристально смотреть на славу Судии и Бога вашего Иисуса Христа. Ты прими первое объяснение.

Ему дадим отчет

Ему, говорит, отдадим мы ответ и отчет в делах своих. Видишь, как он возвысил дело? Чтобы ты, услышав: по тому же примеру, не подумал, что одно и то же наказание нам и израильтянам, показывает чрез это, что наше наказание страшнее.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет

Перед Ним все твари как на ладони: все обнажено, ясно для очей Его, ничто не сокрыто и не может сокрыться.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет

И несть тварь неявлена пред Ним

И что я говорю только о людях? Укажешь ли ты на Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов и на иную какую-бы то ни было тварь, – все открыто пред очами Его, все явно, и ничто не ускользает от Его ведения.

Вся же нага и объявлена пред очима Его

Бсе открыто пред Ним. Обнаженным называет то, с чего снята кожа начиная с шеи: ибо жертвенных животных обыкновенно обдирают, начиная с шеи. Итак, подобно тому, как те по снятии с них кожи остаются нагими и ничем не прикрытыми, так и всякое создание Божие для очей Божиих обнажено и не может быть сокрыто.

К Нему же нам слово

Вот Ему-то мы и должны представить подробный отчет о прожитом нами времени жизни, Ему-то должны дать ответ о том, что сделано нами. И, как имеющие дать Ему отчет, мы должны быть осмотрительны и осторожны. Но внушив таким образом страх, он снова ободряет.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-13 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет

«Кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». Задача дел человека – второе творение – возвращение человеком утраченного единения с Божеством. Достигшие этой цели верою во Христа, благодатью Его, победою греха и мира, наследуют покой Божий, удостаиваются посильного для них участия в Божественной славе и блаженстве. Увещание постараться войти в покой Божий – (11 ст.) апостол обосновывает или подкрепляет указанием на живость и действенность Слова Божия (12 ст.), под которым надлежит разуметь и вообще слово – выражение мыслей Божиих, и Личное Слово – второе лице Пресв. Троицы, Которое, как воплощение живой, вечной истины, носит в себе внутреннюю живую силу, так что, будучи воспринимаемо человеческою душою в вере, становится зародышем разнообразных плодов (ср. Мф 13:3 и д.). – Действенность Слова Божия – в силе совершения и исполнения: «рече и быша…» Ср. Ис 55:10, 11. – «Острее всякого меча обоюдоострого…» – обозначение силы и глубины проникновения Слова Божия в существо человека (ср. Отк 1:16; Прем 18:15, 16). – «До разделения души и духа, составов и мозгов» – до разделения внутреннейших, таинственнейших, мельчайших частей тела души и духа. Некоторые на основании этого места и 1Сол 5:23 утверждают, что Св. Писание признает трехсоставность человеческого естества: тело, душа и дух: тело, или плоть – как высшая, материальная оболочка человека, дух – самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа – как оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело – оболочка души, душа – оболочка духа. Эти подразделения духовной стороны человеческого существа на душу и дух могут быть, однако, допускаемы не в смысле двух различных частей или сущностей в человеке, а лишь как обозначение различных проявлений или свойств одной и той же духовной сущности в человеке: душа, оживляющая тело, восприемлющая чувственные впечатления, как в собственном смысле душа – ψυχή; душа же – мыслящая, желающая, способная к богопознанию – как дух – πνεύμα, ср. 1Кор. 15:44; 1Сол 5:23. С 14 стиха апостол резко переходит к раскрытию другого предмета – о превосходстве Христова первосвященства пред ветхозаветным, посвящая этому предмету почти 6 глав (до 18 ст. X гл.), в коих рассматривает первосвященство Христа в отношении к Его личности, к святилищу и к жертве, Им принесенной.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. (Евр.4:12-13)

В стихах 12 и 13 даётся дальнейшее обоснование увещания, а именно – через указание с одной стороны на судящую всепроникающую силу слова Божия, а с другой – на всеведение Божие, от которого не может укрыться никакая тварь.
 
Ὁ λόγος τοῦ Θεοῦ 12 стиха, без указания определённого содержания этого слова, до́лжно понимать в смысле общего указания всего того, что говорит Бог. Отсюда ясно, что тщетно одни экзегеты относят эти слова исключительно к Божественным обетованиям, а другие к тому, что изложено в Писании и притом преимущественно в Новом Завете (Ебрард). Особенно же неверно отнесение этих слов к Сыну Божию, как Логосу-Христу, потому что контекст речи совершенно не даёт к этому оснований. Кроме того, это высокое представление о Христе, как Логосе, возвещаемое Ев. Иоанном, не было настолько распространённым, чтобы ап. Павел мог так пространно говорить о Нём, как он здесь говорит вообще о слове Божием и в частности о Писаниях, хорошо известных его читателям, которые поэтому характеризуются Апостолом чертами более внешними, свойственными предмету внешнему, а не личному субъекту.
 
В изображении свойств слова Божия видна постепенность. Прежде всего Апостол называет его живым, как животворное слово Живого Бога Творца, от Которого оно никогда не отделимо, хотя бы оно было сказано давно. «Оно есть живое самообнаружение полноты божественной жизни», – говорит Делич. Прямым следствием жизненности слова является его действенность, которая с одной стороны остра, как обоюдоострый меч, а с другой – так тонка, что может проникнуть во все самые тонкие составы и члены нашего существа. Оно может действовать на мозг, душу и дух, и осуждать не только за мысли, но и за намерения. Здесь особенно разительно указание на меч, как орудие кары, но знаменательно и многое прочее, сгруппированное в столь немногих словах. Меч, хотя бы и самый острый, пронизывает только тело, а слово Божие проникает в самые сокровенные тайники души и там указует то, что делает людей недостойными входа в покой Господень.
 
Если здесь различаются ψυχῆ и πνεῦμα, то это различение нужно понимать не так, как будто человеку приписываются два отдельных самостоятельных начала, а в том смысле, что это две такие тесно соединённые части или сферы единой духовной жизни, для которых обыкновенно не находится способов разделения, но которые, однако, слово Божие может разделить, насколько это окажется необходимым в случаях, требующих того от изъяснителей слова Божия, посылаемых Богом, каким был ап. Павел. По Кейлю, ψυχῆ – это низший чувственный принцип человека, седалище ощущения и растительная сила телесной жизни; πνεῦμα же – высший духовный принцип, вдохнутый человеку Богом при творении. Это две составные части внутренней природы человека, как ἁρμοί καὶ μύελος составляют физические органы человека.

священник Николай Рудинский (†1937)

И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

Бог, источник слова откровения, «не только испытует и ведает сердце людей, но хотя бы кто указал на ангелов и архангелов, на херувимов и серафимов, все сотворенное Им, открыто пред Ним. Ничто не может укрыться пред очами Его, ничем не закроется от Него. Такому-то всевидящему и всезнающему Богу мы и должны будем отдать отчет не только в явных делах своих, но и в сокровеннейших чувствах и помыслах сердечных. Как же тщательно мы должны наблюдать за собою» (Златоуст).
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible