Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Исидор Пелусиот, прп. (†440)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 11-13 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет
Итак, постараемся войти в оное упокоение, дабы кто по тому же примеру не впал в непокорность и неверие, - и таким образом мы не войдем (в покой), подобно тому поколению людей, кои вышли из земли Египетской: так как они отступили и были непокорны и не вошли в покой (субботу) даже в самом прообразе, когда живо было Слово Божие, которое дало обетование об истинной субботе (покое). И так опять оно остро и проникает наказанием своим до требования и взыскания всего, что чтится в душе и в помышлениях сердца. И нет никакой твари невидимой, которая то есть была бы сокрыта от него, поелику все сокровенное предстанет обнаженным пред лицем Его в час суда.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет
Употребленное многомудрым Павлом выражение: нага и объявлена, взято по образу жертвенных животных, приводимыми на заклание. Как они по снятии с них кожи обнажаются от всякого видимого покрова и в них явным делается расположение сокрытого внутри, раскладываются для удобного рассмотрения каждая кость и каждый член, чтобы чистым соделывалось все то, ради очищения чего приводится жертва,- так и в великий День Господень откровение наших неизвестных и неявных дел обнажит их и соделается подобным рассечению на части, и ничто не возможет утаиться, но все приведено будет в ясность.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И нет твари, сокровенной от Него
Не только, говорит, испытует и ведает сердца людей, но хотя бы ты указал на ангелов и архангелов, на херувимов и серафимов, все открыто пред Ним. Ничто не может укрыться от Его очей.
Но все обнажено и открыто перед очами Его
Чтобы нагляднее представить, каким образом все обнажено и явно пред лицем Слова Божия, он воспользовался переносным выражением, взятым от овец, когда с них сдирают кожу. Как у них, когда им отрубят голову, или вонзят нож в шею и заколют их, после снятия кожи открываются все внутренности: так и для Бога все открыто. Некоторые слово открыто поняли в смысле украшений с шеи, точнее, висящих на шее. А другие - в смысле того, что спускается вниз и наклоняет шею, чтобы нельзя было пристально смотреть на славу Судии и Бога вашего Иисуса Христа. Ты прими первое объяснение.
Ему дадим отчет
Ему, говорит, отдадим мы ответ и отчет в делах своих. Видишь, как он возвысил дело? Чтобы ты, услышав: по тому же примеру, не подумал, что одно и то же наказание нам и израильтянам, показывает чрез это, что наше наказание страшнее.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет
Перед Ним все твари как на ладони: все обнажено, ясно для очей Его, ничто не сокрыто и не может сокрыться.
Евфимий Зигабен (†1118)
И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет
И несть тварь неявлена пред Ним
И что я говорю только о людях? Укажешь ли ты на Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов и на иную какую-бы то ни было тварь, – все открыто пред очами Его, все явно, и ничто не ускользает от Его ведения.
Вся же нага и объявлена пред очима Его
Бсе открыто пред Ним. Обнаженным называет то, с чего снята кожа начиная с шеи: ибо жертвенных животных обыкновенно обдирают, начиная с шеи. Итак, подобно тому, как те по снятии с них кожи остаются нагими и ничем не прикрытыми, так и всякое создание Божие для очей Божиих обнажено и не может быть сокрыто.
К Нему же нам слово
Вот Ему-то мы и должны представить подробный отчет о прожитом нами времени жизни, Ему-то должны дать ответ о том, что сделано нами. И, как имеющие дать Ему отчет, мы должны быть осмотрительны и осторожны. Но внушив таким образом страх, он снова ободряет.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 10-13 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет
«Кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». Задача дел человека – второе творение – возвращение человеком утраченного единения с Божеством. Достигшие этой цели верою во Христа, благодатью Его, победою греха и мира, наследуют покой Божий, удостаиваются посильного для них участия в Божественной славе и блаженстве. Увещание постараться войти в покой Божий – (11 ст.) апостол обосновывает или подкрепляет указанием на живость и действенность Слова Божия (12 ст.), под которым надлежит разуметь и вообще слово – выражение мыслей Божиих, и Личное Слово – второе лице Пресв. Троицы, Которое, как воплощение живой, вечной истины, носит в себе внутреннюю живую силу, так что, будучи воспринимаемо человеческою душою в вере, становится зародышем разнообразных плодов (ср. Мф 13:3 и д.). – Действенность Слова Божия – в силе совершения и исполнения: «рече и быша…» Ср. Ис 55:10, 11. – «Острее всякого меча обоюдоострого…» – обозначение силы и глубины проникновения Слова Божия в существо человека (ср. Отк 1:16; Прем 18:15, 16). – «До разделения души и духа, составов и мозгов» – до разделения внутреннейших, таинственнейших, мельчайших частей тела души и духа. Некоторые на основании этого места и 1Сол 5:23 утверждают, что Св. Писание признает трехсоставность человеческого естества: тело, душа и дух: тело, или плоть – как высшая, материальная оболочка человека, дух – самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа – как оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело – оболочка души, душа – оболочка духа. Эти подразделения духовной стороны человеческого существа на душу и дух могут быть, однако, допускаемы не в смысле двух различных частей или сущностей в человеке, а лишь как обозначение различных проявлений или свойств одной и той же духовной сущности в человеке: душа, оживляющая тело, восприемлющая чувственные впечатления, как в собственном смысле душа – ψυχή; душа же – мыслящая, желающая, способная к богопознанию – как дух – πνεύμα, ср. 1Кор. 15:44; 1Сол 5:23. С 14 стиха апостол резко переходит к раскрытию другого предмета – о превосходстве Христова первосвященства пред ветхозаветным, посвящая этому предмету почти 6 глав (до 18 ст. X гл.), в коих рассматривает первосвященство Христа в отношении к Его личности, к святилищу и к жертве, Им принесенной.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
В стихах 12 и 13 даётся дальнейшее обоснование увещания, а именно – через указание с одной стороны на судящую всепроникающую силу слова Божия, а с другой – на всеведение Божие, от которого не может укрыться никакая тварь.
священник Николай Рудинский (†1937)
Бог, источник слова откровения, «не только испытует и ведает сердце людей, но хотя бы кто указал на ангелов и архангелов, на херувимов и серафимов, все сотворенное Им, открыто пред Ним. Ничто не может укрыться пред очами Его, ничем не закроется от Него. Такому-то всевидящему и всезнающему Богу мы и должны будем отдать отчет не только в явных делах своих, но и в сокровеннейших чувствах и помыслах сердечных. Как же тщательно мы должны наблюдать за собою» (Златоуст).