Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 14-16 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи
Итак мы имеем Первосвященника единого Иисуса Христа Сына Божия, Который не может не сострадать немощи нашей, которою искушаемся мы содержащие исповедание Его и не колеблющиеся; ибо Сам Он искушен всеми страданиями тела, благодаря воспринятой Им плоти. Посему будем подражать Ему, чтобы быть нам без греха по подобию Его, да приступим с дерзновением к престолу благодати Его, то есть в самый час мздовоздаяния. Да снискиваем и милость Его, разумей - нашими молитвами о том, чтобы был с нами в час встречи нашей с диаволом.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Веровавшие подвергались в то время многим треволнениям искушений. Посему Апостол утешает их, научая, что наш Архиерей не только, как Бог, знает немощь нашего естества, но и, как человек, изведал на опыте наши страдания, пребыв непричастным одного только греха. Зная же, говорит Апостол, сию немощь нашу, Он подает помощь, соответственную оной, и, когда будет судить нас, по сей немощи произнесет и приговор.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших. Увещевая их со всей убедительностью, он в удостоверение своей речи говорит, что этот Первосвященник знает наше состояние, не так, как большинство первосвященников, которые не знают даже и того, что такое страдание; почему и не способны помогать страждущим. Напротив, наш Первосвященник все испытал, и после того, как испытал, восшел, чтобы быть способным сострадать.
Но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. То есть Он подвергся гонению, оплеванию, клевете, изгнанию, наконец, распятию. Все это Он претерпел по подобию нашему, то есть подобно нам, однако кроме греха. Ибо Он вообще не совершил греха, и тогда, когда претерпел сие, не сказал и не сделал чего-либо греховного. Поэтому можете и вы, находясь в скорбях, соблюстись от греха. Итак, почему вы освобождены и избавлены? Некоторые выражение: кроме греха поняли в том смысле, что Он претерпел это, не за грехи подвергаясь наказанию.
Евфимий Зигабен (†1118)
Не имамы бо Архиереа не могуща спострадати немощем нашым
Ибо другие первосвященники, не знакомые с немощами подчиненных, не могли приклоняться к страданиям их.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха
В качестве особого побуждения твердо держаться исповедания нашего апостол указывает на особое свойство нашего Нового Первосвященника, состоящее в том, что Он, во всем подобонемощный нам, кроме греха (VII:26; 2Кор. 5:21; 1Ин. 3:5; 1Пет. 2:22), отличается особою способностью помогать нам в наших немощах, и в то же время милостивою сострадательностью в деле помощи людям страждущим и обремененным. - «Сострадать» - не просто сочувствием, а именно участием в самых страданиях (sumpascein, а не sumpaqein, ср. Рим 8:17; 1Кор. 12:26.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
С 14 стиха Апостол начинает раскрытие другого предмета, столь же важного для читателей его, как и предшествующие, а именно: о превосходстве Христова первосвященства перед ветхозаветным, причём посвящает этому предмету почти шесть глав (до 18 ст. 10 гл.), рассматривая первосвященство Христа в отношении к Его личности, к святилищу и к жертве, принесённой Им. Для христиан из евреев всё это были важные предметы вообще и в частности по отношению к их настроенности, которой не благоприятствовало то, что еврейская обрядность была богата, а христианская бедна внешностью, но дорога́ внутренним содержанием, которое и раскрывает Апостол постепенно, со свойственной ему особенностью сравнительного анализа по возможности всех частностей предмета, с заключительными увещаниями к читателям о верности Христу. Начинает Апостол с раскрытия доказательств права, призвания и самоприготовления Христа к Его первосвященническому служению (4–5 гл. до 10 стиха). Потом даётся изображение совершенства первосвященничества Христа (гл. 7–10). В стихах 14–16, как бы переходных, Апостол увещевает твёрдо держаться исповедания, чтобы дерзновенно приступить к престолу благодати и отсюда получить необходимую помощь, причём в 14 стихе говорит об И. Христе как о Великом Первосвященнике, прошедшем небеса, а в 15 стихе, как о могущем сострадать нам в немощах наших, потому что Он был искушён всячески, по подобию плоти, кроме греха.
Именем ἀρχιερεύς Апостол называет здесь И. Христа уже в третий раз. Предикат к нему μέγας стоит не в таком отношении, чтобы оба эти свойства соответствовали, как у LXX, еврейскому הַגׇדוֹל הַכֺּחֵן. Ἀρχιερεύς есть само по себе полное название первосвященнического звания, поэтому μέγας есть самостоятельное обозначение величия новозаветного первосвященника, как первосвященника высшего призвания. Это величие определяется ещё посредством предикатов: διεληλυϑότα τοὺς οὐρανοὺς. Выражение это не просто означает, что И. Христос вошёл на небеса (как читается в Пешито), но «прошёл через небеса», с жертвой за нас, чтобы занять Своё место на троне, находящемся выше небес. Эти слова выражают почти то же, что 3 ст. 1 гл., а именно, что Он, совершив очищение грехов, воссел одесную величества на высоте. Но форма выражения избрана здесь не без цели: она содержит в себе намёк на вхождение левитского первосвященника, в день очищения, к ковчегу Завета, через передние двери и святое, тогда как Христос прошёл через небеса в истинное Божие святилище, где Он беспрерывно ходатайствует перед Богом за искупленных Его кровью. Таким образом, ясно, насколько этот Великий Первосвященник выше левитского. Подробное раскрытие вытекающих отсюда мыслей Апостол даёт в 11–14 стихах 9 гл. Представление о множестве небес могло образоваться от различения неба облачного от звёздного, которое в свою очередь различалось по звёздным системам.
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
священник Николай Рудинский (†1937)
И мы, христиане, говорит, имеем Первосвященника великого в лице Иисуса Христа, Сына Божия Он, воплотившись и принесши за нас великую Голгофскую жертву, после Своей смерти воскрес, вознесся на небо, прошел небеса и сидит одесную Отца, ходатайствуя за нас пред Богом Отцом не на земле, как ветхозаветный архиерей, а на небе, и лицом к лицу, как Сын Божий. Будем же, надеясь на Его всесильное ходатайство, твердо держаться исповедания нашего, чему и как Он научил нас, и Он поможет нам очиститься от грехов наших и преодолеть все скорби наши. Ибо Он, живя между нами, изведал Сам на Себе все скорби человеческие, даже до крестных страданий. Но перенес их мужественно, не подвергшись искушениям греховным, поэтому Он может вполне сострадать нам в наших скорбях и борьбе с грехом и оказать Свою всесильную помощь.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 14-16 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Апостол кратко перечисляет главные пункты оконченного исследования о превосходстве Иисуса Христа пред ангелами и Моисеем, и полагает этим основание для второй части, в которой доказывает, что мы имеем во Христе, Сыне Божием, первосвященника, через Которого мы, твердо держась веры в Него, имеем доступ к престолу благодати. Прежде всего, апостол увещевает своих читателей держаться исповедания, потому что Иисус Христос, предмет этого исповедания, первосвященник высшего чина чем Аарон, именно, Он прошел через все небеса, чтобы сесть одесную Бога, и есть Сын Божий. Затем читатели должны с дерзновением или радостной уверенностью приступать в молитвах (προσέρχεσθαι) к престолу благодати, или к трону Божию, из которого исходит благодать, потому что Иисус есть, с другой стороны, Сын человеческий, искушенный, подобно нам, во всех отношениях, в каких человеческая натура подвергается искушениям (хотя это искушение не привело Его ко грехопадению – χωρὶς ἁμαρτίας), и потому способный нам сочувствовать в наших слабостях.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: крест проклят (Гал.3:13; Втор.21:23), почему не должно почитать его.
Ответ: В указанных местах говорится, что проклято не древо креста, а «всякий, висящий на древе». По закону проклятию подлежал, кроме висящего на древе, и всякий, «кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал.3:10; Втор.27:26). Господь Иисус Христос, как исполнивший закон, не мог подлежать этому последнему проклятию; поэтому Он вместо одного проклятия принял на Себя другое, будучи повешен на древе. По закону Моисееву тяжкий преступник умерщвлялся, а затем его вешали на древо (Втор.21:22). Иисус Христос был безгрешен (1Пет.2:22; Евр.4:15,7:26 и др.), поэтому «мы освящены единократным принесением Тела Его» (Евр.10:10); «но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5). Следовательно, причина, по которой Он благоволил подвергнуться проклятию, заключалась не в кресте, а в грехах человечества, вызвавших крестную смерть Иисуса Христа. Величие искупительной жертвы, принесенной на кресте, освятило крест, бывшее орудие казни, и соделало его орудием нашего спасения и Божией славы, достойным религиозного почитания.
«Народ подлежал проклятию (Втор.27:26), потому что», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «он не исполнял постоянно, да и не было никого, кто бы мог исполнить весь закон; но Христос заменил это проклятие другим, которое говорит: «проклят всяк, висящий на древе». Α так как и тот, кто висит на древе, проклят, и кто преступает закон, находится под клятвою; между тем желающий разрушить эту клятву должен быть свободен от нее и должен принять на себя эту клятву (незаслуженную) вместо той (заслуженной), то Христос и принял на Себя таковую клятву, и ею уничтожил заслуженную... Так как Христос не подлежал проклятию за преступление закона, то и принял на Себя вместо заслуженного нами незаслуженное Им проклятие, чтобы освободить всех от заслуженного».(1)
-------------------------------------------------------------------
(1) - Творения. Том. 10. 3 Бесед. на Посл. к Галат., пунк. 3. 1904 г., стр. 780.