Скрыть
Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших

Ведь и мы имеем обетование чрез веру и духовное житие войти в царство, как они получили заповедь чрез закон, чтобы таким именно образом могли овладеть данною им землею тою: но не принесло им пользы слово закона слышанное, поелику не было растворено верою слышавших.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное

И мы получили благовестие относительно будущих благ, как и те преобразовательно о земле обетованной. Но оно будет совершенно бесполезно для нас, если мы так же не уверуем и не отложим всякое малодушие, подобно тому, как и тем слушание не принесло пользы. Обрати внимание на то, как по отношению к нам назвал дело благовестием, то есть обещанием будущих благ, и притом таких, которые даются в награду за победу: так по отношению к тем он назвал словом слышанным.

Не растворенное верою слышавших

То есть не соединенных чрез веру и не согласивших с теми, кто слышал, напротив удалившихся от них. Слышавшими называет здесь тех, кто уверовал; ибо они, действительно, могут назваться слышавшими. Святой Иоанн Златоуст под не смешавшимися разумел сторонников Халева и Иисуса Навина, ибо они не приняли участия в восстании, не смешались, не возмутились и не погибли вместе с прочими восставшими, у которых у всех было одно мнение. С кем же это? С теми, которые слышали и не получили никакой пользы. Так сказал этот святой по великой и глубокой своей мудрости, мне же, недостойному, не дал уразуметь, в каком смысле сказал это.

Евфимий Зигабен (†1118)

Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность

Понеже убо остается некиим внити в него

Т. е. в покой, как сказано выше.

И имже прежде благовествовано бе, не внидоша за непослушание

И прежде получившие обетование вшествия (в покой) не вошли по причине неверия и ропота.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших

Смысл 2-й половины стиха таков: не принесло им (евреям) пользы слово слышанное, как не соединенное с тою верою, какую они должны бы были усвоить из того, что слышали.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. (Евр.4:2)

Во 2 стихе Апостол обосновывает своё увещание с одной стороны на том, что христиане по отношению к обетованиям находятся в одном положении с древними избранниками, а с другой на том, что и обетования бесполезны при неверии. В первой половине стиха логическое ударение на ἐσμέν εὐηγγελισμένοι. Мысль в нём та, что обетование (εἰσελϑεῖν εἰς τὴν κατάπαυσιν) мы имеем действительно, как и отцы. Это обетование во втором полустишии называется описательно: ὁ λόγος τῆς ἀκοῆς, как в 1Фес.2:13 называется и Евангелие. Это описательное выражение, по Люнеману, избрано Апостолом для того, чтобы уже здесь показать, что слово обетования не принесло отцам пользы, как воспринятое только внешним образом, без веры. Таким образом, в τῇ πίστει, образуется выразительное противоположение τῆς ἀκοης. Здесь слово Божие связывается с верой действенной. Вместо принятого чтения слова μὴ συγκεκερασμὲνους в очень многих текстах и переводах читается συγκεκραμένους, что составляет позднейшую форму того же причастия, винит. множеств. Но эти разночтения нельзя признать основными и первоначальными чтениями. Ими предполагается исключение из числа противившихся Господу И. Навина и Халева, но в кн. Исход, как и у Апостола, нет этого исключения и оно не требуется контекстом. Кроме того, принятое чтение имеет за себя много сохранившихся древних кодексов (как например, Синайский) и переводов (Пешито, Вульгата, Италийский, Арабский) и некоторых Отцов Церкви. 

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих. И еще здесь: «не войдут в покой Мой».

Израильтяне, получив от Бога обетование о покое Божьем, не вошли в него, потому что не веровали, а мы, христиане, веруем, и верою войдем в покой Божий.
Что же это за покой Божий? Под ним, говорит, нельзя в высшем смысле разуметь землю Ханаанскую, но нужно разуметь тот покой Божий, который наступил после творения, когда Бог увидел, что все добро зело, и Он успокоился от всех дел Своих. Эту мысль святой Павел доказывает так. Бог говорит, что не войдут в покой Мой (Пс. 94:11), хотя дела Его были совершены, окончены еще в начале мира. А в книге Бытия (см. 2:6) прямо говорится, что Бог почил в день седьмой от всех дел Своих, а здесь - не войдут в покой Его. Из этого сопоставления ясно, что под покоем Божьим разумеется не земля Ханаанская, а покой Божий от дел творения, который и теперь продолжается. Мысль всего этого места такая. Бог, сотворив мир словом Своим в шесть дней, успокоился от дел Своих в седьмой день, в блаженной радости о прекрасном творении, которое Он совершил. Но Он захотел сделать участником, в Своей блаженной радости покоя, и человека, когда он совершит, назначенную ему Богом деятельность, которая состояла в том, чтобы подчинить природу, как материю, духу человека, созданному по образу Божию, и таким образом образовать из земли и неба вечное Божественное единство. По совершении такого дела, человек стал бы участником Божественного блаженного покоя. Но человек пал, и тем извратил совершенно свое назначение, сам подчинился материи - плоти. Милосердый Господь не оставил его окончательно погибнуть. Он тотчас же по падении человека, в обетовании указал ему средство снова возвыситься до своего назначения, и войти в покой Божий, в семени жены через веру в Него, и Сам Своими откровениями руководил к этому народ еврейский, и обещал ему, как символ этого покоя, землю Ханаанскую. Но народ еврейский не уверовал в Него, поэтому Бог с клятвою подтвердил, что он не войдет в истинный покой Его.
Следовательно, обетование Божье о наследовании покоя Божия, не исполнилось для народа израильского, но и не прекратилось с их неверием, а продолжает и доныне существовать, что святой Павел и доказывает далее.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible