Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших

А что должны быть две субботы, одна - прообраз, а другая - истинная, это видно из слов: опять другой день определяет выражение «ныне» в устах Давида, говорящаго после столькаго времени от того времени, когда дана первая суббота: ныне когда глас Его слышите, не ожесточите сердец ваших, как те, кои погибли в пустыне и не вошли в покой Его.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Евр. 4:3-10

«А входим, – говорит, – в покой мы уверовавшие» (Евр.4:3). Потом подтверждает это, присовокупляя: «так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира». Так как иной мог сказать, что эти (слова) показывают не то, что мы войдем, а что они не вошли, то как поступает (апостол)? Сначала он старается показать, что как первый покой не препятствовал другому называться покоем, так и этот не препятствует покою небесному; а потом желает показать, что (иудеи) не достигли покоя. А что он действительно так говорит, видно из следующего прибавления: «Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. И еще здесь: «не войдут в покой Мой» (Евр. 4:4-5). Видишь, как первый не препятствовал быть второму покою? «Итак, – говорит, – как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 4:6-7). Что означают эти слова? Так как кто-нибудь, говорит, непременно должен войти, а те не вошли, то (Бог) определяет иной третий покой. А что должно войти и кто-нибудь непременно войдет, это он, послушаем, каким образом доказывает. (Доказывает) тем, что «после столь долгого времени – Давид опять говорит: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне» (Евр. 4:7-8). Очевидно, он говорит так потому, что кто-нибудь получит будущее воздаяние. «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9). Откуда это видно? Из заповеди: «не ожесточите сердец ваших». Если бы не было иного субботства, то им не было бы заповедано и не было бы повелено не делать того же, чтобы и не потерпеть того же, если бы их не ожидала такая же участь. Как же могли бы потерпеть такую же участь обладающие Палестиною, если бы не было никакого другого покоя?

Хорошо (апостол) заключил речь; не сказал: покой, но: «субботство», употребил собственно такое название, которое радовало его слушателей и нравилось им. А под субботством он разумеет царство. Как в субботу повелено было воздерживаться от всех злых дел и заниматься одними только делами служения Богу, которые были совершаемы священниками и доставляли пользу душе, и ничем другим, – так (будет) и тогда. Впрочем, он сказал не так, а как? «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:10). Как Бог почил, говорит, от дел своих, так (почивает) и вшедший в покой Его. Так как он говорил им о покое, и весьма было желательно услышать, когда будет этот покой, то он и заключает речь таким образом.

Толкование на послание к Евреям

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.5-8 И еще здесь: «не войдут в покой Мой». Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Ибо если бы Иисус Навин  доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне 

Не об оной земле, говорит Апостол, сказано у Пророка, потому что в оную землю ввел их Иисус Навин, в ней был и божественный Давид, когда возвещал сей покой.

Толкование на послание к евреям

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Пс. 94:8, ср. Евр. 3:8)

См. Толкование на Евр. 4:6

Толкование на послание к Евреям

Евфимий Зигабен (†1118)

то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших

Паки некий уставляет день, днесь, в Давиде

Если это так, то Он чрез Давида определяет некоторый день: т. е. «днесь» означает всякое время, о чем уже ясно сказано было.

Глаголя, по толицех летех, яко же прежде глаголася

Спустя столько лет после того, как поверившие Богу вошли в землю обетованную. «Глаголя» – Бог, т. е. Дух Святый, как уже было сказано. Как же сказано?

Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших

Это уже было изъяснено во всей подробности.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

ст. 7-11. то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

Ἡμέρα (день), который снова назначается Богом для входа в покой Его, есть день совершенного исполнения Его обетования. Наступление его известно одному только Богу, поэтому день этот обозначается посредством неопределённого τινὰ (некоторый), к которому нельзя отнести в смысле приложения следующее за сим σήμερον (ныне), потому что это не день исполнения, но время ожидания этого исполнения.
По мнению многих толковников, цитата здесь (в 7 стихе) начинается первым σήμερον (ныне), которое по причине вводного предложения (ἐν Δαυὶδ - в Давиде) вновь повторено для ясности и выражения логического ударения, на нём стоящего. Выражение ἐν Δαυὶδ некоторыми сопоставляется с ἐν Ἡλίᾳ (пришёл). Но естественнее понимать его в соответствие ἐν προϑήταις (идти), т. е. говоря в Давиде, как органе Божественного откровения. Ссылка на царя Давида имеет ещё и то особенное значение, что он жил после И. Навина, о котором некоторые могли подумать, что на нём и на других, вошедших с ним в Палестину, сбылось обетование о покое. Как бы предвидя это возражение, Апостол и говорит, что Давид предсказал об ином покое, состояние которого Апостол выясняет в стихах 9 и 10, где говорится о таком субботствовании, которое простирается как на людей, так и на Бога, т. е. о покое в Боге и с Богом. Σαββατισμὸς (суббота), соответствующее еврейскому שַׁבּת, обозначающие праздник, не вполне соответствует κατάπαυσιν (покой), потому что там речь о покое Бога, но когда говорится о субботстве народа Божия, то эти понятия почти совпадают, а потому слова 9 стиха несомненно говорят об этом покое в Боге, к которому и призываются евреи, читатели послания. «Суббота Бога Творца (говорит Делич) должна быть субботой всего сотворённого и в особенности народа Божия. Заключительная суббота осуществится только тогда, когда земная история превратится в блаженную вечность. Она есть вечный конец мировой недели, как седмица есть число абсолютного вечного покоя». Чтобы увещание было сильнее, Апостол, кроме положительного приглашения вступить в открываемый Христом новый покой, указывает ещё на возможность нового непослушания, а через то и на возможность погибели, подобно непослушным отцам их. Особенную силу слова видят здесь толковники в абсолютном значении глагола πέσῃ в смысле пасть и погибнуть, причём некоторые даже выбор этого глагола считают обусловленным в  Евр.3:17.

Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям

Николай Рудинский, священник (†1937)

Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.

Так как вследствие существующего продолжения этого покоя Божия, и теперь еще некоторые могут войти в этот покой, а израильтяне не вошли в него за свое неверие, но Бог хочет иметь участников Своего покоя, то спустя долгое время, после вступления Израиля в землю Ханаанскую, Он снова взывает к нам через пророка Давида: ныне, когда услышите призывающий глас Божий в покой Его (ср. Пс. 94:7), не ожесточите сердец вашихА из того, что Бог через Давида указывает новое, ныне следует, что и не может здесь быть речи о Ханаанской земле. Ведь Иисус Навин действительно ввел израильтян в этот покой, следовательно, если бы обетование о покое Божьем вполне исполнилось со входом израильтян в обетованную землю, то не было бы нового призыва через Давида, в покой Его.
Что же из этого следует?
 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 6-10 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.

Если же, как ясно стало для всех, покой есть, именно, покой Божий, постоянно и во все времена продолжающийся, если нужно кому-нибудь (τινάς) войти в него, то Бог, видя, что израильтяне не могли войти в Его покой по своему неверию, снова приглашает людей ко вступлению в этот покой. Это Он делает много времени спустя после того, как евреи вошли в землю Ханаанскую и, по их мнению, уже вступили в покой Божий, именно при Давиде. А, так как Бог не стал бы говорить через Давида о каком-нибудь новом покое, если бы евреи им уже пользовались со времен Иисуса Навина, то отсюда вывод тот, что народу Божию, или верующим из евреев и язычников, еще предлежит в будущем воспользоваться тем субботним покоем (σαββατισμὸς), который начинается для них со времени вступления в покой Божий. Тогда-то будет достигнута цель, поставленная Богом человеку при самом сотворении: человек, подобно Богу, окончит свои дела, которые назначил ему Бог для временной жизни, и успокоится истинным успокоением, будет наслаждаться результатами своих трудов.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka