Скрыть
Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога

Но теперь, оставив начаток Христова слова, который восприняли вы как молоко (ибо доселе вам не угодно было сделаться совершенными в нем, так как вы не воздерживались от исполнения закона Моисеева, так что немощность ваша вынуждала даже и учителей ваших быть немощными вместе с вами - Гал. 2:11 сл., 1Кор. 9:20-22, Деян. 16:3 и др.), - вот поспешите теперь - к совершенству устремимся, которое возвещается в Новом Завете.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству

Выше сказал: вы ослабели, вы стали младенцами и дошли до такого состояния, что вам нужно снова учиться первоначальным основаниям веры, посему теперь и говорит, что вам должно, наконец, размышлять как совершенным и превзойти слово начала Христова, то есть первые начала веры, и устремиться к совершенству, то есть быть восприимчивыми к более возвышенному. Или еще можешь понять это в таком смысле: так как казалось, что они хромали в отношении поведения, то теперь говорит им о жизни безукоризненной, как бы так говоря: не должно вам всегда вращаться около начала, то есть поучаться в вере, подобно новообращаемым, но должно стремиться и к совершенству, то есть к лучшей жизни. Ибо совершенен тот, кто вместе с верой проводит и жизнь правую. Ведь вера - начало и основание, и без нее ничего невозможно сделать, как и без букв нельзя знать грамоты. Однако как нельзя постоянно заниматься одними буквами, так нельзя постоянно быть наставляемым в вере, подобно младенцам и несовершенным. Если же кто пожелает принять первое толкование, а это отвергнет на том основании, будто оно не соответствует тому, что ранее сказано апостолом Павлом, тот пусть припомнит, что у него есть обычай, говоря об одном, быстро переходить к другому: как, например, в Послании к Коринфянам, беседуя о трапезах, он перешел к речи о таинствах (1Кор. 11:20-30). Таким образом и теперь, высказывая им вначале порицание за слабость и неспособность к восприятию более совершенного, обращается к рассуждению об образе жизни, называя их несовершенными и за то, что не по вере расположили свою жизнь.

И не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога

То есть вновь не делая с самого начала того, что вы делали в то время, когда вы намеревались креститься, как например, обращения от мертвых дел, то есть отречения от дел сатаны. Кто приходит ко Христу, очевидно приходит таким образом, именно раскаиваясь в прежнем, как в учении, так и в жизни: ведь если не отвергнуть прежнего, то как можно достигнуть второго? Поэтому присоединяет: и вере в Бога. Тогда и вера, именно после покаяния в мертвых делах. Таким образом, говорит: не должно вам поучаться относительно веры, как начинающим, ибо вы уже уверовали. Но этим намекает, что они и колебались, и потому нуждались в основании.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Научение Церкви
 

Сектанты говорят: 1Кор.4:6: «чтоб вы научились от нас не мудрствовать сверх написанного».

Православный ответ: Чего написанного? Написанного о превозношении друг пред другом, из-за чего бывают споры (1Кор.3:4-12,21-23;4:1). Что касается устного Священного Предания, то его требует ап. Павел: 2Фес.2:15 и не описывает подробно того, что устно передал.: Евр.6:1-2.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога

Темже оставльше начала Христова слово на совершение да ведемся

Слово «темже» употреблено вместо «впрочем». Так как вы сами должны уже быть учителями, то мы, оставив «слово начала» (т. е. начальное учение) о Христе, как выше изъяснено, устремимся к совершеннейшему и высшему слову о Христе.

Не паки основание покаяния полагающе от мертвых дел

Не опять с начала предлагая вам первоначальное учение, как например: обратитесь от мертвых дел. A дела мертвыя суть дела греха, как умерщвляющия и губящия душу и как дела отвратительныя.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога

«Оставивши начатки учения Христова…», т.е. не останавливаясь подробно на начатках учения - на том, что более или менее известно и понятно, - поспешим к совершенству…, т.е. познания учения Христова, ведущего за собою и нравственное совершенство людей. - «Не станем снова полагать…» - мысль, разъясняющая первое предложение («оставивши начатки…») в отрицательной форме. В числе вопросов, которыми апостол сейчас считает излишним заниматься, откладывая, впрочем, лишь до другого удобного времени, перечисляются: покаяние («обращение от мертвых дел»), вера, крещение, возложение рук, воскресение мертвых и вечный суд. - «Обращение от мертвых дел» - собственно оставление еврейской обрядности или бесплодных дел закона (Рим 3:20), а затем уже - и вообще оставление греховных дел, коим приличествует название мертвых потому, что они ведут к вечной смерти, удаляя от истинной жизни (ср. IX:14).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, (Евр.6:1)

Начальное увещание этой главы большинством экзегетов поставляется в такую связь с предшествующим: так как вы, читатели, стали впадать в детское состояние и стали нуждаться в научении элементарным истинам, то поспешите усовершаться как в разумном восприятии Христовой истины, так и в жизненном настроении, соответственном зрелому возрасту.
 
Что касается до выражения: ἀφέντες τὸν τῆς ἀρχῆς τοῦ Χριστοῦ λόγον, то, конечно, его нельзя понимать в смысле полного оставления начатков Христова учения. Совершенно аналогичное с этим выражение находится в послании к Филиппийцам. Как там Апостол говорит о забвении им совершенного пути, чтобы помышлять о дальнейшем, так то же советует он читателям и здесь: не останавливаться на пройдённых уже ступенях, но идти к дальнейшему совершенству.
 
Следующее за этим предложение, высказывая в отрицательной форме мысль первого предложения, служит его разъяснением. Здесь, между прочим, указываются такие предметы, как покаяние, вера, крещение, возложение рук и т. п., которые пока не составляют главного предмета неотложной речи писателя. Он, однако, желает заняться и ими, когда это будет угодно Богу, а теперь пока довольствуется тем знанием их, какое имеется у читателей.
 
Покаяние или обращение (μετανοια) Апостол ближе определяет словами: ἀπὸ νεκρῶν ἔργων, что в приложении к евреям можно понимать в смысле оставления еврейской обрядности или бесплодных дел закона (Рим.5:20), как объясняют многие, но лучше разуметь здесь вообще греховные дела, которые Апостол называет мёртвыми потому, что они ведут к вечной смерти и сами по себе не дают истинной жизни.

священник Николай Рудинский (†1937)

Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

Вместо того, чтобы идти за Апостолом вперед к совершенству, в принятом учении об Иисусе Христе, палестинские христиане пятятся назад к иудейству, и поэтому нуждаются в разъяснении им начатков учения о Христе, о делах, ведущих к смерти и жизни, о вере в Бога, спорят о преимуществах крещений - Иоаннова и Христова и о рукоположении, при этом о воскресении мертвых с саддукеями, и о загробной жизни.
Обо всем этом святой Павел обещает поговорить после.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible