Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 7:17
Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека
Приял же Он это первосвященство по клятве, произнесенной Давидом: Ты еси священник вечный по подобию Мелхиседека.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
И иным образом, говорит Апостол, можно показать сходство того и другого. Как Мелхиседек не имел преемников по священству, так и Христос не передает священства другому. Ибо «заповедию плотскою» Апостол назвал то, что закон, по причине смертности людей, по кончине первосвященника, повелевал принимать на себя священство сыну его. Думаю же, что слово сие дает разуметь и нечто другое. Ибо священники очищали единственно тело, его окропляя и омывая; за него приносили и жертвы, потому что имели обычай приносить жертвы не за человекоубийц или за подкапывающих чужие брачные ложа, но за семеноточивых, за прокаженных, за прикасавшихся к мертвым костям.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4)
Подтверждает, почему сказал: жизни непрестающей, и говорит, что Писание свидетельствует, что Он священник вовек. Некоторые, впрочем, думают, что он подтверждает не это, а то, что Он - священник не по закону заповеди плотской. Ибо если бы, говорит, Он был священником по закону, то необходимо было бы утверждать, что Он по чину Аарона. Теперь же, так как написано: по чину Мелхиседекову, то очевидно, что не по закону, но по какому-нибудь иному божественному способу.
Евфимий Зигабен (†1118)
Свидетельствует бо, яко ты еси священник во век по чину Мелхиседекову
Свидетельством подтверждает сказанное, что Он священник «по силе живота неразрушаемаго». Далее указывает и причину пременения закона.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ближайшее определение достоинства первосвященника по чину Мелхиседека, дающееся в 16 стихе, заключается в том, что его звание определяется не внешним плотским (σαρκινῆς) законом, но особым вечным (ἀκαταλύτου). Эта сила вечно живой жизни, очевидно, есть сила Христова, что и выражает Апостол в 17 стихе, ссылаясь на свидетельство о вечном первосвященстве Христа.
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
священник Николай Рудинский (†1937)
Это превосходство священства Христова перед левитским, еще яснее открывается из того, что священство Христово по подобию Мелхиседекова, не по закону заповеди плотской, не по внешней расовой принадлежности к колену Левиину и дому Аарона, но по силе жизни непрестающей, по внутреннему - Божественному, вечному достоинству, по вечной жизни Иисуса Христа (ср. Ин. 1:4), как сказано: ты священник вовек, как вечным представляется священство Мелхиседека. Кроме того, священство по правам закона и не может быть совершенно.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Доказав превосходство Мелхиседека над Авраамом и Левием, апостол выводит отсюда такое заключение, что поставление священника по чину Мелхиседека показывает бессилие Левитского священства довести людей до совершенной близости к Богу (Евр. 7:11). При этом, апостол замечает, что священство было, так сказать, основным столпом всего здания Ветхозаветной теократии, ибо священники хранили закон, наблюдали за его исполнением в народе и разъясняли его. Но почему же апостол придает такую важность вопросу о священстве? Это объясняется тем, что с переменой священства необходимо связана перемена всего закона (Евр. 7:12). В доказательство правильности такого объяснения апостол ссылается на общеизвестный факт происхождения Иисуса – Мессии из колена Иудина, не имевшего, по закону, права на священство; а между тем, о Нем говорится это (ἐφ᾿ ὃν λέγεται ταῦτα), т. е. приписывается Ему первосвященство вечное, в Пс. 109:4, о котором апостол говорит выше (Евр. 7:13-14). Этим самым уже – такова мысль апостола – закон Моисеев изменяется, перестает действовать. Еще более указывает на отмену прежнего закона о выборе священников и всего закона Моисеева вообще, то обстоятельство, что Христос – первосвященник – сделался таковым не в силу Своего плотского происхождения (заповедь плотская – та, которая имеет в виду внешние, случайные вещи и отношения смертных, и требует, чтобы священники были непременно помазаны маслом, носили священные одежды, и т.п.), а в силу присущей Ему неразрушимой жизни (сила эта, конечно, была в Иисусе всегда, Ин. 10:18), при обладании которой, следовательно, нет надобности соблюдать все постановления и заповеди, относившиеся к смертным священникам (Евр. 7:15-17). Доказав, таким образом, что на самом деле Ветхозаветное священство и Ветхозаветный закон перестали действовать с явлением Христа, апостол объясняет это тем, что и заповедь (о священстве), которая отменяется, этим самым уже признается неудовлетворяющей своему назначению, ибо, в самом деле, закон Моисеев никого не довел до совершенной близости к Богу, и потому, вместо ветхозаветного законного священства указывается новый способ приближения к Богу, предъявляется на вид людям новая, лучшая надежда, тесно связанная с новым священством, которая расторгает завесу, отделявшую Святое Святых от святилища и доставляет туда доступ и народу (Евр. 7:18-19).