Скрыть
без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда

Он, затем, был без отца и без матери и без родословия, - не сам Мелхиседек, но имя Мелхиседека не записано в родословиях, как и имя Израиля. Но Сим и Иаков имели отца, мать, начало и конец (жизни), как и имена их вписаны в родословия. Имена же: Мелхиседек и Израиль ничего этого не имели, - их обоих прославил Бог этими двумя, данными им от Него, именами. И он уподобляется Сыну Божию по своему священству, так как пребывает во век священство Мелхиседека, но опять не в самом Мелхиседеке, а в Господе Мелхиседека.

Толкование на послание к евреям

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего

Что значит это замечание – «царь Салимский» и «священник Бога вышнего?» Был он, сказано, «царь Салимский». Его описывает нам и блаженный Павел в послании к уверовавшим евреям (Евр.7:1–2), и обращая внимание на его имя и город, истолковывает значение имени его с помощию словопроизводства, говоря, что Мелхиседек значит – «царь правды», так как на еврейском языке «мелхи» значит «царство», а «седек»«правда». Потом, перешедши и к имени города, называет Мелхиседека «царем мира», так как «салим» значит «мир». Священник же он был, вероятно, саморукоположенный (таковы тогда были священники), или ближние его предоставили ему (эту) честь по его престарелому возрасту, или сам он заботился о принесении жертв, как Ной, как Авель, как Авраам, которые приносили жертвы. С другой стороны, ему предстояло быть и образом Христа, каковым изображает его и Павел, говоря: «без отца, без матере, без причта рода, ни днем, ни животу конца имея: уподоблен же Сыну Божию, пребывает священник выну» (Евр.7:3). Но как, скажешь, возможно человеку быть без отца, без матери, и не иметь ни начала дней, ни конца жизни? Ты слышал, что он был образом; итак, не изумляйся и не ищи в образе всего: он не был бы и образом, если бы имел все, что только свойственно самой истине. Что же, однако ж, значит сказанное об нем? То, что как он, поскольку не помнил своих родителей, называется не имеющим ни отца, ни матери, и поскольку не имел родословной, – безродословным, – так и Христос, поелику не имел ни матери на небесах, ни отца на земле, называется и есть безродословным. Смотри же, как чрез почесть, оказанную патриарху внушается нам некоторая тайна. «Изнесе хлеб и вино» (Мелхиседек). Видя образ, помышляй об истине, и дивись силе божественного Писания, как оно заранее и задолго открыло нам то, чему надлежало быть впоследствии.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 35


Не смутил ли слуха вашего Павел, беседуя о человеке и говоря: без отца, без матери? Но что я говорю: о человеке? Если бы это было говорено и о Христе, то и тогда не подало ли бы нам повода ко многим вопросам? Ведь, если он без отца, то как Он – сын? Если без отца, то как – Единородный? Сын должен иметь отца; иначе он не был бы сыном. Но Сын Божий и без отца, и без матери. Каким образом? Без отца – по земному рождению, без матери – по небесному, потому что ни на земле Он не имел отца, ни на, небе – матери. Без родословия. Пусть выслушают это те, которые производят исследования о существе Его. Некоторые думают, что слова: без родословия сказаны о небесном Его рождении. Впрочем одни из еретиков не допускают даже и этого, и о том рождении они производят разыскания и исследования; а другие, более скромные, соглашаются относить эти слова к тому рождению, но не думают, чтобы выражение: без родословия сказано было и о земном рождении. Докажем же, что Павел сказал это о том и другом рождении, – и о небесном, и о земном. Подлинно, и то изумительно, и это таинственно. Потому и Исаия говорит: род Его кто изъяснит (Ис.53:8)? Но это, говорят, сказано о том, о небесном рождении. Что же мы ответим Павлу, который сказал об обоих рождениях и потом уже присовокупил: без родословия? Сказав сначала: без отца, без матери, он потом прибавил: без родословия, чтобы ты уверовал, что Христос не имеет родословия не только по тому рождению, по которому Он – без матери, но и по тому, по которому Он – без отца, т.е. по земному. Поэтому апостол, упомянув о том и другом рождении, потом и сказал: без родословия. Ведь и это земное рождение Его непостижимо, для того, чтобы на то мы не смели даже и взирать. Если преддверие храма так страшно и недоступно, то как покусится кто-нибудь войти во святилище? То, что Сын Божий родился от Отца, я знаю; но как – не знаю. То, что Он родился от Девы, я знаю; но образа рождения даже и здесь не постигаю. Рождение Его по тому и другому естеству исповедуется; но относительно образа того и другого рождения умолчано. И как здесь, в отношении к Деве, хотя я не знаю, как Он родился от Девы, однако исповедую, что Он родился, и не отвергаю самого события по незнанию способа рождения, так поступи и ты в отношении к Отцу: хотя ты и не знаешь, как Он родился, но исповедуй, что – родился. И если еретик будет говорить тебе: как Сын родился от Отца? – ты низведи мысль его на землю и скажи ему: сойди с небес и покажи, как Он родился от Девы, и тогда спрашивай о том.

Беседа 1-я о том, что неясность пророчеств о Христе, язычниках и отпадении иудеев полезна


Иудеи говорят, что он рожден был от прелюбодеяния, и потому не имеет родословия. Им мы скажем: вы дурно гово­рите. И Соломон был рожден от прелюбодейной жены Урия; однако он имеет родословие. Но, так как Мелхиседек был прообразом Господа, и носил образ Христа, подобно Ионе, то поэтому Писание умолчало об его отце, чтобы в нем, как в образе, мы созерцали Христа, который поистине «без отца» и «без родословия».

Беседа о Мелхиседеке

Нил Синайский, прп. (†430)

без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда

Желаешь знать, каким образом Владыка Христос – «без Матере, без отца, без причта рода» (Евр.7:3)? «Без Матере» говорится о том, что в Нем выше нас; «без отца» – о том, что наше, «без притча рода» – о том, что на небе. Ибо Пророк говорит: «род же Его кто исповесть» (Ис. 53:8)? Хотя Ап. Матфей написал родословие Его по плоти, но того, как Отец родил Сына прежде веков, никто, ни человек, ни Ангел, вовсе не в состоянии изречь или познать.

Письма на разные темы. Аглею, служащему в передовых

Максим Исповедник, прп. (†662)

без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда

Истолкование применительно к Господу сказанного о Мелхиседеке.

Ибо один лишь единственный Господь наш и Бог Иисус Христос естеством и истиною без отца и без матери и без родословия и ни начала дней, ни конца жизни не имущий: без матери по невещественному и бесплотному и всецело непознаваемому горнему от Отца предвечному рождению; без отца же по дольнему и во времени из Матери плотскому рождению, коего вид по зачатию через сеяние не установить; без родословия же, яко обоих его рождений образ для всех недоступен и непостижим; ни начала же дней, ни конца жизни не имущий как безначальный и бесконечный, и всецело непостижимый как естеством Бог; а пребывает священник выну, как не прекращающий быть никакой смертью злобы или естества, поскольку Он есть Бог и податель всяческой жизни по естеству и по добродетели. Не думай же, что кто-либо обделен этой благодатью, раз об одном лишь великом Мелхиседеке говорит слово [Божие], что она есть у него. Ибо Бог всем равно вложил по естеству возможность (δύναμιν) ко спасению, дабы каждый желающий мог усвоить себе божественную благодать, и хотящему стать Мелхиседеком и Авраамом, и Моисеем и, вообще, всех святых перенести в себя – не переменой имен и мест, но подражанием тропосам [их добродетелей] и жительству – не было бы препятствий.

Иное умозрение о Мелхиседеке.

Итак, всякий, кто умертвил уды, сущия на земли (Кол. 3:5) и все свое угасил мудрование плотское (Рим. 8:6), и совершенно отбросил всякую связь с ним, благодаря которой разделяется [на многие предметы] любовь, которую обязаны [воздавать] одному лишь Богу, и отвергшийся всех плотских и мiрских признаков ради божественной благодати, так что может и говорить с блаженным Павлом апостолом: кто ны разлучит от любве Христовы (Рим. 8:35), и проч., таковой стал без отца и без матери, и без родословия как и великий Мелхиседек, не имея более удерживаться под властью плоти и естества по причине бывшего ему единения с Духом [Божиим].

Умозрение о словах: «ни начала дней ни конца животу имеяй».

Если же и себя самого он к тому же отвергся, самую душу свою погубив Мене ради, обрящет ю (Мф. 10:39), то есть, - настоящую жизнь с ее желаниями отбросив ради лучшего, приобретет живущим и действующим [в себе] одно лишь единственное Божие Слово, простираясь добродетелью и ведением даже до разделения души же и духа (Евр. 4:12) и совершенно ничего не имея [в себе] непричастным Его пришествия, то стал он и безначальным, и бесконечным, не нося более в себе движимой временной жизни, имеющей начало и конец и колеблемой многими страстями, но одну лишь божественную [жизнь] вселившегося [в него] Слова, вечную и никакой смертью не ограничиваемую.

ни начала дней ни конца животу имеяй


Умозрение на: «пребывает священник выну».

Если же он знает, как со многим вниманием бдеть над своим дарованием, деянием и созерцанием стараясь о вышеестественных и вневременных благах, то сделался он и священником пребывающим и вечным, присно наслаждаясь в уме божественной беседой, и, по причине подражания посредством непоколебимости воли в добре природной непреложности, не воспрещаем более по-иудейски смертью греха пребывать вечно и приносить жертву хваления (Евр. 13:15) и исповедания, преславно богословствуя как о Творце всех [сущих] и справедливо благодаря как Промыслителя и Судию всех праведного в божественном мысленном жертвеннике, от негоже не имут власти ясти служащии сени (τῇ σκηνῇ - т.е., скинии) (Евр. 13:10). Ибо и таинственных хлебов божественного ведения и чаши живительной премудрости не стать общниками односторонне последующим букве и довольствующимся принесением в жертву бессловесных страстей, и смерть Иисусову прекращением греха возвещающим (1Кор. 11:26), а воскресение Его,- ради которого-то и для которого и была смерть, - посредством [совершаемого] умом созерцания, просвещенного добрыми делами праведности, не исповедающим, которые весьма охотно и с готовностью избирают то, чтобы умерщвленным быть плотью, а ожить Духом (1Петр. 3:18) никак у них не получается, ибо для таковых скиния еще имать стояние, поскольку не у явися им [совершаемый] разумом и созерцанием святых путь (Евр. 9:08), который есть Слово Божие, рекшее: Аз есмь путь (Ин. 14:6), и не желают они от того, как на практике знают Слово и Господа как плоть, созерцанием прийти ко славе Его, яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1:14).

пребывает священник выну


См. также Толкование на Быт. 14:18

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Без отца, без матери, без родословия

Есть и другое сходство. Именно, как Мелхиседек без отца и без матери, - не потому, впрочем, что не имел отца или матери, - как человек и он имел, - но потому, что в Писании не указано его родословие и не упоминаются его родители. Так и Христос без отца по земному рождению; ибо по плоти Он родился от одной Девы Марии. Без матери же по вышнему рождению; ибо неизреченно и непостижимо рожден от Одного Отца прежде всех веков. Но сверх того и без родословия. Ибо род Его кто изъяснит? (Ис. 53:8; ср. Деян. 8:33). Так как родивший Отец - на небе и непостижим, то непостижим и самый образ рождения. Нельзя также постигнуть разумом и родившую на земле Мать, собственно образ рождения, то есть как родила Дева без мук и тому подобное. Итак, Христос на самом деле без отца и без матери: Мелхиседек же без отца и без матери не на самом деле, ибо это невозможно; но в том смысле, что в Писании не упоминаются родители его. Посему выражение без родословия служит как бы пояснением другого выражения: без Отца и без матери. Апостол как бы так говорит: я сказал о Мелхиседеке, что он без отца и матери, потому что в Писании нет его родословия и не упоминается о его роде.

Не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда

И это разумей в том же смысле, как и прежде сказанное. Как человек, Мелхиседек имел, конечно, и начало дней и конец жизни, но так как мы не знаем ни того, когда он родился, ни того, когда он умер, то, по нашему разумению, он как бы не имеет ни начала, ни конца. Однако Христос на самом деле, как Бог, не имеет ни начала, ибо безначален по отношению к началу времени, хотя имеет Отца началом, как причину; ни конца, ибо бессмертен; одним словом, вечен. Посему, где ариане? Пусть слышат, что Сын не имеет начала. В таком смысле разрешает нам этот вопрос Павел. И если что затрудняет нас, так это то: каким образом Христос - священник вовек по чину Мелхиседека, когда Мелхиседек умер и не был священником вовек. Решим и это затруднение, говоря так, что Христос, как вечный и бессмертный, есть, действительно, Священник вовек. Ибо и ныне - мы веруем - Он всякий раз приносит Себя Самого за нас чрез священнослужителей Своих и особенно как Ходатай за нас пред Отцом: в это время Он совершает за нас высочайшее и таинственнейшее священнодействие, предлагая нам Себя Самого в хлебе и питии чудным и превосходящим всякое разумение образом. О Мелхиседеке сказано, что он имеет вечное священство, не потому, что он вечен, ибо он умер; но потому, что в Писании не указывается конец его, откуда мы могли бы знать, когда прекратилось его священство. И как по отношению к именам у первого - только названия: Мелхиседек, то есть царь правды, и царь Салима (царь мира), а у Христа самое дело: так и выражение: не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, относится к первому Мелхиседеку только потому, что это не записано, ибо он был прообразом; а ко Христу относится на самом деле. Если бы сходство было во всем, то не было бы прообраза и истины, но или в обоих случаях - прообраз, или в обоих случаях - истина. Разве не видим мы этого также на картинах? И там простое очертание имеет уже сходство сравнительно с законченной картиной, так как линиями неясно отображаются характерные черты; имеет и несходство, так как картина чрез краски получила более отчетливый и более ясный вид.

Евфимий Зигабен (†1118)

без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда

Без отца, без матере, без причта рода, ни начала днем, ни животу конца имея

В своем сказании о Мелхиседеке (Быт. 14). Моисей не указал ни отца его, ни матери, ни того, когда он родился, ни того, когда он умер. Это сделалось по Божественному предусмотрению и по плану домостроительства Божия. чтобы Мелхиседек послужил прообразом Христа. Ибо как Мелхиседек является и безродным и безначальным и безсмертным, так и Христос есть таков по Божеству Своему. Но Мелхиседек таков не по природе своей, а единственно потому, что об нем (с этой стороны) не было письменнаго сказания, тогда как он, без сомнения, имел и родителей и начало и конец жизни; а Христос – таков по естеству. Мелхиседек есть прообраз по умолчанию истории о его происхождении и смерти, а Христос есть истинно безначальный и безконечный по самому бытию Своему. И действительно, Христос не имеет отца по земному Своему рождению, ибо родился от Девы; а по предвечному и высшему бытию Своему Он не имеет матери: прежде всего Он без матери, говорит Григорий Богослов, а потом – без отца.

Уподоблен же Сыну Божию, пребываешь священник выну

«Упопоблен» (Сыну Божию) по безродности, безначальности и по безсмертию. Но уподобляясь Ему в этом, он однако подобен Ему не по существу своему: ибо свойство прообраза таково, что он с одной стороны подобен тому, прообразом чего он служнт, а с другой не подобен. «Пребывает же священник во век». по причине умолчания о его кончине. – ибо он не умершим считается только в этом смысле.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда

«Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни…» Неупоминание всего этого в Свящ. Писании апостол великолепно представляет как уподобление действительным свойствам Сына Божия, не имеющим отца - по человечеству, матери - по Божеству, родословия - по непорочному рождению, - ни начала дней, ни конца жизни - по Божественному присносуществу как бы «Пребывает священником навсегда…» благодаря не упоминанию ни начала дней, ни конца жизни, - всегда остается при том, что было о нем сказано и что умолчание об его смерти и преемниках, - в уподобление действительно вечному священству Христову (24 ст.). Цель всего этого сравнения - показать, что если левитское священство много ниже священства Мелхиседека, то само собою понятно и то, насколько оно ниже того священства, для которого священство Мелхиседека было лишь некоторым подобием.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. (Евр.7:2-4).

Во 2–10 стихах Апостол раскрывает типологическое значение этого момента. Здесь словесное искусство Апостола и образ наведения мыслей по аналогии доходит, можно сказать, до верха совершенства. В имени Мелхиседека Апостол указывает прообразовательное значение «Царя правды», βασιλεὺς δικαιοσύνης показывая тем, что прообразованный им Христос есть Царь правды не потому только, что Он Сам праведен350, но потому, что Он есть источник правды или оправдания для других.
 
В названии города Салима (שׇׁלֵם), где царствовал Мелхиседек, Апостол находит прообразовательное указание на характер как Мелхиседека, так и Того, Кого он прообразовал собой как «Царя мира», каким изображал Христа пр. Исаия, называвший Его князем мира שׇלוֹם שַׂר, при котором не будет конца миру352. Следующие предикаты: ἀπάτωρ, ἀμήτωρ, ἀγενεαλόγητος· μήτε ἀρχὴν ἡμερῶν, μήτε ζωῆς τέλος ἔχων – Апостол весьма свободно выводит из того, что в Св. Писании не упоминается ни об отце, ни о матери, ни о роде Мелхиседека, причём употребление слова ἀγενεαλόγητος (не имеющий родословия, столь ценимого у евреев) устраняет всякие толки об его неожиданности, или нечеловеческом рождении, о чём толкуют желающие придать всему делу характер, чуждый исторической действительности. Упоминание о генеалогии Мелхиседека в устах Апостола имеет, очевидно, важное значение, потому что в левитском священстве генеалогии имели весьма важное значение, так как происхождение от Аарона было непременным требованием для допущения к священному служению. Также широко объясняется Апостолом и то, что Мелхиседек не имел ни начала, ни конца, выходя из того, что об этом не говорится в Писании. Понятно, что эти доводы могли иметь своё полное значение только в известном круге людей, предуготованном к восприятию таких убеждений, которые на языке логики можно назвать доказательствами по преимуществу κατ’ ἀνϑρόπων, т. е. специально для евреев, и притом достаточно осведомлённых о формах и способах применения древних священно-исторических событий к будущим временам ожидаемого всеми Мессии. Образ этого отношения Мелхиседека к Христу Апостол называет ἀφωμοιωμένος, в котором черты подобия заимствуются от одного предмета для перенесения на другой.
Но здесь естественно спросить: какое же лицо было для Апостола первым, с которого он переносил черты на другое? Большинство экзегетов отвечают, что первообраз есть Сын Божий, как вечный Первосвященник, с Которого и перенесены разные черты на Мелхиседека, чтобы сделать его прообразовательным типом Первосвященника и Царя-Христа. Этим и объясняется то, что в изображении личности Мелхиседека запечатлелась некоторая приподнятость, отражённая от безмерного величия Христова, что и требовалось в целях Апостола – умалить значение левитского священства, чтобы в умах и сердцах читателей дать место иному священству, по чину (образу) и духу Мелхиседека.
 
В этом отношении особенно замечательно выражение о Мелхиседеке: μένει ἱερεὺς εἰς τὸ διηνεκές, которое не значит, что Мелхиседек сам по себе вечный первосвященник, как пребывающий вечно, а означает, что он всегда остаётся при том, что было о Нём сказано и что умолчано о его смерти и преемниках. «По представлению Св. Писания, (как в сказанном, так и в умолчанном) Бог уподобил Мелхиседека новозаветному Первосвященнику, И. Христу, так, чтобы в нём Сын Божий имел Свой пророческий прообраз», говорит один из новых экзегетов. «Не подлежит сомнению, что Апостол рассматривает историческую и человеческую личность (как это видно из 1 и 3 стиха). Но как историческое лицо, он имеет для него малое значение. Только вследствие того, что Писание начертывает такой образ этого исторического царя-священника, что он является прообразом новозаветного Царя–Священника, его лицо и рассказ о нём получают постоянное значение».
 
Таким образом, Писание начертывает такой образ Мелхиседека, который пробуждает представление всегда пребывающего в своём положении священника, что придаёт ему характер indelebilis.
 
Цель всего сравнения – показать, что если левитское священство много ниже священства Мелхиседека, то само собой понятно, насколько оно ниже того священства, для которого священство Мелхиседека было только некоторым подобием. Чтобы ярче обрисовать величие Мелхиседека, Апостол говорит, что Авраам дал ему десятину ἐκ τῶν ἀκροϑινίων, т. е. из самой лучшей части, которая обыкновенно посвящалась Богу. И потом Авраама он называет почтенным наименованием патриарха, т. е. главы πατρία – племени, родоначальника и праотца израильского народа. И столь великий человек дал десятину Мелхиседеку! Сколь же велик должен быть Тот, Которого Мелхиседек предызобразил собой?!

которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. (Евр.7:2-4).

Во 2–10 стихах Апостол раскрывает типологическое значение этого момента. Здесь словесное искусство Апостола и образ наведения мыслей по аналогии доходит, можно сказать, до верха совершенства. В имени Мелхиседека Апостол указывает прообразовательное значение «Царя правды», βασιλεὺς δικαιοσύνης показывая тем, что прообразованный им Христос есть Царь правды не потому только, что Он Сам праведен350, но потому, что Он есть источник правды или оправдания для других.
 
В названии города Салима (שׇׁלֵם), где царствовал Мелхиседек, Апостол находит прообразовательное указание на характер как Мелхиседека, так и Того, Кого он прообразовал собой как «Царя мира», каким изображал Христа пр. Исаия, называвший Его князем мира שׇלוֹם שַׂר, при котором не будет конца миру352. Следующие предикаты: ἀπάτωρ, ἀμήτωρ, ἀγενεαλόγητος· μήτε ἀρχὴν ἡμερῶν, μήτε ζωῆς τέλος ἔχων – Апостол весьма свободно выводит из того, что в Св. Писании не упоминается ни об отце, ни о матери, ни о роде Мелхиседека, причём употребление слова ἀγενεαλόγητος (не имеющий родословия, столь ценимого у евреев) устраняет всякие толки об его неожиданности, или нечеловеческом рождении, о чём толкуют желающие придать всему делу характер, чуждый исторической действительности. Упоминание о генеалогии Мелхиседека в устах Апостола имеет, очевидно, важное значение, потому что в левитском священстве генеалогии имели весьма важное значение, так как происхождение от Аарона было непременным требованием для допущения к священному служению. Также широко объясняется Апостолом и то, что Мелхиседек не имел ни начала, ни конца, выходя из того, что об этом не говорится в Писании. Понятно, что эти доводы могли иметь своё полное значение только в известном круге людей, предуготованном к восприятию таких убеждений, которые на языке логики можно назвать доказательствами по преимуществу κατ’ ἀνϑρόπων, т. е. специально для евреев, и притом достаточно осведомлённых о формах и способах применения древних священно-исторических событий к будущим временам ожидаемого всеми Мессии. Образ этого отношения Мелхиседека к Христу Апостол называет ἀφωμοιωμένος, в котором черты подобия заимствуются от одного предмета для перенесения на другой.
Но здесь естественно спросить: какое же лицо было для Апостола первым, с которого он переносил черты на другое? Большинство экзегетов отвечают, что первообраз есть Сын Божий, как вечный Первосвященник, с Которого и перенесены разные черты на Мелхиседека, чтобы сделать его прообразовательным типом Первосвященника и Царя-Христа. Этим и объясняется то, что в изображении личности Мелхиседека запечатлелась некоторая приподнятость, отражённая от безмерного величия Христова, что и требовалось в целях Апостола – умалить значение левитского священства, чтобы в умах и сердцах читателей дать место иному священству, по чину (образу) и духу Мелхиседека.
 
В этом отношении особенно замечательно выражение о Мелхиседеке: μένει ἱερεὺς εἰς τὸ διηνεκές, которое не значит, что Мелхиседек сам по себе вечный первосвященник, как пребывающий вечно, а означает, что он всегда остаётся при том, что было о Нём сказано и что умолчано о его смерти и преемниках. «По представлению Св. Писания, (как в сказанном, так и в умолчанном) Бог уподобил Мелхиседека новозаветному Первосвященнику, И. Христу, так, чтобы в нём Сын Божий имел Свой пророческий прообраз», говорит один из новых экзегетов. «Не подлежит сомнению, что Апостол рассматривает историческую и человеческую личность (как это видно из 1 и 3 стиха). Но как историческое лицо, он имеет для него малое значение. Только вследствие того, что Писание начертывает такой образ этого исторического царя-священника, что он является прообразом новозаветного Царя–Священника, его лицо и рассказ о нём получают постоянное значение».
 
Таким образом, Писание начертывает такой образ Мелхиседека, который пробуждает представление всегда пребывающего в своём положении священника, что придаёт ему характер indelebilis.
 
Цель всего сравнения – показать, что если левитское священство много ниже священства Мелхиседека, то само собой понятно, насколько оно ниже того священства, для которого священство Мелхиседека было только некоторым подобием. Чтобы ярче обрисовать величие Мелхиседека, Апостол говорит, что Авраам дал ему десятину ἐκ τῶν ἀκροϑινίων, т. е. из самой лучшей части, которая обыкновенно посвящалась Богу. И потом Авраама он называет почтенным наименованием патриарха, т. е. главы πατρία – племени, родоначальника и праотца израильского народа. И столь великий человек дал десятину Мелхиседеку! Сколь же велик должен быть Тот, Которого Мелхиседек предызобразил собой?!

священник Николай Рудинский (†1937)

без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

Мелхиседек представляется в Священном Писании без отца, без матери, без родословияконечно не потому, чтобы он не имел их, а так угодно было Богу, скрыть их от евреев. Скрыто и то, когда он родился, когда умер, так что он в отрывочном сказании книги Бытия представляется как бы вечно существующим. И это Господу угодно было сделать для того, чтобы Мелхиседек был прообразом - уподоблением Сыну Божию, Который был без отца по земному рождению, ибо по плоти Он родился от одной Девы Марии, без матери же по высшему рождению, ибо неизреченно и непостижимо рожден от одного Отца, прежде всех веков, но сверх того и без родословия, ибо род Его кто исповесть (Ис. 53:8). Так как родивший Его Отец - на небе и непостижим, то непостижим и самый образ рождения Его. Нельзя так же постигнуть разумом и родившую на земле Мать, собственно образ рождения, то есть, как родила Дева без мужа и подобное.
Итак, Христос на самом деле без отца и матери. Мелхиседек же без отца, и без матери не на самом деле, но в том смысле, что в Писании не упоминаются родители его. Точно так же Мелхиседек представляется вечным, потому что в Писании не говорится ни о рождении его, ни о смерти. Христос как Бог, на самом деле вечен. Но как же Сын Божий - вечный священник по чину Мелхиседекову, когда несомненно, что Мелхиседек умер, и не был священником вовек? Мелхиседек, несомненно, умер, с ним прекратилось и его священство. Но так как Писание ничего не говорит ни о его смерти, ни о прекращении его священства, то представляется как будто он жив, и священство его вечное. Христос же, на самом деле, как Бог - вечен, также и священство Его - вечное. Ибо Он вечный Ходатай за нас перед Отцом, во все время. Он совершает за нас высочайшее и таинственнейшее священнодействие, предлагая нам Себя Самого в хлеб и питие, чудным и превосходящим всякое разумение образом (Феофилакт).
Б). Высота новозаветного священства над ветхозаветным (7:4-25)
Объяснив название священства Христова, святой Павел указывает отсюда превосходство священства Христова по чину Мелхиседекову, над священством по чину Аарона.
а). Авраам дал Мелхиседеку десятину, а Мелхиседек благословил его (7:4-10)
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible