Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 7:8
И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет
И здесь десятины люди смертные берут: так Мелхиседек, который был смертен, жил в то время для свидетельства ради Авраама, именно ради истинного благословения Мелхиседекова, назначенного в Семени Авраамовом.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Из пророческого свидетельства взял это Апостол, ибо сказано: «Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс.109:4). Поскольку же вправе были сказать иудеи, что Авраам не был священник и ему справедливо было принести десятины и приять за то благословение, но Аарон приял сан священства, а после него и род его стал причастен Божией благодати, то Апостол предусмотрительно показывает, что и Аарон с родом своим принес десятины в лице патриарха.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет
И другое рассуждение, доказывающее, что Мелхиседек выше священников закона. Ибо здесь, то есть в законе, получающие десятины умирают; а там, то есть в случае с Мелхиседеком, получил десятины тот, о котором свидетельствует Писание, что он живет. Ибо Ты, говорит, священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4). Что же касается того, что Мелхиседек вечно жив, то это понимай так же, как и выше было сказано, то есть что в Писании не упоминается о смерти его. Что левиты умирают, а Мелхиседек живет, некоторые понимают так, что образ священства левитского стал мертвым, ибо сделался недействительным, образ же священства Мелхиседека, или жизни по Христу, живет и пребывает, и будет существовать вечно.
Евфимий Зигабен (†1118)
И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет
И зде убо десятины человецы умирающии приемлют
Зде – под законом. Нет ничего особенно важнаго в том, что они принимают десятины: ведь они подлежать смерти. А кто станет завидовать в чести тому, кому предстоит умереть?
Тамо же свидетелствуемый, яко жив есть
«Тамо» – в книге Бытия, в изложении события, десятину получил «свидетельствуемый, яко жив есть». Но этот свидетельствуемый жив только по причине умолчания о его кончине, а не в смысле истины. Ибо все относящееся к Мелхиседику есть только прообраз того, что относится ко Христу.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-10 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его
С неумолимою убедительностью и последовательностью апостол выяснением величия Мелхиседека ведет слушателей к признанию величия Сына Божия, прообразованного Мелхиседеком. Мелхиседек оказывается выше сынов Левии. Он получил десятину с Авраама, самого родоначальника Левиина, и, так сказать, от самого Левии (9-10 ст.), родоначальника ветхозаветного священства. Наконец, Мелхиседек даже благословил Авраама (и Левию), в чем проявилась, так сказать, крайнейшая степень превосходства Мелхиседека, ибо несомненно меньшее от большего благословляется. В своих сравнениях священства Мелхиседекова и Левитского апостол не оставляет мельчайших подробностей для доказательства превосходства первого над последним. Так, в 8 ст. он указывает превосходство и в том, что, между тем как в Левитском священстве десятинами почиталось, так сказать, родовое священство, постоянно освежаемое новыми и новыми носителями его взамен умирающих, в Мелхиседеке почтено как бы личное священство без отношения ко всякому преемству, в данном случае как бы несуществующему («имеющий о себе свидетельство, что он живет…» ср. 3 ст.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
В 8 стихе Апостол представляет новое доказательство превосходства священства Мелхиседека перед левитским, обнаруживающееся из непосредственного сравнения священнического достоинства потомков Авраама с достоинством Мелхиседека. В левитском священстве десятиной чтится родовое достоинство, проявляющееся в отдельных членах, которые постоянно заменяются другими и, следовательно, сами по себе не имеют большого значения. В Мелхиседеке же чтится то, чему придаётся характер вечности. Такой взгляд на Мелхиседека, несомненно, заимствован из Св. Писания, в котором Мелхиседек изображается только живым, но ничего не говорится об его смерти. Хотя это противоположение ζῇ с ἀποϑνήσκοντες свою идеальную силу имеет по преимуществу в отношении к И. Христу, однако и прообразовательный исторический момент имеет здесь своё значение.
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
священник Николай Рудинский (†1937)
Если десятины здесь, по закону, дают священству в лице смертных людей, то тем более, там - в лице Мелхиседека, достойно их священство вечное, прообразом которого служит вечное священство Мелхиседека, вечное в том смысле, что в Писании не говорится о смерти Мелхиседека. Но чтобы не сказали: каково же отношение к нашим священникам того, что Авраам дал десятину? Святой Павел как бы отвечает на это: и вот что скажу. Левий, родоначальник левитского священства, произошел ведь от Авраама. Он был в чреслах отца, в Аврааме, следовательно, в лице Авраама и сам дал десятину Мелхиседеку, как представителю и прообразу высшего, вечного священства.
б). Бог, учреждением священства по чину Мелхиседекову, отменяет священство Аарона (7:11-14)
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 6-8 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет.
Но Мелхиседек выше их (священников колена Левиина) потому, что он, не имея для этого основания в законе, получил десятину не с потомков Авраама, а с него самого и притом тогда, когда этот патриарх уже сам стал близким к Богу человеком и получил от Него обетования. Следовательно, он, по обыкновенному рассуждению, был выше Авраама и ближе к Богу, чем последний. К тому же, он имел и другое преимущество, именно то, что стоял выше Левитских священников и их праотца Левия. Последние, как такие, которые должны умереть (ἀποθνήσκοντες), получали десятины только как временные носители священства и предоставленное им право принадлежало, следовательно, им не в силу их личного достоинства, а вследствие того, что они принадлежали к фамилии Аарона, в которой совершалась постоянная замена одних членов другими. Между тем, Мелхиседек – опять не исторический, а как прообраз Мессии – пользуется своим высоким положением в силу собственного достоинства своей личности, как не умирающий, а постоянно живущий, по изображению Св. Писания.