Скрыть
Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8-12 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более

Этот же второй завет был тот, о котором пророчествовал Иеремия, говоря так: вот, дни грядут, говорит Господь, и совершу и устрою над домом Израиля завет новый, - не по завету (не такой), который сделал (дал) Я отцам их в пустыне, когда взял Я за руку их, и вывел их из земли Египетской: и поелику они не пребыли в Завете Моем, не исполнив заповедей его, то и Я пренебрег их и не совершил того, что в нем обещано за исполнение заповедей его. Завет же, который Я дал им, говорится у Иеремии, не на досках каменных, как прежде, но напишу закон Мой, то есть новое Евангелие, на сердцах их, и буду им в Бога, а они отвергнут идолов своих. И уже никто из священников не будет учить граждан своих, говоря: познай Господа; потому что все будут знать Меня от малых до великих из них. И милостив буду к ним, - не к нечистоте их, но к неправдам их, - то есть не к нечистоте, бывающей вследствие ночных сновидений, но ко грехам, совершаемым ими по (действующей в них) силе зла (Иер. 31:31-34).

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Евр.8:8-13

Закон приноровлен к смертным людям; а Новый Завет обещает нам вечную жизнь. Посему справедливо тот закон состарился, а этот всегда пребывает новым, как сопряженный с нестареющимися веками. Сие-то и означало пророчество: «не имать научити кийждо искренняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси уведят Мя от мала даже и до велика их» . А это не в настоящей жизни совершается, но будет в той жизни, ибо здесь обложенные еще мглою неверия там узрят истину: «и возрыдают» , по слову Божию (Ин.16:20). 

Толкование на послание к евреям

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь (Иер. 31:33)

После тех дней: каких же? Одни говорят, что это дни исхода, когда был дан Моисеев закон. А мне кажется, что он говорит о тех днях, о которых сказал выше: «се дние грядут». Таким образом, после того, как пройдут те дни, Я положу такой завет, о чем услышишь далее.

вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их (Иер. 31:33)

Пусть покажет это иудей, когда он получил неписаный закон. Ибо и после возвращения из Вавилона, он дан был Ездрой письменно. Апостолы же ничего не получили письменно, но приняли в свои сердца закон Духа. Посему и Христос сказал: Утешитель научит вас всему и напомнит вам все (Ин.14:26).

и буду их Богом, а они будут Моим народом (Иер. 31:33)

Это совершено было чрез Евангелие. Ибо те, которые прежде служили идолам, ныне, признав истинного Бога, стали Его народом.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Евр.8:10-11: мы уже научены Богом и нам не нужно никаких учителей.

Православный ответ: Здесь говорится о благодатном возрождении христиан в крещении и прочих священнодействиях. Но этим не отменяются самые священнодействователи, учители и пастыри, ибо они самим Богом поставлены (1Кор.12:28; Еф.4:11; 1Пет.5:1-5).

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом

Яко сей завет, сюже завещаю дому Израилеву

Сей, т. е. новый. Домом Израилевым и домом Иудовым назвал Он Апостолов, так как они были Израильтяне и Иудеи (ибо им Он главным образом законоположил новый завет), а равно и Сион упоминается (у пророков): ибо над Сионом, сказано, горою святою Его возвещаяй повеление Господне (Ис. 2:6); и еще: от Сиона изыдет закон (Ис. 2:3). Сионом, как местом выдающимся, он обозначает вообще всю Палестину,

По онех днех, глаголет Господь, дал законы Моя в мысли их (Иер. 31:33)

При слове «дал» подразумевается глагол: буду. Днями же называет здесь те, на которые Он выше указал словом «грядут», т. е. те именно дни, в которые Он установит новый завет. А «в мысли их» значит в мысли Апостолов, приемлющих законы Евангельские.

И на сердцах их напишу их

Израильтянам Он дал заповеди закона (на скрижалях) написанныя, а Апостолам преподал заповеди Евангельские не письменно. Почему Христос и говорит им о Духе святом, что Он, утешитель, пришед воспомянет вам вся и научить вы всему (Ин. 14:26); ибо обретши чистыя сердца их, Господь начертал на них заповеди начертанием духовным.

И буду им Бог, и тии будут Мне людие

Израильтянами (как только-что сказано) Он дал заповеди закона, содержащаяся в письмени, Апостолам же заповеди Евангельские неписанные; чрез них-то Он прежде служивших идолам, а теперь уразумевших истину, и соделал новым народом Своим. И вот по силе Законоположника и Владыки нашего Христа мы и называемся христианами.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Иеремии пророческая книга

Иеремии пророческая книга
 содержит в себе 52 главы и вообще может быть разделена на две части:

I) Главы I-XLV содержат пророчества, высказанные в различное время и направленные преимущественно против Иудеи или имеющие отношеше к самому Иеремии.

II) Главы XLVI-LII содержат в себе пророчества против других народов. Из пророчеств пр. Иеремии особенно замечательно пророчество о новом и вечном завете Господа с домом Израилевым, когда Господь напишет закон Свой во сердцах их и грехов их не будет помнить, и восставит Давиду Отрасль праведную, и воцарится царь, который будет производить суд и правду на земле, и которого будут называть Господь – оправдание наше (Иер.23:5) и гл. XXX-XXXIII).

Это пророчество неоднократно приводится и ап. Павлом, именно в послании к Евреям (Евр.8:6-13,10:15-17).

В Новом Завете еван. Матфей, в изображении пр. Иеремией плача Рахили о своих детях, т. е. иудеях, отводимых в плен как бы на смерть при Навуходоносоре (Иер.31:15), видит пророческий образ избиения Иродом младенцев вифлеемских. Тогда сбылось реченное через пр. Иеремию, говорит он. Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф.2:16-18).

Библейская энциклопедия 1891г

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. (Евр.8:7)
Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, (Евр.8:8-10)
И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, (Евр.8:11-12)
Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. (Евр.8:13)


       - На эти слова обыкновенно указывают штундисты и Другие подобные Им сектанты в доказательство своего ложного учения о том, будто ныне не должно быть пастырей и учителей, будто в этом нет надобности, так как истинные христиане обладают достаточным познанием о Боге и не нуждаются в том, чтобы их кто-нибудь учил. Посмотрим, как должно понимать слова пророка, и какое заключение выводит из них апостол Павел. Пророк Иеремия созерцает в этом месте времена Нового Завета из отдаленности времен ветхозаветных.
       - При этом то, что будет совершаться (и совершается) в Новом Завете постепенно, представляется ему совершившимся вдруг. Он говорит: «Еcu познают, как будто все разом познают, тогда как на самом деле познавание происходит медленно. Начало познаванию положено проповедью Сына Человеческого, Который, как сеятель, посеял в человечестве семя Слова Божия, имеющее в различных душах различный восход» (Мф.13:3-23). Продолжать посев или насаждение предоставлено потом апостолам и их преемникам. И вот в течение многих веков делается это дело: «дóндеже достигнем вcu в соединение веры и познания Сына Божия» (Еф.4:13). Но пророк Иеремия созерцал это дело не в его постепенном осуществлении, а в конечном последствии, а посему и сказал от лица Божия: «Вcu познают Мя».
       - Не один пророк Иеремия созерцал будущее так, что постепенность ускользала от его созерцания. Сам Господь Иисус Христос видел сатану, яко молнию с небесе спадша (Лук.10:18), т. е. лишившегося власти над миром так быстро, как быстро молния, спадает с неба; а в действительности сатана лишается своей власти постепенно; он еще действовал, когда просил, дабы сеять апостолов, яко пшеницу (Лук.22:31), действовал, когда противился намерениям ап. Павла (1Сол.2:18)? Пророк Исаия говорил: «Исполнися вся земля ведения Божия, и поставлял это в одновременную связь с исшествием жезла из корене Иессеова» (Ис.11:1-10), т. е. с рождением Христа, между тем как не скоро еще после сего вся земля исполнится ведением о Боге, и только пред вторым пришествием Спасителя Евангелие проповедано будет во всем мире (Мф.24:14). Пророки Ветхого Завета, хотя созерцали будущее с такою живостью, как настоящее, однако не знали времен и сроков, в которые должно осуществиться их видение. Посему ап. Петр так выражается о пророках: «К сему спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов» (1Петр.1:10-11). Итак, не будем вопрошать у Иеремии, когда наступит то время, что «не научит кийждо ближняго своего». Если мы хотим знать, когда это будет, то обратимся к новозаветным священным писателям; они (силою Христовою) снимают с сердца нашего покрывало, которое лежит на нем при чтении Ветхого Завета (2Кор.3:14-16). От них мы узнаем, что не настало еще время совершенного богопознания. Апостол Павел говорит: «Ныне разумею отчасти, тогда же познаю, якоже и познан быхе» (1Кор.13:12). Это будет тогда, когда приидет совершенное, наступит совершенство (Евр.8:10; ср. Фил.3:12-14). От того же апостола узнаем, что не настало время и для упразднения учительства. В этом же послании к Евреям он убеждает христиан повиноваться наставникам, которые обязаны будут дать о них отчет (Евр.13:17).
       - Отсюда следует, что апостол приводит означенное место из кн. пророка Иеремии совсем не с тою целью, чтобы отвергнуть учительство, а только с тою, чтобы утвердить на нем учение об упразднении Ветхого Завета и о замене его Новым. Говоря: «новый», рассуждает апостол, (пророк) «показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр.8:13). В чем пророк и апостол видят недостаточность Ветхого и превосходство Нового Завета? Недостаточность Ветхого Завета, по разумению пророка (Иер.31:32), открылась в том, что отцы израильского народа не сохранили верности сему Завету и за то были отвергнуты Богом; а эта неверность была следствием того, что, тогда как Новый Завет начертывается Богом «в мыслях и сердцах», Ветхий был начертан на каменных скрижалях, и только сам человек, усилием своей воли, должен был написать его на скрижалях своего сердца (Притч.3:3). Но человеческих усилий для этого мало, и вот почему Ветхий Завет был недостаточен, и почему в Новом подается для этого Божественная помощь, благодать Св. Духа, возрождающая и утверждающая человека в духовной жизни. В Новом Завете Господь привлекает к себе людей силою Своей благодати (Ин.6:44), делает их новою теорию (Гал.6:15), так что они научаются от Самого Бога (Ис.54:13) ходить в заповедях Его и пути Его сохранять (Иез.36:27).
       - Сектанты скажут: «Из этого и видно, что уже не нужно учительство». Отвечаем: «Нет, не видно», – во всех этих местах Писания не утверждается того, что в обновленном благодатью человеке совершенно изглаждается всякий след греховного повреждения. Напротив, ап. Павел научает нас, что вместе с законом Божиим, написанным в мыслях и сердцах наших, существует там и «ин закон, – противу воюющ закону ума моего, и пленяющь мя законом греховным» (Рим.7:22-23). Часто мы любим читать в сердцах наших не закон Христа, но закон греха и плоти, или смешивать тот и другой, затемняя истину ложью. Нот почему нужным остается для нас и научение, и обличение, и настояние пастырей. Пророк Иеремия, созерцая будущую победу закона духовного над законом греховным, истины над ложью, говорит: «Не научит кийждо ближнего своего»; мы же, еще находясь в борении, должны восклицать с апостолом: «Кто избавит нас от сего тела смерти» (Рим.7:24)! И в церковном учительстве и назидании должны искать для борьбы с грехом и заблуждением вразумления и укрепления.
       - Пророчество об упразднении человеческого учительства исполнится тогда только, когда исполнится непосредственно предшествующее ему пророчество Иеремии: «И буду им в Бога, и тии будут ми в люди» (Иерем.31:33; Евр.8:10), а об исполнении этого пророчества читаем мы у Тайновидца Иоанна следующее: «И увидел я небо новое и новую землю, – святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба. – И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его Народом и Сам Бог с ними будет Богом их» (Апок.21:1-3). Вот люди, к которым относится предсказание Иеремии: «Познают Мя от малого даже и до великого их; вот время, когда исполнится и то пророчество, что не научит кийждо ближнего своего» (Иер.31:34; Евр.8:11).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-12 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более

Причина для замены Ветхого Завета Новым указывается в недостатке первого. В чем состоял этот недостаток, указывается далее: в том, что дом Израиля и дом Иуды вел себя укоризненно («укоряя их»), что «они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их». Таким образом, неверность завету со стороны Израиля внесла в Ветхий Завет крупный недостаток – не в том смысле, что повредила самому завету, а лишь самому провинившемуся народу, потерявшему предназначенное ему предпочтение («они… и Я пренебрег их..»). Сам Бог оставался верен Своему завету, что доказывается уже тем, что Он Свою цель спасения, для выполнения которой первый завет оказался недостаточным (по вине Израиля), желает теперь привести в исполнение через второй завет, и таким образом к одной милости присоединяет другую (Иер XXXI:31 и дал.). Таким образом, здесь указывается несколько особая (чем в VII:11; 18-19), так сказать, нравственная причина недостаточности Ветхого Завета и необходимости его замены другим, Новым. Ветхий Завет не проникал глубоко в мысли и сердца народа, нося характер более внешнего стороннего авторитета, посему и дается Новый, укореняющий свои нравственные требования на внутренней потребности ума и сердца самих людей, на необходимости и спасительности этих требований и согласии их со всею природою и назначением человека. В этом – громадная преимущественная сила и превосходство Нового Завета пред Ветхим. Законы Божии теперь написаны не на скрижалях только каменных, а вложены в мысли и сердца людей и имеют для них непререкаемый авторитет (2Кор. 3:3). Вместе с этим такое глубокое проникновение воли Божией во внутреннейшие и сокровеннейшие тайники природы человеческой (ума и сердца) более объединяет и сближает людей с Богом («буду их Богом, а они будут Моим народом…»), делает Божественное откровение внутренне и непосредственно общедоступным, и живое Богопознание становится уделом всех, от мала до велика (11 ст.), что все вместе взятое обеспечит людям вечное оправдание (12 ст.). Как потому что 9-го стиха указывает причину недостаточности и отмены Ветхого Завета, так в соответствие этому потому что 11-го и 12-го стиха указывают причину прочности и незыблемости Нового – вечное живое общение с Богом и оправдание Им. Как выдающееся преимущество Нового Завета, пред Ветхим надлежит отметить и то, что область народа Божия понимается в нем гораздо шире, чем дом Израилев и дом Иудин в буквальном смысле этих слов. Здесь говорится: «все будут знать Меня…», то же, что сказал Иисус Христос: «будут все научены Богом…» (Ин 6:45; ср. 1Ин. 2:20, 27; Ис 54:13). Таким образом, по существу своему Новый Завет есть завет благодатного спасения, и заключен он в сердцах всех без исключения людей.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

В 10–12 стихах указываются преимущественные особенности Нового Завета, который «по днех онех» Бог даст взамен Ветхого.
 
Первое преимущество Нового Завета заключается в той основе, на которой он будет утверждаться. Внешнюю букву закона заменит внутренняя воля Божия, объединяющая людей с Богом и сближающая их между собой: διδοὺς νόμους μου εἰς τὴν διάνοιαν αὐτῶν.
 
Второе преимущество Нового Завета заключается в том, что вследствие внутренней общедоступности божественного откровения, живое богопознание будет уделом всех: καὶ οὐ μὴ διδάξωσιν ἕκαστος τὸν πλησίον αὐτοῦ.
 
Третьей особенностью Нового Завета будет то, что все грехи найдут себе вечное оправдание. Это обетование служит краеугольным камнем всех прочих, потому что, где прощение, там жизнь и блаженство.
 
Так как все пророчества имеют перспективный характер, т. е. сбываясь постепенно и отчасти, они совершенное исполнение получат в будущем веке: то вполне справедливо наши восточные экзегеты приведённые Апостолом слова относят к христианам, отчасти в их земном бытии, более же к веку будущему.
 
Пророчество о даровании Нового Завета, приводимое Апостолом почти буквально, находится у пр. Иеремии. Вейсс замечает, что это пророчество имеет отношение к обстоятельству, упоминаемому во 2 книге Маккавеев, что оно относится к народу еврейскому и что оно не опорочивает завета и его участников. Но это-то и имело существенную важность в глазах читателей послания – евреев, ради которых приводилось это пророчество.
 
Однако здесь есть и такие выражения, которые дают видеть, что область народа Божия понимается гораздо шире, чем дом Израилев и дом Иудин в буквальном смысле этих слов. Здесь, например, говорится: «вси уведят Мя», или, как сказал И. Христос: «и будут все научены Богом», что Апостол относит к христианскому просвещению Духом Божиим, называемому им помазанием. Называя, по слову пророчества, Христов Завет новым, Апостол приводит и те пророческие выражения, какими определяется его новизна как по существу, так и по способу заключения. По существу – это Завет благодатного спасения, а заключён он в сердцах людей.

Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О церковном учительстве.

Ин.6:45. Пророчество об упразднении человеческого учительства исполнится тогда только, когда непосредственно исполнится предшествующее ему пророчество того же Иepeмии: Евр.8:10, а об исполнении этого пророчества читаем в Откровении следующее: Откр.21:1-3. Стало быть, это может исполниться только по втором Пришествии, а теперь еще в полном действии о церковном учительстве слова Писания: Мф.28:19; Еф.4:111Кор.12:28.

Краткий толкователь мест Священного Писания


О привлечении в христианство чрез посредников апостольского служения.

Деян.2:47. Здесь в первый раз общество верующих названо Церковью. Если говорится здесь, что Господь Сам умножал Церковь (тогда как из Деян.1:11 видно, что Он уже вознесся на небо), то очевидно, что Господь совершал это чрез посредство апостолов. Так нужно понимать и прочие места, где говорится, что Господь Сам научает: Ин.6:4-5; Евр.8:10; Сам привлекает: Ин.6:44.

Краткий толкователь мест Священного Писания

священник Николай Рудинский (†1937)

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. 

Ветхий Завет учрежден был Богом не для оправдания и спасения народа израильского, а для приготовления его к оправданию и спасению Иисусом Христом. Его целью было воспитать людей внешне строгой дисциплиной, как воспитывают младенцев. Поэтому и законы ему даны было совне. Заповеди были начертаны на каменных скрижалях, законы написаны в книгах. Даже самому богопознанию он должен был обучаться совне, от других. Воспитанный так народ под угрозою наказания, мог внешне исправно исполнять заповеди и закон Господа, но мыслями, сердцем, далеко отстоял от Господа, или в лучшем случае, сознавал и чувствовал бессилие оправдаться перед Богом душою своею. Поэтому Бог предвозвещает через пророка, что Он установит с народом Новый Завет не для внешнего его воспитания, а для внутреннего - духовного. Цель этого Завета будет оправдание и спасение (см. Иер. 31:13-34). Тогда свои заповеди и законы Господь вложит в душу людей - в мысли их и чувства, так что при помощи их человек в себе самом найдет и ощутит Господа, и познает Его. И всем сердцем своим, и всеми мыслями своими будет чтить Его. Тогда все малые и большие познают Его. Грехи и неправды людей препятствуют людям находиться в общении с Богом. Но Он изгладит грехи их, будет милостив к неправдам их, и простит все соделанные ими беззакония.
Само собою очевидно, что для осуществления такого завета необходима благодатная спасительная помощь Господа, прощение грехов людей, и благодатные силы для возрождения и воспитания души их. Предвозвещая Новый Завет, Бог тем самым предвозвещает конец Ветхому.
 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:  
Пастыри и учители нам не нужны (Евр.8:10-11; Иер.31:31-34).
 

Ответ:  
Это пророчество относится к будущему веку (Откр.21:1-3), а в настоящем веке слово Божие сеется пастырями и учителями Церкви (Рим.10:14-15 и др.) и, подобно семени, падает на различную почву и потому дает неодинаковый плод (Мф.13:3-23). Люди познают Господа не разом, а постепенно, по мере распространения благовестия о Христе, Который поставил в Церкви пастырей и учителей, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного» (Еф.4:11-13).

Зачем сектанты имеют на жаловании пресвитеров, проповедников, издателей сект. журналов и книг? Очевидно, нужда есть в научении, но без Церкви православной «никогда они не могут дойти до познания истины» (2Тим.3:7).

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible