Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары
Ибо если бы на небесах (?) Он был, то, надо думать, не был бы священником, так как здесь были священники, приносившее по закону дары, разумей по заповедям закона.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары
Еще подтверждает то, что хотя не на земле имеет скинию, но на небе, однако, от этого нет препятствий к тому, чтобы быть священником. И заметь мудрость. На основании чего кто-нибудь особенно мог бы утверждать, что Он не священник, разумею, конечно, то, что Он не имеет места на земле, где священствовал, - на основании этого сам наиболее утверждает, что Он - Священник, и говорит, что по тому самому Он - Священник, что Он не имел места на земле. Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником. Ибо были иные на земле священники, и это обстоятельство казалось бы опровержением. Теперь же, имея местом - небо, и вознесши туда собственное тело, там Он ходатайствует за нас пред Отцом. Отсюда, так как Он на небе, то поэтому Он по преимуществу Священник.
Евфимий Зигабен (†1118)
Аще бы бо был на земли, не бы был священник, сущым священником приносящым по закону дары
Так как возражают: как Апостол говорит об умершем, что Он священнодействует? – то он опровергает это возражение так: «аще бы бо», возстав из мертвых и не вознесшись на небо, «был на земли» мертвым, Он не был бы и священником «сущим священником», т. е. при жизни их. А так как Он воскрес и вознесся на небо и пребывает живым, то и совершает высшее небесное священнослужение. Указывая же отличие Его служения от служения тех священников подобное тому, какое существует между тенью и истиною, он говорит.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 3-6 Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях
Яснее мысль означенных стихов может быть выражена так: Христос - Первосвященник в небесном идеальном святилище, а жрец не может быть без жертвоприношения, которое у нашего Первосвященника могло быть только небесное, потому что будь оно земным, оно не имело бы места, так как здесь есть жрецы по закону Моисееву. Таким образом, должно быть и действительно есть другое святилище, где священнодействует Христос. И Его священническая деятельность настолько выше здешней подзаконной, насколько заключенный при Его посредстве завет с его обетованиями выше Ветхого с его сеновным (???) святилищем и установлениями. Он Сам и Жрец, и Жертва (подробнее об этом 9:11-15). Скиния и Богослужение в ней служили, по выражению апостола, образу и тени небесного, причем самое устройство скинии представляется сделанным по образу, показанному Моисею на горе (ср. Исх. 25:40; Евр. 9:24). Это небесное (ta epourania) в данном случае есть все в небесном мире, относящееся к первосвященству Христову и приспособленное в особом видении Моисею для возможного в земных условиях воспроизведений, отображения и, так сказать, истолкования установлениями и обстановкою скинии. Если Моисею это видение представлялось подробным и точным планом постройки, то вне этого видения такой план, конечно, не существовал: он тоже был лишь образом и тенью небесного, на земной язык не переводимого. Грубое представление талмудистов, утверждающих, что скиния в буквальном смысле доныне стоит на небесах и в свое время сойдет на землю вместе с небесным Иерусалимом, ни в каком случае не имеет опоры на приведенных местах Исхода и послания апостола.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Всё богатство и разнообразие этих мыслей высказано Апостолом на протяжении только 12 стихов, причём замечается обычная у него последовательность, стройность и дивная концепция слов и мыслей. Только в 15 стихе как будто сказывается некоторая схолярность в умозаключении, которое всецело строится на одном только значении слов. Но эта искусственность речи объясняется желанием Апостола не столько доказать предмет речи, сколько напомнить его, так как у неопытных читателей во множестве мыслей могла потеряться из виду главная – о перемене священства. Поэтому он кратко и напоминает её.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
Из этих предметов самый важный – первосвященство И. Христа. Оно предварено первой главой и многоразлично раскрыто в последующих главах. Но здесь всё сконцентрировано и определено в более полных и совершенных чертах. Так, например, первосвященническое служение И. Христа указывается в его наивысшем моменте, т. е. во всемогущественном сидении одесную Бога Отца, когда Его предстательство за людей не может не быть уважено, потому что это – ходатайство равночестного Отцу и нераздельного с Ним как по существу, так и по власти, символически выраженной в сидении одесную престола.
Принимая во внимание, что у ев. Иоанна воплощение Слова называется ἐσκήνωσεν, что Сам Воплотившийся называет Свою плоть храмом, что Христос и Церковь образуют храм, некоторые экзегеты, в особенности же Гофман, под скинией разумеют плоть Вознёсшегося. Но это объяснение противоречит Евр.9:11–12, где говорится, что Христос через Свою прославленную плоть вошёл во Святое святых. Противоречит оно и Евр.8:5, где Моисеева скиния представляется копией небесного оригинала. По мнению Делича, ἡ σκηνὴ – «не прославленная плоть И. Христа, а небесное царство ангелов и всех святых, небо блаженства, которое не принадлежит к сотворённым частям мировой системы, а находится там, где Бог захочет открыть Себя ангелам и людям в Своём царстве любви. Там находится и ἀληϑινὴ σκηνὴ, или лучше, это небо блаженства и есть та скиния, через которую Христос вошёл в существо Божие, в Святое святых. В силу раз навсегда совершенного искупления и в силу того, что там наш Первосвященник, оно открыто для блаженных обитателей. Поэтому Он и называется τῶν ἀγίων λειτουργός как наш Заступник в божественной области, куда Он воспринят как Богочеловек, участвующий в божественной славе, и τῆς σκηνῆς λειτουργὸς как посредник небесного царства, куда мы должны быть собраны, если до конца твёрдо удержимся».
Это объяснение значения небесной скинии, верное по существу, отличается туманностью и неопределённостью. Гораздо проще и лучше объяснение древних православных экзегетов, например, Иоанна Златоуста, который противопоставляет образ и тень (ветхозаветной скинии) этой – истинной скинии, в которой через Христа совершилось наилучшее служение. А приложение этого служения ко всей совокупности священно-таинственных спасительных действий, совершаемых для спасения людей во Христе в Церкви Его, делает это объяснение и определённым. «В виде тени был показан Моисею образ будущей скинии ветхозаветной», говорит Е. Зигабен, «чтобы она соответствовала своему назначению, была символом Церкви Христовой и руководила к высшим дарам Христовым, всё равно как задача христианства – сделать всех праведниками и поставить в тесную связь с Церковью небесной, ибо там Церковь горняя, состоящая из ангелов и всех угодников Божиих, да будет единая Церковь с Пастыреначальником Христом». Вообще же можно сказать, что под истинной скинией до́лжно разуметь всё то, что совершил Иисус Христос для нашего спасения в соответствие с тем, что совершалось в скинии прообразовательно и что вообще совершается в благодатном царстве Христовом как на небе, так и на земле в силу первосвященнического служения И. Христа.
«Христос – Первосвященник в небесном прообразном святилище, а жрец не может быть без жертвоприношения, которое у нашего Первосвященника могло быть только небесное, потому что, будь оно земным, оно не имело бы места, так как здесь есть жрецы по закону Моисееву. Таким образом, должно быть и действительно есть другое святилище, где священнодействует Христос. И Его священническая деятельность настолько выше здешней подзаконной, насколько заключённый при Его посредстве завет, с его обетованиями, выше старозаконнаго, которому принадлежит сеновное святилище». Таков общий смысл 3–6 стихов, по изъяснению Делича. Ещё короче значение 3–6 стихов выражается так: Христос как Первосвященник должен совершить жреческое дело, но на земле это невозможно, следовательно, первосвященство Его сверхзаконное. Хотя, по обычному представлению, дело совершения спасения через пролитие пречистой крови за грехи людей называется жертвой, но оно вместе с тем есть и нечто особенное, а потому Апостол пока неопределённо называет эту жертву «нечто» – τὶ, а служение с ней – λειτουργεῖ, самое же священно-таинственное действие – προσφέρειν. А так как Вознёсшийся всегда есть ἐντυγχάνων ὑπὲρ ἡμῶν, то в этом смысле Он и на небе есть προσφέρων τὶ. Поэтому понятие τὶ становится более конкретным. Под προσφέρειν же Апостол разумеет не заклание и принесение жертвы на алтарь, а бывшее (в еврейском жертвенном культе) между этими двумя актами обхождение с кровью, с которой первосвященник потом входил в Святое святых. Это совершалось однажды в год. Эту именно кровь в её высшем прообразе, раз навсегда принесённую за всех И. Христом, и подразумевает Апостол под словом τὶ, причём даёт понять, что Он вошёл в небесное Святое святых не с чужой, а со Своей кровью, как это разъясняется далее. Таким образом, И. Христос явил Себя первообразом Аарона и осуществил его дело. Поэтому первосвященство Аарона должно упраздниться, как и всё то, что было соединено с Ветхим Заветом, потому что то, что совершил Первосвященник Христос, входит в условия Нового Завета, по реченному Им: «пийте от нея вси, сия бо есть кровь Моя Нового Завета». Но Апостол выражает все это более прикровенно, приспособительно к восприятию евреев, с глубокой проникновенностью и постепенностью. Как бы не отвергая достоинства и прав левитского священства, он в то же время даёт понять, что после того, как явился истинный Первосвященник, Который «улучи лучшее (небесное) служение», божественные права земного священства должны были окончиться. Равным образом и для всех учреждений скинии, которая была только ὑπόδειγμα и σκιὰ небесной, с явлением этого Первосвященника, сидящего одесную Бога, не стало более места. Теперь заключён новый завет, даны новые обетования и возникли новые учреждения.
священник Николай Рудинский (†1937)
Если бы Иисус Христос принес в жертву кровь козлов и тельцов, как подзаконные священники, то Он был бы служителем скинии рукотворенной, а не небесной. Чтобы быть священником небесной скинии, нужно приносить и жертвы соответствующие ей, жертвы истинные, которым ветхозаветные жертвы служили только прообразом, тенью, как и самая скиния устроена была Моисеем по образу небесной, показанной ему на горе (см. Исх. 25:40).
Что же это за небесная скиния и какие жертвы требуется приносить там? Как видно из всего послания, святилище скинии небесной, есть духовный мир, Святое Святых - слава Божия, притвор - человечество Христа, жертва - Его воля и добровольная крестная смерть, жертвенник - крест, на котором Он, обремененный грехами нашими, принес Себя в жертву. Наш вход во Святое Святых, есть вера и надежда.