Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 9:12
и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление
И не пришел Он для того, чтобы войти, подобно их священникам, с кровью козлов и тельцов, но, придя (на землю), с собственною кровью вошел Он. Господь наш вошел не так, как ежегодно входил первосвященник, ибо Он вошел однажды не в то святилище, которое прешло вместе с священством их, но во Святое Святых на всегда, и Кровью Своею совершил очищение всех народов.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Апостол назвал человеческое естество, которое восприял на Себя Владыка Христос. Ибо не по закону брака рождается, но Всесвятой Дух уготовал скинию. А выражение: «не сея твари», употреблено вместо слов: не по закону естества, какое в твари. Принес же за нас Христос не кровь волов и козлов, но собственную Свою кровь, и сею кровию восшел в небо, не подобно первосвященникам «единою в лето, но единою вечное искупление обретый»; потому что, сделавшись искупительною за нас ценою, всех нас освободил от владычества смерти.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию
Вот все изменилось, и настолько, насколько Кровь Господа превосходит кровь животных, с которой входил первосвященник закона.
Однажды вошел во святилище
То есть на небо.
И приобрел вечное искупление
Не временное очищение, как те, но вечное освобождение душ от грехов. Или, что, однажды вошедший, чрез один вход совершил для нас вечное благодеяние. Обрати же внимание и на выражение приобрел. Это выражение употребляется так, как будто дело произошло сверх ожидания, ибо освобождение было для нас сомнительно: но Он приобрел его.
Евфимий Зигабен (†1118)
и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление
Ни кровию козлею, ниже телчею, но Своею кроет вниде единою во святая
Здесь возвращение к предыдущему порядку течения мыслей, именно: что Христос пришед Архиерей грядущих благ, «единою вниде во святая», т. е. возшел на небеса с плотию Своею. Святым называет святое святых: а святое святых здесь разумеется то, которое на небесах.
Вечное искупление обретый
Ибо Архиерей подзаконный, однажды (в год) входя во святое святых, получал искупление временное, а Христос обрел для людей искупление вечное. Далее Апостол приводит и доказательство на это путем следующаго разсуждения.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Завет примирения с Богом люди Ветхого Завета осуществляли кровью животных. Поэтому Моисей, окропляя этой кровью людей, говорил: Вот кровь Завета, который Господь заключил с вами (Исх.24:8). Завету же примирения в Новой Благодати должно было быть запечатленным уже не кровью животных, как говорит Апостол, но Кровью Сына Божия (Евр.9:12), что Христос и сделал прежде на вечери, а потом на Кресте, используя чуть ли не те же слова, которые произносил Моисей, говоря: сие есть Кровь Моя Нового Завета (Мф.26:28). «Моя, говорит, Кровь, а не животных». Подобно тому, как Ветхий Завет осуществлялся истинной, а не образной кровью, так и Новый Завет осуществлялся истинной Кровью, а не образной. Разница только в том, что там кровь животных, а здесь Кровь Христова; там образ, здесь же истина.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Не имать (Христос) по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, себе принес (Евр.7:27).
К этому тексту присоединим и следующие, сродные с ним по мысли:
Своею кровию вниде единою во святая, вечное искупление обретый (Евр.9:12).
Ниже да многажды приносит себе – единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою своею явися (Евр.9:25-26).
Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи (Евр.9:28).
Освящены есмы принесением тела Иисус Христова единою (Евр.10:10).
Он едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога (Евр.10:12).
Единем приношением совершил есть во веки освящаемых (Евр.10:14).
Согласно ли с учением апостола о единстве жертвы Христовой ежедневное приношение в жертву, во множестве христианских храмов, Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии? Пребывает ли жертва Христова единой, несмотря на многократное и повсеместное совершение Евхаристии? Отвечаем: «Да, пребывает». Единство или тождество жертвы Христовой усматривается из следующего: «На Голгофе и в многократно совершаемой Евхаристии пребывает одно и то же Приносимое или Приносимый». В беседе о причащении Господь сказал: «Хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз даме за живот мира» (Ин.6:51). Из этого видно, что в Евхаристии под видом хлеба преломляется и приносится в жертву та самая Плоть Христова, которая предана была за жизнь мира на голгофские страдания и смерть; не иное бывает приносимо на престоле алтаря, а иное принесено было некогда на Голгофе, но здесь и там одно приношение.
– Ап. Павел говорит, что все мы от единого хлеба причащаемся (1Кор.10:17). Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова. Если бы не это невидимое и повсюду единое существо, то апостол не назвал бы хлеб Евхаристии единым, так как хлеб, как дело человеческих рук, завтра будет не тот, что сегодня, и в одном храме не тот, что в другом (1Кор.11:25-27). Несмотря на совершение евхаристийного богослужения различными лицами, приносящим жертву Тела и Крови пребывает единый Христос, священники же бывают только видимыми орудиями Его. Что Христос, предавший Свою Плоть на страдания и смерть, Сам же предает ее и в Евхаристии для вкушения верующим, это усматривается из той же беседы о причащении, где Господь говорит, что Он Сам (а не иной кто) даст хлеб жизни, который есть Плоть Его (Ин.6:51 и др.). Не иначе поняли Его слова и иудеи, говорившие: «Как Он может дать нам есть Свою плоть (Ин.6:52)?» Но если Христос дает нам в Евхаристии Плоть Свою для вкушения, то Он же приносит ее тогда и в спасительную жертву, ибо мы знаем, что преподание Тела и Крови в этом таинстве имеет значение жертвоприношения; потому и сказал Господь: «Сие есть Тело Мое, за вы даемое, за вы ломимое, сия Чаша Новый Завет в Моей Крови, которая за вас изливается» (Лук.22:19-20; 1Кор.11:24); не сказал: «...вам даемое, вам преломляемое», как если бы хотел показать только, для кого Тело преломляется и дается, но сказал: «...за вас», желая показать, за кого Тело приносится в жертву. Посему в Евхаристии Дающий, Преломляющий, Изливающий (хотя бы и руками священников) есть вместе Жертвоприносящий. Да и кто из людей, хотя бы и освященных благодатию Св. Духа, осмелился бы распоряжаться Плотию и Кровию Христа, если бы не предстоял жертвоприношению Сам Приносимый?
– Итак в Евхаристии всегда и везде един Приносящий, Царь царствующих, приходящий заклатися (в жертву) и датися в снедь верным (слова церк. песни). Штундисты скажут нам: «Зачем вы представляете Христа многократно приносящим Свое Тело и Свою Кровь, если апостол ясно учит, что Христос освятил нас единократным приношением Своего Тела (Евр.10:10,14)?» Но и мы признаем, что принесение Христом Своего Тела было единократное; Тело и Кровь Христа немногократно становятся жертвою о нас; однако, быв принесены единократно, они потом не потеряли своего жертвенного значения, которое усвоено было ими во дни спасительного для нас истощания Сына Божия. Всегда и везде они являются жертвой за нас. Кровь заветная не иссякла на Голгофе и не безмолвствует, а глаголет, вопиет, подобно крови Авеля, только глоголет лучше, вопиет не об отмщении виновных, а об их прощении и помиловании (Евр.12:24). Где же на земле эта ходатайственная Кровь? Нигде, кроме Церкви, кроме Чаши, в которой указал ей быть Сам Господь, изрекший: «Сия чаша новый завет Моею кровию, – сия бо есть кровь Моя Нового Завета (Лук.22:20; Мф.26:28)». Таким образом Тело и Кровь Христа принесены в жертву единократно, но жертвенное или ходатайственное значение соединилось с ними на веки, оно неизменно пребывает с человечеством Христа во всех положениях его: седит ли оно одесную Отца на престоле славы, находится ли под видом хлеба и вина на престоле храма, преломляется ли, дается ли верующим. В Евхаристии Тело и Кровь Христа бывают жертвою о нас не по силе нового их жертвоприношения, но по силе преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. К уяснению мысли о постоянном ходатайственном или жертвенном значении Тела и Крови Христа может служить то обстоятельство, что Господь во время установления Евхаристии назнаменовал Свое Тело, как жертвенное, не однажды и не в одном положении этого Тела; Он сказал сначала: «...за вы ломите...» (1Кор.11:24), а потом: «...за вы даемо...» (Лук.22:19). Выражение «за вы», обозначающее ходатайственное или жертвенное значение Тела, принадлежит ему и тогда, когда оно преломляется, и тогда, когда оно подается, следовательно принадлежит ему постоянно, не может быть отнято у него никогда.
– К этой же мысли приводит нас и то, что в Ветхом Завете жертвенное животное не только в минуту жертвоприношения считалось и называлось жертвою и святынею, но и после жертвоприношения, когда остатки жертвы отдавались священникам или съедались (Лев.2:3,10, Лев.6:18,26,30, Лев.7:6,16, Лев.10:17 и мн. др.). И мясо языческих жертв называется идоложертвенным в то время, когда предлагается на трапезе (1Кор.10:28). – Посему и Тело Христово является жертвою везде, где оно ни бывает, по преимуществу же в Евхаристии, где оно предлагается нам для вкушения. Итак, Тело и Кровь Христа являются в Евхаристии жертвою чрез самое пребывание свое здесь, а не вследствие того, что они заново приносятся здесь в жертву. Жертвенного свойства, усвоенного ими во дни истощания Сына Божия, они не могли и никогда не могут утратить.
– Жертва Христова едина по предмету приношения (един Приносимый), по Лицу, совершающему приношение (един Приносящий), и по действию жертвоприношения (как единократное приношение, продолжающееся в своих последствиях).
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
По словам преосв. Иринея, «во-первых, он лицо с лицом сравнивает. Древле первосвященник, взятый от людей и слабостями обложенный, входил во Святое святых и молился за себя и за людей, а ныне Сам Христос, Бог и человек, непорочный и отлучённый от грешник, вступил во Святое святых со званием Первосвященника. Во-вторых, – говорит, – что древние первосвященники будущих благ исходатайствовать нам никак не могли, но Христос Своим жертвоприношением исходатайствовал нам истинные и вечные блага. В-третьих, скинию со скинией сравнивает, приписывая Христу большую, совершеннейшую скинию, такую, которая не руками художников была сооружена, как Моисеева, но нерукотворённая, не разрушаемая и вечная, под именем которой Апостол разумеет самое небо, или царство небесное, где Он, седя одесную Бога, Церкви Своей сообщает небесные дары».
«Христос, – говорит Делич, – называется новозаветным посредником как завершение ветхозаветного закона и пророков, равно как и Нового Завета, предсказанного Иеремией. Поэтому Его вхождение в мир (в историю) служит поворотным пунктом и границей двух священнических периодов: пророчественного и периода спасительного исполнения. В этом смысле и сказано: παραγενόμενος. Παραγίγνεϑαι вообще употребляется для обозначения того, что происходит. Поэтому, когда писатель говорит о вступлении Христа как Первосвященника в небо, то употребляет не παραγενόμενος, но γενόμενος».
Но ссылка Делича на слово γενόμενος, при кажущейся верности, не отличается твёрдостью, потому что слово это имеет широкое употребление. В некоторых кодексах оно, например, выступает в этом же стихе вместо τῶν μελλόντων ἀγαϑῶν (будущих благ). И Вейсс, например, чтение τῶν γενομένων признаёт более точным.
Разночтения в кодексах находятся даже и в 12 стихе, а именно в многознаменательном слове: λύτρωσιν εὑρόμενος, заменяемом εὑράμενος, которое у Вейсса и вошло в текст. Делич тоже считает его правильным, как соответствующее еврейскому וַיִּמְצׇא более употребительное, нежели εὑρόμην.
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
священник Николай Рудинский (†1937)
Иисус Христос явился на земле как Первосвященник будущих благ - искупления, примирения с Богом и будущей блаженной жизни, явился с большею и совершеннейшею скиниею в безгрешной плоти, в коей обитало все Божество Его как Бога (ср. Кол. 1:19), скиниею нерукотворенной - не сея твари, не такою, как скиния, сделанная руками людей из тварного материала, а образованной Духом Святым (см. Мф. 1:29). Хотя и от пречистых кровей Пресвятой Девы, но по образу соединения с нею Божества, она (скиния) выше всякой твари. Как Первосвященник и Он принес жертву, но не козлов и тельцов, а Себя Самого, и с этою Своею кровью, пролитою за грехи мира, Он вошел во святилище, где обитает Бог, в небо ,и тем приобрел вечное искупление - вечное освобождение душ от грехов.
Но каким образом кровь Христова могла очистить нас от грехов наших?
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Иудейские первосвященники с кровью животных ежегодно входили в «Святое Святых» для очищения от грехов неведения (стих 7), а Христос, новозаветный Первосвященник, со Своею Кровью однажды вошел (с прославленною плотию) во святилище, сущее на небе, и приобрел людям вечное спасение. «Господь наш вошел не так, – замечает святой Ефрем Сирин, – как ежегодно входит первосвященник, ибо Он вошел однажды не в то святилище, которое прошло вместе со священством их, но во Святое Святых навсегда, и Кровью Своею совершил очищение всех народов». – «Принес же за нас Христос, – пишет блаженный Феодорит Киррский, – не кровь волов и козлов, но собственную Свою Кровь, и Сею Кровью взошел в небо, не подобно первосвященникам – однажды в год, но однажды приобрел вечное искупление; потому что, сделавшись искупительною за нас ценою, всех нас освободил от владычества смерти».
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Младенцы в очищении первородного греха некогда и нуждались, но теперь, после того, как Иисус Христос, явившийся в мир для уничтожения греха, приобрел вечное искупление (Евр.9:11-26), они уже в этом больше не нуждаются... – таковых есть Царствие Божие.(1)
Ответ:
Апостол Павел в Послании к Евреям (Евр.9:11-26,10:10-14) говорит о величайшем превосходстве Голгофской жертвы Иисуса Христа над ветхозаветными жертвами: последние ежегодно приносились, и только для очищения тела (Евр.9:13), а Христос, однажды пострадав, навсегда воссел одесную Бога и приобрел вечное искупление; «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28). Через Свою Церковь Господь Духом Святым усвояет людям плоды искупления (Ин.3:5-6; Мф.28:18-20; Мк.16:15-16; Ин.6:53; Еф.1:22-23,4:11-16,5:23,26-27 и др.); другого пути нет. Искупительные блага воспринимаются ищущими их, жаждущими, приходящими ко Иисусу: «в Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения и, уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф.1:13; Деян.2:37-39 и др.).
Сектанты из учения апостола Павла (Евр.9:11-26): Иисус Христос «приобрел вечное искупление... явился для уничтожения греха жертвою Своею», – делают такой вывод: поэтому младенцы очищены от первородного греха (?!) Каким же образом очищены? Почему только младенцы, а не весь мир, за который страдал Господь? Зачем Господь основал Церковь Свою, поставил апостолов и их преемников, послал Духа Святого? Ведь Он приобрел вечное искупление для всех.
Апостол Петр, зная, что Господь «приобрел вечное искупление и явился для уничтожения греха», так благовествовал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (вследствие вечного искупления, совершенного Иисусом Христом). Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» (Деян.2:38).
-----------------------------------------------------
(1) - Баптист за 1912 г. № 2-й, стр. 18.