| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
| 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Новый Завет:Мф.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 9:13
Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Николай Рудинский, священник (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 13-14 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному
Ибо если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы, кропившийся на оскверненных или проказою или нечистотою сна, освящал их: то сколь более кровь Христа, Который не так, как кропление ихнее - бессильное и ежедневно требовавшееся, но посредством Духа Святаго, то есть духовного жития, Себя принес в непорочную жертву Богу, - очистить совесть нашу, посредством крещения, от дел мертвых, чтобы в святости служили мы Богу живому?
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Если кропление кровию бессловесных животных и пеплом, смешанным с водою, очищает скверну, бывшую, по-видимому, в теле, тем паче кровь Христова освободит наши совести от лукавых дел. Ибо смрадное и лукавое назвал Апостол «мертвыми делами». И сие сказал по человеческому естеству. Ибо тело Христово Дух Божий соделал непорочным; Христос имел все дарования Духа Божия, «и от исполнения Его», по словам божественного Иоанна, «мы вси прияхом» (Ин.1:16). Надлежит также заметить, что Апостол Духа Божия нарек вечным. А что вечно, то не сотворено, потому что вечное не имело временного начала бытию
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело (ср. Лев. 16, Чис. 19).
Так как, быть может, многим показалось невероятным, что чрез единую жертву и кровь одного даруется вечное искупление, то подтверждает это и показывает вероятность сего на основании верования самих иудеев. Если, говорит, вы веруете, что, окропляясь кровью козлов, а также пеплом, смешанным с водой, ибо пепел сберегали для очищения, то как же кровь Христа не очистит душ? Обрати внимание на его мудрость. Не сказал, что кровь козлов очищала, но освящала; не для прославления закона, но для исполнения того, чего он желает. Ибо, если, как вы веруете, кровь козлов давала освящение, то вы должны гораздо более веровать в то, что Кровь Христа дарует освящения. А что он сказал это, не для того, чтобы возвысить верование иудеев, то смотри, как он прибавил: дабы чисто было тело. Ибо освящение было для очищения не душ, а плоти.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст. 13-14 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному
Аще бо кровь козлия и тельчая и пепел юнчий, кропящий осквернения, освящает к плотстей чистоте: кольми паче кровь Христова
Очищения и уничтожение нечистоты совершались у Евреев кровию тельцов, козлов и пеплом юнчим, о чем подробно говорится в книге Числ (Чис. 19). Ибо сожигая юницу (молодую корову) и собирая пенелт, от нея, брали потом часть его. когда требовалось очищение, и, растворив его водою, кропили этим прикоснувшихся к скверне, т. е. оскверненных. Освящает же, говорить (Апостол) «к плотской чистоте», т. е. насколько это служить к очищению одной только плоти и к освобождению ея от прилипшей к ней нечистоты.
Иже Духом Святым себе принесе непорочна Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел
Насколько же более кровь Христа очистить глубину нашей души? Да уж если очистить глубину, то, значит, очистить в нас все и совершенно. «Иже Духом Святым» как-бы некоторым огнем принес Себя во всесожжение Богу Отцу, как жертву умилостивительную, непорочную, как и в ветхом завете узаконено было приносить жертвенное животное не имеющее никакого недостатка. Но та (ветхозав.) очистительная кровь естественно очищала только одно тело, потому что она принадлежала безсловесным; кровь же Христа была несравнимо выше той, так как она была кровию не только жертвы словесной, но и соединенной с Божеством. Делами же «мертвыми» Апостол называет грехи по причине их мерзости и губительности. Но как во время Завета ветхаго прикоснувшийся к трупу умершаго осквернял свое тело, так в Завете Новом прикоснувшиеся к делам мертвым оскверняют вместе с ним и душу. Посему-то и – нужно очищение совершеннейшее.
Во еже служити нам Богу Живу
Очистит так, чтобы чисто служит Богу Живому. Апостол прибавил слово «Живому», памятуя о мертвых: ибо соверщающий дела мертвыя не служить Богу Живому, равно как и совершающий дела лживыя не может быть другом Богу Истинному. А мертвое лживо: так умерщвленное животное по внешнему виду кажется живым, но по существу уже не таково по причине отсутствия в нем жизни.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Противники учат, что и при самом оправдании грехи в человеке остаются и не отнимаются от оправдываемого, но только покрываются Христовой праведностью, чтобы они не явились пред Лицем Отца Небесного, и отпускается только наказание, полагающееся за грехи, а грехи остаются, но не вменяются. Мы же говорим напротив.
Установление православное
При оправдании от человека совершенно отнимаются грехи
Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1:29)
Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши (Деян.3:19)
Ибо если кровь тельцов и козлов… освящает оскверненных… то кольми паче Кровь Христа… очистит совесть нашу от мертвых дел (Евр.9,13-14)
Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши (Мих.7,19).
Итак, поскольку при оправдании грех забирается, очищается и далеко отметается от человека, как говорят об этом вышеприведенные слова Писания, то, как в оправданном человеке может остаться грех? Оставаться и отметаться – противоречит друг другу. И как при оправдании они могут быть вместе? Как то, что от человека забирается, очищается и отметается, в то же время может в нем оставаться?
Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
Почему прежде сказал, «кровь тельцов и козлов» (Евр.9:12), а теперь говорит, «волов и козлов» [по греческому тексту]? Потому что вол молодой есть телец. Видим мы в Пятикнижии Моисеевом, что Архиерей законный закалая козлов и тельцов, окроплял кровью их перед очистилищем [в синод. - "крышка"] и скинией, и на рога жертвенника со всех сторон (Лев.16:11-19): и что приносили Израильтяне в жертву телицу, непорочну (Чис.19:2), то есть никакого порока не имеющую на теле своем, и закалая оную сжигали вне стана, пепел же ее мешали с водою, чтобы тем кропиться; и жрец кровию телицы кропил пред Скинией Свидения, а из самых Израильтян тот, кто чист, кропил водою смешанною с пеплом сожженной телицы нечистых для очищения их (Чис.19:2-9). О сем весьма кратко повествовал Апостол сказав: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело».
Оскверненными или общественными [по греческому тексту] назвал нечистых (как и святые Евангелисты называют) (Мф.15:11; Мк.7:15), потому что общие вещи бывают нечисты, а единые Богу посвящаемые суть чисты и нескверны. Неужели же кропления кровию волов и козлов, и водою, смешанною с пеплом телицы очищали души от грехов их? Таковые кропления будучи образы и знаки излития крови Иисуса Христа, очистившего и оправдавшего род человеческий, не могли очистить грехи и оправдать человека. «однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16-21). А как были они образы, то служили к телесному очищению и оправданию. Посему преступающие заповеди закона если не очищались таковыми кроплениями, то наказывались телесно, отлучаемы были от прочих людей, и почитались нечистыми и смерти достойными (Лев.13:46, Чис.19:19-20): если же этими кроплениями очищались, то почитались чистыми и непорочными, и вступали в общение с людьми.
А дабы кто не подумал, что таковое кропление очищало души, то Богоглаголивый Павел изъявил, какое было освящение от сего кропления, говоря: «освящает оскверненных, дабы чисто было тело». Заметь же, что непорочна была приводимая телица, как непорочно было тело Господа Иисуса: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.53:9). Телица через огонь приносима была в жертву Израильтянами, Иисус же содействием живущего в нем Всесвятого Духа Сам Себя принес в жертву Богу: что показывают сии Апостольские слова: «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу».
Мертвые же дела суть дела греховные как умерщвляющие душу и причиняющие ей вечную смерть. А пoскольку кровь Иисуса Христа очищает совесть нашу от мертвых дел, дабы с чистым сердцем служить нам Богу живому, то отсюда явствует, что те, кто имеют совесть свою оскверненную мертвыми делами, не служат живому Богу, но почитают Его только устами, «сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13). Но дабы уразуметь тебе силу доказательства Апостольских слов, то повтори высшее. Выше сказал Апостол, что Христос излиянием Своей Крови совершил вечное искупление наше, то есть, даровал нам очищение грехов и вечное спасение (Евр.9:11-12). На сие привел он доказательство, говоря так: ежели изливаемая кровь волов и козлов, и пепел телицы делает нечистых чистыми от телесной нечистоты, то кольми паче кровь Иисуса Христа излиянная на кресте очищает душу нашу от мертвых дел греха, дабы чисты мы приносили живому Богу истинное служение.
Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том II
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-14 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному
Простое сопоставление Крови Христовой с кровью ветхозаветных козлов и тельцов дает апостолу новый случай вывести существеннейшее и высочайшее преимущество Нового Завета пред Ветхим. Если там окропление кровью тельцов и козлов считалось освящением для тел оскверненных и возвращало утраченную оскверненным способность служить Богу, то тем более Кровь Христова способна очищать совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному! - Выражение, что Христос «Духом Святым принес Себя непорочного Богу», имеет в виду указать благодатное участие Духа Святого, как посредствующей Божественной силы, содействовавшей Богочеловеку - Христу совершить Его великое дело принесения Себя в жертву за грехи людей и вместе с тем сделать их способными служить Богу живому и истинному.
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
Разночтение находится также и в 14 стихе, и притом в слове, имеющем очень важное значение. В кодексе Д. и во многих минускулах читается: διὰ Πνεύματος ἀγίου. То же чтение встречается в переводах Коптском, Италийском, Вульгаты, у Златоуста, Дамаскина и многих других как греческих, так и латинских писателей. Другие же считают более правильным чтение: διὰ Πνεύματος αἰωνίου, что Вейссу подало повод сказать, что Христос принёс кровь Свою посредством принадлежащей Ему вечной силы, или непрестающей жизни. Целлер даёт более философское определение: «божественный Дух во Христе достиг личной екзистенции». А Гофман говорит, что Христос Духом вечным принёс Себя в жертву Богу. Но, как справедливо говорит Делич, в Писании не находится никаких указаний относительно врождённости человеку абсолютного Духа Божия, Который бы отличался от вездеприсутствия Божия, присущего всем вообще тварям. Далее он говорит, что если допустить, что во Христе действовало особое божественное начало, как πνεῦμα, противоположное σάρξ, то не будет нравственного значения в Его самопринесении Себя в жертву. Кроме того, при этом не будет иметь значения замечание о непорочности (ἄπωρоν), которая, напротив, будет вполне соответственной, если принять речь о действии Святого Духа в благодатном значении, в смысле участия Святого Духа, как посредствующей божественной силы, содействовавшей Богочеловеку Христу совершить Его великое дело принесения Себя в жертву за грехи людей и вместе с тем сделать их способными служить Богу живому и истинному в духе и истине.
Относительно логического построения речи Апостола в 13–14 стихах Делич между прочим замечает, что оно не такое сложное, как в послании к Римлянам, но более простое, как в Евангелии Матфея.
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
Николай Рудинский, священник (†1937)
Кровь в ветхозаветных жертвах, изливаемая вместо души, или жизни согрешивших (см. Лев. 17:11), очевидное дело, не могла сама очищать совесть людей, потому что была кровью или жизнью чуждой человеку, не причастной его грехам. Поэтому кровь животных служила только прообразом Крови Христовой, как жертвы совершенной. Он, действительно, приняв плоть и грехи людей, Сам будучи чужд их, пролил кровь Свою за них, чтобы им даровать жизнь. Поэтому Его жертва выкупила навсегда людей от греха и смерти. Потому что, если чужая кровь животных, вносимая первосвященником во Святое Святых в день очищения, или вода из пепла рыжей телицы, через окропление, таинственно очищали людей от нечистоты плоти, или от прикосновения к мертвому, то тем более Кровь Христа, как вечного Духа - Бога по существу, может примирить нас с Богом, и как имеющая в себе жизнь, очистит нашу совесть от прикосновения к мертвым, греховным делам, оживит нас ,и сделает чистыми и способными своими добрыми делами угождать Богу, живому и истинному. Поэтому-то Иисус Христос и стал Ходатаем Нового Завета.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 11-14 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Итак, ветхозаветная скиния своим устройством ясно показывала, что путь к Богу еще не был открыт, а ветхозаветное богослужение не очищало совесть человека от грехов. Напротив, (δὲ), Христос, выступивши в мире как первосвященник, ходатайствующий о вечных благах или вечном спасении людей, вошел во Святое Святых через большую и лучшую скинию, которая не принадлежит к находящемуся пред нашими глазами сотворенному миру, именно, через небо (ср. выражение Евр. 4:14 прошедшаго небеса). Вошел Он во Святое Святых для того, чтобы Своей кровью совершить примирение человечества с Богом, имеющее вечное значение. Из этих слов апостола с ясностью видно, что человека с Богом примирила не одна смерть Христа, а и вхождение Его на небо, подобно тому, как в В. Завете Бога умилостивляли не закланием животного, а кроплением крови животного на очистилище – место Божественного присутствия. Разъясняя далее, почему эта жертва Иисуса Христа имеет вечное значение, апостол указывает на ее внутреннее освящающее действие. Кровь животных, приносившихся в день очищения, и пепел рыжей телицы доставляли только внешнее очищение, т. е. содействовали восстановлению нарушенного общения между человеком и Богом, и первые примиряли с Богом все общество Израильское сразу, а вторая – отдельных лиц из народа, осквернившихся прикосновением к трупу. Но, если кровь животных давала человеку оправдание, хотя и внешнее, юридическое (τῆς σαρκὸς καθαρότης, в отличие от καθαρίζειν τὴν συνείδησιν), то Иисус Христос, принесший Себя как истинного непорочного агнца в жертву Богу, очевидно может очистить и внутреннее наше существо, освободить нас от тяжести, или даже от осквернения, которое производили в нас мертвые или бесплодные дела иудейского богослужения. Говоря об очищении от мертвых дел, апостол, очевидно, ставит эти дела, как мертвое, в один ряд со всяким трупом, осквернявшим еврея, прикасавшегося к нему. Конечно, дела иудейского богослужения стали таковыми после смерти Иисуса Христа.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Чтобы читатели послания не сомневались, что кровью одного Иисуса Христа для всех приобретено вечное искупление, апостол доказывает истинность сказанного им на основании верования самих иудеев. По закону кровь тельцов и козлов (ср. Лев.16:14) и пепел телицы (Чис.19:2 – «рыжей», по цвету подобной крови Христовой «и без порока», что прообразовало святость Богочеловека) «освящает оскверненных», т.е. доставляет очищение внешнее, телесное: окропляемый или имел право находиться в среде избранного народа, хотя бы внутренне, по душе он был нечист пред Богом. Если кровь животных могла очищать тело, то гораздо более Кровь Христова имеет освящающую силу и может омыть нечистоту греховную души человека. Иисус Христос «Духом Святым», т.е. при содействии Духа Святого, принес Себя, непорочного, вследствие чего Его Кровь очистит «совесть нашу от мертвых дел», т.е. от грехов, причиняющих ей духовную смерть (ср. «возмездие за грех смерть» – Рим.6:23), «для служения Богу живому и истинному». Совершающий «мертвые дела», т.е. грешник, не служит Богу живому и истинному, но он боготворит избранные им дела (мертвые и ложные). «Чревоугодник, – говорит блаженный Феофилакт, – боготворит чрево; корыстолюбец является идолослужителем. Итак, дела такого рода мертвы не потому только, что они чужды вечной жизни, но и потому, что они во время самого совершения их являются мерзкими и ложными, так как прельщают нас и хотя кажутся приятными, но в действительности не таковы».
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Младенцы в очищении первородного греха некогда и нуждались, но теперь, после того, как Иисус Христос, явившийся в мир для уничтожения греха, приобрел вечное искупление (Евр.9:11-26), они уже в этом больше не нуждаются... – таковых есть Царствие Божие.(1)
Ответ:
Апостол Павел в Послании к Евреям (Евр.9:11-26,10:10-14) говорит о величайшем превосходстве Голгофской жертвы Иисуса Христа над ветхозаветными жертвами: последние ежегодно приносились, и только для очищения тела (Евр.9:13), а Христос, однажды пострадав, навсегда воссел одесную Бога и приобрел вечное искупление; «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28). Через Свою Церковь Господь Духом Святым усвояет людям плоды искупления (Ин.3:5-6; Мф.28:18-20; Мк.16:15-16; Ин.6:53; Еф.1:22-23,4:11-16,5:23,26-27 и др.); другого пути нет. Искупительные блага воспринимаются ищущими их, жаждущими, приходящими ко Иисусу: «в Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения и, уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф.1:13; Деян.2:37-39 и др.).
Сектанты из учения апостола Павла (Евр.9:11-26): Иисус Христос «приобрел вечное искупление... явился для уничтожения греха жертвою Своею», – делают такой вывод: поэтому младенцы очищены от первородного греха (?!) Каким же образом очищены? Почему только младенцы, а не весь мир, за который страдал Господь? Зачем Господь основал Церковь Свою, поставил апостолов и их преемников, послал Духа Святого? Ведь Он приобрел вечное искупление для всех.
Апостол Петр, зная, что Господь «приобрел вечное искупление и явился для уничтожения греха», так благовествовал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (вследствие вечного искупления, совершенного Иисусом Христом). Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» (Деян.2:38).
-----------------------------------------------------
(1) - Баптист за 1912 г. № 2-й, стр. 18.