Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 3-5 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно

В скинии же внутренней, которая называлась святая святых, под завесою, кадильница золотая и ковчег, совне и внутри покрытый золотом, и прочее. Но нет нужды говорить теперь подробно и по порядку (об этих предметах); ибо, хотя каждый из этих предметов был поставлен в своем месте для отправления известных служб, однако же все это были только таинственные прообразы сего небесного таинства, так что когда явилась истина, то уже нет для нас нужды обращаться к теням.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.3-5 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно

«Очистилищем» и «херувимами» скиния показывала, что имеет образ небесного, а «светилником» и «трапезою» давала разуметь жизнь настоящую.

Толкование на послание к евреям

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

А над ним

То есть над ковчегом.

Херувимы славы (Исх. 25:18-20)

Славные, или подчиненные Богу; но служившие для славы Его. И это выставляет нарочито с той целью, чтобы показать превосходство того, что у нас.

Осеняющие очистилище

Очистилищем назвал крышку ковчега, как ты более точно узнаешь об этом из самого Писания, и, прельщаемый словами некоторых, не подумай, что это - что-нибудь иное. Конечно, он этим указал на Христа, Который сделался умилостивлением за наши грехи. Запечатлел все, что было в Ветхом Завете, и утвердил.

О чем не нужно теперь говорить подробно

Здесь показывает, что все это было не только видимое, но и служило знаком чего-то другого, изъяснение чего требует слишком много времени.

Толкование на послание к Евреям

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О священных изображениях (иконах) и священных предметах


Сектанты говорят: О ветхозаветных изображениях не нужно говорить теперь: Евр.9:5.

Православный ответ: Тогда не читай о них в Библии, а вычеркни эти места. Но этого делать нельзя, а должно прочитать Евр.9 разумно, а не по-сектантски и уразумеешь, что о ветхозаветной святыне, хорошо известной евреям, которым писалось послание, апостол Павел не хочет «говорить подробно», но отвергать ее нельзя, а лучше поучиться, как можно идолов избежать и святыню вещественную иметь, как было по приказу Божию у Израиля.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно

Превышше же его херувими славы, осеняющии алтарь (очистилище)

«Превышше» над ковчегом, ибо над ним была устроена четырех-угольная крышка, которая называлась очистилищем; над очистилищем были поставлены два херувима, осеняющие его своими крыльями (Исх. 22:18). Между же двумя херувимами глаголал и выслушивался глас Божий. «Херувимы славы» употреблено вместо «славные», или же славы Божией.

О нихже не леть ныне глаголати подробну

Впрочем теперь не время распространяться обо всем этом в виду того, что все это – таинственные знаки и образы высшаго: ибо первая часть скинии со всем тем, что в ней, служила символом мира, итого, что в нем, а вторая со всем тел, что в ней, служила символом неба и того, что на нем; и первая завеса служила знаком перваго неба – разумею твердь, – потому она и первая по положению, вторая же означала нечто высшее (тверди).

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Святые иконы в Православной Святой Кафолической Церкви имеют начало и основание в Божественном Писании.
В Книге Чисел, глава 21: И помолился Моисей (Господу) о народе. И сказал Господь Моисею: Сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей какого-либо человека), ужаленный, взглянув на него, останется жив (Чис. 21:7-8). Эта змея, исцеляющая ужаленных, была образом Самого Христа, распятого на Кресте, ранами Которого все исцелились, о чем Он Сам говорит: и как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:14-15).

В Книге Исхода, глава 25, Господь Бог повелевает Моисею сделать из золота двух херувимов чеканной работы, которыми должно обложить ковчег.

Об этом говорит и святой Апостол Павел: обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, (...) а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище (Евр. 9:4-5). Но и сама скиния была образом, по Божию велению: Смотри, сделай их по тому образцу, какой показал тебе на горе (Исх. 25:40).

В этой же Книге Исхода, глава 28: И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня» (Исх. 28:36).

В этой же Книге Исхода, глава 26, по переводу семидесяти: Господь Бог повелевает сделать на покрывалах много херувимов искусной работы.

В Третьей Книге Царств, глава 6. Уже по исшествии сынов Израилевых из Египта, в четыреста восьмидесятом году, в четвертый год царствования, Соломон стал строить храм Господу и сделал кедровый жертвенник, и обложил золотом, и изготовил двух херувимов из масличного дерева. В том же храме Господнем Соломон сделал и медное море, которое держали двенадцать медных волов, смотрящих в разные стороны. Это стало, по общему толкованию святых Отцов, образом Святого Крещения, которое совершали по всей земле двенадцать Апостолов. Такое дело образотворения не отринул Господь Бог, более того, похвалил за это Соломона. В этой же Книге, глава 9: И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил меня: (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни (3Цар. 9:3).

В Книге Исхода, главы 31 и 35. Для устроения и украшение скинии и ковчега Господня Господь Бог избрал Веселеила и наполнил его Духом Божиим и премудростью, и способностью к ручной вышивке и резному художеству. Если бы создание ручных вышитых и резных образов для украшения скинии и ковчега было лукавым делом пред Господом, то Господь Бог не исполнил бы Веселеила Духом премудрости ради такого дела. Ибо Бог в лукавых и скверных делах не виновен: Дух премудрости не дается на скверные дела.

Не может быть грехом то, что повелевает делать Господь Бог. В Писании сказано: Ибо Тебе, Боже, неугодно беззаконие (Пс. 6:5). И еще: возненавидел Ты всех, делающих беззаконие (Пс. 6:6), так как создавать образ повелевает Сам Бог, о чем свидетельствуют приведенные выше тексты из Священного Писания о херувимах, о медном змее и о скинии.

Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исх. 25:40). И сам Бог являлся в человеческом образе. Поэтому создание образа не является грехом. Почему же вы, иконоборцы, клевещете на нас за создание святых икон как на Законопреступников? Если можно было Израильтянам иметь образ херувимов, почему нам нельзя иметь образ Христа, сидящего на херувимах? Меньшую ли власть имеет свобода Новой Благодати, нежели иго Ветхозаконных дел?

Знали ли Израильтяне, создавшие скинию, ковчег, херувимы и другие образы, о заповеди Господней не создавать кумира или не знали? Не можете сказать, что не знали, ибо заповеди Господни хранились на скрижалях в ковчеге. Если же знали, то почему создали херувимы и другие образы? Создали по повелению Божию. 
Если хотите знать, кто нам повелел создавать иконы, то это Христос, Апостолы и вся Святая Кафолическая Церковь: Христос – изображением лица Своего на убрусе. Апостолы – и Преданием, и изображением икон Богородицы, как Апостол Лука. Вся же Церковь Святая – Соборным утверждением. Если же кто Церковь Соборную не слушает, тот язычник и мытарь, по Слову Христа. Ветхозаветное повеление Божие создавать образы во славу Его перешло и к нам. 

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о святых иконах

Поскольку Сам Христос был и Камнем утверждения верующим, и Камнем претыкания неверующим и соблазнившимся, то и Писание Его Священное для верных было камнем утверждения и созидания духовного, неверующим же или неправоверным камнем претыкания и соблазна, о чем вначале и говорилось. Поэтому предстоит рассмотреть опасность преткнуться об этот КАМЕНЬ и послушать претыкающихся, и дай Боже их исправить.

В Книге Исхода, в главе 20, Сам Господь Бог говорит: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле вверху, и что на земле внизу. И что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20:4-5). В Книге Второзакония, в главе 5, Господь Бог также говорит: Не делай себе кумира и никакого изображения (Втор. 5:8) Противники претыкаются об этот камень Священного Писания и говорят, что отнюдь не подобает создавать образы по заповеди Господней

Священное Писание само себя истолковывает: предшествующие слова часто истолковывает последующими, и наоборот, последующие предшествующими. И в данном случае это очевидно, ибо вначале в Писании говорится: Не делай себе кумира и никакого изображения (Исх. 20:4). После же говорится: Сделай себе скинию (Исх. 25:9), кивот (Исх. 25:10), херувимы (Исх. 25:18). Но как это противоречие можно согласовать? Не иначе, как только первые слова истолковывая последующими. Поскольку скинию, ковчег, и херувимы Бог повелевает создавать во славу Свою, то очевидно, что кумиры и всякие образы, противоречащие Своей славе, демонам же прославление приносящие, отвергает, что и делают и Апостолы, и святые Отцы, и мы вместе с ними. А если скинию, ковчег и херувимы Бог приемлет постольку, поскольку эти образы создавались в Его Божию славу, то и иконы Новой Благодати, во славу Его Божественную создаваемые, Он приемлет и прославляет чудотворениями.

ГОВОРИТЕ: Не следует равнять образы Ветхого Завета с образами нынешними: те были созданы по Божию велению, эти же без него.

ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: Многие образы и Ветхого Завета создавались без повеления Божия. Брал ли где-нибудь повеление Божие Иаков, который поставил памятник каменный, (...) и возлил на него елей (Быт. 35:14), и дал имя месту тому Дом Божий? Брал ли где-нибудь повеление Божие Давид, который хотел создать Дом Божий (1Пар. 22:1)? Хотя он и пролил много крови, участвуя в войнах, но Бог похвалил его за благое намерение. Брал ли где-нибудь повеление Божие Соломон, который в храме Господнем сотворил херувимов и волов, держащих медное море, и прочие образы (3Цар. 7:29)? Что же еще сказать? Не сыны ли Рувимовы и Гадовы соорудили жертвенник без повеления Божия и сказали: чтобы это было свидетельством между нами и вами (и между сынами нашими) (Нав. 22:28)? Не и сам ли Иисус Навин без повеления Божия взял большой камень и поставил его как свидетеля перед Господом, и сказал людям: вот, камень сей будет нам свидетелем (...) чтобы вы не солгали пред (Господом) Богом вашим (Нав. 24:27)? Также читайте и о Гедеоне, который без повеления Божия создал жертвенник Господу и назвал его Господь – мир (Суд. 6:24). Также читайте и о Пророке Самуиле, который, не имея повеления Божия, на месте, где свершилась победа над иноплеменниками, поставил камень и дал ему имя: Камень помощи (1Цар. 7:12).

Так что видите, противники, сколь многие в Ветхом Завете образы были созданы и без Божия веления. Поэтому если эти образы не были отвергнуты Богом, то и наши образы не отвергаются, тем более что часто прославляются чудотворением.

ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Как же вы говорите, что образы в Новой Благодати не были созданы по воле Божией? Ведь Сам Христос, Бог наш, взяв плащаницу, изобразил на ней образ Пречистого лица Своего и прославил чудотворением. Что же сказать об изображении Пречистой Богоматери, созданном Апостолом Лукой, и о прочих иконах, сияющих чудотворением! 
В чудесную купину, в Гедеоново руно, в гору, от которой отсечется камень, в стамну, манну носящую, вы веруете, а это все были образы Пречистой Богоматери, по общему толкованию святых Отцов. Если же вы принимаете эти образы Ветхого Завета, то почему отвергаете образ Христов в Новой Благодати? Тень почитаете, от истины же глаза отводите; тьму любите, как ночной вран, а свет ненавидите.

Моисей по причине жестокосердия сынов Израиля вынужден был, зная, что они легко увлекаются идолослужением, повелеть им не делать изображения. Теперь же дело обстоит не так, ибо мы твердо стоим на камне веры, обогатившись светом Богопознания. Послушайте, что говорит Господь: Безумные и слепые! Что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и живущим в нем (Мф. 23:19-21). Итак, то, что скиния и завеса, и кивот, и херувимы, и трапеза, и все, находящееся в скинии, были подобия и образы и дела рук человеческих, которым поклонялся весь Израиль, это нами достаточно доказано. Ибо Бог говорит Моисею: Смотри, сделай их по тому образцу, который показан тебе на горе (Исх. 25:40). 

Слушайте и Апостола Павла, который свидетельствует о том, что по Божию велению Израиль поклонялся рукотворным образам: Если бы Он оставался на земле то не был бы и священником. Потому что здесь такие священники, которые по Закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образцу, показанному тебе на горе. Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской (Евр. 8:4-9). И еще немного ниже: Говоря «новый», показал ветхость первого.; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению (Евр. 8:13).
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второй же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Аронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище (Евр. 9:1-5).
 И снова: Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое Небо (Евр. 9:24). И снова: Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10:1)

Сам Бог Первым и сделал, и показал изображения. Он создал человека по образу Своему. И Авраам, и Моисей, и Исаия, и все Пророки увидели образы Бога, а не Само Его существо. Купина была образом Богородицы, к которому хотел приблизиться Моисей, и услышал голос Бога: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3:5).

Итак, если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, свята, то еще более сам образ не только свят, но, дерзаю сказать, есть Святое Святых.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Херувим

Херувим
. Слово «херувим» встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенными мечом, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт.3:24).

Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея (Исх.25:18-22) и при создании храма Соломонова (3Цар.6:27, 8:6-7; 2Пар.3:10-13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святая Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх.25:18-221Пет.1:12).

В Псалмах Давида (Пс.17:11,79:2), у пророка Исаии (Ис.37:15) и у других свящ. писателей (1Цар.4:42Цар.6:2,22:114Цар.19:151Пар.13:6, 8) Господь представляется воссидящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс.103:3-4,17:11; Апок.4:6-9,5:2).

Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (Апок.5:11,14,7:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Эдемском, херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, проникая в тайны спасения (Евр.9:5).
Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (Апок.4:6,8, Иез.28:14).

В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая, таким образом, второе место в ряду девяти чинов ангельских.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-5 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно

Описание обстановки скинии, согласно с Библейскими данными о ней, ср. Исх 25:37; 11:4; Лев 24:6; Чис 4:12; о Завесе Исх 26:33; о прочих предметах скинии - Исх 30:1-3; 25:10-11; Чис 17:10; Втор 10:1; 1Цар. 4:22; Иез 9:3; Исх 40:26 и 34; Лев 16:14-15. Обо всем этом, по выражению апостола, не нужно теперь говорить подобно, потому что все это предполагается само собою хорошо известным читателю, как дорогое и близкое его сердцу.

Толковая Библия

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

ст. 1-5. И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

 При обзоре всего ветхозаветного богослужения в его отношении к Христову жертвоприношению, на котором Апостол останавливается с особенной подробностью, отмечая такие его черты, как, например, необходимость именно кровавой смерти Иисуса Христа, которые показывают самый тонкий и полный анализ главного предмета речи, т. е. первосвященства Христова.
Нельзя не видеть мудрости Апостола и в том, что он главным образом говорит о богослужебных установлениях давнего времени, т. е. бывших при существовании скинии, из которых многих уже не было во время существования второго храма, когда писал своё послание апостол Павел. Только в немногих случаях, например, в 9 стихе (Евр.9:9), он, несомненно, говорит и о современном богослужении. Такой мудрый выбор предметов речи с явным предпочтением глубокой старины перед современностью объясняется тем беспредельным уважением, с каким евреи относились ко всему, идущему от времён Моисея. Указанием на старо-богослужебную обстановку всего сильнее можно было их заинтересовать.   В частностях Апостольской речи встречается немало оригинального, прежде всего название святилища земным – κοσμικόν, хотя это выражение было, так сказать, предуготовано ранее высказанной мыслью, что противоположное земному священство Христово есть небесное. Но бо́льшая часть выражений и слов апостола Павла запечатлена библейским характером, так как большинство упоминаемых им предметов относится к библейским. Даже новые предметы, лица и обстоятельства, как предызображённые ветхозаветными предметами, или в разной мере и видах дополняющие и исправляющие их, получили ту же библейскую окраску.   Так, описываемая во 2 стихе обстановка святилища скиниисветильник, трапеза и предложение хлебов – заимствована из описания Моисеевой скинии (Исх.25:29-31). Указание в 3 ст. на завесу, отделявшую святилище от Святого святых, даётся в книге Исход (Исх.26:31-37). Основоположением для 4–5 стихов, где перечисляются священные принадлежности Святого святых, служило также Пятикнижие.
В частности о очистилище (Исх.25:17), т. е. крышке кивота завета, на которую кропили кровью и откуда исходила слава (шехина) Божия, говорится во многих местах как Ветхого Завета, так и Нового. То же отчасти до́лжно сказать и о кивоте завета, который тайнозрителям представляется имеющим значение даже в жизни будущего века, хотя, конечно, иносказательное. О золотой кадильнице (Исх.25:29), называемой технически ϑυμιατήριον, находятся ясные свидетельства не только в библейских книгах, но и у Филона, а также и у Флавия.

Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям

Николай Рудинский, священник (†1937)

За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

За второй завесой находилась главная часть скинии, называемая Святое Святых, в которую никто не входил, кроме одного только первосвященника, но и он входил сюда только однажды в год. В этой скинии находились золотая кадильница и ковчег завета, обложенный со всех сторон золотом. Ковчегом завета он назван потому, что в нем находились скрижали закона и знаки-символы милости Божией к народу, золотой сосуд с манною, которою Господь питал еврейский народ в пустыне, и жезл Аарона расцветший, в доказательство законности священства Ааронова. Для умилостивления Бога, указано было кровью кропить крышку, покрывавшую кивот завета, осеняемую славными херувимами. Эта крышка называлась очистилищем. Вот в общих чертах описание скинии.
 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 1-5 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

Сказавши, что первый завет обветшал и близок к исчезновению, апостол доказывает, что Бог совершенно справедливо предает его такой участи, – доказывает посредством сравнения ветхозаветного святилища и жертвоприношений с первосвященническим служением Иисуса Христа в небесном святилище. Сначала апостол дает характеристику священнического служения в земном святилище – скинии Моисеевой, представляя при этом самое служение как бы прекратившимся (εἶχε – прош. несов. время). И первый завет (прибавление σκηνὴ к слову ἡ πρώτη давно уже признано неподлинным, почему последнее выражение в русском тексте Н. Завета переведено словами: «и первый завет»), говорит апостол, как и новый, стремился довести людей до общения с Богом. Для этого он имел особые правила относительно богослужения (δικαιώματα λατρείας) и место для совершения богослужения, учрежденное, хотя и по Божественному повелению, но имевшее назначение только временное, для земной жизни человека (τό τε ἅγιον κοσμικόν). Апостол хочет говорить только о ветхозаветном богослужении и сравнить его с первосвященническим служением Христа на небе; но, чтобы это сравнение было яснее, он сначала приводит своим читателям на память устройство самого места ветхозаветного богослужения. Сначала была приготовлена Моисеем для совершения богослужения (κατεσκευάσθη ) и снабжена светильником и столом с хлебами предложения первая, т. е. передняя часть скинии, или святое (ἅγια). За этой частью следовало отделенное завесою от первой Святое Святых. К принадлежностям Святого Святых апостол, кроме ковчега завета с содержащимися в нем предметами, относит золотой кадильный алтарь. Χρυσοῦν θυμιατήριον то же, что упоминаемый в Исх. 40:26 θυσιαστήριον τὸ χρυσοῦν, а не кадильница (chaph), о которой в законе Моисеевом не упоминается, и которая во втором храме стояла не в святом святых, а в особой кладовой (сосуд для каждения, о котором упоминается в Лев. 16:12, не был золотой). Почему апостол так делает, хотя каждому было известно, что алтарь кадильный находился в святилище – это можно объяснить, приняв во внимание, что сказано в законе об этом алтаре. Алтарь кадильный Моисей должен был поставить пред лицом завесы, отделявшей Святое Святых от святилища, пред ковчегом откровения (Исх. 40:3-5). Этим, конечно, показывалось, что алтарь кадильный имеет ближайшее отношение к ковчегу завета, почему, вероятно, и в 3Цар. 6:22 он назван алтарем, принадлежащим к Святому Святых. Он так же принадлежал к Святому Святых, пред входом в которое стоял, как алтарь всесожжения принадлежал, собственно, к самой скинии, хотя и стоял пред нею, на дворе. В самом деле, воскуряя фимиам на алтаре кадильном, священники вместе с благовонием фимиама возносили свои молитвы за народ к Богу, пребывавшему среди Херувимов Славы над ковчегом завета, во Святом Святых. И так как апостол задался мыслью описать не скинию, а богослужение в ней совершавшееся и значение богослужебных действий, то и отнес в своем описании алтарь кадильный к принадлежностям Святого Святых, к коему этот алтарь и принадлежал по существу совершавшегося на нем действия. Затем, следуя раввинско-талмудическому толкованию, апостол говорит, что в ковчеге завета находился сосуд с манной и прозябший жезл Аарона. Упомянув, наконец, о херувимах славы, т. е. о представителях божественного величия, осенявших своими крыльями и закрывавших от очей первосвященника очистилище, или крышку ковчега, по направлению которой должен был кропить кровью первосвященник, апостол не видит затем надобности говорить о всех принадлежностях скинии по частям, т.е. раздельно изъяснять типическое значение перечисленных предметов.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

А над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

«Α над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем (по-слав. «о них же» – περὶ ὧν – о которых) не нужно (оὔκ ἐστι – нельзя, невозможно) теперь говорить подробно» (κατὰ μέρоς – по очереди, по частям, отдельно). «О чем», т.е. не о херувимах только, но и о других священных предметах, находившихся в скинии, нет необходимости говорить подробно. «Нет нужды говорить подробно и по порядку об этих предметах (золотых кадильницах, ковчеге и др.), – объясняет святой Ефрем Сирин, – ибо хотя каждый из этих предметов был поставлен на своем месте для отправления известных служб, однако же все это были только таинственные прообразы сего небесного таинства, так что когда явилась истина, то уже нет для нас нужды обращаться к теням». – «Херувимы славы», т.е. Славные, служившие для славы Божией. Так названы золотые изображения двух херувимов, осенявшие крышку ковчега завета (Исх.37:7–9) «очистилище» (ἱλαστήριоν – примирительная жертва, очистилище, древн.-слав. умилостивило). Первосвященник кропил крышку ковчега жертвенною кровью для умилостивления Бога к еврейскому народу ради крестной Христовой жертвы, почему крышку ковчега апостол наименовал «очистилищем». – «Что значит: херувимы славы? Значит, – отвечает святой Иоанн Златоуст, – или славные, или подчиненные Богу..». – «О чем не нужно теперь говорить подробно». Здесь он намекает, что все это были не одни только видимые вещи, но и знаки чего то другого, о чем не нужно говорить подробно; может быть, потому, что это требует продолжительного объяснения».

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Иконы херувимов были в Ветхом Завете, а теперь запрещено не только иметь их, но даже и говорить о них (Евр.9:5).
 

Ответ:   Слова «о чем» относятся не только к херувимам, но и к скинии и к другим священным предметам: светильникам, кадильнице, ковчегу завета и проч. (Евр.9:4).(1) Апостол этим выражением не отрицает священных изображений и не запрещает говорить о них, а только находит ненужным излагать подробно устройство скинии, так как читателям послания (христианам из евреев) все это было известно, и об этом подробно уже написано в кн. Исход (Исх.25-40); описание апостолом этих предметов было бы излишним повторением. Апостол, говоря кратко о скинии, назвал херувимов (иконы их) высоким именем: «херувимами славы». Святому Иоанну Богослову был показан «ковчег завета Его в храме Его» (Откр.11:19), а на ковчеге были «херувимы славы» (Исх.25:18,37:6-7).
-------------------------------
(1) - См. ниже объяснение Евр.9:5

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka