Скрыть
а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 6-8 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния

Во внешнюю ту скинию всегда входили священники, совершая свои службы, во вторую же входил только раз в год один первосвященник, - и притом не без крови, которую приносил сначала за свои, а потом за народные грехи неведения. В этом прообразовательно указывал дух Святый на путь во святилище, то есть посредством закона о вхождении первосвященника во святое святых Дух Святый прообразовательно указал на евангелие, которое надлежало открыть людям.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

А во вторую - однажды в год один только первосвященник

Видишь ли самые прообразы, здесь уже предложенные? Дабы не сказали: жертва Христова была принесена однажды, каким же образом она освятила всех? Показывает, что так было издревле, ибо и святейшая и страшная жертва в Ветхом Завете была приносима первосвященником однажды.

Не без крови

После того, как назвал крест жертвой, и без огня, и без дров, и не часто приносимой, показывает, что и ветхозаветная жертва была такова; ибо однажды приносилась с кровью. Некоторые спрашивали, каким образом в книге Исход написано: да кадит над золотым жертвенником, который, очевидно, находился во Святая Святых, «да кадит Аарон фимиамом сложенным благовонным рано: на нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда приготовляет лампады, будет курить им (Исх. 30:7-8), так что каждый день дважды входил первосвященник во Святая Святых с тем, чтобы кадить над тем местом, - где находился золотой жертвенник. Итак, как апостол говорив здесь, что этот первосвященник входил однажды в год? И решают, что однажды в год первосвященник входил с кровью, с фимиамом - дважды в день. Однако ты знай, что они напрасно сомневались и по неведению: не в золотой кадильнице Аарон кадил фимиамом дважды в день, но над золотым жертвенником, последний же находился не в Святая Святых, но в средней скинии; в ней же светильник и трапеза: тогда как с золотой кадильницей он входил во Святая Святых действительно однажды в год. Ибо иное - кадильница, и иное - жертвенник. Я указал на это недоумение для того, чтобы читающий эти слова, услышав о сомнении от других, не был введен в заблуждение, подумав, что оно - здраво.

Которую приносит за себя и за грехи неведения народа

И снова: за себя. Первосвященник законный говорит, приносил жертву за себя. А Христос не за Себя, ибо Он не был причастен грешникам. Повсюду между тем и этим совершенное различие. Сказал за грехи неведения, а не за прегрешения, чтобы тем привести в больший страх и древних иудеев, и всех, и смирить гордость. Ибо если и ты не согрешил добровольно, ты согрешил невольно и по неведению, и от этого никто не свободен. Некоторые утверждали, что сказал так, показывая и здесь различие между жертвой Христа и жертвами законными. По закону жертвы прощали прегрешения по неведению; жертва же Христова прощает даже и сознательные грехи.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 6-7 Сим же тако устроеным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе: Во вторую же единою в лето един архиерей, не без крове, юже приносит за себе и о людских невежествиих, юже приносить за себе и о людских невежествиих

Посмотри на прообразы, предуставленные в ветхом завете: чтобы не сказали, как это могла быть довлеющею одна жертва Христова. Апостол показывает, что так узаконено свыше. Ибо и там (в древности) в год была одна только святейшая и страшнейшая жертва, с пролитием одной крови, которая служила прообразом крови Христа, Который был вместе и Архиереем, равно как и целый год служит прикровенным указанием на всю здешнюю (земную) жизнь.

Юже приносить за себе и о людских невежествиих

«За себе» (приносит), потому что и сам обложен слабостию. «О людским невежествиих» не за произвольные грехи: ибо та жертва разрешала от грехов, совершенных в неведении, жертва же Христа – от грехов, совершенных в ведении, которые и называются в собственном смысле грехами. Некоторые под невежествиями разумел и то, что собственно оскверняло плоть, как, напр., вкушение чего-нибудь нечистаго, прикосновение к трупу умершаго, к прокаженному, к кровоточивой и т. п. Грехами же называли то, что оскверняет душу, как, напр., убийство, святотатство и т. п.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа

Описав устройство и обстановку скинии, апостол останавливает внимание читателей на недоступности главной части ее для обыкновенных смертных, кроме первосвященника, тоже имевшего доступ в эту часть при известных лишь условиях (однажды в год, с кровью за грехи свои и народа). Эта особенность скинии имела, по мысли апостола, глубокое символическое значение, указывая на недоступность для людей пути к истинному небесному святилищу и недостаточность Ветхозаветных установлений (скинии и Богослужения) для открытия пути в это святилище. Правильность такого толкования апостол оправдывает (8 ст.) ссылкою на то, что оно имеет своим вдохновителем Того же Духа Святого, Который изрек все откровение (ср. III:7).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. (Евр.9:6-7)

О ежедневном вхождении священников в святилище для отправления богослужения, кроме многочисленных указаний закона Моисеева, говорится и в книгах Нового Завета. Точно также кн. Исход и Левит дают указание на ежегодное однократное вхождение первосвященника в Святое святых в великий день очищения с жертвенной кровью за грехи неведения. Отчасти и сам Апостол уже раньше сказал об этом, хотя несколько иначе, но здесь он специально останавливается на этом вхождении с целью показать его редкость и необычайность, а это даёт ему возможность сделать искусный переход к новой мысли о закрытости «пути святых» к небу до времени Христова, или как говорится в славянском переводе, почти буквально передающем греческий текст: «даже до времене исправления належащая» (μέχρι καιροῦ διορϑώσεως ἐπικείμενα). Эту мысль Апостол подтверждает свидетельством Духа Божия. Ссылка эта вообще знаменательна, в особенности же при таком последовательном разъяснении прообразовательного значения ветхозаветного богослужения. Так как здесь Апостол возводит читателей к самому высшему критерию достоверности, то обращает на себя внимание способ выражения как об этом свидетельстве Духа Божия, так и относительно «пути святых» и «времени исправления» этого пути.
 

священник Николай Рудинский (†1937)

При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. 

Служение в ней совершалось таким образом. Как мы уже видели, во дворе скинии, где приносились жертвы, присутствовал народ, а за первую завесу, в первую скинию, входили только священники для богослужения, которое состояло в курении фимиама, в возжигании светильника и в перемене хлебов предложения. За вторую же завесу, во вторую скинию, или Святое Святых, входил один архиерей, и то, только однажды в год, вдень очищения, с кровью очистительной жертвы за свои личные прегрешения и за грехи всего народа, совершенные им по неведению. Скиния ветхозаветная, и богослужение, совершаемое в ней, устроены по образцу, показанному Богом Моисею на горе, и имели поэтому глубоко прообразовательное значение. Скиния была видимым жилищем, или домом Господа между своим народом, образом неба, Царства славы, где Господь обитает с небожителями во внутреннем духовном общении, чтобы тем научить народ, что воля Божья так же обязательна и для земли, как для неба. Из скинии Бог являл народу Свою волю, чтобы посредством исполнения ее, народ пребывал в общении с Ним. Поэтому все принадлежности скинии, и все служение в ней, имели символическое значение. Двор ее означал земное царство Бога, жертвы, которые приносились на жертвеннике, указывали на средство для достижения Небесного Царства, которое изображало святилище, или первая скиния, куда входили после жертвы только священники, как в жилище святых душ. Здесь только открывалось истинное познание (светильник), здесь возносились молитвы к Богу (курение фимиама), здесь Господь принимал добрые дела святых (хлебы предложения), как угодные Ему. Все это - образы служения Богу святых душ. От святилища завесой отделялось Святое Святых, как место присутствия славы Господа, потому что доступ к Его славе для грешного человечества еще не был открыт. Это жилище Бога окутано было тьмою, чтобы показать, что свет Его, в котором Он обитает, неприступен для человека, который не может Его видеть (см. 1Тим. 6:16). Здесь был престол Его (кивот завета), десять заповедей, начертанные Им на скрижалях каменных, на которых основался завет Его с народом, хлеб небесный (манна), и жезл Аарона прозябший, как знаки милости Господа к народу, по условию завета. Но так как народ завета по своей греховности и немощности не мог выполнить со своей стороны условий заветазакона Божия, то над ковчегом завета устроена была доска примирения (очистилище), поддерживаемая херувимами, осеняющими ее. В эту часть скинии вступал первосвященник только однажды в год (в день очищения), чтобы кровью жертвы о грехах, которою он кропил на очистилище, умилостивить Бога о своих грехах и народа своего. В этом отдалении Бога, даже от высшего представителя народа - первосвященника, ясно обнаруживается несовершенство ветхозаветного богослужения, в смысле примирения с Богом и общения с Ним.
 

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

А во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Во вторую скинию – «Святое Святых» – входил первосвященник один раз в год с жертвенною кровью, приносимою им сначала за свои грехи, а затем «за грехи неведения народа» (Лев.16:2–34). Священники и народ еврейский могли мыслию, душою переноситься в «Святое Святых». – «Первосвященник законный, – говорит блаженный Феофилакт, – приносил жертву за себя, а Христос – не за Себя. Ибо Он не был причастен к грешникам. Повсюду между тем и этим совершенное различие. Сказал о грехах неведения, а не о прегрешениях... показывая и здесь различие между жертвою Христа и жертвами законными. По закону, жертвы прощали прегрешения по неведению; жертва же Христова прощает даже и сознательные грехи»«Видишь ли, – наставляет святой Иоанн Златоуст, – самые прообразы, здесь уже предложенные? Чтобы не сказали: как может быть одна жертва, как первосвященник (Христос) однажды принес ее? Апостол показывает, что так было издревле: святейшая и страшная жертва была одна. Так-то иудеи были приготовляемы издревле: и тогда, говорит, архиерей приносил жертву однажды».

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible