Скрыть
Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 6-8 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния

Во внешнюю ту скинию всегда входили священники, совершая свои службы, во вторую же входил только раз в год один первосвященник, - и притом не без крови, которую приносил сначала за свои, а потом за народные грехи неведения. В этом прообразовательно указывал дух Святый на путь во святилище, то есть посредством закона о вхождении первосвященника во святое святых Дух Святый прообразовательно указал на евангелие, которое надлежало открыть людям.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния

Наконец, начинает более возвышенно рассматривать то, что касается скиний, и говорит, что так как Святое Святых, как образ неба, было недоступно для прочих священников, между тем первая скиния, то есть первая, находящаяся прямо далее за медным жертвенником, всегда была доступна им, будучи символом законного служения, то этим символически обозначалось, что до тех пор, пока стоит скиния эта, то есть пока имеет силу закон, и по закону совершаются служения законные, - недоступен путь святых, то есть вступление в небо, для совершающих такие служения. Для них он не только не открыт, но и заперт, одному же только Единому Первосвященнику Христу был уготован этот путь.

Евфимий Зигабен (†1118)

Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния

Сие являющу Духу Святому

чрез внутреннее расположение первой и второй части скинии и чрез завесу, разделяющую их и указующую то, о чем речь далее.

Яко не у явися святых путь, еще первей скинии имущей стояние

«Сие являющу», т. е. что не дан еще путь к небу людям святым, находящимся во плоти, пока существует настоящий мир. И как во время ветхаго завета один только Архиерей однажды входил во святое святых, так во время завета новаго один только Христос и однажды вошел на небеса со святою своею плотию, когда прочие святые люди еще не возносились на небо с плотию: напротив, находясь во плоти, они оставались в мире, как и там (в ветхозав. скинии) прочие священники оставались в первой части скинии. Впрочем не думай, что так как святые еще не восходили на небо, то нет благ небесных: ведь и там прочие священники (кроме первосвященника) не проникали во внутреннейшую часть скинии, тем не менее она существовала, заключая в себе предметы святейшие и честнейшие.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.

На свидетельство Духа Божия в Писаниях Апостол подобным же образом ссылался уже в Евр.3:7. И здесь многое, сказанное Апостолом, взято им из Писаний. Таким образом, отчасти и здесь откровение Божие можно видеть в том, что открыто было Богом относительно ветхозаветного богослужения. При этом можно сказать, что Апостол явился одним из тех исследователей Писания, какими ап. Пётр советовал быть всем христианам вообще, а христианам рассеяния (из евреев) в особенности, так как отцам их, а через них и им самим вверены были ветхозаветные словеса Божии.
 
«Путь святых» называется требующим исправления. Греческое слово διόρϑσιως показывает, что он был несовершенным, неисправным (преграждённым). Он был нарушен и стал недоступен ещё со времени Адама и потому был предметом воздыханий многих. Исправление же его было предопределено в отложенное (ἐπικείμενα) время, о чём пророчествовал ещё патриарх Иаков, сказавший: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидет отложенная (שִׁילֺה – у LXX ἐπικείμενα) ему». Но вот наступило время совершиться этому отложенному, и Дух Божий в лице как Самого И. Христа, так, и многих Апостолов удостоверял, что это предопределённое или положенное время наступило. Только после того, как по этому пути прошёл И. Христос, он сделался доступным для всех верующих в Него, потому что Он предтечей о нас взошёл по пути к небесам.
 
Взятый в отдельности 8 стих, с которого начинается это глубокомысленное рассуждение Апостола, недостаточно разъясняет, каким образом существование ветхозаветной скинии (или храма) делает «путь святых» закрытым.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла


Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. (Евр.9:8-10)

Взятый в отдельности 8 стих, с которого начинается это глубокомысленное рассуждение Апостола, недостаточно разъясняет, каким образом существование ветхозаветной скинии (или храма) делает «путь святых» закрытым. Поэтому Апостол далее разъясняет, что всё, бывшее в священнодействиях по закону Моисея, не приводило к совершенству, не давало спасения, было подобно пути непроходимому. Доказавши, таким образом, непригодность всех ветхозаветных установлений для открытия пути святых, Апостол совершенно естественно переходит к доказательству того, как он открылся с пришествием Христа. Христос совершил это, явившись к Отцу на небеса со Своей особенной скинией, со Своей кровью, с которой Он вошёл в небесное Святое святых и тем открыл туда путь всем, следующим за Ним и получающим оправдание по вере в Него, и как посредник Нового Завета сделал верующих наследниками Своих обетований, которые, как обычно, сделалось возможным унаследовать только по смерти завещателя.
Во всём этом, можно сказать, раскрывается бездна богословской премудрости. А между тем всё это служит как бы только предуготовлением к ещё более глубоким и важным богословским мыслям, а именно: о первосвященническом служении И. Христа, через необходимое пролитие крови Его, о чём Апостол ведёт речь до самого последнего стиха этой главы.

священник Николай Рудинский (†1937)

Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.

Тем, что даже первосвященник народа был так отдален от Бога, Дух Святой ясно показывает, что при ветхозаветном служении Богу, пока стоит прежняя скиния, недоступен для людей путь во святилище, то есть в небо, ибо он еще не открыт. Откроет его новый Первосвященник по чину Мелхиседека, Своею жертвою, которую прообразовали ветхозаветные жертвы.
 

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.

«Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище (по-слав. «святых путь» – τὴν τῶν ἁγίων ὁδόν – дорога, путь святых), доколе стоит прежняя скиния». – «Так как святое святых – образ неба, – замечает блаженный Феофилакт, – было недоступно для прочих священников... то этим символически обозначалось, что до тех пор, пока стоит скиния эта, то есть, пока имеет силу закон, и по закону совершаются служения законные, – недоступен путь святых, т.е. вступление в небо, для совершающих такие служения. Для них он не только не открыт, но и заперт, одному же только Единому Первосвященнику Христу был уготован этот путь». – «Для того, говорит, это было так устроено, чтобы мы знали, что святое святых, т.е. небо, еще недоступно. Впрочем, на том основании, что мы не входим в него, мы не должны думать, будто его нет, мы не могли входить и во святое святых». Следовательно, бесполезно иудеям исполнять ветхозаветные постановления, имевшие прообразный характер, и отвергать Церковь Христову, ведущую своих верных чад на небо, не правы и христиане из иудеев, продолжавшие соблюдать эти постановления.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible