Скрыть
Теперь они говорят: «нет у нас царя, ибо мы не убоялись Господа; а царь, – что́ он нам сделает?»

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3–4 Теперь они будут говорить: нет у нас царя; ибо мы не боимся Господа, а царь что нам сделает? Говорите слова бесполезного видения, и заключите союз и явится суд, как горькая трава на бороздах поля

Когда Господь сокрушит кумиры Израиля и разрушит жертвенники или истуканы их и настанет последний плен, они будут говорить: нет у нас царя. А чтобы не думали, что решение отсрочивается на долгое время, для этого прибавляется: теперь будут говорить, в то время, когда будут подвергаться опустошению, когда увидят, что последний царь, Осия, взят у них. Этот царь взят от нас потому, что мы не убоялись Господа, истинного Царя, ибо что мог сделать для нас человек, хотя бы он был и царем? Говорите, что хотите, воздыхайте о прежних заблуждениях, обнадеживайте себя счастием, которое изменится в противоположное состояние: вы заключите союз, но не с Богом, а с ложью. И после союза, который LХХ перевели чрез завет, не обильная жатва хлеба произрастет у вас, даже не ячмень, пища для скота, не различные овощи, не виноград, который сок своих плодов обращает в вино, не деревья, которые превращают влагу земли в плоды, имеющие различный вкус, но явится у вас горечь, или суд горечи или же ἄγροστις, что по-латыни мы выражаем чрез gramen (трава). Это именно род травы, похожей на тростник, у которой каждое коленце пускает ветвь вверх и корень вниз, и в свою очередь самые ветви и кусты служат рассадниками для новых растений, и таким образом в короткое время, если ее не выдергивают со всеми корнями, она целые поля делает подобными покрытым терниями. Если даже сухая какая-либо часть ее попадет на обработанную землю, то все, если только она имеет коленце, наполняется этою травою. Это мы сказали применительно к переводу LХХ. Но в еврейском написано ros, что́ означает горечь, то есть горечь суда, о котором и

Господь говорит в Евангелии: на суд Аз в мир сей приидох (Иоанн. 9, 39), и о других написано, что сии приимут лишшее осуждение (Марк. 12, 40). Также ученики противных учений, когда будет сокрушена их ложь, и будут разрушены их жертвенники и рощи, скажут, но поздно: мы не имеем царей, которые прежде управляли нами и которые, путем обмана, заставляли нас не бояться Господа. Какая нам была польза от того, что мы следовали им, когда во время нужды мы не видим от них помощи? Так они будут говорить, ища какого-нибудь извинения, чтобы показать, что виновниками заблуждений были не сами они, а худые руководители их. Поэтому и LXX перевели слова их, как ложные извинения, которые отклоняет от себя пророк, говоря: не уклони сердце мое в словеса лукавствия, неищевати вины о гресех (Псал. 140, 4). Мы охотно рукоплещем своим порокам и, быв побеждены страстями, ссылаемся на слабость плоти или на строгие распоряжения высших. Поэтому слова и видения еретиков будут бесполезны, и они заключат союз, но не с Богом, а с горечью, которая, по наступлении дня суда, будет расти на бороздах поля их, так что сеявшие с радостию будут пожинать со слезами, смеявшиеся будут плакать и имевшие утешение будут печалиться.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-4 Виноград благолозен Израиль, плод обилен его: по множеству плодов его умножи требища, по благотам земли его возгради капища. Разделиша сердца своя, ныне погибнут: сам раскопает требища их, сокрушатся кумиры их. Темже ныне рекут: несть царя в нас, яко не бояхомся Господа: царь же что сотворит нам? Глаголяй словеса извинения ложная завещает завет: прозябнет суд аки троскот на лядине селней. У телца дому Онова возобитают живущии в Самарии, яко плакашася людие его о нем: и якоже разгневаша его, порадуются о славе его, яко преселися от них. И связавше его, во Ассирию отведоша в дар царю Иариму: в дар Ефрем приимется, и усрамится Израиль о совете своем

Сказав, что Ефрем имеет поврежденные корни и что он будет бесплоден и вообще уподобится скитальцу, при чем дети его будут истребляемы жестокостью Ассириян, считает необходимым показать, каков он был прежде, что был плодовит, когда мудро придерживался жизни по закону. Действительно, когда он представлялся соседним народам как бы некоторым добрым и благолозным виноградом, то, естественно, возбуждал к себе удивление, и о нем говорит в одном месте в книге псалмов блаженный Давид, (обращаясь) к Спасителю всех Богу: «виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и: путесотворил еси пред ним: простре розги своя до моря, и даже до рек отрасли своя» (Пс.79:9-12), ибо насажден был, по слову пророка, «в розе, на месте тучне» (Ис.5:1). Однако он не родил ягод, но принес терния: проявил (разумеется, по отношению к Богу) неправду, как бы соперничающую с множеством дарованных ему благ и с ними равномерную, «умножи требища и возгради капища», и чем более богател благами свыше, тем более был склонен к осквернению, поклоняясь демонам, воздвигая жертвенники и как бы разделяя сердце свое в заблуждении многобожия. Но это, говорит, так не продолжится. Почему же? «Сам раскопает требища их, сокрушатся кумиры их», то есть будут, разбиты и низвержены. Слово «сам» основательно можешь относить к владычествующему над всеми Богу или же к лицу Вавилонянина, о котором уже много раз упоминалось ранее, потому что с городами Самарийскими случилось то, что Вавилоняне вместе и сожигали храмы, и расхищали статуи.

Поэтому нам за то, что получаем от Бога, надлежит, радуясь, воздавать благодарение, не увлекаться к тому, что Ему не угодно, преткнувшись от полноты счастья, а напротив искать и стараться совершить, и со всем усердием, подвиги добродетели, не развлекаясь мирскими страстями и не подклоняя выи сатане, потому что истинно сказанное Христом: «никтоже может двема господинома работати» (Мк.6:24). Если же разделяемся на части, то «части лисовом» будем, по слову псалмопевца (Пс. 62:11).

Не только, говорит, будут разрушены их жертвенники и сокрушены кумиры, но прибавляет, что и они будут каяться и оплакивать свои безрассудства, поздно и напоследок догадаются, что ошиблись в расчете и обмануты лживыми речами своих владык. В самом деле: те, которые обладали у них царским престолом, утверждали, что для помощи им довольно золотых телиц и поддержки со стороны прочих идолов, хотя бы они не имели божественного закона, хотя бы не стали исполнять постановлений Моисея. Однако опыт показал, что они лгали: оказалось, что те, которые издревле завещали им и неразумно говорили подобное, попали в руки врагов. Поэтому-то, говорят, «несть царя в нас, яко не бояхомся Господа»; вот, говорят, нет никого, кто бы защитил или бы отразил нашествия Вавилонян, но все обессилели, начальники ослабели и пали: причина же и их, и нашего бессилия та, что не боялись Господа. Итак, какая же, говорит, польза от властителей? – Конечно, ничего от них не было кроме лживых речей и пустых «заветов», или обещаний, потому что божественное Писание обычно называет «заветами» обещания.

Поэтому благоразумно и достойно всякой похвалы – полагаться на Бога, а не увлекаться речами обманщиков до оскорбления Бога, напротив – осмотрительно избегать гнева прежде самого наступления его и не предаваться поздней скорби после испытания, дойдя наконец до бесполезной запоздавшей рассудительности.

Прозябнет аки троскот суд на лядине сельней тельцу дому Онова. Троскот растет в полях, особенно непаханных и заброшенных, и заполоняет, притом очень быстро, смежную и соседнюю землю, потому что он расползается вширь и кроме этого с ним трудно сладить тому, кто пожелал бы задержать его непрерывное движение за смежные пределы. Итак, говорит, «суд (конечно, от Бога )аки троскот на лядине сельней прозябнет тельцу дому Онова», – все равно, как если бы сказал: последует от Меня определение о погибели и мановение карающее и застигнет «аки троскот» тельца или кумиров находящегося в Вефиле храма. Это именно обозначает «дом Онов», потому что и другие переводчики поставили: «тельца дома Вефильского». Семьдесят же вместо: «дома Вефильскаго» говорят: «дома Онова». В предыдущем я уже указал причину этого, а впрочем не мешает напомнить: Египтяне, слагая басни, говорили, что Апис – дитя луны и внук солнца, а солнце по ихнему Он, и телица, которую сделал Иеровоам, была подражанием Апису Египетскому. – Итак, говорит, «аки троскот», захватывающий и одолевающий все окружающее, придет от Меня суд на тельца дома Онова или Вефильского, потому что Божество всегда всесильно, и мановениям Его ничто не противостанет: «руку его высокую, – по написанному, – кто отвратит?» (Ис. 14:27)

Ясно уже объявил о суде, который постигнет тельца и подобно троскоту может распространиться там, где Бог захочет. Теперь же намекает на происшествие, о котором необходимо сказать, потому что только так, а не иначе мы уразумеем проречение. У всех идолопоклонников было в обычае в тяжелое время и при наступлении неприятелей, если у них оказывалась нужда в деньгах, касаться и самых приношений, хранившихся в капищах! Так в Царствах написано, что когда царь Сирии осаждал города Самарийские, то Манаим, царствовавший тогда над Израилем, не имея уже возможности бороться с ним собственными силами, послал к Фулу, царю Ассирийскому, и склонял дарами помочь ему и удалить Сирийца, что и совершилось: тот взял Дамаск силою, а самого Адера умертвил. И вот говорят, что, когда потребовалось громаднейшее количество золота, дела у Манаима дошли до такой нужды, что он взял одну из золотых телиц и отправил ее вместе с послами. И скорбел Израиль, видя, как отсылают того, кого он считал за Бога: впрочем, утешая себя пустыми умствованиями, полагал, что он будет находиться в большем почете, и Вавилонянин поместит его в более блестящих храмах, а кроме того рассчитывал, что ему будет покланяться более народов, именно – бесчисленные народы Персов и Мидян, сколько их ни есть. Итак Манаим послал телицу, как всю целиком золотую. Фул взял ее и сломал: потому что у них другое божество и телицу они не признают. Потом, говорят, она оказалась не золотою, а медною и покрытою золотом. Поэтому, говорят, Ассириец насмеялся над Ефремом, т. е. над Манаимом, царем из колена Ефремова, и кроме того посрамил опрометчивость Израильтян. Теперь, изложив историю или повествование еврейского предания, необходимо обратиться к тексту. Неудобопонятны слова: «возобитают живущии в Самарии». «Возобитают» говорит вместо: «переселятся» или «переселены будут» ныне находящиеся в Самарии, разумеет тельцов или телиц, потому что, как я сказал, они были отосланы к Вавилонянам. И «плакашася о них людие его». Кого «его»! – Не ясно ли, что Она, т. е. Аниса? Но, говорит, насколько они казались огорчающими и раздражающими его, посылая к другим, настолько же порадуются славе его, именно: будут думать, что он даже прославится гораздо более, если ему будет покланяться больше народов. Однако обманулись в надежде: он был разбит и послужил предметом смеха для Вавилонян. Таким образом сокрушился кумир их, но слову самого пророка (Ос. 10:2). Разгневали же тельца не так, что он действительно разгневался (ибо как может испытывать это бесчувственное вещество?), но так, что его прогневало бы качество поступков, если бы он был поистине Богом и мог бы сознательно воспринять случившееся.

Пророческая речь нам сама себя истолковывает: что сказал темно, то старается изъяснить. «Преселися телец от Израиля, и связавше его (речь – насмешливая) отведоша в дар царю Иариму», т. е. защитнику, потому что его звали на помощь и как бы на защиту Самарии, погибавшей от Сирийцев. Однако Фул примет от Ефрема тельца в виде дани (Ефремом называет царя Израильского). Как бы то ни было, говорит, посрамится Израиль в своих замыслах, потому что, как я сказал, он отступил от всесильного Бога, предпочел покланяться тельцам, стал смешон и заметно впал в старушечье, пустое и бесполезное суемыслие. Поэтому прав пророк, или лучше – Бог, когда устами святых говорит о служащих делу рук своих: «видите, яко пепел есть сердце их, и прельщаются» (Ис. 44:20).

Эту речь можно приложить и к тем, которые искажают правые догматы церкви: как телица сокрушаемая изобличила пустословие Израиля, так и их догматы, сокрушаемые испытаниями и разбиваемые силою истины, послужат к посрамлению и укоризне тех, которые сложили и нечестиво измыслили их и весьма неразумно усвоили умом и сердцем.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.3-4 Теперь они говорят: «нет у нас царя, ибо мы не убоялись Господа; а царь, – что́ он нам сделает?» Говорят слова пустые, клянутся ложно, заключают союзы; за то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля

Потом Пророк научает их, в каких словах надлежит им приносить покаяние.
Теперь они говорят: «нет у нас царя, ибо мы не убоялись Господа; а царь, – что́ он нам сделает?» Говорят слова пустые, клянутся ложно, заключают союзы. Никакой помощи не получили мы от царя, и нам должно было возложить упование на Бога, всячески о нас промышляющего, а мы понадеялись на человека, который не говорит правды, но непрестанно вымышляет предлоги, и заключает договоры то с теми, то с другими. Но понесете наказание за сие беззаконие, говорит Бог.
За то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля. Как пырей свободно растет на невозделанной земле, которую не тревожит заступ и не разрывает плуг: так удобно и вас постигнет насланное Мною наказание.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Теперь они говорят: «нет у нас царя, ибо мы не убоялись Господа; а царь, - что он нам сделает?»

Обыкновенно комментаторы относят речь пророка в 3 ст. к будущему. Постигнутые бедствиями Израильтяне скажут: «нет у нас царя», который помог бы нам; если мы не боялись Господа, то что может сделать для нас царь? При этом, многие толкователи (Шегг, Кнабенб., Шальц) под царем, о котором говорит пророк, разумеют золотого тельца или идолов. По объяснению Гоонакера, пророк говорит о настоящем («а теперь»); слова «нет у нас царя» слова народа, а дальнейшее - ответ пророка. Мысль пророка такая: Они говорят: «нет у нас царя». Но, отвечает пророк, если мы не боялись Господа, то что может сделать царь? Слова «нет у нас царя» - или выражение сожаления (нет, у нас царя, и отсюда наши бедствия) или возражение против предсказаний пророка (= разве нет у нас царя, который бы защитил нас?).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible