Скрыть
Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Что тя устрою, Ефреме? Якоже Адаму, и якоже Севоим? Помогу ли тебе, как верному Давиду? Или предам тебя истреблению, как нечестивые города, Адаму и Севоим, до того разрушенные, что разверзлись внутренности их?

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-9 Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый; Я не войду в город

Поражу ли тебя? Но этого не терпит милосердие. Что сделаю тебе? Истреблю ли тебя огнем, как Содом, или разрушу тебя, как Гоморру? Изменилось во Мне сердце Мое. [Говоря так] Бесстрастный подражает страстному человеку или лучше - нежно любящей матери.

Беседы о покаянии


Сказанное же означает: «Я не допустил и слова угрозы». Хотя Он рассуждает по-человечески, но ты не должен приписывать Ему что-нибудь человеческое, отнюдь нет; но на основании этого резкого выражения ты признавай Его любовь богоподобную, искреннею и неразрушимую. Как кто-нибудь, любящий кого безумно, не хотел бы оскорбить любимого даже словом, так то же самое говорит и Он: «Поелику Я сказал это и опечалил тебя словом, «повернулось во Мне сердце Мое». Потому Он не избегает употребления и самых сильных выражений, чтобы показать Свою любовь, а такова и есть особенность любящего.

Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8–9 Как поступлю с тобою, Ефрем? Защищу ли тебя, Израиль? Поступлю ли Я с тобою, как с Адамою, сравняю ли тебя с Севоимом? Встревожено во Мне сердце Мое и пришла в смущение жалость Моя. Не сделаю по ярости гнева Моего, не стану истреблять Ефрема; ибо Я Бог, а не человек; среди тебя – Святой, и не войду в город

В том месте, где мы и LXХ перевели: защищу ли тебя, Израиль, в еврейском тексте написано аmаggenach, что́ Акила перевел: ὅπλῶ κυκλώσω σε, то есть окружу тебя щитом. Между тем как это, по нашему мнению, должно быть понимаемо в добрую сторону и может означать защиту, в издании Симмаха придается противоположный смысл, потому что в нем говорится: ἑκδώσω σε, то есть предам тебя. Также и в издании Феодотиона указывается не на благоприятные обстоятельства, а на злополучие: ἀφοπλίσω σε, что означает: обезоружу тебя и сниму с тебя ὅφοπλίσω, то есть щит, которым Я прежде защищал тебя, и этот смысл более соответствует угрозам Господа, Таким образом Он говорит следующее: так как они не захотели обратиться и Ассур сделался царем их, то пожрет меч и города, и князей и народ, и будет наложено на них иго, которое не снимется с них. Но так как, это определение казалось строгим и не оставляющим для них места покаянию, то теперь Бог с любовию отца говорить Израилю: что сделаю с тобою, Израиль! Как Я лишу тебя Моей помощи? Что сделаю с тобою? Каким способом исправлю тебя? Каким врачевством Я могу исцелить тебя? Поступлю с тобою, как с Адамою и Севоимом, теми двумя городами из числа пяти, о которых читаем в книге Бытия (гл. 14): Содома и Гоморра, Адама и Севоам и Бала, которая есть Сигор и на сирском языке называется Зоарою. Я обращу тебя в пустыню и истреблю, превратив в прах и пепел, подобно тому, как Я истребил Адаму и Севоим. Но по произнесении этого строгого или сурового определения, Он, как любящий отец, склоняется к милосердию и строгость приговора смягчает отеческою любовию. Ибо Он говорит: встревожено во Мне сердце Мое и пришла в смущение жалость Моя. Ибо как только было сказано Мною, что Я поступлю с Ефремом и Израилем, как с Адамою и Севоимом, то взволновались внутренности Мои. Мне стало жаль навеки истребить народ, бывший некогда Моим. Поэтому Я не сделаю по ярости гнева Своего и не откажусь от благости Своей, чтобы погубить Ефрема. Ибо Я наказываю не для того, чтобы погубить на веки, но чтобы исправить. Моя строгость служит поводом к покаянию и любви; ибо Я Бог, а не человек. Человек наказывает для того, чтобы погубить, а Бог наказывает для исправления. Я среда тебя – Святой, и не войду в город, то есть Я не принадлежу к числу тех, которые обитают к городах, которые живут по человеческим законам, которые жестокость считают за правосудие и по мнению которых высшее правосудие состоит в величайшем зле, но Мой закон и Мое правосудие состоит в спасении исправляемых. Можем мы еще и то сказать: так как братоубийца Каин первый построил город по имени сына своего Еноха, то Господь не войдет к подобного рода город, основание которого сказано с преступлением, кровию и убийством. Если же мы будем читать: как поступлю с тобою, Ефрем! защищу ли тебя, Израиль? то это следует так понимать: что Мне сделать с тобою? заслуживаешь ли теперь Моей помощи ты, совершивший столько [преступлений]? Нужно также заметить, что когда говорится против Иуды, то есть против народа Божия, то он сравнивается не сь Адамою и Севоимом, но с Содомом и Гоморрою. Так, мы читаем у Исаии: услишите слово Господне, князи Содомстии, внемлите закону Божию, людие Гомморрстии (Ис. 1, 10). Также в Евангелии говорится о том городе, который не примет апостолов и в котором они оттрясут прах от ног своих, что отраднее будет земли Содомстей и Гоморрстей в день судный, неже граду тому (Mатф. 10, 15). И к Иерусалиму пророк обращается с словами: Содом оказался правее тебя (Иезек. гл. 16). Это дает нам основание заключать, что Содом и Гоморра занимали первое место по своей греховности, а Адама и Севоим следовали их примеру; потому что силнии силне истязани будут (Прем. Сол. 6, 6) и раб, ведевый волю господина своего и не сотворив по воли его, биен будет много (Лук. 12, 47). Поэтому и чада Церкви, если они совершают те же преступления, что и еретики, подвергнутся наказаниям не Адамы и Севоима, которые менее виновны, но Содома и Гоморры, как более преступных. Также и еретикам и обольщенному ими народу Господь говорит, что если они не принесут покаяния, то их постигнет одинаковая участь с Адамою и Севоимом, так что им не останется никакой надежды на спасение. Потом, как самый милостивый из отцов, Он говорит, что Он изменяет свое решение, что Он сожалеет о сказанных Им словах, и призывает их к обращению и покаянию: не поступлю Я, говорит, по гневу Моему, не истреблю Ефрема. Все то, что Я могу сделать, говорит Он, все то, что Я могу желать, состоит в том, чтобы он обратился от заблуждения к истине, и если он предпочтет Меня ересиархам, ибо Я Бог, а не человек, то Я простру руку падшим и призову блуждающих ко спасению. Но так как Я свят, то не войду в город, то есть в сборища и города еретиков. Я с радостию приму тех, которые выйдут из городов своих, но в города их не войду. Слова: не войду в город следующие затем но переводу LХХ: пойду в след Господа некоторые объясняют, как сказанные народом в ответ Господу и как имеющие следующий смысл: так как встревожено в Тебе сердце Твое, и Ты не поступил с нами по грехам нашим, но выражаешь Свою благость и не наказываешь нас за грехи наши и, будучи святым и благим, обещаешь быть среди нас; то и я не войду в город злых людей и не буду в числе грешников, но пойду в след Господа Бога моего. Евреи же следующим образом объясняют эти слова, как сказанные Богом: Я не оставлю тебя, не пойду к другому народу и не войду в другой город.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8-11 Что тя устрою, Ефреме? Защищу ли тя, Израилю? Что тя положу? Якоже Адаму устрою тя, и якоже Севоим, превратися сердце Мое в нем, смятеся раскаяние Мое. Не сотворю по гневу ярости Моея, не оставлю еже потребитися Ефремови, зане Бог аз есмь, а не человек: в тебе свят, и не вниду во град. Вслед Господа имам ходити: яко лев возревет, понеже той возревет, и ужаснутся чада вод, и приидут яко птица из Египта и яко голубь от земли Ассирски: и возставлю я в домех их, глаголет Господь

Присоединяет порицания, показывая, что надлежало навести на, них самый жестокий гнев, так как они совершали неправедное и нечествовали против Бога выше меры, вследствие чего для них не осталось уже возможности какого бы то ни было снисхождения. Но как благий, источник и причина милосердия, Он останавливает движение гнева, не потому, чтобы Он исправлял случайный промах после более внимательного рассуждения (божественное и неизреченное естество никогда не ошибается в Своих, вполне Ему свойственных, мыслях и действиях), но как бы отклоняя то, чего они были достойны, и по милосердию удерживая то, что всего более им приличествовало, то есть: окончательную погибель и истребление с самым как бы корнем. Поэтому говорит: «что тя устрою?» Каким, говорит, средством воспользуюсь, устраивая твои дела? – «Защищу ли тя» и снова буду помогать и сделаю неодолимым для замышляющих против тебя? Однако как же это будет? – Совершившим ужасные дела по отношению к Богу должно быть наказанными, а не благоденствовать: посему, награждая по заслугам и определяя наказания, соразмерные прегрешениям, говорит: «якоже Адаму положу тя, и якоже Севоим». Это – города Содомские, которые до основания пожрал ниспавший огонь. Но и этого, говорит, не сделаю, хотя по справедливости и следовало бы: но подожду (ибо Я раздумал) и не буду употреблять самых суровых прещений, – не предам совершенному истреблению, хотя Ефрем и стал худым. По какой причине? Разве они не были достойны подвергнуться этому? Да, говорит, но «Бог аз есмь, а не человек», то есть благ и не подчиняется движениям гнева, потому что подобная страсть свойственна людям. Но зачем Ты, говорит, еще наказываешь, если Ты Бог, недоступный гневу, но следующий природному милосердию? Наказываю, говорит, потому, что Я не только благ, как Бог, но кроме того и свят, ненавижу неправды, отвращаюсь от оскверненных, обличаю богоненавистника, обращаю беззаконника, очищаю нечистого, чтобы он опять приблизился ко Мне. Посему пророк назидает нас, восклицая и говоря: «взыщите Господа, и внегда обрести вам того, призовите: егда же приближится к вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконен советы своя, и да обратится к Господу, и помилован будет» (Ис. 55:6-7). Вследствие этого нам, если мы высоко ценим быть с Богом, должно всею силою отвращаться от греха и помнить говорящего: «святи будите, яко аз свят есмь» (Лев. 11 и др.).

Иногда в уме святых пророков во всех подробностях раскрывается представление о будущем, когда Дух Святый подобно молнии освещает для них предмет. Посему наряду с собственными словами, или с словами, (внушенными) свыше, от Бога, они иногда возглашают речи других людей, выражающих то раскаяние, то благодарность, то восторг о том, чем Бог обещает их обрадовать. Мы найдем, что и теперь блаженный Осия испытывает нечто подобное. Бог всяческих обещал снисхождение и сказал, что Он не истребит согрешивших до конца, потому что Он Бог, очевидно благий, а не человек, ибо не таков, как мы, Сущий превыше всякой твари. Они же, как бы признав собственные прегрешения и некоторым образом устыдившись при величайшей и нежданной благодати, обещаются положить конец своим измышлениям, вследствие которых они и преткнулись. А каковы они, Бог относительно этого удовлетворил нас чрез самого же пророка: несколько ранее, обличая и самого Иуду, и Ефрема, он сказал: «и забы Израиль сотворшаго и, и возгради требища: и Иуда умножи грады утверждены: но послю огнь на грады его, и потребит основания» их (Ос. 8:14). Действительно, Ефрем, или Израиль, настроил в Самарии жертвенники и капища для идолов, уклонился в отступление, забыл Бога и непрерывно оскорблял Его, не удостаивая никаким вниманием прямую обязанность любви к Нему. С своей стороны и Иуда, хотя надеялся на Бога, как получавший спасение от Него и чрез Него еще в прежние времена, однако вызывал на гнев и другими многими способами, а в особенности следующим: когда Бог пригрозил наслать на него Ассирийца, который опустошит землю, он стал укреплять свои города, полагая, что, если бы и не восхотел Бог, он впрочем спасен будет и преодолеет руку воителей благодаря крепости городов. Итак, когда Бог обещает даже безмерно согрешившим блага милосердия, тогда и сами спасаемые говорят, что они прекратят неразумные начинания, а вместе и замыслы. Да вопиет же Иуда: «не вниду во град», то есть, буду иметь стеною Бога, укреплением для себя сделаю надежду на Него, прибегну под защиту десницы спасающего: Его и одного будет довольно для моего спасения: признаю напрасным и совершенно бесполезным ожидание того, что, когда война постигнет землю, то спасен буду, вошедши в город: посему «не вниду во град». Израиль же, или Ефрем, да возглашает иное, то есть: «в след Господа имам ходити»; оставлю, говорит, прежние прегрешения, впредь буду следовать законам Божиим, в наставники возьму себе Бога всяческих. Если же кто устремится к тому, что угодно Богу, то, во всяком случае, Его одного и знать будет, Ему будет воздавать почитание и не будет покланяться никому другому, кроме Него.

Когда пришло время и исполнился срок, в который надлежало Израилю получить освобождение из плена, Кир, сын Камвиса, приняв власть над Персами и Мидянами, с многочисленным войском и с неодолимою силою вторгнулся в страну Вавилонскую и Ассирийскую. Посему пророк Иеремия, провозглашая пленение Вавилона, говорит о Мидянах и персах: «нападут на тя, и пленен будеши, Вавилоне, и не познаеши: обретен, и ят еси, яко Господу сопротивился еси» (Иер. 50:24), и о Кире: «взыде лев от ложа своего», «да положит землю твою в пустыню, и гради твои разорятся, оставшии без обитателей» (Иер. 4:7). А что Киру давал власть Бог всяческих, это доказывает пророк Исаия, говоря: «сице глаголет Господь Бог помазанному моему Киру, егоже удержах за десницу, повинути пред ним языки, и крепость царей разрушу, отверзу пред ним врата, и гради не затворятся: аз пред тобою пойду, и горы уравню, врата медяная сокрушу, и вереи железныя сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе» (Ис. 45:1-3). Поэтому Кир, победив и покорив Вавилонян, освободил Израильтян, а они, возвратившись, поселились в своей земле. На то именно событие указывает пророк Осия, говоря: «яко лев возревет». Кто «возревет»? – Конечно, Кир, – подобно тому, как если бы кто вздумал сказать: ужасно и тяжко зашумит на Вавилонян война со стороны Кира. Когда же он заревет и как бы некий лев зарычит на противников, то придут в исступление (от страха) «чада вод»: ἐκστήσονται (исступлены будут от страха) говорит вместо καταπλαγήσονται (поражены будут страхом). Чадами вод называет Вавилонян, которые в трусости нисколько не уступают «чадам вод», то есть плавающим в воде или рыбам, и, сделавшись вследствие этого состояния (поражения страхом до исступлении) удобоуловимыми и лишенными мужества, будут пленены (порода рыб весьма склонна к робости, убегает от шума и бросается прочь от одной только тени ловца). Итак, когда Кир «возревет», говорит, и возгласит ужасный и приводящий в трепет бранный клич против земли Вавилонской, поражены будут страхом «чада вод», то есть Вавилоняне, нисколько не уступающие в трусости рыбам. Тогда-то наподобие птицы и голубя улетят из Египта некогда бежавшие в него, побегут и из земли Халдейской содержимые в узах плена, затем возвратятся и поселятся в своей земле.

Посему, при возможности иметь блага, подклоняя выю ума Богу и работая на Него одного, не будем добровольно уклоняться к оскорблению (Его), навлекая на себя как бы самозванное движение гнева, между тем как, как я сказал, возможно наслаждаться невозмутимым счастьем, радуя Владыку законосообразным поведением и жизнью, и чистосердечностью по отношению к Нему.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-9 Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый; Я не войду в город

Бог уподобляется отцу и матери, которые естественно приходят в смущение и не могут долго отвращаться от детей. Изрек же Он это не потому, что иногда хочет одного, а потом другого. Напротив того, Он претворяет слово Свое и в гнев и в человеколюбие, и в грозу и в милость, одним устрашая, другим привлекая к Себе. Это человеколюбие Его воспевает и блаженный Давид: как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его (Пс 102:13). И устами Исаии говорит Сам Бог: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего ? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис 49:15). Потому и здесь говорит Бог: повернулось во Мне сердце Мое; возгорелась вся жалось моя.

Толкование на малых пророков

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый; Я не войду в город

Милость Божия к избранному народу

Адама и Севоим - города долины Сиддим, погибшие вместе с Содомои и Гоморрою (Быт ХIX:24, 25; Втор ХХIX:23). Участь этих городов заслужил и Израиль. Но по любви своей к избранному народу Господ умилосердится над ним. - Конец стиха Я не войду в город, ve lo abo beir, переводят и толкуют различно. Некоторые комментаторы (Бродович) под городом разумеют общество израильского народа и всему выражению придают тот смысл, что Господь не войдет в общество Израиля для предания его погибели, подобно тому, как некогда он вошел в Адаму и Севоим. Другие (Кейль, Новак) принимают слово ir (город) в значении жар, пыл, гнев и видят указание на прекращение гнева Божия на Израиля. Гоонакер исправляет евр. т. выражения, читая velo obeh aveir и переводит, «и Я не люблю уничтожать».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible