Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ефрем пасет ветер и гоняется за восточным ветром, каждый день умножает ложь и разорение; заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ефрем пас ветр, гоняше вихрь, потому что ходил в след идолов и служил суете. И завет со Ассирианы завеща, обязался платить им дань. И елей во Египет посылаше, чтобы ему быть в союзе с Египтянами.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ефрем пасет ветер и следует за зноем; целый день умножаем ложь и разорение, и заключил он союз с ассириянами и в Египет отвозил елей
Священная история повествует, что Менаим, царь Израильский, заключив союз с Ассириею, просил помощи у египтян (1 Цар. гл. 15), и именно на это и указывается теперь словами, что Ефрем пасет ветры, то есть обольщает себя тщетною надеждою, и следует за καυσῶνα, то есть за зноем, и идет к югу, и ничего другого в течение целого дня не делает, как только обманывает себя, и направляясь то в ту, то в другую сторону, он приготовляет для своих городов разорение и разрушение. Разве это не разорение и не обман – но заключении союза с ассириянами отвозить елей в Египет? Синекдохически (συνεκδοχικῶς), как часть вместо целого, елей означает дары, посланные в Египет. Впрочем, некоторые полагают, что елей совсем не производился в Египте, но наиболее ценный доставлялся Ефремом, потому что в земле Самарийской елей был в великом изобилии. Затем, в иносказательном смысле все еретики одержимы злейшим из бесов, о котором у апостола написано: против духов злобы поднебесных (Ефес. 6, 12), и когда нечистый дух выйдет из человека и не найдет покоя, то соединяется с семью другими духами, злейшими себя, и возвращается в прежний дом (Лук. гл. 11). Таким образом, побуждаемые самым злым духом, они следуют за καυσῶνα, то есть за сухостью или за жгучим ветром, который противен всему цветущему и убивает всякое произрастение; целый день он гоняется за суетою и тщетою и не довольствуется собственным заблуждением, но умножает число своих учеников или сопутников своей суеты и заблуждения. Он заключает также союз с ассириянами, которые имеют своим князем высокомерие, так что все его измышления имеют вид мудрости, той мудрости, которая разрушается Богом и от которой апостол предписывает нам убегать, говоря: блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиам мира (Кол. 2, 8). Он отправляет также елей в Египет или покупает мудрость в Египте, желая смешать с догматами Церкви елей помазания, которым помазывались пророки и священники и которым помазывались также царя. Этот елей имеют также и святые, о которых говорится, сынове твои, яко новосаждения масличная окрест трапези твоея (Псал. 127, 4), и наша дикая маслина была привита на хорошей маслине (Рим. гл. 11). Но хотя еретики стараются смешать ложь с истиною, однако елей не может соединяться с водою и другими жидкостями: истина всегда остается вверху, а ложь внизу. Все другие виды [жидкостей], то есть ереси, не имеющие, как мы сказали, елея истины, могут взаимно смешиваться и из многих составлять одно тело. Но от их елея, который отвозится в Египет и из святой земли нисходит в царство Фараона, пророк отвращается, говоря: елей грешного да не намастит главы моея (Псал. 140, 5).
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ефрем же зол дух, гоняше зной: весь день: тщетная и суетная умножи, и завет со Ассирианы завеща, и елей во Египет посылаше
Снова речь переходит от простого народа к царям из колена Ефремова, царствовавшим над Израилем в Самарии, которых и называет «злым духом» за непреклонность их души, за увлечение и необузданность в отступлении от Бога, ибо он «гоняше зной», говорит, то есть, хотя ему и можно было быть под Моею сению, он как бы переметчик уходил на зной. А зноем именует воспламенение скорбей и жгучую беду. Так и мудрый приточник прикровенно именует труды и говорит: «спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконний» (Притч. 10:5). Итак, Ефрем, поелику он есть злой дух, «гоняше зной», искал и добровольно убегал на зной. Но разумеющие о Боге говорят: «под сень его восхотех и седох» (Песн. 2:3). Сению называет покров божественной и горней помощи. Но не это делал Ефрем: он искал зноя. Как или каким образом? – «Весь день тщетная и суетная умножаше», то есть во всякое время и делал, и замышлял пустое и бесполезное. Что же это такое? – «Завет со Ассирианы завеща». Я уже говорил ранее, и не раз, что некоторые из царей Самарийских и Иерусалимских иногда пытались деньгами купить мир с Ассириянами и отсюда, безопасность, а иногда звали на помощь Египтян, и, покупая у них обещание благорасположения, между прочим, посылали конечно и произведения своей земли; земля же Самарийская была богата елеем, и елей в Египте был в славе, потому что эта земля его не имеет.
Итак суетна и тщетна надежда на людей, и уповающий на Бога может посмеяться уповающему на людей, говоря следующее из псалмов: «се человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего. Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век, и в век века» (Пс. 51:9-10).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст.1 (церк-сл.) Ефрем же зол дух, гоняше зной весь день. ....
И объясняя, что называет зноем, присовокупляет:
Ст.1 (церк-сл.) ... тщетная и суетная умножи, и завет со Ассирияны завеща, и елей во Египет посылаше.
Злым духом именует лукавое произволение, а под старанием о «зное» разумеет труд не только бесплодный, но и вредный. Когда Я, говорит Бог, так был к ним расположен, они, живя порочно, поставили на холмах множество идолов (ибо их назвал тщетными и суетными, потому что подобно зною портят все их плоды). А сверх того, сами себя лишив Моего о них попечения, то домогались быть под покровительством царя Ассирийского, то просили помощи у Египтян. Сие-то называет Бог продажею елея; потому что не торговлю осуждает, но дает разуметь одно из двух, или что приносили елей, как некий дар царю Египетскому, или что, принося золото, домогались у него милости, умоляя быть их помощником.
Ст.2 (церк-сл.) И суд Господеви ко Иуде, еже отмстити Иакова: по путем его и по начинаниям его воздаст ему.
Но поскольку так они поступили, то произведу суд, обличу беззаконие Иуды, произнесу на него правдивый приговор, что не поревновал добродетели предков, но оскорбил праотца злочестием. Потом поставляет на вид дела патриарха Иакова, сравнением с отеческою добродетелью обличая их беззаконие: (Ос.12:3-4)
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
1. Ефрем пасет ветер и гоняется за восточным ветром, каждый день умножает ложь и разорение; заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей.
1 (церк-сл.) Ефрем же зол дух, гоняше зной весь день: тщетная и суетная умножи, и завет со Ассирияны завеща, и елей во Египет посылаше.
Здесь св. пророк, осуждая суетные надежды Израиля, сравнивает его с человеком, который гоняется за восточным знойным ветром и получает один вред, и обличает в том, что, во-первых, сам Ефрем есть злой дух, т.е. сам похож на злой восточный ветер, распространяя один вред между другими народами; во-вторых, ловил один ветер, – служил суете, преследовал суетные и вредные надежды; в-третьих, умножал тщетная и суетная, «т.е. ставил множество идолов на холмах, ибо их называл тщетными и суетными, говорил бл. Феодорит, потому что подобно зною портят все их плоды»; в-четвертых, оставив Бога, искали помощи у язычников, вступали в запрещенные союзы то с Ассириянами, то с Египтянами, посылая к последним в дар свое оливковое масло, славившееся своим качеством по всему Востоку. Св. Ефрем под заветом с Ассириянами разумеет договор Израильтян – платить им дань. Прекращение этой ежегодной дани царем Осиею, вместе с изменой, подало Ассирийскому царю Салманассару повод вторгнуться в царство Израильское и разрушить оное. См. 4Цар.17:3,4.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем пасет ветер и гоняется за восточным ветром, каждый день умножает ложь и разорение; заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей
Ложная политика Израиля
Гл. XII-XIV составляет новый отдел речей пророка. В них Осия обличает народ в нечестии и идолопоклонстве и возвещает наступление наказания.
Образ ветра (kadim - ветер восточный) - зa которым гоняется Ефрем, в ст. 1 означает то, что Ефрем преследует недостижимые цели. В данном случае пророк разумеет собственно заключение союзов с иноземцами, от которых напрасно Израиль ждет помощи. - Вместо слов пасет ветер в слав. «зол дух», так как LXX сл. roch («пасет») читали как rаа (от rа - худой, злой). Слова умножает ложь и разорение (schod) в слав. переданы: «тщетная и суетная умножи» LXX schod, по-видимому, читали, как schav (ложь, суета).
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
В чем же Израиль проявляет свое лицемерие, свою лесть? «Ефрем пасет ветер, – разъясняет Бог, – и гоняется за восточным ветром». Вместо того, чтобы во всех своих делах заявлять свою верность Богу, свое искреннее нелицемерное служение Ему, народ своими делами и поступками ревностно стремится за ветром, стремится за пустым, что не приносит никакой пользы, он гоняется за бурным восточным, знойным ветром, который, приходя из Аравии в Палестину, наносит гибель всему, что ему встречается на пути (Иов.27:21-22), гоняется за погибелью. И так Израиль живет, не ослабевая в своем преследовании ветра, но еще день ото дня все больше и больше напрягая усилие, к тому предаваясь со страстным увлечением всякого рода неправедным делам: ложной клятве, обману, убийству, воровству, прелюбодейству, буйству, непрестающему кровопролитию (Ос.4:2), таким образом он «каждый день умножает ложь и разорение», приводящие к разрушению царства его. К этому присоединяется еще гоньба за союзами с языческими сильными народами: с египтянами и ассирианами, гоньба, привлекающая тоже народу не спасение, а погибель: «заключают они, – говорит пророк, – союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей», из земли, изобилующей масличными деревьями (ср. Втор.8:8), как подарок посылают масло в Египет, посылают затем, чтобы склонить Египет к союзу с собой. Указывается на царя Осию, который старался через союз с Египтом освободиться от ассирийского владычества (4Цар.17:4). Такого рода поведение Израиля и Иуды не может оставаться ненаказанным, и так как порицание Иуды сравнительно было слабее, нежели порицание Израиля, то Иуде и самый суд возвещается не такой, какой возвещается Израилю. С Иудой Бог имеет только тяжбу, Он только порицает еще грехи Иуды и наказывает их, вразумляя народ, – иначе дело с Израилем. Время порицания грехов и вразумительных наказаний кончено, наступило время окончательного воздаяния Израилю за все его пути, за все его дела время окончательной погибели его. «Но и с Иудою у Господа суд, – говорит пророк, – и Он посетит Иакова по путям его, воздаст ему по делам его».