Скрыть
Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9–10 И, Господь Бог твой, выведший тебя из земли египетские, опять поселю тебя в кущах, как из дни праздники, и Я говорил пророкам и умножил видение и уподоблялся чрез пророков

Ты столько согрешил, что радовался преступлению, и множество грехов считал богатством и говорил: я разбогател, нашел идола для себя, во всех трудах моих не могут найти грехов моих. Но Я, Господь Бог твой, выведший тебя из земли египетской, когда ты был в рабстве у Фараона и строил города из глины и соломы (Исх. гл. 5), опять даю тебе место для покаяния и чрез великие обетования увешаю тебя обратиться во Мне, ибо Я дам тебе возможность сидеть, как во дни праздника. Днем праздника называет праздник кущей, в пятнадцатый день седьмого месяца, когда сыны Израилевы вышли из Египта. Как в то время, говорит, Я избавил тебя из Египта, и ты жил в кущах, спеша отправиться в святую землю и к месту для храма; так и теперь Я избавлю тебя от скорби, бедствий и угрожающего плена, если, впрочем, ты будешь исполнять заповеди Мои. Ибо Я – Тот, Который чрез всех пророков и различные роды видений уподоблялся людям и призывал тебя в покаянию. Не человеческое ли это уподобление, когда Моисей, поднимая руки к небу, молится, чтобы Иисус победил Амалика (Исх. гл. 17), и этим изображает таинство креста? Не уподобляется ли Бог чрез пророков, когда Иова три дня и три ночи остается во глубине, предзнаменуя воскресение Господа в третий день из преисподней? Об умножении же видений мы читаем у всех пророков. Так, Иезекииль видит Господа, сидящего на херувимах подобно вознице (Иезек гл. 10). И Исаия говорит: видех Господи, седяща на престоле высоце и превознесеине, и серафими два вокруг Его, и взываху друг ко другу: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф (Исаии 6, 1–3); и Аввакум стоял на сторожевой башне, еже видети рози в руках Спасителя (Аввак. 2, 1; 3, 4), в которых сокрыта сила Его. Поэтому и псалмоцевец взывает: услышу, что речет о мне Господь Бог (Псал. 84, 4). Впрочем, мы должны знать, что всякое пророчество называется в Священных Писаниях видением. И вси людие, говорится в них, зряху глас Господа (Исх. 20, 18). Поэтому и пророки прежде назывались видящими. Также к тем, кои обольщены еретиками, говорится, чтобы они обратились к Господу, который более желает покаяния, нежели смерти грешника (Иезек. гл. 18); ибо Он Сам вывел их из земли египетской, то есть из тьмы и заблуждения языческого. А чтобы они, помня о грехах, не обратились слишком поздно, Он говорит: опять поселю вас в кущах, как во дни праздника, так что следствие крещения будет следствием покаяния, и они поселятся в кущах Спасителя, то есть в церквах, о которых говорится: насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут (Псал. 91, 14). Но чтобы ересиархи и стоящие во главе заблуждения не воображали, что они говорили по внушению Духа Божия, Он говорит: Я говорил пророкам, а не учителям вашим, и Я умножил видения и уподоблялся чрез пророков Моих, поставленных в Церкви.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И пророком изведе Господь Израиля из земли Египетския, и пророком снабдеся

Здесь уясняет причину, почему Израиль не сохранил данной ему заповеди и презрел Бога, говорившего: «да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20:3), и почему не захотел подражать доблести отцов; именно: порицает за то, что Израильтяне подчинялись царству человеческому, хотя и царствовал над ними Бог чрез посредство святых пророков и у них не было ни в чем недостатка для того, чтобы быть счастливыми. Так, мы вспоминали, что, когда еще жив был и пророчествовал блаженный Самуил, они требовали царя, и хотя Бог прогневался на это и, как пренебреженный, немало был оскорблен, однако указал Саула (1Цар. 8-9). Итак сильно обвиняет в том, что они вообще сделались подвластны царству человеческому, не пожелав царственного управления Божия через пророков. Действительно, Бог, говорит, спас Израиля и вывел из дома работы при посредстве Моисея, который был и пророком, и начатком пророков; и не только, говорит, вывел из Египта, но и хранил: соблюдал служение единому по естеству и истинному Богу: потом, когда они попали под власть царей, то уклонились от любви Божией: сначала Соломон настроил жертвенников и капищ Ваалам, затем, после него, проклятый Иеровоам устроил золотых телиц. Следовательно обвиняет за то, что не соблюли превосходнейшего устройства, разумею – царственное правление Бога чрез посредство пророков, и предпочли впасть в руки человеческие, что и было для них причиною отступления.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 11-13 Если Галаад сделался Авеном, то они стали суетны, в Галгалах заколали в жертву тельцов, и жертвенники их стояли как груды камней на межах поля. Убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег овец. Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его
Ст. 11-13 А́ще не Галаа́дъ е́сть, у́бо ло́жни бы́ша во Галга́лѣхъ кня́зи тре́бы кладу́ще, и тре́бища и́хъ я́коже же́лви на цѣли́знѣ польстѣ́й. И отъи́де Иа́ковъ на по́ле сирі́йско, и рабо́та Изра́иль о женѣ́ и о женѣ́ снабдѣ́. И проро́комъ изведе́ Госпо́дь Изра́иля изъ земли́ Еги́петскiя, и проро́комъ снабдѣ́ся

Аще не Галаад есть, убо ложни быша в Галгалех князи требы кладуще. А вы, наслаждаясь от Меня сими благами, в Галааде и Галгалах, в городах наполненных идолами, вместе с князьями вашими приносите жертвы демонам, хотя не они, а Я вам благодетельствую. Ибо, если бы из Галаада, то есть, от идолов, прияли вы какое благо, то было бы еще место обману. Но поскольку, Моими услаждаясь дарами, идолам приносите жертвы в Галааде и Галгалах, то делаетесь сами провозвестниками своей неблагодарности.
И требища их якоже желви на целизне польстей. Желв принадлежит к числу земноводных, но, пребывая в водах, нередко избегает из рук у ловцов, а вышедши на землю, удобно уловляется. Так, говорит Бог, подобно «желви», у вас устроенные демонам алтари будут взяты и раскопаны врагами. Потом снова напоминает Бог о добродетели праотца.
И отъиде Иаков на поле Сирийско, и работа Исраиль о жене и о жене снабде. И Пророком изведе Господь Израиля из земли Египетския, и пророком снабдеся. Ваш Праотец, вняв советам матери, решился оставить отеческий дом, чужую землю предпочел родной ради жены, чтобы поять за себя не Хананеянку, но из рода Симова, возлюбил рабство паче свободы, и сохранил закон, постановленный о женитьбе отцами. Поэтому и потомство его пользовалось Божиим о нем промышлением; потому что род его, принужденный быть в рабстве у Египтян, сподобил Бог освобождения чрез великого Пророка Моисея, и когда пребывал он в пустыне, сохранил его невредимым, употребив в служение того же Пророка.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег овец. Убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег овец

Пророк снова обращается к прошедшим временам. Смысл речи в ст. 12-13 понимается неодинаково. По мнению одних толковников (Эвальд), пророк выставляет на вид попечительное отношение Господа и к праотцу Израильского народа (ст. 12), и к самому Израилю. По мнению других (Бродович), пророк противополагает судьбу праотца Израиля судьбе самого Израиля: Иаков должен был бежать в чужую страну и, подобно рабу, стеречь овец; но потомки его чудесно были выведены из Египта и охранялись Богом через пророков. Таким противоположением Осия указывает на любовь Бога к Израилю, чтобы подчеркнуть неблагодарность последнего.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible