Скрыть
Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего

Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Воссияло им утреннее Солнце правды - они отвергли свет Его и сидят во тьме. А мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавились от мрака заблуждения. Они были ветвями святого корня, но отломились - мы не принадлежали к корню и принесли плод благочестия. Они с малолетства читали пророков и распяли Того, о Ком возвещали пророки, - мы не слышали Божественных глаголов и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот почему жалки они: ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, им [иудеям] ниспосланные, сами они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами. А мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов [Божиих].

Против иудеев

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 2–4 Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему, ибо ты пал от нечестия твоего; возьмите с собою [молитвенные] слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: отними всякое беззаконие, и прими [содеянное] добро, и мы принесем тельцов уст наших. Ассур не будет спасать нас; не станем садиться на коня и не будем более говорить делам рук наших: боги наши; потому что Ты будешь иметь милосердие к сироте (или к народу), уповающему на Тебя

После погибели Самарии и по умерщвлении, разбиении и рассечении мужей ее, детей ее и беременных, весь Израиль призывается к покаянию, чтобы изнемогший или павший чрез беззакония свои обратился ко Врачу и получил исцеление или восстал от своего падения, и затем указывается, каким образом должно приносить покаяние. Возьмите, говорит, с собою слова, то есть молитвы и сознание во грехах, и обратитесь к Господу как чрез слова, так чрез дела, и говорите Ему: отними всякое беззаконие, чтобы в вас ничего не осталось от прежней немощи и падения, и чтобы от худого семени не появились новые ростки, и прими, говорит, добро, потому что если Ты не отнимешь наших зол, то мы не можем принести Тебе ничего доброго, согласно с написанным в другом месте: уклонися от зла и сотвори благо (Псал. 36, 27). И ми принесем, говорит, тельцов уст наших. Вместо тельцов, которые по-еврейски называются рharim, LХХ, введенные в заблуждение сходством слова, перевели плод, который называется рhеri. Тельцы же уст означают хвалы и благодарение Богу; ибо жертва Богу дух сокрушен (Псал. 50, 19). Таким образом уже в то время плотские жертвы были отвергнуты, и жертвою, угодною Богу, служит искреннее исповедание. Они говорят, что они будут приносить тельцов уст, и постоянно петь хвалы Богу; они дают обещание также не возлагать надежды на ассириян и на коней египетских, – ибо ложь конь во спасение (Псал. 32, 17), – и не кланяться более делам рук своих, золотым тельцам, поставленным в Дане и Вефиле, и поэтому они говорят: не будем более говорить делам рук наших: боги наши; потому что Ты будешь иметь милосердие к уповающему на Тебя сироте (или народу), то есть к народу израильскому, о котором Ты сказал: сын мой первенец Исраиль (Исх. 4, 22) и: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Исаии 1, 2). И в другом месте: сынове чуждии солгаша Ми (Псал. 17, 45). Сиротою он называется потому, что утратил своего отца, Бога. По объяснению одного толкователя, сиротою называется тот, кто оставил отца зла, диавола, и поэтому будет поддержан милосердием Божиим. Пророчество это обращается также ко всякому превратному учению всех времен и призывает последователей его в покаянию, говоря: обратитесь к Господу Богу вашему, вы, которые пали или изнемогли, утратив врачевание от Господа; возьмите с собою слова, истинное исповедание веры, и скажите: отними беззаконие, скрывающееся в нашем сердце, и прими благо веры; ибо сердцем веруется в правду, усты же асповедуется во спасение (Рим. 10, 10). Тельцы и жертвы или плод уст состоят в вере во Отца и Сына и Святого Духа, в страдание и в воскресение Господа, и кто принесет Ему эту веру, тот не будет надеяться на царя ассирийского, о котором мы часто говорили. Он не станет также садиться на коней, которых Господь повелевает не умножать (Второз. гл. 17), и имея которых Фараон потонул вместе с своею конницею (Исх. гл. 14). Ибо всякий еретик вследствие гордости садится на коней, которых он сам производит чрез свое заблуждение. И не будут они более говорить делам рук своих, измышленным ими самими чрез искусство красноречия: боги наши. Для прожорливого – бог чрево; корыстолюбец служит маммоне, еретик учению, измышленному им. Но кто оставить все это, то есть Ассура, и коня, и дела рук своих, тот обратится к Господу и будет благоугождать Отцу своему, которым он был отвержен.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2-5 Обратися Израилю ко Господу Богу твоему, зане изнемогл еси в неправдах твоих. Возмите с собою словеса и обратитеся ко Господу Богу вашему, рцыте ему: (можеши всяк отврещи грех:) яко да не приимете неправды, но да приимете благая, и воздадим плод устен наших. Ассур не спасет нас, на кони не взыдем, ксему не речем: бози наши, делам рук наших: яко в Тебе, помилуется сирота. Исцелю селения их, возлюблю я явленно, яко отвратися гнев Мой от них

Опять-таки немало можно подивиться искусству пророка и построению речи, потому что она составлена достойно святого и исполнена вышнего тайноводства. Сначала возвестил будущее искупление чрез Христа, и что со временем изнеможет смерть, будет бессилен «остен» ада, и что, кроме того, нельзя представить решительно ни одного способа утешения и одобрения, который бы не был известен Богу. После этого необходимо было дать совет, чтобы они впредь и мыслили и исполняли потребное для их спасения и стремились как бы прийти в трезвенное состояние, опьяненные не от вина какого-либо, но от мирского сластолюбия и привязанности к демонским прелестям. Поэтому, дабы они, поверженные в состояние беспечности обещаниями милосердия и человеколюбия, не стали пренебрегать словом, способным (их) умудрить, он снова благоразумно возводит их к воспоминанию о бедствиях, сказав, что исчезнет Самария, «яко сопротивися Богу своему», затем присоединяя к этому то, что представляется наиболее пригодным для устрашения и огорчения слушателей: младенцы, говорит, разбиты будут; вместе с зародышами погибнут и сами матери, прежде чем утроба произведет на свет вполне сложившийся плод. Таким образом сначала устрашив ужасами, затем уже направляет к сердцам вразумляемых слово, призывающее к покаянию, весьма разумно убеждая в том, что следует возвратиться к Богу. А словами: «изнемогл еси в неправдах твоих» дает понять, что вместе с неправдами всенепременно прекратится и их немощь, и вместе с разнообразными отступлениями, если они устранены будут, удалятся и беды. А путь обращения к Богу делает легким, ибо весьма ясно говорит, что грешники будут в лучшем положении и в милости у Бога не за то, что будут приносить Ему богатства, или посвящать золото, или чествовать серебряными сосудами, или угождать жертвоприношением волов и закланием овец, но если принесут в дар слова и, услаждая Владыку всяческих, будут восхвалять Его. Посему «возмите с собою словеса», «рцыте» Богу, «яко да не примете неправды, но да приимете благая», то есть – чтобы не были наказаны соразмерно неправдам, а напротив обогатились подаянием благ. Обещайтесь же приносить Ему из уст благодарственные песни и исповедание, ибо это – плоды языка. Но, говорит, возгласите и твердо обещайте, что не скажете: «бози наша – делам рук» ваших. Это были виды отступления, из-за этого преткнулись, потому что и служили идолам, и, обесчестив всегда спасающего Бога, возложили надежду на пособия человеческие и, когда с ними воевали Египтяне, призывали Ассирийца, а затем, когда Ассирияне подняли оружие, против Самарии, на деньги нанимали Египетских конных стрелков или искусных в войнах конников. Поэтому то и услышали ясные слова Божии: «горе сходящим во Египет помощи ради, уповающим на кони и на колесницы» (Ис. 31:1), и были совершенно справедливо осмеиваемы за то, что старались сделать себе защитником «Египтянина человека, а не Бога, конски плоти», (Ис. 31:3) по написанному. Таким образом обещаются отстать от служения идолам и уже не иметь надежды на человека. Это и есть исправление прежних прегрешений, призывающее к милосердию Создателя всяческих, Который говорит устами пророка: «обращением обратитеся от беззаконий ваших, дом Израилев, и не будут вам в мучение неправды» (Иез. 18:30).

Это – речь пророка, побуждающего к покаянию, ясно доказывающего снисходительность Владыки и пресекающего медлительность склонных к покаянию: не сомневайся, говорит, Израиль, в том, что получишь просимое, если предпочтешь покаяние, потому что присутствующий в тебе Бог умеет помиловать и пожаловать сирот. Подобным образом говорит и богоглаголивый Давид: «сира и вдову приимет» (Пс. 145:9), как я полагаю, на одном предмете или на лицах, всего более нуждающихся в милосердии, показывает человеколюбие божественной и неизреченной природы. А если бы кто пожелал приписать сиротство самому Израилю (потому что он, так сказать, удалился от отца – Бога: хотя Он и ясно говорил: «сын первенец мой Исраиль» (Исх. 4:22), то я сказал бы, что правильно понимать и так.

Поэтому, уповая на то, что Владыка всяческих благ и расположен к человеколюбию, следует неукоснительно каяться и исправлением к лучшем устранять причины прежних прегрешений.

Тотчас же приводится ближайшее и, как бы сказать, находящееся у дверей слово Бога, обещающего исцелить немощных и возлюбить «явленно», то есть: явиться уже открыто и нетайно совершающим дела милосердия и любви и подаяние всякого блага. При этом объявляет, что оставил гнев против них и не лишит их желанного человеколюбия. Опять, по-видимому, и здесь речь упоминает нам не об одном только обращении потомков Израиля, но вместе с тем сообщает и о признании язычников, «не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль» (Рим. 9:6), но причисляются к чадам ходящие «стопами веры, яже (бе) в необрезании отца нашего Авраама» (Рим. 4:12). Итак подразумевается и призвание язычников и общение с Богом во Христе чрез веру и освящение, а кроме того указывается подаяние духовных даров и обилие благодати, конечно – во Христе.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 1-2 Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога своего; от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены. Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего
 

Опустошена будет Самария, отважившись поступать вопреки Божией воле. Будет она истощена войною, и жители ее увидят грудных младенцев разбиваемыми о землю, и носящих во чреве умерщвляемыми вместе с плодом их чрева. Но чтобы не испытать сего самым делом, обратись, Израиль, к Господу Богу твоему, потому что много времени провел ты в беззакониях. 

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего

Увещание к Израилю

Обратись Израиль: выражение подлинного текста дает мысль о полном и всецелом обращении к Богу. Упал (kaschal) от нечестия твоего: речь не о нравственном падении, а об общем упадке Израиля.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible