Скрыть
Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго».

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10 – 11 Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго». И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля

Мы читали об отвержении десяти колене, и о неисчислимости Израиля, и о том, что он ужо не будет народом Божиим, и об осуждении его вследствие вечного гнева [Божия]. Теперь мы узнаем, каким образом сыны Иудины и сыны Израилевы соберутся вместе, и поставят себе одну главу иди власть и выйдут из земли, и там, где прежде говорили: вы не Мой народ, они будут называться сынами Бога живого, и это будет потому, что велик день Иезраеля Кто сомневается и колеблется между различными мнениями, тому ответ дают слова Апостола Павла, который пишет римлянам: Аще же хотя Бог показати гнев и явити силу Свою, принесе во мнозе долготерпении сосуды гнева совершены в погибель, и да скажет богатство славы Своея на сосудех милости, яже предуготова в славу, ихже и призва нас не точию от иудей, но и от язык. Якоже и во Осии глаголет: нареку не люди Моя люди Моя и непомилованную помилованною. И будет, на месте, идеже речеся им: не людие Мои есте вы, тамо нарекутся сынове Бога живого. Исаиа же вопиет о Исраили: аще будет число сынов Исраилевых яко песок морский, останок спасется. Слово бо скончавая и сокращая в правде, яко слово сокращено сотворит Господь на земли (Исаии 10, 22), (Исаии 10, 23). И якоже прорече Исаиа: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, якоже Содом убо были быхоч и якоже Гоморру уподобилися быхом (Исаии 1, 9). Что убо речем? Яко языцы, не гоняшии правду, постигоша правду, правду же яже от веры. Исраиль же, гоня закон правды, в закон правды не постиже (Рим. 9. 22–31). Таким образом блаженный апостол, взяв свидетельство пророка Осии и изъяснив его в отношении к призванию язычников и к вере тех из иудеев, которые восхотели уверовать, устранил для нас всю трудность толкования, сказав, что это исполнилось во времена Христа и что именно в Израиле избираются двенадцать колен, то есть весь народ иудейский, а в Иуде те из язычников, которые исповедают Господа Иисуса. Если же кто-либо, чуждый веры во Христа и не принимающий авторитета Нового Завета, но принадлежащий к числу обрезанных, возразить, что сыны Иудины и сыны Израилевы означают два и десять колен, о которых мы часто говорили, то, делая в этом отношении уступку, мы покажем, что это нисколько не вредит нашей вере. Когда число сынов Израилевых рассеется по всему миру подобно песку морскому и многочисленность народа будет выше всякого исчисления, тогда получит свободу Израиль, который прежде назывался непомилованным и не Моим народом, заключит мир с двумя коленами, то есть Иудиным и Вениаминовым, большая часть которых уверовала во Христа, так что разделенные физически будут соединены но вере и поставят себе одну главу и одного князя, о котором Иезекииль написал: и князь один среде их, раб Мой Давид (Иезек. 34, 24), и восстанут, как умершие, из преисподней, то есть Иуда и Израиль, которые были мертвыми вследствие неверия. И все это будет потому, что велик день семени Божия, которое означает Христа. Отсюда видно, что кровь Навуфея израильтянина была прообразом того, что в действительности исполнилось чрез Христа. Ибо чрез Сего, а не чрез того, сделался великим день Иезраеля, о котором говорится: сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Псал. 117, 24). Смысл же предпринимаего нами третьего рода истолкования Израиля в отношении к еретикам и Иуды в отношении к членам Церкви следующий: когда Господь придет в Своей славе царствовать, то те которые прежде назывались не Его народом, будут называться сынами Бога живого, именно тогда, когда они соединятся с Иудою, то есть с церковию Божиею, и будут иметь одну главу, Христа, и выйдут из земли, то есть из земных помышлений и принижающей буквы, и примут великий день семени Божия. Вместо οὐκ ἠλεημένη, то есть непомилованная, в некоторых списках стоит οὐκ ἠγαπημένη, то есть невозлюбленная. Но более правильны те списки, в которых стоит непомилованная, тем более, что в отличие от Израиля, которому не оказывается помилования, Бог прибавляет: а дом Иудин помилую.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 10-11 Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго» И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля

Пророк Осия тем труднее для понимания, чем глубже он говорит. Но кое-что из него мы должны взять и объяснить здесь согласно нашему обещанию. И там, пишет он, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живого. Это пророческое свидетельство о призвании народа из язычников, прежде не принадлежавших Богу, в этом смысле поняли и апостолы. А так как и этот народ языков по духу принадлежит к чадам Авраама и потому правильно называется Израилем, то пророк, продолжая речь, говорит: И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе и поставят себе одну главу и выйдут из земли. Если бы мы захотели еще более разъяснять это место, то затемнили бы только смысл пророческой речи.

О граде Божьем

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И будет число сынов Исраилевых аки песок морский, иже не измерится, ни изочтется

Блаженный Исаия тоже самое изъясняет нам другим образом. И аще будут, говорит, людие Исраилевы яко песок морский, останок (их) спасется: слово бо совершая и сокращая правдою, яко слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней (Иса. 10, 22-23). Быть может, это надо понимать и таким образом, но можно и иначе, а именно так: велик и неисчислим Израиль, и хотя бы даже он был равен песку морскому, но не велико его значение у Бога, после того, как начал нечествовать, а между тем и один праведный и благочестивый удостаивается от Него любви и особенного попечения. Он взирает и на одного кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Его (Иса. 66, 2). И не довольствуется попечением об одних только добрых и кротких, боящихся Его и искренно служащих Ему, но заботится о пользе и других и даже прогневавших Его избавляет от грозившего им иногда наказания. В доказательство сего можешь взять сказанное о Содомлянах, когда всемогущий Бог обещал освободить их от огненного наказания, если бы среди них нашлось только пять праведников. Тогда и Лот спасся вместе с женою и детьми. И что я говорю о пяти праведных и добрых, когда Он, угрожая гневом Иерусалиму, говорит: обыдите пути Иерусалимския, и воззрите, и познайте, и поищите на стогнах его: аще обрящете мужа творящего суд, и ищуща веры, и милосерд буду им, глаголет Господь (Иер. 5, 1)? Видишь, как Он не оставляет и одного праведника, и за целый город молящегося не презирает. А и неисчислимый народ, как я сказал, не имеет у Него никакого значения, если оказывается нечистым, склонным к злу и необузданно преданным прелестям демонским.

И будет, на месте на немже речеся им, не людие мои вы, сии тамо прозовутся сынове Бога живаго

Рядом с суровым гневом возвещается и прекращение скорби и, что касается до слов пророчества, то не далек конец бедствий, т. е. в изложении пророчества вслед за речью о гневе Божием и отвержении идет речь о милосердии Божием и прекращении бед. Что Израиль будет некогда отвергнут, это ясно предвозвестил в только что сказанных нам словах. А что он не всецело погибнет и не совсем, истребится, но что наступит для них время восстановления в прежнее состояние и возвращения любви к Богу, очевидно чрез веру во Христа, — и в этом Он также удостоверил; ибо тем, которые должны были внимать пророческим речам, надлежало иметь ясное познание о таинстве и не оставаться в неведении способов божественного домостроительства. Итак, будет, говорит, на месте, на немже речеся им, не людие мои вы, сии прозовутся сынове Бога живаго. Постараемся точно объяснить, что Он хочет сказать выражением: «на месте». Израильтяне некогда сделались пленниками и переселены были в ассирийскую землю. Там они плакали и рыдали о законе, что ясно показал нам блаженный Давид, говоря: на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона (Псал. 136, 1); опять сказал: како воспоем песнь Господню на земле чуждей? (ст. 4) Но по милосердию Божию возвратившись во Иерусалим, они как и прежде были и именовались народом Божиим и, пребывая в благополучии, свободно отправляли богослужение и совершали жертвы по закону; ибо исполнять постановления закона невозможно было в каком-либо другом месте, но в одном только Иерусалиме и во храме. Относительно этого закон Моисея дает ясное наставление: внемли себе, да не принесеши всесожжений твоих (на всяком месте, еже аще узриши) токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, тамо нарещи его имя, тамо да принесеши всесожжения твоя (Втор. 12, 13-15). Итак, оставивши землю иноплеменников и возвратившись некогда во Иерусалим, они опять стали совершать узаконенное Моисеем и называться народом Божиим. После же креста Спасителя и после бывшей осады и опустошения их (города) они с семействами своими рассеялись по городам и странам язычников. Итак, каким образом они некогда сделаются народом Божиим? Ужели опять возвратятся во Иерусалим и собраны будут в храме? Или же это совершится в тех местах, где каждый будет жить? Что говорит Пророк? На месте, на немже речеся им, не людие мои, сии прозовутся сынове Бога живаго. Правда, они перестали быть, народом Божиим и рассеялись по языческим странам, что, как известно каждому, продолжается и до днесь. Но в последние времена века, когда исполнение языков внидет (Рим. 11, 25), тогда и сам отверженный Израиль будет принят в число сынов Божиих, в каком бы месте кто ни оказался живущим. Для этого нет никакой необходимости возвращаться в Иерусалим и искать еще каменного храма, потому что он (Израиль) будет чтить Бога не по древним обычаям, не жертвами, говорю, волов и закланием овец, но выражением их богослужения будет вера во Христа, и Его заповеди, и освящение в Духе, и чрез святое крещение возрождение, сообщающее славу сыноположения самим святым, призванным для сего от Господа.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-10 И, откормив грудью Непомилованную, она зачала, и родила сына. И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом. Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго»
Ст. 8-10 И от­до­и́ непоми́лован­ную: и зача́тъ па́ки и роди́ сы́на. И рече́ (Госпо́дь): прозови́ и́мя ему́ не лю́дiе мо­и́: зане́ вы́ не лю́дiе мо­и́, и а́зъ нѣ́смь Бо́гъ ва́шъ: и бу́детъ число́ сыно́въ Изра́илевыхъ а́ки песо́къ морскі́й, и́же не измѣ́рит­ся, ни изочте́т­ся: и бу́детъ, на мѣ́стѣ, на не́мже рече́ся и́мъ: не лю́дiе мо­и́ вы́: сі́и та́мо прозову́т­ся сы́нове Бо́га жива́го
 

К сему прибавляет Пророк, что, когда родился у него еще сын, Бог повелел назвать его: «не людие Мои», и объясняет тому причину: «Зане вы не людие Мои, и Аз несмь Бог ваш». И чтобы не подумал кто, будто бы оставляет их по малочисленности и незначительности, кстати присовокупляет: «И будет число сынов Израилевых аки песок морский, иже не измерится, ни изочтется». Но не множество угодно Богу: «идеже два или тpиe собрани во имя Его, ту посреде их» (Мф.18:20). Так Ноя предпочел всем в совокупности человекам, так предпочел Авраама и Моисея; потомков же их, превосшедших всякое число, за нечестие называет: «не людие Мои». Впрочем, как человеколюбивый, вскоре отменил произнесенный приговор. Ибо сказано: «И будет, на месте, на немже речеся им: не людие Мои вы, сии тамо прозовутся сынове Бога живаго».

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго»

Утешительные обетования Израилю

Ст. 10 в евр. 7 начинается II гл.; у LXX ст. 9-10 отнесены к I гл. Речь идет о десятиколенном царстве. Из сопоставления ст. 10-го с предыдущим должно заключить, что, по мысли пророка, отвержение Израиля будет только временное, и потому данное праотцам обетование (Быт XXII:17; ХXXII:12) о размножении их потомства угрозою не упраздняется. Как песок морской:обычный в Ветхом Завете образ, выражающий мысль о неисчислимом множестве. И там, где говорили (в сл. и будет, на месте на немже речеся им), т. е. в Палестине, где было возвещено отвержение Израиля и куда со временем соберется Израиль из мест рассеяния.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible