Скрыть
И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Израиля!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И соберутся сынове Иудины, и сынове Израилевы вкупе, то есть, не будут более делиться на две части, как при Ровоаме. Яко велик день Иезраилев. Пророк называет сей день великим, потому что прекратятся в оный великие бедствия, и будет он началом благоденствия. Как Бог отмстил за кровь Иезраилеву, то есть за кровь Навуфея и за неповинную кровь, пролитую Ахаавом и Иуем; так языческим народам, которые восставали против народа Божия, отмстит за кровь его. И должно думать, что разумеется здесь то гонение, какое Иудеи терпели от соседних языческих народов во времена Зоровавеля и Неемии. Совершенного же исполнения сих слов Писания должно искать в те времена, когда Господь сотворил спасение народу Своему, освободив его от сатаны и от руки служителей его, которые воздвигали гонение на мучеников. Ибо они-то составляли то семя, которое Бог посеял в последствии чрез Христа, как говорит божественный Павел, люди обновленные, ревнители добрым делом (Тит.2:14). Таково значение слова Иезраель. Книга Судей повествует, что судия Гедеон с долины Иезраель повел войско свое, и там начались его победы в тот день, как низложил он Мадиамлян и другие союзные с ними народы (Суд.6:37). И, может быть, Пророк упоминает здесь об Иезраеле, давая сим уразуметь Иудеям, что как велик был день для Гедеона, когда пошел он с долины Иезраель, так славен будет для них день избавления из Вавилона, как начало великих благ. Но не сами они устроят сие, посеет же им Бог, то есть, Бог соделает сие по благости Своей; чем и подтверждается сказанное выше: и не спасу их луком, ни мечем.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10 – 11 Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго». И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля

Мы читали об отвержении десяти колене, и о неисчислимости Израиля, и о том, что он ужо не будет народом Божиим, и об осуждении его вследствие вечного гнева [Божия]. Теперь мы узнаем, каким образом сыны Иудины и сыны Израилевы соберутся вместе, и поставят себе одну главу иди власть и выйдут из земли, и там, где прежде говорили: вы не Мой народ, они будут называться сынами Бога живого, и это будет потому, что велик день Иезраеля Кто сомневается и колеблется между различными мнениями, тому ответ дают слова Апостола Павла, который пишет римлянам: Аще же хотя Бог показати гнев и явити силу Свою, принесе во мнозе долготерпении сосуды гнева совершены в погибель, и да скажет богатство славы Своея на сосудех милости, яже предуготова в славу, ихже и призва нас не точию от иудей, но и от язык. Якоже и во Осии глаголет: нареку не люди Моя люди Моя и непомилованную помилованною. И будет, на месте, идеже речеся им: не людие Мои есте вы, тамо нарекутся сынове Бога живого. Исаиа же вопиет о Исраили: аще будет число сынов Исраилевых яко песок морский, останок спасется. Слово бо скончавая и сокращая в правде, яко слово сокращено сотворит Господь на земли (Исаии 10, 22), (Исаии 10, 23). И якоже прорече Исаиа: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, якоже Содом убо были быхоч и якоже Гоморру уподобилися быхом (Исаии 1, 9). Что убо речем? Яко языцы, не гоняшии правду, постигоша правду, правду же яже от веры. Исраиль же, гоня закон правды, в закон правды не постиже (Рим. 9. 22–31). Таким образом блаженный апостол, взяв свидетельство пророка Осии и изъяснив его в отношении к призванию язычников и к вере тех из иудеев, которые восхотели уверовать, устранил для нас всю трудность толкования, сказав, что это исполнилось во времена Христа и что именно в Израиле избираются двенадцать колен, то есть весь народ иудейский, а в Иуде те из язычников, которые исповедают Господа Иисуса. Если же кто-либо, чуждый веры во Христа и не принимающий авторитета Нового Завета, но принадлежащий к числу обрезанных, возразить, что сыны Иудины и сыны Израилевы означают два и десять колен, о которых мы часто говорили, то, делая в этом отношении уступку, мы покажем, что это нисколько не вредит нашей вере. Когда число сынов Израилевых рассеется по всему миру подобно песку морскому и многочисленность народа будет выше всякого исчисления, тогда получит свободу Израиль, который прежде назывался непомилованным и не Моим народом, заключит мир с двумя коленами, то есть Иудиным и Вениаминовым, большая часть которых уверовала во Христа, так что разделенные физически будут соединены но вере и поставят себе одну главу и одного князя, о котором Иезекииль написал: и князь один среде их, раб Мой Давид (Иезек. 34, 24), и восстанут, как умершие, из преисподней, то есть Иуда и Израиль, которые были мертвыми вследствие неверия. И все это будет потому, что велик день семени Божия, которое означает Христа. Отсюда видно, что кровь Навуфея израильтянина была прообразом того, что в действительности исполнилось чрез Христа. Ибо чрез Сего, а не чрез того, сделался великим день Иезраеля, о котором говорится: сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Псал. 117, 24). Смысл же предпринимаего нами третьего рода истолкования Израиля в отношении к еретикам и Иуды в отношении к членам Церкви следующий: когда Господь придет в Своей славе царствовать, то те которые прежде назывались не Его народом, будут называться сынами Бога живого, именно тогда, когда они соединятся с Иудою, то есть с церковию Божиею, и будут иметь одну главу, Христа, и выйдут из земли, то есть из земных помышлений и принижающей буквы, и примут великий день семени Божия. Вместо οὐκ ἠλεημένη, то есть непомилованная, в некоторых списках стоит οὐκ ἠγαπημένη, то есть невозлюбленная. Но более правильны те списки, в которых стоит непомилованная, тем более, что в отличие от Израиля, которому не оказывается помилования, Бог прибавляет: а дом Иудин помилую.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 10-11 Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго» И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля

Пророк Осия тем труднее для понимания, чем глубже он говорит. Но кое-что из него мы должны взять и объяснить здесь согласно нашему обещанию. И там, пишет он, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живого. Это пророческое свидетельство о призвании народа из язычников, прежде не принадлежавших Богу, в этом смысле поняли и апостолы. А так как и этот народ языков по духу принадлежит к чадам Авраама и потому правильно называется Израилем, то пророк, продолжая речь, говорит: И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе и поставят себе одну главу и выйдут из земли. Если бы мы захотели еще более разъяснять это место, то затемнили бы только смысл пророческой речи.

О граде Божьем

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И соберутся сынове Иудины, и сынове Исраилевы вкупе, и поставят себе власть едину, и изыдут от земли, яко велик день Иезраелев

И это, как увидим, исполнилось и исторически и духовно. Жители Самарии, то есть, Израиль, а также и жители Иерусалима, то есть, Иуда и Вениамин, как военнопленные, находились в пределах Персов и Мидян. Когда же Кир, сын Камбиза, овладев Вавилоном и получив власть над Персами, отпустил Израиля и Иуду и повелел им идти домой с своими священными сосудами, тогда они пришли во Иерусалим и стали жить наконец, уже не отделяясь друг от друга, как это было до плена, и не имели каждый своих особых царей. Все единодушно принадлежали к одному Иерусалиму, имея в то время своим вождем Зоровавеля, сына Салафиилева, который был из колена Иуды, а великим первосвященником — Иисуса, сына Иоседекова. Тогда они восстановили божественный храм и стали заботиться об устроении своих жилищ. Посему, соберутся, говорит, сынове Иудины и сынове Исраилевы вкупе, и поставят себе власть едину и изыдут от земли, дабы ты разумел землю иноплеменников, в которую они были отведены иноплеменниками. Но выражение: яко велик день Иезраелев не соответствует историческому повествованию, и потому там говорит, Израиль назовется народом Божиим, хотя за свое великое нечестие и назван был не людие, как уже мы говорили об этом прежде. Тогда соберутся и сами сынове Иудины, то есть все наконец множество Иудеев, какое окажется на лицо в последние времена. И все будут под одною властью, то есть, под властью Христа. Это и предвозвестил Бог всяческих устами пророка Иезекииля, говоря о Христе: и восставлю им пастыря единаго, и упасет я, раба моего Давида, и будет им пастырь (Иезек. 34, 23). Давидом же называет Христа, по плоти родившегося от семени Давида. Итак после того, как будет уже призвано множество язычников, наконец введен будет и Израиль и все будут под одною властью.

И изыдут, говорит, от земли. Эти слова, думаю, указывают правомыслящим или на то, что всецело подчинившиеся игу Спасителя будут всячески удаляться от земных помышлений и побеждать плотские пожелания, (а что таковы все, покорившиеся игу Христову, в этом удостоверит и блаженный Давид, говоря: яко Божия державнии земли зело вознесошася и также Павел: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми, или на то, что они получат воскресение из мертвых, ибо однажды и Христос сказал: аминь глаголю вам, яко веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Иоан. 11, 25). Но при этом необходимо возникает вопрос: ужели неверующие, скажи мне, останутся мертвыми и не восстанут вместе с другими? Каково в этом отношении преимущество уверовавших во Христа, это показал нам сам Спаситель, так говоря: тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох, да живот имут, и лишше имут (Иоан. 10. 10). Итак воскреснут все, как злые, так и добрые, но не все имеют это «лишше». Те, которые не суть Христовы, вследствие того, что окажутся уличенными в грехе неверия — будут иметь в конце концов жизнь гораздо худшую смерти; ибо они подвергнутся суду за свои преступления и за неверие. А те, которые Его суть и получили духовное общение с Богом, люди доброго образа жизни, кроме общего воскресения и возвращения к жизни, всеконечно будут иметь и следующее за сим, то есть, дары, почести, венцы, награды, славу. Это засвидетельствует Павел, говоря: се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся (1Кор. 15, 51-52).

Итак, изыдут, говорит, от земли, то есть, и сами они будут жить жизнью святых, яко велик день Иезраелев. И действительно, велик день Христов, в который Он воскресит всех мертвых, и снидет с небеси, и сядет на престоле славы своея, и воздаст коемуждо по деянием его (Матф. 16, 27). Если же кто пожелал бы под днем разуметь время (перваго) пришествия, когда Христом даровано отпущение грехов Эллинам и Иудеям и всем согрешившим против Него, то и он не уклонится от истины. Так и Давид возвещает время пришествия Спасителя нашего, говоря: сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь (Псал. 117, 24).

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Израиля!

Сим провозвестил призвание из Вавилона и то, что по возвращении оттуда не будет уже у них отдельных царей, но, соединившись и составляя один народ, будут иметь у себя одного правителя: и это пришло в исполнение при Зоровавеле. А днем Иезраелевым назвал то бедственное состояние, в какое привели Израильтян Ассирияне в юдоли Иезраелевой. Поскольку, говорит Бог, налагаю на них тяжкое наказание; то сподоблю их и великого спасения, и, освободив от рабства, возвращу в отечество.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля

Образ речи пророка заимствован от факта исхода евреев из Египта, когда собрался весь народ и поставлена была Богом для всех колен Израиля одна глава - вождь и законодатель Моисей. Исход из Египта служит для пророка в ст. 11 образом будущего, и именно освобождению Израиля из ассирийского плена. Выйдут из земли, vealah min haarez. Некоторые толкователи понимают глагол alah в cмысла - «выступать за пределы», «выступать на бой». Поэтому все выражение изъясняет, как предсказание будущих завоеваний с целью расширения территории (Гитциг, Умбрейт). Но контекст речи и употребление гл. alah не дает основания для такого изъяснения рассматриваемых выражений. Ибо велик день Изрееля, т. е. день начала пленения Израиля, тот день, когда в долине Изреельской будет поражен и рассеян Израиль (ср. ст. 4-5); этот день велик по своим последствиям для будущего, так как он приведет к обращению Израиля и единению с домом Иудиным. Церковные учители (блаж. Иероним, Феодорит, Кирилл Александрийский), в объяснении ст. 11 обращают внимание на значение слова Изреель, понимая его в значении Бог сеет. Все выражение, по их толкованию, означает: славен день, когда народ выйдет из земли пленения и станет семенем Бога живого (Изреель).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible