Скрыть
дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Да не совлеку ю нагу, отняв у нее мужей славных, священников и царей.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 2–3 Судите мать вашу, судите; ибо она не жена Моя и Я не муж ее; пусть она удалит блудодеяния свои от лица своего и прелюбодеяния свои от грудей своих, чтобы Я не разоблачил ее до нага и не выставил ее, как в день рождения ее

Доселе слово было обращено к народу Израильскому, то есть к десяти коленам. Теперь начинается вторая глава и повелевается детям, то есть народу, судиться с матерью своею, которая родила их и которая, сделавшись из блудницы женою, не оставила прежнего образа жизни и стало блудодействовать с любовниками своими. И обрати внимание на снисходительность Мужа. С нею уже расторгнут брак, она уже отвержена, Он уже сказал ей: она не жена Моя и Я не муж ее, однако Он повелевает детям, чтобы они говорили не к жене Отца, которую Тот оставил, а к своей матери, которая родила их. Говорить же ей они должны, призывая ее к покаянию, чтобы она удалила блудодеяния от лица своего и прелюбодеяния от грудей своих. Блудодействующая – это та, которая вступает в связь со многими, а прелюбодействующая та, которая, оставив одного мужа, соединяется с другим. То и другое представляет собою синагога, которая если будет продолжать блуд и прелюбодеяние, то Бог снимет с нее те одежды и украшения, которые Он дал ей. Об этом пишет Иезекииль: в оньже день родилася еси, не обязаша сосец твоих, ни солию осолиша, и проидох сквозе тя, и нашел тебя ногою и обезображенною и смешену в крови твоей (Иезек. 16, 1–6). И немного спустя: Я облек тебя в виссон и в тонкие одежды и украсил тебя нарядом, и дал запястья на руки твои и ожерелье на шею твою (Иезек. 10–11). Это дал ей щедрый Муж тогда, когда нашел ее в Египте оскверненною чрез похоть идолослужения и раскладывающею для всех ноги свои. Поэтому теперь Он угрожает, что если она не захочет возвратиться к Мужу своему, то она таким же образом будет без Бога и Мужа, как прежде была в Египте. Чтобы не расширять постоянно книг чрез троякий род толкования, достаточно будет изредка напоминать, что сказанное относится и к иудеям, отрицающим Христа, и к еретикам, оставляющим веру в Господа, которых блудодеяние заключается собственно среди грудей и выражается в пристрастии к измышлению идолов и различных учений и которые возвратятся к дню своего рождения, так что если не покаются, то уподобятся язычникам.

И чтобы не обратил ее как бы в пустыню, и не сделал ее землею непроходимою и не уморил ее жаждою.

Если она не захочет исправиться, то Я сделаю то, что сделал в пустыне, так что они будут отведены в плен и падут в чужой земле, испытывая жажду всего хорошего и не будучи в состоянии возвратиться в свое отечество. Или пусть они выслушают [сказанное] в Евангелии: оставится вам дом ваш пуст (Матф. 23, 38). И пошлет ей Господь не голод хлеба и не жажду воды, а жажду слышания слова Божия(Амос. гл. 8). Об этом и Исаия говорит: будут, яко вертоград, не имый воды (Исаии 1, 30). Если еретики, отверженные Господом, не возвратятся в прежний дом, то будут испытывать такой недостаток во всем, что будет уничтожено даже то, чем они по-видимому обладают.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-5 Положу ю яко пустыню, и учиню ю яко землю безводну, и убию оную жаждею. И чад ея не помилую, яко чада блужения суть. Яко соблуди мати их, посрамися родившая их

Говорит, что соблудившая будет неплодною, сухою и производящею терния, терпящею жажду, безводною, лишенною вод конечно не земных, но тука свыше небесного, то есть, даров Духа, которое Он подает каждой мудрой и доброй душе. Так и блаженный Давид воспевает Богу и говорит: сынове человечестии в крове крилу твоею надеятися имут. Упиются от тука дому твоего, и потоком сладости твоея напоиши я. Яко у тебе источник живота (Псал. 35, 8-10). Законные чада, проводившие добродетельную жизнь и ничего не ставившие выше любви к Богу, удостаиваются святых и обильных даров; блудница же, говорит, сделается безводною и умрет в жажде. Эго, думаю, означает и сказанное о ней устами других пророков. Так один сказал: се дние грядут, глаголет Господь: и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды: но глад слышания слова Господня, и от восток до запад обтекут, ищуше словесе Господня, и не обрящут (Амос. 8, 11-12). Опять и Иеремия говорит как бы от лица Божия: немощию и язвою накажешися Иерусалиме, да не отступит душа моя от тебе, да не сотворю тя непроходну землю необитанну (Иер. 6, 8), ибо Бог, как я сказал, Духом Своим внушает каждому из нас мысли, могущие воспитать в жизнь вечную, или часто утучняет нас устами святых. Вместе с блудной матерью, говорит, должны без милосердия погибнуть и дети. По какой причине? Яко чада блужения суть. Мы не говорим того, что дитя виновно во грехах своей матери, ибо нам вспоминается сказанное негде устами Иезекииля: не умрут отцы за чад и ни чада за отцов: каждый во своем грехе умрет (Иезек. 18, 20). Напротив, надобно знать, что хотя и приводится лице прелюбодейкой матери, как образ синагоги, но тем не менее таковы же и те, которые происходили от нее. Говоря же: яко чада блужения суть, он ясно показал, что они оказались виновными в духовном любодеянии и были нечестивцами в этом отношении как бы от самых пеленок и со дня рождения своего, никогда не думали о делах благочестия, совершенно пренебрегали добродетелью и не любили ходить угодною Богу стезею. Так и Псалмопевец говорит: отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу (Псал. 57, 4), тогда как всякий благочестивый и воспитанный в делах благочестия может громко вопиять Богу: к тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матери моея, Бог мой еси ты (Псал. 21, 11). Как под сынами света и сынами дня по справедливости можно разуметь тех, которые как бы во свете и дне проводят жизнь светлую и благообразную; так и в том случае, когда некоторые называются чадами блужения, разумей тех, которые как бы преданы блуду и ведут очень постыдную жизнь и которых Он не удостаивает помилования, яко соблуди мати их, посрамися родившая их. Посрамила же очевидно себя саму и рожденных ею детей. Ибо как праведник находится в славе за свою добродетель, так и всякий нечестивый пребывает в стыде и посрамлении.

См. Толкование на Ос. 2:2

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 3-6 дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою. И детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки». За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих


Днем же «рождения» называет пребывание в Египте. Оставлю ее лишенною Моего о ней промышления, сделаю, что будет в рабстве у Ассириян, как рабствовала Египтянам, сделаю, что уподоблю «земле безводной и пустыне». А под «жаждою» разумеет не только недостаток воды, но и лишение Божия попечения. И чад ее не удостою пощады, потому что родились от злочестивых, и в мерзости подражали отцам. Ибо блуждением [в русск. блудом] называет здесь служение идолам. Но чтобы яснее обличить ее неблагодарность, представляет, будто бы говорит она, что ей надобно идти в след похотников [в русск. любовников], то есть, идолов; от них, говорит она, получаю в обилии все необходимое. И поскольку не познала Подателя благ, то справедливо присовокупляет: За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих. И самое наказание исполнено человеколюбия; потому что приводит к оставлению нечестия. При испытании бедствий дознала она бессилие идолов; потому что призвала их в защиту во время нашествия, и не получила от них помощи.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою

У изменившей жены супруг может отнять все подарки и как бы раздеть ее донага. Подобным образом Иегова лишит неверный народ всех своих даров. Израиль снова дойдет до такого печального положения, в котором он находился в день рождения, - т. е. накануне своей политической самостоятельности, во время пребывания в Египте (блаж. Феодорит) и при исходе из Египта; уподобится пустыне и сухой земле т. е. будет лишен необходимой пищи. Пророк, без сомнения, имеет в виду времена плена.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible