Скрыть
Блуд, вино и напитки завладели сердцем их.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Блуд, и вино, и пиянство прият сердце их, потому что непотребствовали они в капищах идолов своих.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу

Страсть ненасытима, и чем более подчиняются ей, тем более она возбуждает в подверженных ей алчность. Наоборот, блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся (Мф 5:6). Как правда насыщает, так неправда, не заключающая в себе ничего существенного, обманывает употребляющих мнимую пищу и оставляет у едящих пустоту в желудках. Они блудодействовали и не перестали. Силы через блудодейство изнемогают, но желание блудодействовать не прекращается. Блудодействовали и десять колен с идолами Иеровоама, сына Наватова.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 10-11 И будут ясти и не насытятся: соблудиша и не исправятся: понеже Господа оставиша еже снабдети. Блуд и вино и пиянство прият сердце людий Моих

Опять сохраняет потомкам Израиля остаток; именно словами: «и будут ясти, однако не насытятся» ясно показывает, что служение свящеиников совсем не прекратится. В самом деле, если кто размыслит или о тех древних переселениях и пленениях Израиля, или об опустошении Иудеи руками Римлян (в наказание) за Христа, — тот найдет, что сохраняются остатки и самого Израиля, и служения по закону. Так, хотя они тогда отведены были Салманасаром и Феглафаласаром в Ассирию и Мидию, тем не менее некоторые весьма немногие оставшиеся из Израильтян делали узаконенные приношения священникам, жертвуя что было под руками и нисколько не отступая от обычаев. Равным образом и в последнюю войну, разумею при Кесаре Августе, когда подверглась опустошению их страна, хотя и были рассеяны по всем ветрам, по всем странам и городам, все-таки делали посильные приношения, впрочем уже скудно награждая священный и избранный род. И доселе поступают так, хотя древние жертвы исчезли, потому что приносить жертвы вне Иерусалима противозаконно. Итак, «будут, говорит, ясти, и не насытятся», то есть будут получать мало и с трудом и в количестве недостаточном для насыщения. Точно также и это свидетельствует о лишении их прежней чести и утрате ими прежнего благоволения. После того, говорит, как они соблудили, «не исправятся»: как я сказал, удаляющимся от Бога (в этом, думаю, и имя, и сущность блуда духовного) не возможно ни до насыщения пользоваться подаваемыми благами, ни собрать небесную и горнюю пищу, ни исправиться в мыслях и поступках, потому что хранитель всякого добра в нас и кормило ума нашего — Бог.

Здесь перечисляет причины того, почему ни они не насыщаются пищей, ни священнослужители уже не исправятся. Так как, говорит, и сами они удалились от Господа, и вместе с питомцами пали и воспитатели, с подчиненными и подвластными — получившие начальство, то справедливо будут находиться под гневом Божиим и подвергнутся наказанию за непрестанные прегрешения. Они-то именно и сохранили блуд, т.-е. поступали так, что у подчиненных уцелело заблуждение, хотя, напротив, они обязаны его исторгать и уничтожать, — потому что долг учителей — старательно удалять пагубное для народа и немедленно искоренять враждебное Богу; если же, но желая поступать так, они позволяют оставаться и сохраняться делам заблуждения, даже поддерживают их, тогда, конечно, душа воспитываемых примет нечто в роде «вина и пиянства». В самом деле: откуда или как ученики получат трезвенность и силу устремить око ума к истинному и сущему по естеству Богу, если воспитатели и наставники в полезном приучают их к заблуждению, как должному? Об этом, думаю, ясно сказано другим пророком: «священницы не рекоша, где есть Господь; и держащии закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя, и пророцы пророчествоваша в Ваала» (Иер. 2:8), и в другом месте: «сынов моих, и овец моих несть, несть ктому места скинии моей, места кожам моим. Понеже обуяша пастыри, и Господа не взыскаша: сего ради не уразуме все стадо, и расточено бысть» (Иер. 10:20-21).

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 10-12 Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их. Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего
 

Будут есть, и не насытятся. Буду наводить на них непрерывные бедствия, подобно тому, как незнающим сытости в хлебе в большей мере предлагаются снеди. Потом Пророк снова перечисляет их беззакония, обвиняя их в пьянстве и в идолослужении, которое именует блудом. Присовокупляет же и достойное смеха прорицание, описывая и как они вопрошали вызывавшихся быть прорицателями, и как те давали ответы. Народ Мой вопрошает свое дерево, – говорит Пророк, – и жезл его дает ему ответ, то есть, одни домогались по каким то знамениям дознать, что должно им делать, а другие, в содействие к обману употребив какие-то жезлы, возвещали, что угодно им было. Отваживались же на это, потому что приобрели наклонность к блуду. Сие-то стремление к блуду Пророк именует духом блуда. И объясняя, какой разумеет блуд, присовокупил он: блудодействуя, они отступили от Бога своего.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Блуд, вино и напитки завладели сердцем их. Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего

Блудодеяние народа плотское (разврат) и духовное (служение идолам)

Предаваясь чувственным удовольствиям, народ вместе с тем занимался бессмысленными волхованиями. Boпрошает свое дерево, т. е. вопрошает истуканов, сделанных из дерева, или, в частности, терафимов, которые усвояли силу предсказывать будущее (Ос III:4; Зах Х:2). Чтение слав. : «в знамениях вопрошаху» возникло из ошибочного греч. В словах: Жезл его дает ему ответ пророк имеет в виду тот способ гадания о будущем, который называется равдомантией и жезлогаданием. Гадание посредством жезла было распространено у многих древних народов и имело различные формы. Языческие гадания соединялись с служением языческим богам, каковое служение пророк и называет в ст. 12 блудом.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible