Скрыть
Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо Пророк говорит: кровь с кровми мешают. Избили они Пророков и не насытились тем: даже когда сам Владыка Пророков пришел во Своя, и Его предали смерти, Его кровь смешали с кровью проповедников, предвозвещавших о пришествии Праведного, и не ужаснулись.

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием

Каин был первый человекоубийца. После, по причине умножившейся злобы людей, потоп наводнил землю; на содомлян за беззакония огонь ниспал с неба. С течением времени Бог избрал себе Израиль, но и он развратился - и род избранный получил язву. Ибо Моисей на горе стоял пред Богом, а народ вместо Бога покланялся тельцу. Тогда как законодатель Моисей сказал: не прелюбодействуй (Исх 20:14), - человек, взойдя в блудилище, дерзнул любодействовать. После Моисея посылаемы были пророки для врачевания Израиля, но врачи эти плакали, не сумев прекратить болезни, так что некоторые из них говорили: Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми (Мих 7:2), и в другом месте: Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс 13:3). Также: Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились.

Поучения огласительные

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1–2 Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием

С начала пророчества до настоящего места под образом блудницы и прелюбодейцы, которые, после весьма тяжких наказаний и весьма продолжительного оставления [Богом], возвращаются в прежнее или лучшее состояние, перечисляются грехи десяти или двух колен и вообще всех. Теперь речь снова обращается к Израилю, то есть к десяти коленам, и говорится, что не напрасно Бог во гневе Своем угрожал и поражал столь тяжкими наказаниями, чтобы не могло показаться, что не по праведному суду, но несправедливо, вследствие всемогущества Божия, состоялось определение относительно тех, кои не грешили. Слушайте, говорит пророк, слово Господне, сыны Иизраилевы, ибо Господь хочет судиться с Своим народом и изложить причины гнева Своего. Нет ни истины ни милосердия, ни Богопознания на земле. Ибо истина не может быть без милосердия, и милосердие без истины делает небрежными; поэтому одно соединяется с другим, и кто не будет иметь их, тот, следовательно, не будет иметь и Богопознания. Но, наоборот, вместо истины обман, и вместо милосердия проклятие, убийство, воровство, прелюбодейство, – не сказал есть, но прибавил: крайне распротранились, чтобы указать на обилие порокон. Также вместо Богопознания, которого нет на земле, кровопролитие следует за кровопролитием или кровь смешали с кровью, увеличивая грехи грехами и присоединяя к прежним новые. И справедливо призываются на суд обитатели земли, а не пребывающие на ней (inсоlае), потому что от лица севера возгораются злая на обитающих на земли (Иерем. 1, 14). И в Откровении Иоанна (гл. 8) горе, горе, горе изрекается живущим на земли. Но кто может вместе с пророком сказать: пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои (Псал. 38, 13), и кто прошел чрез этот мир, как переселенец и странник, тот стремится к истине, милосердию и Богопознанию, чтобы не быть увлеченным чрез наводняющее проклятие, и обман и убийство, воровство и прелюбодейство.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-2 Слышите слово Господне, сынове Израилевы, яко суд Господеви к живущим на земли: зане несть истины, ни милости, ни ведения Божия на земли: клятва и лжа, и убийство и татьба и любодеяние разлияся по земли, и крови с кровьми мешают

Желая изъяснить смысл предлежащего изречения, мы должны воспроизвести почти все с начала и, так сказать, восстановить все содержание пророчества. Итак, насколько возможно и изложив вкратце, скажу следующее. Было «начало словесе Господня ко Осии» (Ос. 1:2). Истолковывая это, мы, как и естественно, говорили, что к блаженному пророку Осии были слова Бога, Который как бы тайноводствовал его и предвозвещал будущее и образами (символами), и речами.

Так, в начале была взята Гомерь и родила «Не мой народ» и «Не помилованную»; затем после нее была принята вторая любодейца и распутница. Все, что было при этом, как я сказал, пророк наблюдал подробно и тщательно; когда же достаточно уразумел в себе силу таинства, тогда уже начинает возвещать потомкам Израиля грядущее, изъяснять причину имеющего вскоре их постигнуть бедствия и излагать со всею ясностью то, чем оскорблен Бог, дабы наказуемые знали, что все, чему им придется подвергнуться, они будут терпеть по справедливости. Так как они должны были попасть в плен к врагам и потом стать посмешищем для тех, которые имели о них наилучшее мнение и полагали, что Израиля труднее подчинить, чем все прочие народы, то, чтобы они не подумали про себя, что защищающая и спасающая рука ослабела, но, напротив, чтобы решились покаяться и возвратиться к лучшему, сознавая, что по неведению оскорбили Могущего спасти и вследствие этого подпали гневу Божию, – по необходимости прежде того, что их ожидает, возвещает им их вины и говорит: «слышите слово Господне сынове Израилевы: яко суд Господеви к живущим на земли». Суд ведет с людьми Бог не как тяжущийся, но как обличитель, предъявляя прямые улики против тех, которые не чтили Его, что, кажется, согласно с воспеваемым в псалмах: «обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи беззакония твоя» (Пс. 49:21),– и это с тою целью, чтобы они думали, что гнев постиг их не напрасно, но как бы в виде воздаяния, и обнаружился по необходимости на тех, которые обыкли творить величайшие грехи. Что же говорит судящийся или обличитель? – «Несть истины, ни милости, ни ведения Божия на земли». Слова «несть истины» указывают, всего вероятнее, на то, что у всех в это время много было клеветы, клятвопреступления, обмана и лукавства, – постыднейших из всех зол. А что они были недружелюбны, безжалостны, неумолимы, жестоки и черствы сердцем, – на это указывает выражение «ни милости». Далее, что они были скорее сластолюбцы, чем боголюбцы, и что всемерно привязаны были к лжеименным богам, поясняет, говоря: нет «ведения Божия на земли». И особенно тех, которые привержены к таким ужасным нелепостям, со всею справедливостью подобает считать незнающими Бога, так как, думаем, знает Его тот, кто о Нем право мыслит и повинуется Его Божественным велениям. К этому присовокупляет, что «клятва, и лжа, и убийство, и татьба, и любодеяние разлияся по земли, и крови с кровми мешают». Слышишь, как те, о ком речь, не оставив неизведанным ничего самого отвратительного, дошли наконец до границ всякого зла, (перешли) за пределы безнравственных начинаний, и, что еще безрассуднее этого, «крови, – говорит, – с кровми мешают». Это может служить ясным доказательством того, что они не знали удержу в пороках, – совершив, не приходили к раскаянию в том, на что дерзнули, но постоянно и непрерывно присоединяли грех ко греху. Впрочем, этого достаточно для простейшего (т. е. исторического) объяснения.

Но блаженный пророк, очевидно, опять преподает нам наставление более таинственное и изобличает Израиля в надругательствах над Христом и умерщвлении Его и святых. Итак: «суд Господеви к живущым на земли». Из-за чего и почему? – Явился к нам Господь наш Иисус Христос и был послан, как Он сам говорит, «ко овцам погибшим дому Израилева» (Мф. 15:24), чтобы омраченных просветить светочем духовным, — чтобы, освободив от сени законной, привести к истинному богослужению, — чтобы, оправдав верою опутанных грехами, чрез Себя соединить с Богом и Отцом. Но Израильтяне, оказалось, не мыслили право: Того, Кто для сего пришел с неба, они отвергли, обесчестили, не пожелали иметь в себе истины, милости, познания Бога и Отца. А что и истина, и милость есть Христос, для доказательства этого, думаю, немного потребуется слов, так как в этом отношении вполне достаточно боговдохновенного писания, которое в разных местах называет Христа милостью для нас и истиною (1Тим. 1:2; 2Тим. 1:2, 18; 2Ин. 1:3; Иуд. 1:21; Ин. 14:6; Еф. 4:21 и др.). Что Он же есть и «ведение Божие», в этом можно убедиться весьма легко, так как Он сам весьма ясно и открыто взывал: «видевый мене виде Отца» (Ин. 14:9). Так, «суд, – говорит, – Господеви к живущим на земли», очевидно, – иудейской, потому что не было у них ни истины, ни милости, ни познания Отца. Таким образом Он судится с теми, кто не имеет подобного. Но избежали суда с Ним или от Него те, которые приняли веру, что явствует опять из слов Христа: «аминь, аминь глаголю вам: веруяй в мя, имать живот вечный» (Ин 6:47), «и на суд не приидет» (Ин 5:24).

Что же «разлияся по земли? – Клятва, и лжа, и убийство, и татьба, и любодеяние, и крови с кровми мешают». Что за «клятва»? – Клевета и презрение, потому что еврейский народ непрестанно оскорблял Иисуса, нападая (на Него) своим хульным и необузданным языком и обзывая Его то Самарянином (Ин. 8:48) то винопийцею (Мф. 11:19) и рожденным от блуда, ибо они полагали про себя, что святая Дева была любодейцею. Вот это и есть «клятва». Но лгали они («лжа») и на славу Его, говоря, что Он имеет беса (Ин. 7:20; 8:48; 10:20 и др.), и приписывая знамения Божественные силам Велзевула (Мф. 12:24 и др.). А что они виновны в намерении умертвить Его («убийство»), это можно усматривать из того, что они неоднократно метали камнями в Еммануила (Ин. 10:31; 11:8) и возвели Его наверх горы, чтобы низвергнуть оттуда (Лк. 4:29). Но на этом не кончаются их вины: высоко ценили они и воровство, ибо наградили за него Иуду предателя, скверностяжателя и вора великого. А фарисеи, став как бы некими преступными любодеями синагоги иудейской, изгнали ее небесного жениха, т. е. Христа; блудили они с нею, убеждая служить собственным похотям. Мешали и кровь с кровью. Как или каким образом? Умертвив святых пророков, они присоединили к ним и Владыку пророков. Посему блаженный Стефан в Деяниях апостольских справедливо порицает их, говоря: «кого от пророк не изгнаша отцы ваши? и убиша предвозвестившыя о пришествии Праведнаго, его же вы ныне предателе и убийцы бысте» (Деян. 7:52). И Спаситель, обличая дерзость фарисеев и книжников, говорил: «и вы исполните меру отец ваших» (Мф. 23:32).

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 1-3 Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут

Так предвозвестив блага, продолжает обвинение в содеянном худо. Ибо говорит: нет в вас и человеколюбия, лишены вы «Богопознания», но много в вас лжи, небоязненно отваживаетесь на убийство; желая чужого, присваиваете себе оное, злоумышляете на супружескую верность; а поэтому вся земля ваша наполнена сими сквернами. За сие-то наведу на вас такое множество врагов, что совершенно истреблены будут, не только живущие в достатке, которые подобно зверям и гадам нападают на бедных, и которым могущество их служит как бы некими крылами, но и все прочие, подобно неким рыбам переплывающие житейское море. Ибо Пророк в переносном смысле зверями, гадами и птицами наименовал сильных, а рыбами – бедных. Когда же исполнится сие, говорит он, не будет на земле ни судящих, ни судимых.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием

Ср. IV:18; VI:9; VII:1-2. Клятва, т. е. ложная клятва.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible