Скрыть
Вострубите рогом в Гиве, трубою в Раме; возглашайте в Беф-Авене: «за тобою, Вениамин!»

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Вострубите трубою на холмех, как обыкновенно делаете, идя на брань и после победы. Проповедите в Бефавене, то есть в доме лжи. Позади тебя, Вениамин, волк хищник (Быт.49:27), который уготовляется в добычу Ассириянам, а после Вавилонянам.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-9 Вострубите рогом в Гавае, трубою в Раме; вопите в Бефавене, позади тебя, Вениамин. Ефрем сделается пустынею в день наказания; среди колен Израилевых Я доказал верность [Моих слов]

Ефрем, Израиль и Иуда с их достояниями будут поедаемы в каждый месяц или ржавчиною. Поэтому Я повелеваю вам, слушающим, возгласить не громким голосом, но посредством звонкого рога, ибо нужна звонкость для того, чтобы могли слышать все, находящиеся в окружности. Вострубите рогом в Гавае, вместо чего LХХ перевели по словопроизводству холмы, и трубою в Гаме, которая означает высоты; это два города, находящиеся один близ другого в колене Вениаминовом, то есть Гавая, в которой родился Саул, и Рама, которая расположена близ Гаваи, на седьмой мили от Иерусалима, и которою царь Израильский пытался овладеть, чтобы заградить выход и вход колену Иудину. Возгласите таким образом в Гавае и Раме рогом (buссinа) и трубою. Из них buссinа употребляется пастухами и делается в виде изогнутого рога; поэтому в еврейском называется собственно sophar, а в греческом κερατ´νη. Труба же делается из меди или серебра, и ею трубили во время войн и празднеств. В отношении к Бефавену, который некогда назывался Вефилем, где был золотой телец, и который находится в колене Ефремовом, недостаточно звонкости и звучности, а нужны вопли, потому что предстоит близкое пленение. И прекрасно сказано, что Бефавен находится позади Вениамина, потому что этот город построен в колене Ефремовом, не вдалеке от границы колена Вениаминова. Поэтому Я говорю и повелеваю: вострубите рогом в Гавае и трубою в Раме и вопите в Вефавене; ибо царский дом Ефремов или сам Ефрем, то есть царство Израильское, вскоре сделается пустынею и ему предстоит близкое пленение. В день кары и наказания колен Израилевых Я доказал верность Моих слов, которыми Я угрожал чрез пророков, так что на деле подтвердил то, что предсказывал посредством слова. Некоторые, применительно к LХХ, сказавшим дом ὢ перевели город солнца и, так как Христос называется Солнцем правды, то утверждают, что город Его есть Церковь. Но это не нравится мне; ибо в доме идола, что́ Акила перевел чрез дом бесполезный, нельзя видеть образ Церкви. Мы, напротив того, должны сказать, что еретикам в Гавае и Раме, хвастающимся высоким знанием, повелевается вопить в доме идола, и что они находятся не пред Вениамином, означающим сын десницы, а позади его, где нет глаз. Ибо все хвастовство Ефрема, означающего обилие, вскоре подвергнется запустению, и когда, говорит, настанет день суда и время наказания, то Я на деле покажу, что слова Мои не были пустыми. Вместо переведенного нами позади тебя, Вениамин, LХХ перевели: пришел в иcступление Вениамин, всегда относя ἔκοτασιν, то есть иcступление, к Вениамину или к верному сыну Церкви. Поэтому и в шестьдесят седьмом псалме говорится: там юный Вениамин в исступлении. И в благословениях Иакова относительно Вениамива, из колена которого происходил апостол Павел, мы читаем: Вениамин волк хищник, рано яст добычу и на вечер дает пищу (Быт. 49, 27). Ибо кто сначала преследовал Церковь, тот впоследствии соделался щедрым раздаятелем евангельской пищи верующим во всем мире. Поэтому и Саул, происходивший из колена Вениаминова, пришедши в исступление, целый день до вечера пророчествовал среди сонма пророков (1 Цар. гл. 10).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8-9 Вострубите трубою на холмех, возгласите на высоких, проповедите в Дому Онове, ужасеся Вениамин, Ефрем в пагубу бысть во дни наказания: в племенех Израилевых показах верная

Ранее было ясно сказано, что проклятый Иеровоам кроме золотых телиц ввел у Израильтян и другие виды гибельного идолослужения и суеверия: на горах и холмах чествовали Хамоса, «под дубом, и под елию, и под древом ветвенным» (Ос. 4:13) — Веелфегора, а золотые телицы, как я сказал, находились в Вефиле и Дане. В этом состояло заблуждение Израиля. Что же касается Иуды и Вениамина, то и они заблуждались нисколько не менее: служили Астарте, «мерзости Сидонстей» (3Цар. 11:33), покланялись и солнцу. Это будет ясно для нас из слов Иезекииля: он возведен был, как говорит сам, в Иерусалим «в видении Божии» (Иез. 8:3), затем узрел беззаконие жителей; видех, говорит, «яко двадесять и пять мужей, задняя своя давших ко храму Господню, и лица их прямо к востоку, и сии покланяются на восток солнцу» (Иез.8:16). Заметь, как они, многообразно оскорбляя и прогневляя Бога, приближались к погибели. Итак, за медлительность нашествия едва не порицает тех, которые желали и с часу на час ждали случая опустошить Самарию, намеревались привести в немалое смятение и Иерусалим, разумею Ассириян, Персов и жителей Дамаска, то есть Сирийцев (по временам делали нападение и те и другие, побуждаемые к тому различными причинами). Повелевает уже им начать войну, трубя в трубы и возвещая умам заблуждающихся о начале обличений. Сначала он сказал, что «ныне пояст я ржа, и причастия их» (мы говорили, что «ржа» означает бедствие и пагубу во время войны), научая, что она при дверях и настигнет не долгое время спустя; затем, весьма естественно, повелевает трубить, и прежде всего на местах, посвященных идолам, потому ли, что им в скором времени надлежало быть сожженными и разрушенными, или потому, что они послужили причиною войны и непоправимой беды для заблуждающихся. Когда говорит о том, что следует трубить «на холмех, возгласите на высоких, проповедите в дому Онове», то разумей здесь места, посвященные идолам. Следует заметить, что семьдесят не согласны с другими переводчиками относительно (выражения) «в дому Онове». Те говорят: “в дом негоднаго, то есть всякого идола”; а эти: “в дому Онове”. Мы же будем понимать так: настоящее пророческое слово имеет целью показать нам, что они должны вострубить не только против холмов и высот, т. е. не только против идолослужения Израиля, или десяти колен Самарийских, но и против идолослужения в Иерусалиме, у Иуды и Вениамина; ибо они, как я сказал, покланялись солнцу (Он и есть солнце), оставляя позади Бога и не воздавая Ему должного. Это, думаю, означает выражение: имели «задняя своя ко храму Господню, и лица их прямо», очевидно – к солнцу (Иез. 8:16). Итак, когда ты слышишь: «в дому Онове», разумей дом или капище лжеименного и сотворенного Бога, или солнца. Никому также не должно казаться несообразным или невероятным, если домом солнца считать и называть поклонников солнца, подобно тому как и под домом Бога можно разуметь тех, которые Ему преданы и воздают Ему честь. А если бы кто пожелал именовать Оном и золотую телицу, то и такое понимание найдет себе оправдание. Именно: богоненавистный Иеровоам сделал телиц по образцу святыни Египетской, разумею Аписа; а Египтяне чтили Аписа, полагая, что он есть чадо луны (посему он имел на лбу луновидный знак) и были уверены в его происхождении от солнца, так как, по их мнению, луна заимствует свой свет от солнца, и, следовательно, чтили Аписа как детище луны и потомка солнца. До такого неразумия и скудоумия довел их изобретательный дракон, то есть сатана. Итак, повелевает трубить «на холмех, и на высоких, и в дому Онове», то есть (в доме) золотой телицы. Каковы же были проступки обоих, какова и что за причина необходимости наказания, это ясно устанавливает, немедленно присоединяя: «ужасеся Вениамин», вместо: отступил от собственных обычаев или удалился от лучшего образа мыслей, ибо так, поистине, должно понимать исступление к худому. Погиб и Ефрем, – впрочем не так это всегда, говорит, ибо, «во дни наказания прегрешения обоих показах верная», обнаружив верность и истинность Моих слов, потому что над ними сбылось то, о чем Я говорил прежде, и ни одно из слов Моих не оказалось лживым. Так как они отступили от древних обычаев и лишились благоразумия, то были изгнаны из их собственной страны и одинаково лишились как любви Божией, так и всякого благоденствия. И в другом отношении постигнет оставляющих Бога необходимая утрата всякой благой мысли, а также и всякого дела, направленного к добродетели, и пойдут они в погибель, когда Бог будет обличать, наказывать и взыскивать с них за небрежность. Посему полезно и необходимо для жизни – быть с Богом и повторять известное изречение псалмов: «прилпе душа моя по тебе» (Пс. 62:9), ибо тогда защитит и скоро поможет мышца Всемогущего, от Которой, по слову Спасителя, «не восхитит никтоже» (Ин. 10:28).

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-11 Вострубите рогом в Гиве, трубою в Раме; возглашайте в Беф-Авене: «за тобою, Вениамин!» Ефрем сделается пустынею в день наказания; между коленами Израилевыми Я возвестил это. Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи: изолью на них гнев Мой, как воду. Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных

Ст. 8-11 Воструби́те трубо́ю на хо́лмех, воз­гласи́те на высо́ких, проповедите въ дому́ Онове, ужасе́ся Венiами́н, Ефре́м в па́губу бы́сть во дни́ наказа́ния: в племенех Изра́илевых показа́х верная. Бы́ша кня́зи Иу́дины я́ко прелага́юще пределы: на ня́ излию́ я́ко во́ду гнев мо́й. Соодоле́ Ефре́м сопе́рника сво­его́, попра́ су́д, я́ко нача́ ходи́ти вслед су́етных

Все это Я предвозвещал им чрез Пророков, и не поверили Мне, но поверят, изведав опытом, когда, наказывая за беззаконие, докажу истину пророческого предречения. И осмеивая немощь идолов, прекрасно сказал: «проповедите в доме Онове», то есть, призывайте на помощь чтимых вами, пусть прекратят наказания, Мною на вас наложенные. Займите самые высокие холмы, на которых совершаете всякое служение идолам, пусть благовременно подадут вам помощь свою. Кстати же упомянул и о Вениамине, потому что присоединяет упоминание и об Иуде. Ибо сказано: Быша князи Иудины, яко прелагающе пределы: на ня излию яко воду гнев Мой. Ибо также бесстыдно нарушают положенные Мною уставы, как иные без стыда переносят с места на место камни, поставленные на межах и отделяющие одну ниву от другой. Посему, как поток наведу на них наказания. Явно же, что, упоминая о Вениамине, включает и колено Иудино, и обвиняя опять Иуду, присоединяет также и Вениамина, потому что жили в одном царстве. А также, говоря: «Ефрем», именует сим десять колен Израилевых, и упоминая Израиля, означает то же самое: Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных, т.е. причиною неправды его было служение идолам; потому что, если бы имел ведение о Мне, то в законе Моем научился бы должному.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вострубите рогом в Гиве, трубою в Раме; возглашайте в Беф-Авене: «за тобою, Вениамин!»

Пророк уже провидит вторжение в страну неприятелей. Поэтому он повелевает дать тревожные сигналы в городах. Пророк говорит при этом о Гиве и Раме. С этими именами в Библии упоминается несколько местностей. Пророк, вероятно, имеет в виду Гиву Саулову (1 Цар Х:16; XI:4; ср. Нав XV:57; 1Цар XIII:16; 3Цар XV:22; Нав ХVIII:24; Суд ХIX и ХХ), находившуюся между Римом и Иерусалимом, в 20-80 стадиях от Иерусалима, и Раму Вениаминову, лежавшую вблизи Гивы (Суд XIX:13; Ис Х:29; 3Цар XV:17; ср. Нав XVIII:25). Оба упомянутые пророком города наездились на Южной границе десятиколенного царства и принадлежали уже к южному царству. Называя именно Гиву и Раму, пророк хочет сказать, что неприятели дошли уже до южной границы царства, заняв всю его территорию. Возглашайте в Беф-авене, слав. «проповедите в дому Онове»: имеется в виду Вефиль (ср. прим. к IV:15). Слова за тобою Вениамин взяты, по-видимому, из Суд V:14. Смысл их не вполне ясен и передается различно. По мнению некоторых толкователей, пророк указывает приведенными словами на опасность, угрожающую Израилю от Вениамина; по мнению других, в словах содержится предостережение самому Вениамину (слова acharecha за тобою - считаются особой формой винит. пад. и передаются «берегись Вениамин») или же выражается мысль, что враги не только прошли десятиколенное царство, но и область Вениаминова колена, и находятся уже за (позади) Вениамином. Вместо слов за тобою, Вениамин в слав. «ужасеся Вениамин» exesth В. Полагают, что вместо мазор. acharecha (за тобою) LXX читали jeherad от harad трепетать.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible