Скрыть
Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю».

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

В день третий воскреснем. Избавит нас скоро, подобно как избавил нас в третий день по выходе из Египта, проведя чрез море. И увемы: поженем, еже уведети Господа, т.е. по возвращении нашем поспешим к Богу, яко отрочатеве, как к утренней заре, которая несомненно воссияет. Всякий, кто уверует во Христа, от крещения, как бы при озарении мысленным светом восходит к боговедению. И после того, как дождь, изливается учение Его на достойных оного. И яко дождь поздный. Чрез откровение Духа уготовится душа, и начнет прозябать, и приносить плоды небесные.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1–3 В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил - и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю

Если Бог отдал Ефрема и Иуду на пленение, если никто не может освободить их из руки Его и если Он возвратится в место Свое, доколе они не придут в изнеможение и не взыщут лица Его; то это для того, чтобы Того, кого они не познали, когда Он был милостивым и близким к ним, взыскали они во время Его гнева и по удалении от них, и чтобы во время скорби своей, по восходе для них светила покаяния, они с утра прибегали к Нему, согласно с тем, что мы читаем у Исаии: во время скорби я вспомнил о Тебе, Господи (Исаии гл. 26), и в первом псалме степеней, ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя (Псал. 119. 1). И когда они с утра будут прибегать к Господу, то что будут говорить? Идите и возвратимся к Господу. Они не довольствуются собственным спасением, но призывают друг друга возвратиться к Господу, которого они оставили, которому они изменили вследствие своих грехов и который удалился от них. Ибо Он пленил, и Он исцелит нас. Кто выше сказал: Я, Я возьму [добычу], и уйду. Тот уязвит и уврачует нас. Что́ мы передали словом уврачует (сurаbit), это все подобным же образом перевели чрез μοτώσει; но собственно означает корнию, которая вводится в раны, чтобы поглощать гниючие тела и вытягивать гной. Искусство врачей состоит в том, чтобы тяжкие раны излечивать в течение продолжительного времени и посредством боли восстановлять здоровье. Поэтому Господь уязвляет и исцеляет нас; егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякого сына, его же приемлет (Евр. 12, 6), и не только исцеляеть, но оживляет через два дня и, восстав из преисподней в третий день, Он восставляет вместе с Собою весь род человеческий. И когда Он уврачует наши язвы, и оживить нас после нашего исцеления, и восставит нас, по возвращении нам жизни; то мы будем жить пред лицом Того, при удалении которого от нас мы были мертвыми. Живя пред лицом Его, мы будем знать Господа и со всею ревностию будем стремиться к тому, чтобы [более и более] познавать Того, по восстании которого в третий день и мы восстали. Этими словами объясняется то, о чем мы уже часто упоминали, – что Израиль и Иуда, то есть десять и два колена, тогда будут иметь единого Пастыря и царя Давида, когда уверуют в воскресшего Господа, и что тщетно иудеи основывают свои надежды на грезах о тысяче лет, потому что спасение всех обещано в третий день, в который Господь восстал из преисподней. Евреи второй день объясняют в отношении к пришествию их Христа и третий день в отношении к суду, когда они должны быть спасены. Но чтобы мы могли согласиться с этим, для этого они должны сказать нам: какой же первый день, то есть первое пришествие Господа? И так как они не могут ответить на этот вопрос, то мы добавим, что, соответственно собственной их аргументации, под первым днем должно разуметь пришествие Спасителя в смирении, под вторым – во славе и под третьим – в качестве Судии. Принимая же только второй и третий, они этим показывают, что ими утрачен первый, потому что нельзя говорить о втором и третьем без первого.

Исхождение Его уготовано подобно утренней заре, и Он придет к нам, как ранний и поздний дождь на землю

Придите, говорит, и возвратимся к Господу, потому что это Тот, который пленил и исцелит нас, который поразит и уврачует нас, который оживит нас через два дня и в третий день восставит нас, – это Он, а не другой кто-либо, который уготован для нас подобно утру и утренней заре. К Нему относится и надписание двадцать первого псалма: об утреннем восхождении, хотя в еврейском написано: об утреннем олене, именно в том смысле, что, но истребления смерти и извивающегося древнего змия, Он желает, с одной стороны, [подобно оленю] восходить на горы, а с другой – Он восходит для нас, по рассеянии тьмы, как солнце правды, чтобы освободить нас от слепоты и чтобы мы могли видеть свет. И прекрасно сказал: уготовано исхождение Его. О Нем в иносказательной форме и в восемнадцатом псалме говорится: и Той яко жених, исходяй от чертога своего (Пс. 18:6). Он не только называется утром, утреннею зарею и рассветом, но также придет к нам, как ранний и поздний дождь на землю. Мы принимаем Христа, как ранний [дождь], когда в нас положены основания веры, и примем Его, как дождь поздний, когда, сделавшись зрелою жатвою, получим вечные плоды и будем собраны в житницы Господни. Поэтому иудеи, которые не получили ранних дождей и которые без дождей бросали семя, не получат в последнее время плодов жатвы. Это тот дождь, который обещает Господь, говоря: дам вам дождь во время ранний и поздний. (Второз. 11. 14). В иносказательном смысле дается дождь ранний, когда мы отчасти знаем; а дается дождь поздний, когда настанет совершенное (1Кор. 13, 9–10). И всегда Господь готов для тех, которые встают [рано] утром и могут сказать: востану рано (Псал. 56, 9), и: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада. Тебе душа моя (Псал. 62, 2).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля


Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю

Мы принимаем Христа, как дождь ранний, когда в нас положены основания веры, и примем Его, как дождь поздний, когда, сделавшись зрелою жатвою, получим вечные плоды и будем собраны в житницы Господни.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-3 В скорби своей утреневати будут ко Мне, глаголюще: идем и обратимся ко Господу Богу нашему, яко Той поби ны, и изцелит ны: уязвит, и уврачует ны: изцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем и живи будем пред ним, и увемы: поженем, еже уведети Господа: яко утро готово обрящем Его, и приидет нам яко дождь ранний и поздный земли

Выражение: «утреневати будут» здесь по-видимому означает, что они, пробудившись как бы от сна от свойственного им неразумия и как бы из ночи и тьмы вступив наконец во свет и день, наперерыв, друг пред другом будут восклицать, что следует наконец обратиться ко Господу. А это есть обращение впадших в заблуждение и преданных идолопоклонству; ибо плодом обращения бывает стремление находиться вне тьмы, очевидно, демонской, и исполнившись света божественного уносится правильным размышлением к познанию истинного и по естеству Бога и Господа, хотя древле думали, что есть боги и господа в мире (1Кор. 8:5), и доходили до такого неразумия, что и дереву говорили: «отец мой еси ты, и камню: ты мя родил еси» (Иер. 2:27). Речь продолжает быть образною. Смотри, как они как бы о льве и другом звере говорят: он схватил (ἤρπακε), «и исцелит ны». Поелику Он Сам сказал: «и Аз буду яко панфирь Ефремови, и яко лев дому Иудину: и Аз восхищу, и пойду, и небудет изимаян» (Ос. 5:14), то они удерживают эту образную речь и говорят, что восхитивший их всецело уврачует. Как гнев Его причинил им скорбь, так блага, полученные от Его милосердия, доставят без сомнения радость пострадавшим. Вместе с тем мы уразумеем и то, что если Бог пошлет несчастия на кого-либо, то никто не в состоянии помочь, и только Он Один может исправить положение страждущих.

Если же нужно относить смысл пророчества ко всем живущим на земле; то мы должны принять во внимание следующее. Адам в начале исказил природу человека; ибо тот час же явил ее достойною проклятия, подвергшись смерти и тлению. Итак гнев поразил, а благодать наложила пластырь на рану: ибо Христос уврачевал нас, призвал к познанию истинного Богосозерцания, чрез Духа явил нас способными к соблюдению заповедей, соделал нас опять блаженными, избавив от тления и освободив нас от древних недугов, говорю, грехов и страстей. Сбылось же это над живущими на земле никак не в первое, или второе время, но как бы в третие, то есть в последнее и окончательное. Ведь всех времен считается три, первое, среднее и последнее, в которое явился нам Христос. Посему-то и говорят как бы по врачебному опыту, что относящееся к врачеванию совершится с нами после двух дней, так как пророческое слово употребляет день мерою для времени. Тогда, говорит, «поженем еже уведети Господа». «Поженем» говорят вместо: «употребил старанье». Тогда и «воскреснем и живи будем пред ним»; ибо «воскресли со Христом» (Кол. 3:1) и аще един «за всех умре», то мы живем Его жизнию (2Кор. 5:15) и уже не удалены от очей Божиих за преступление и не отвергнуты за грех: но допущены уже к созерцанию Бога и получили дерзновение у Него, по причине оправдания во Христе. А что чрез Него мы познали и Самого Отца и что Сын, ставший подобным нам, есть для нас полнота всякого блага, это они исповедуют, говоря: «яко утро готово обрящем Его», то есть, как свет восходящий, как солнце, как сияние, по миновании тьмы. Будет «же нам яко ранний и поздный дождь», то есть Он орошает нас, принявших веру и правильно познавших явление Его — двояким, думаю, способом: именно: Он открывает в Духе познание древних, законных и сверх того пророческих наставлений. (Это, думаю, и есть «ранний дождь»): к сему же присоединяет как бы позднее разумение евангельских наставлений и вожделенную благодать апостольского благовествования. И стали мы, как говорит пророк, «земля желанная» и может быть о нас поет блаженный Давид, говоря: «посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю» (Пс. 64:10). Посему она дала плод свой во сто, шестьдесят и тридцать, по слову Спасителя (Мф.13:8).

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 1-3 В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю»

Когда же совершится это, сказано у Пророка, они взыщут Моего о них попечения, и будут увещать друг друга, чтобы молились Богу, подвергшему их наказанию, и приложили к ранам приличное врачество.
Ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны. И давая видеть скорость исцеления, продолжает Пророк: оживит нас через два дня, в третий день восставит нас. Богу не нужно продолжительного времени для уврачевания, внезапно подаст Он здравие. Но сим же дает Пророк разуметь и совершившееся по трех днях воскресение Спасителя, которое соделалось виною общего воскресения, и всем нам даровало надежду бессмертия, приобретаемую познанием о Боге. Ибо Пророк говорит: в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем; потому что по воскресении, говорит Апостол, «ныне разумею отчасти, тогда же познаю, яко же и познан бых» (1Кор.13:12). Посему тогда, сказано у Пророка, приобретем точнейшее познание. А ныне будем стремиться познать Господа, т.е. со тщанием и усердием взыщем.
Как утренняя заря – явление Его. Как утро рассеевает ночную темноту, так Господь избавит от облежащих нас искушений, и озарит лучом Своего промышления.
И Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю; потому что подаст нам обилие всех благ. После сего пременения их в лучшее состояние, как сердобольный некий отец, ведет с ними беседу.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю«

Греховность Израиля в настоящем

Пророк призывает народ к Богопознанию, разумея не теоретическое знание о Боге, но единение с Богом в любви, практическое исполнение заповедей Божиих. В словах как утренняя заря - явление Его пророк хочет выразить мысль, что как после мрака ночи появляется заря, возвещающая наступление дня, так после мрака плена милость Божия, подобно ясному дню, снова воссияет над народом. Чтение слав. т. «яко утро готово» произошло вследствие того, что LXХ евр. mozao (исход Его, явление Его) читали nimzeo он maza находить (eurhsomen). Значение милости Божией для народа пророк сравнивает с знамением для земли обетованной оживляющего её дождя раннего (geschem) и позднего (ср. Втор XI:13-14; ср. XXVIII:12 и Лев XXVI:4). «Ранним» дождем в Палестине называется период дождей с ноября до марта, «поздний» дождь, продолжающийся несколько дней от половины марта до половины апреля. Первый дождь имеет значение для посева озимых хлебов, второй для посева летних. - В конце ст. евр. joreh (от jarah - бросать, орошать), по-видимому прочитано было LXX-ю как существительное, отсюда, вместо рус. оросит в слав. - дождь ранний (jorech).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible