Скрыть
Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Зане милости хощу, а не жертвы. Хотя угодна Мне и жертва, но гораздо благоугоднее милосердие и сострадательность ваша к братиям. И уведения Божия, нежели всесожжения. И ведение Бога лучше всяких тучных жертв, какими надеетесь умилостивить гнев Мой, между тем как притесняете братий своих.

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 6-7 Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне

Это глас Бога: Он хочет, чтобы было совершено очищение, но чтобы не откладывалось жертвоприношение. И Бог возглашает это, возвещает народу Моисееву, а язычникам возвещает Павел. Милости, - говорит Бог, - хочу, а не жертвы. Почему же для Него в большей степени христиане - те, что осуждают грех свой, а не те, что пытаются оправдывать его? Ибо праведный есть от начала обвинитель речи своей (LXX, Притч 18:17). Праведен тот, кто обвиняет себя, когда прегрешает, а не тот, кто хвалит.

Письма

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне

Бог много печется об оказании милосердия нам не только с Его стороны, но также и подобным нам с нашей стороны; Он и в Ветхом и Новом Заветах дает множество законов об этом, повелевая быть милосердым всячески - и словами, и деньгами, и делами. Моисей весьма часто говорит об этом в своих узаконениях; пророки от лица Бога вопиют: милости хочу, а не жертвы (Ос. 6:6), и апостолы все согласно с ними и делают, и говорят. Не будем же не радеть об этом деле, потому что через него мы приносим величайшую пользу не бедным, а себе: больше получаем, нежели даем.

О милостыне

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6–7 Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Они же, подобно Адаму, нарушили завет; там изменили Мне

Я поражал их чрез пророков, убивал словами уст Моих, устрашал угрозами, чтобы помиловать кающихся, чтобы простереть руку восстающим после падения. Ибо Мне не угодны жертвы, приношения и многочисленные всесожжения. Жертвы и всесожжения для Меня – это спасение верующих и обращение грешников. Но они подражали Адаму, и что он сделал в раю, нарушив завет Мой и закон, это они сделали на земле. И там, то есть в раю, все изменили Мне подобно преступлению Адама. И нет ничего удивительного в том, что предшествовавшее в отце осуждается также в детях. Бог ежедневно призывает в покаянию и тех, которые вне Церкви, и тех, которые грешат, находясь в Церкви, и говорит им: Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений. А они приносят святотатственный хлеб, и дают милостыни и считают себя соблюдающими смирение, что лишь в том случае может иметь для Меня значение [приятной] жертвы, если это совершается надлежащим образом. Но так как они оставили боговедение, то тщетно но отсечении главы веры хвастаются они обладанием прочими членами; потому что они нарушили завет Божий в Церкви, подобно тому, как Адам нарушил его в раю, и являются подражателями прародителя, так что как он был изгнан из рая, так и они удаляются из Церкви.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5-6 Сего ради пожах пророки ваша, убих я словесем уст Моих, и суд Мой яко свет изыдет. Зане милости хощу а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения

Истребление вводящих в заблуждение есть доказательство благорасположения и любви (Бога) к ним (Израильтянам); ибо во Израили по временам появлялись лжепророки, которые привязаны были к жертвенникам Ваала, вводили в заблуждение других и сами заблуждались, по написанному (2Тим. 3:13). Но они по временам избиваемы были, когда Бог повелевал это и произносил над ними праведный приговор. Так одних избил Илия около жертвенника Ваала за то, что они пустословили и говорили: «послушай нас, Ваале, послушай нас» (3Цар. 18:26), других же умертвил Ииуй, которого помазал на царство во Израили блаженный пророк Елисей чрез одного из сынов пророческих, что было также по повелению Бога (4Цар. 9:1). Когда он был помазан на царство, после того как Бог прогневался на обольстителей, тогда он (Ииуй) прежде всего убил Ахаава, после него Иезавель, потом сынов его, находившихся во всей Самарии, Сделав вид, что хочет совершить праздник Ваалу, он собрал всех лжепророков, и притворившись желающим принести жертву, заколол их всех по одиночке, собранных в дом (4Цар. 10:19-25). А самого Ваала ниспроверг и алтари его сжег, так написано об этом. Итак что избиение лжепророков было, как я сказал, доказательством благорасположения и любви (Бога) к Израилю, этому он научил, говоря: «сего ради пожах пророки ваша». Весьма хорошо говорит: «пожах»; ибо они пали во множестве, срезанные подобно колосьям.

Указывает и на другой вид благорасположения и любви к ним, который, если бы был приведен в исполнение, согласно с Его волею, то был бы спасен весь Израиль и Иуда: ибо Бог и Отец не только уничтожил множество нечестивых лжепророков, предав их заслуженной смерти, но и послал в свое время самого Сына, Открывшего благую Его волю прежде других потомкам Израиля и ясным сделавшего суд Его. Посему и говорил устами Давида следующее: «аз поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне» (Пс. 2:6). И Сам от Себя став подобным нам, то есть, человеком, говорит: «о Себе не глаголю, но пославый Мя Отец Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин.14:10,12:49).

— Итак «изыдет суд Мой», говорит, «яко свет», то есть, моя воля неприкрытая загадками, но прямо и открыто будет предложена умам всех. А что Еммануил, некогда пришедши, будет призывать заблудившихся не к законному служению и будет убеждать к почитанию не того, что в образах и тенях, напротив будет приводить к доброй жизни, справедливости и милосердию и любви друг к другу и к истинному, безошибочному познанию Бога и сделает ясною цель суда, — об этом говорит: «зане милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всежжения». Ибо что говорит Спаситель? «Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы твориме им» (Мф. 7:12). Показывая же, что у Бога особенно почтенна любовь, говорит: «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13:35). А что он приводил ум приходящих к Нему к познанию истинного Бога, — кто может усомниться в этом? Ибо Он указывал нам на Себя, как на образ Родившего Его, говоря истинному ученику Своему Филипу: «не веруеши ли, яко аз во Отце, и Отец во Мне есмь и видевый Мене виде и Отца. Аз и Отец едино есма» (Ин. 14:9-10, 10:30). А если кто захочет сказать, что Сам Сын есть милость Отца, превосходящая жертву и всесожжение, тот будет понимать правильно; ибо так Он называется в боговдохновенном писании. Так Сам Бог и Отец негде говорил нам о Нем: «приближися бо спасение Мое приити, и милость Моя откроется» (Ис. 56:1). И пророк (говорит) к Нему: «яви нам Господи милость Твою, и спасение Твое даждь нам» (Пс. 84:8). Поистине Христос есть милость от Отца, потому что Он уничтожает грехи, прощает преступления, оправдывает верою, спасает погибших, избавляет от смерти и чего еще самого лучшего не подает нам? Итак лучше жертвы и всесожжений познание Бога, как бы совершаемое во Христе: ибо чрез Него и в Нем мы почтили Отца и получили оправдание верою.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 6-7 Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне

Не имею нужды в жертвах, говорит Бог: принимаю их, снисходя к немощи вашего разумения, но требую следующего - любви ко Мне и человеколюбия к ближнему. И в законе Моем поставлено это на первом месте: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душей твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, и возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк 12:30-31). Такой поставил Я закон, а они уподобились человеку, который нарушает заключенный Им и с другими договор. Подобным образом они, презирая Мое долготерпение, попрали данные им законы.

Толкование на малых пророков

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 6-7 Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне

Для каждого, кто от всего сердца к Богу обращается, стоят двери отверстыми, и втройне радостно Отец принимает сына, истинно исправившегося. Истинное же изменение чувств состоит в том, чтобы более не запутываться в том же самом, но с корнем из души вырывать грехи, на которых собственным опытом познано, что они служат причиной смерти. Потому что если они из души исторгаются, то в тебе снова Бог устрояет Свое жилище. Ибо Он же говорит, что для Отца и Его ангелов небесных бывает великим и ни с чем не сравнимым торжеством, если хотя один грешник обращается и исправляется. Потому и взывал Он: милости хочу, а не жертвы.

Кто из богатых спасется

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений

Вопреки склонности народа все служение Богу ограничивать обрядами и жертвами, указывается на необходимость (ср. Мф IX:13; XII:7) служения духовного, заключающегося в любви к ближнему (chesed милость) и в богопознании (слав. увидения Божия). Под Богопознанием, как и в других местах, пророк разумеет не теоретическое знание о Боге, а единение с Богом в любви.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible