Скрыть
В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их: они возвратятся в Египет.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12–14 Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их: они возвратятся в Египет. Забыл Израиль Создателя своего и устроил капища, и Иуда настроил много укрепленных городов; но Я пошлю огонь на города его, и пожрет чертоги его

Но к чему писать еще другие [законы], когда он презрел те, которые прежде были приняты им? Разве это не означает презрения к Богу, когда, вопреки Моему повелению о том, чтобы был один жертвенник в Иерусалиме, на всех горах и холмах поставлены жертвенники, чтобы чрез них прогневлять Господа? Также и жертвенники они устроили не для того, чтобы угождать Мне, но для того. чтобы, принося многие жертвы, есть мясо их, как говорит Господь в Евангелии: аминь, аминь глаголю вам, ищете Мене, не яко видесте знаменья, но яко яли есте хлебы и насытистеся (Иоанн. 6, 26). Ибо все усердие к жертвам они прилагают из желания есть жертвы, а не с тою целию, чтобы чрез них угождать Богу; [поэтому] и Господь не примет тех жертв, которые они приносили не Ему, а своему чреву и своей ненасытности (gutturi). В Церкви, как учит апостол (Ефес. гл. 4), один жертвенник, одна вера и одно крещение. Но еретики, оставив [все; это, устроили у себя многие жертвенники не для угождения Богу, а для умножения грехов. Поэтому они не заслуживают того, чтобы получить законы Божии, коль скоро они презрели те [законы], которые прежде были получены ими. Если они будут говорить что-либо относительно Писаний, то это должно быть сравниваемо не с словом Божиим, а с учениями язычников. Они приносят многие жертвы и едят мясо их, но оставляют одну жертву, Христову, и не едят тела Того, тело которого служит пищею для верующих. Все, что бы они ни делали, выставляя себя соблюдающими установленное чиноположение о жертвах, – будут ли они подавать милостыню или давать обет целомудрия, или же притворно выказывать смирение и чрез ложь обольщать и обманывать всех простодушных, – ничего из подобного рода жертв не примет Господь.

Ныне Он вспомнит беззакония (или беззаконие) их и накажет за грехи их; они возвратятся в Египет. Забыл Израиль Создателя своего, и устроил капища, и Иуда умножил укрепленные города; но Я пошлю огонь на город и пожрет здания его.

Различие между ἀνομίαν, то есть беззаконием, и грехом состоит в том, что беззаконие совершается до закона, а грех после закона, и Бог вспомнит совершенные до закона беззакония тех, которые продолжают пребывать во грехах, и грехов не вспомнит, но накажет за них. Поэтому Он также вспомнит беззакония предков (vеtеrum) и накажет за прежние грехи, потому что они возвратились в Египет, или с целию просить о помощи или служа тем же богам, к которым они прежде уклонялись, Апису и Мневису (᾿Απιν еt Μνεῦειν). Ибо Израиль забыл Создателя своего и построил капища на высотах, посвящая все холмы, горы и тенистые деревья Ваалу и Астарте и другим идолам. Также и Иуда, – хотя он и видел, что Израиль удалился от любви Божией и был наказан за грехи свои, однако не обратился к Господу, по возложил надежды на укрепленные города, о которых Господь говорит, что Он разрушит их и истребит их до основания его. Слово его, без сомнения, означает Иуду, хотя некоторые вместо его читают их, то есть городов. В таинственном смысле беззакониями то есть ἀνομίαι и ἀδικίαι, называются те, которые те, которые мы совершили до крещения и которые были отпущены нам при крещении, а грехами те, которые мы совершали после крещения. О них и в псалме написано: блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси (Псал. 31, 1). Все это будет вменено в вину еретикам, и они получат воздаяние и за прежние беззакония и за новые грехи. Ибо вышедши, чрез исповедание Христа, из Египта, они, чрез отступление от веры, опять возвратились в Египет. Израиль забыл Создателя своего и, презрев Творца, измыслил себе другого господа. Также Иуда, то есть член церкви, чрез злые дела или чрез превратное толкование священных Писаний, построил у себя укрепленные города не при помощи Божией, а чрез искусство лжи. О них Господь говорит, что Он сожжет их огнем духа Своего и истребит βάρεις; его, то есть больше дома, построенные на подобие башен, и разрушит худо заложенные основания, чтобы они не могли строить святотатственных капищ против Бога. Некоторые понимают города, укрепленные Иудою, в хорошем смысле, и так как такому объяснению, по-видимому, противоречат слова: Я пошлю огонь на города его, и пожрет основания его, то они стараются смягчить их таким образом, что когда настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится (1Кор. 13, 10). Слов, которые мы читаем у LХХ толковников: И в Ассирии они ели нечистое, в еврейском тексте нет, и поэтому они должны быть отмечены обелом. Но мы можем сказать, что, жалея об Египте, Израильтяне, когда были отведены в Ассирию, ели там нечистые [кушанья] по Иезекиилю, который пишет (гл. 4), что они ели идоложертвенное и настолько осквернялись мерзостями идольскими, что сравниваются с калом человеческим. Также и еретики, у которых князьями служат ассирияне (о чем мы часто говорили), едят у них нечистую пищу, оскверняясь мерзостями их.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Темже аще и пожрут жертву, и снедят мяса, Господь не приимет их: ныне помянет неправды их и отмстит грехи их: тии во Египет возвратишася, и во Ассирии нечистая снедят

И сими словами ясно указывает на то, что были сделаны и умножились у Ефрема жертвенники во грех. Что они приносят в жертву, говорит, то приносится ими не Богу, но в идольские капища. И хотя бы они совершали праздник при жертвоприношениях, имея в избытке пищу и питье; но это не имеет никакого отношения к Богу: ибо не в честь Его совершают они собрание, и что делается во славу демонов, того никоим образом не может принять божественная и чистейшая природа. Напротив она сильно прогневляется, будучи оскорбляема и как бы невольно вынуждается к тому, чтоб посылать наказания на тех, которые вызывали Ее на то, и так сказать, приводит на память оскорбителям все их беззакония. Когда же это бывает, то сильный гнев и наказание постигает их быстро и никто не может избавить их. Итак «страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» (Евр. 10:31). Напротив для решившихся вести праведную жизнь и старающихся удаляться от всякого грехопадения приличнее, несравненно лучше и служит причиною всякого для нас благоденствия – приносить Богу жертвы, очевидно духовные, и совершать Ему праздники.

Опять обличает их в том, что они желают проводить жизнь весьма неразумно и нечестиво и совсем не знают пути, ведущего к пользе. Дошедших, говорит, до такого настроения я угрожал подвергнуть Своему гневу и наказать за грехи их и воспомянуть все беззакония их. И ожидаемое начинало исполняться, когда Израилю угрожала и как бы готова была вторгнуться в страну война. Потом, когда им следовало бы умилостивлять Бога молитвами и раскаянием, исполнять угодное Ему и обращением к лучшему смягчать гнев Его как бы на нечто полезнейшее, что могло освободить их (от бедствий), – они обратились во Египет, призывая на помощь человека, Египтянина, – а не Бога, мяса коней, по написанному (Иез.39:17-20). «Но не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея; ложь конь во спасение» (Пс. 32:16-17): «благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека» (Пс. 117:8). А что такие безрассудные замыслы их не принесли им никакой пользы, об этом они узнают из самого опыта; так как переселенные к Ассириянам и Мидянам, «тамо нечистыя снедят», то есть, будут проводить жизнь, отбросив остаток уважения к закону и без всякой осторожности употребляя в пищу что случится. Но может быть кто-нибудь спросит: как это могло послужить печалью для Израильтян, когда они решились служить идолам? На это мы отвечаем, что все они одинаково заблуждались, но у них в душе все еще сохранялось небольшое уважение к закону и от Иудейских обычаев они не совсем еще отступили, хотя и покланялись в идольских храмах. Посему и блаженный пророк Илия некогда обвинял их в том, что они хромали на оба колена и не хотели ни Ваалу всецело, ни Богу совершенно предаться. Но сделавшись пленником, Израиль всецело отбросил уважение к закону и по необходимости подчинялся обычаям и законам властителей своих. Это, думаю, и есть то, о чем сказал Христос: «яко всякому имущему дастся: а от неимущаго, и еже имать, отнимется от него» (Лк. 19:26). Итак нам никак не следует пренебрегать божественными дарованиями: но то, что имеем от Бога, мы должны ценить выше всего: ибо у заботливых дарование будет возрастать. Если же мы бываем ленивы и небрежны в отношении к нему, то и оно совсем исчезнет.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 12-13 Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их: они возвратятся в Египет

Ст. 12-13 (церк-сл.) Впишу ему множество, и законная его в чуждая вменишася требища возлюбленная. Темже аще и пожрут жертву и снедят мяса, Господь не приимет их: ныне помянет неправды их и отмстит грехи их: тии во Египет возвратишася и во Ассирии нечистая снедят.

 

Впишу ему множество, и законная его.
Множество сих требищ и изобретенных о них законов, по которым совершали идольские обряды, предам памяти письменно, в обличение великого их нечестия.
В чуждая вменишася требища возлюбленная.
И о сих беззаконных требищах прилагали они великое попечение; алтари же Божии, которые надлежало почтить всяким служением и иметь для себя вожделенными и весьма возлюбленными, оставили в небрежении, как будто обязанность сия лежала на ком либо ином.
Впрочем, обвиняю их в этом не потому, что имею нужду в их жертвах:
Аще и пожрут жертву и снедят мяса, Господь не приимет их.
Не без намерения прибавлено: «снедят мяса», потому что было у них в обычае из жертв, на всесожжение назначаемых, приносить на алтарь почки, перепонку печени и тук, а грудь и правое рамо отделять жрецам; прочие же части жертвы употребляли сами, по произволению. Посему-то сказал Пророк: «аще пожрут жертву и снедят мяса, Господь не приимет их». Бог не имеет нужды в жертвах, но требует душевного расположения. Сказано: «пожри Богови жертву хвалы» (Псал. 49, 14.).
Ныне помянет неправды их и отмстит грехи их.
Подобно сему апостольское изречение: «не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет, по жестокости же твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева, и откровения, и праведнаго суда Божия, иже создаст коемуждо по делом его» (Рим.2:4-6).
Тии во Египет возвратишася.
Там искали себе помощи, туда бежали от постигших бедствий.
И во Ассирии нечистая снедят.
Но и против воли отведены будут в страну Ассирийскую, и принуждены будут вести жизнь не законом предписанную.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В жертвоприношениях Мне они приносят мясо и едят его; Господу неугодны они; ныне Он вспомнит нечестие их и накажет их за грехи их: они возвратятся в Египет

Пророк обличает израильтян не за принесение жертв вообще, а за то, что эти жертвы вызвались только желанием доставить удовольствие своему чреву, были только простыми пиршествами, принесением мяса, а не сокрушенного духа. В наказание за это небрежение в служении Богу, Израиль, по слову пророка, возвратится в Египет (ср. Втор XXVIII:68). Называя Египет, пророк не имеет в виду угрожать египетским пленом, а желает выразить общую мысль о неизбежности для народа рабства: как создание народа началось египетским рабством, так и восстановлению теократии будет предшествовать плен. В слав. и греч. т. вместо будущего времени возвратятся в Египет, читается прошед. «во Египет возвратишася», что не дает ясной мысли. Последних слов слав.-греч. т. «и во Ассирии нечистая снедят» нет ни в подлиннике, ни в других древних переводах; вероятно, они внесены позднейшей рукой из IX:3.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible