Скрыть
Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 Горе пишущим лукавство. Горе тем, которые охуждают (хулят) суд Божий и прибегают к пустым предлогам, чтобы ищущих суда запутать и не оказать им правосудия. Поступают же они так, укланяюще суд убогих, то есть произнося такие определения, по которым убогие остаются без должного удовлетворения, восхищающе суд нищих людий Моих, то есть требуя у них даров.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 1-4 Горе пишущим лукавство, пишущии бо лукавство пишут, укланяюще суд убогих, восхищающе суд нищих людий Моих, яко быти им вдовице в расхищение и сироте в разграбление. И что сотворят в день посещения? Скорбь бо вам отдалече приидет. И к кому прибегнете, да поможет вам? И где оставите славу вашу, еже не впасти в пленение? И под убиеными падут. И во всех сих не отвратися гнев Его, но еще рука Его высока

Есть люди, которые, отказываясь следовать отцам и преданным им догматам, желают сами стать начальниками ересей. Посему выдумывают некоторые нововведения в правом учении, пишуще лукавство и нечестие; на них-то, на сих отцов лжеименного ведения, на сих сочинителей безбожных учений, падает горе. Ибо такие люди расхищают обнищавших верой, овладевают душами, вдовицами истинного Жениха,- Бога Слова. А если видят, что кто-нибудь чрез грех осиротел от Бога, то и его делают как бы своей добычей, обещая ему всякую безопасность и предлагая жизнь сластолюбивую, если только найдут его согласным на безбожные учения. Такова произникшая ныне ересь аномеев, которые и блудникам, и прелюбодеям, и мужеложцам, и поработителям людей свободных, и клятвопреступникам, и лжецам обещают отпущение грехов, если только найдут их участниками в хуле на Единородного. К ним говорит пророческое слово: что сотворят в день посещения? А днем называет явление Господа нашего Иисуса Христа с небес, когда приидет в мир воздать каждому по делам его. В сей день, как пишущии лукавство, приимут они скорбь, приходящую к ним издалека. Но к кому прибегнете, да поможет вам? Ибо писали вы против Бога, Судии живых и мертвых. Обвинением вашим будут ваши писания.

Потом Пророк говорит: «Где оставите славу вашу? Вы, любящие все делать напоказ, пристрастные к человеческой чести, но желавшие стать ересеначальниками, чтобы получить себе имя, и потому глаголавшие неправду в высоту (ср. Пс. 72:8),- где тогда, в день суда, оставите славу вашу? Но таковые,- говорит Пророк,- под убиеными падут. Теперь ты, начальник обманутых, пользуешься их удивлением, носишь имя вождя и учителя, уважаем и ублажаем ими; а тогда будешь бесчестнее и их самих, тобой умерщвленных. Ибо принятие ложного мнения - убийство души. Итак, под ними падешь ты, и бремя убиенных тобой наляжет на тебя».

А поскольку каждый из нас своей жизнью как бы пишет свое рукописание, напечатлевая в памяти своей образы дел, то, может быть, пророческое слово называет несчастными и таковых, как пишущих лукавство. Ибо сердце праведных написано не чернилом, но Духом Бога жива (2Кор. 3:3), а сердце неправедных написано не Духом Бога жива, но чернилом, сродным тьме и врагу света. Посему каждый или за себя пишет, делая добро, или, на себя составляя рукописание, собирает лукавое. Итак, есть рукописание на нас (ср. Кол. 2:14), написываемое собственными нашими руками, когда делаем худо; есть рукописание за нас, когда делаем хорошо. А есть и такие, что подделывают письмена в договорах и изменяют буквы в бумагах на владение полями, в завещаниях, в поручительствах и различных условиях, когда пишут что-нибудь, утверждающееся на письменном доказательстве; и таковые лукавство пишут, извращая правый суд в рассуждении убогих и расхищая достояние нищих в народе,- от чего вдовица обращается им в снедь и сирота в корысть, как бывает у победителей при грабежах во время войны. Им напоминает пророческое слово: что сотворят в день посещения? День же суда и воздаяния каждому по мере грехов его наименовало оно днем посещения, которым и угрожает им: Скорбь вам отдалече приидет.

А значение слова отдалече будем понимать так: спасение наше не отдалече, но близ нас есть, ибо сказано: Бог приближаяйся Аз есмь (Иер. 23:23). Я ближе к ним, нежели хитон к их телу. И еще сказано: заповедь сия, юже Аз заповедаю тебе днесь, не тяжка есть, ниже далече есть от тебе; не на небеси есть, глаголя: «кто взыдет от нас на небо и возмет ю нам и услышавше ю сотворим?» ниже об ону страну моря есть, глаголяй: «кто прейдет нам на ону страну моря и возмет ю нам, и услышавше ю сотворим?» Близ тебе есть глагол зело, во устех твоих и в сердцы твоем и в руку твоею, творити его (ср. Втор. 30:11-14). И Господь наш говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Посему лучшее и спасительное близ нас и внутрь нас есть; а противное сему приходит к нам отдалече, так как оно вне нас. Ибо не в самом устройстве нашем заключен был грех, но привзошел впоследствии. Посему Пророк и угрожает, что скорбь, насылаемая за грехи, отдалече приидет.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения

Другие же переводчики говорят: «горе тщательно изыскивающим основания». Почему он повторяет это? Только потому, что злодейства их были многочисленны и часты, что и было причиной болезней. Писание всюду называет злодейства болезнями: «под языком – его мучение и пагуба» (Пс.9:28). И поистине, болезнями служат злодеяния, не только не приносящие хорошего плода, но приносящие в крайней степени плод погибели.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-4 Горе тем, кои постановляют законы несправедливые и постоянно писали неправду, чтобы угнетать на суде бедных и производить насилие делу смиренных народа Моего, чтобы вдовы были добычею их и грабить сирот. Что вы будете делать в день посещения и бедствия приходящего? К чьей прибегнете помощи, и где оставите славу свою, чтобы не согнуться под узами и не пасть между убитыми? При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта

Многие думают, что и это говорится против десяти колен живших в Самарии, — что к прежним преступлениям они присоединили и эти. Нам же кажется, что пророческая речь вопиет против судей колена Иудина и Иерусалима, т.е. книжников и δευτερωτάς, — что вопреки закону Божию они написали несправедливые законы и преданиями своими извратили истину суда. Ибо тогда как Бог говорит: чти отца твоего и матерь (Исх. 20:12), они напротив внушали сыновьям говорить родителям: дар, имже бы от мене пользовался еси: и да не почтит отца своего или матери (Мф. 15:5-6; Мк. 7:11), и прочее подобное этому. Кроме же этого они написали самые дурные законы в видах угнетать бедных и смиренных из народа, чтобы получать добычу от вдов и грабить сирот. Им дается вопрос: что они будут делать, когда наступит день или плена, или суда, — день бедствия, приходящего издалека, которое было предсказано задолго прежде? К чьей, говорит, помощи вы прибегнете, когда вы оскорбили Бога, вашего истинного Помощника, и где вы оставите славу свою? Ибо богатство не принесет пользы в день гнева, не послужит к тому, чтобы Ассирияне не отвели вас узниками в плен и чтобы вам не пасть в сражении. И в заключение, так же как выше часто говорил против Самарии, говорит и против Иуды: при всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта, — что последний плен их не есть еще конец бедствия, но и во вражеской земле будет преследовать их меч Господень.

В смысле таинственном всякий еретик пишет неправду, чтобы обольщать бедных и смиренных народа и грабить вдов и сирот. Ибо богатый, о котором читаем: избавление мужа души свое ему богатство (Притч. 13:8), не выносит угроз, не скоро уловляется еретиками; бедный же униженный и незначительный среди народа, скоро вводится ими в соблазн. Также легко падают и вдова потерявшая мужа — Бога, и сирота лишившийся Отца-Творца, о котором написано: Бога родшаго тя оставил еси, и забыл еси Бога питающего тя (Втор. 32:18). Что же они, обольстивши таковых, будут делать в день суда и бедствия издалека приходящего? Ибо как праведному мужу говорится: близ ти глагол есть во устех твоих, и в сердце твоем (Рим. 10:8), и в другом месте: царствие Божье внутрь вас есть (Лк. 17:21); так бедствие еретиков придет издалека, быв уготовано для них задолго. К кому прибегнут они, когда они солгали Богу? Кому передадут они славу свою, когда все коварно? И не будут они в силах избежать тех уз , которыми они связали весьма многих. Поэтому и в видении долины Сионской, которая была оставлена высотою Божиею и обольщена еретическою низменностью, говорится об учителях лжеименной мудрости: «все князья твои бежали, а те, которые были взяты, были крепко связаны» (Ис. 22:3), — что когда они при общем истреблении падут и убивая других погибнут сами, когда они потерпят многое и наступит день посещения, то не будет конца их погибели, но они всегда должны страшиться грозящей им руки Господней. Доселе угроза Божия направлена против двенадцати колен, т. е. против Самарии и Иерусалима; угроза эта стала исполняться над народом еще в царствование Ахаза (4Цар. 16:17): два с половиной колена были отведены в плен еще при Ахазе, а остальные при Езекии, который был преемником Ахаза (4Цар. 16:20). Дальнейшее пророчество пишется против Ассириян.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1–4 Горе пишущим лукавство: пишущии бо лукавство пишут, укланяюще суд убогих, восхищающе суд нищих людий моих, яко быти им вдовице в расхищение и сироте в разграбление. И что сотворят в день посещения; скорбь бо вам отдалече приидет. И к кому прибегнете, да поможет вам; И где оставите славу вашу, еже не впасти в пленение

После того как пророческое слово рассказало нам подробно о несчастиях Иудеев и будущих их бедствиях от руки врагов, оно с великою мудростью и предусмотрительностью указывает на те преступления, которыми оскорблен был Бог всяческих, и старается показать, за что изреченный над ними святой приговор осуждал их на казнь. Ибо не несправедливо расставляются сети для пернатых, по написанному. Горе, говорит, пишущим лукавство: пишущии бо лукавство пишут, укланяюще суд убогих, восхищающе суд нищих людий моих. Ибо были у Иудеев так называемые книжники их обязанность состояла в том, чтоб изъяснять в каждом деле цель закона тем, которые желали знать ее, и доставлять те же сведения людям, призванным производить суд над народом. Написано: понеже устне иереовы сохранят разум и закона взыщут от уст его (Мал. 2:7). Но они, увлекаемые скверными прибытками, постановляли неправильные приговоры и нечестиво искажая смысл божественного закона, как бы смешивали вино с водою, и чистое серебро делали негодным, дабы обидеть вдову и лишить правого суда бедных и из корыстолюбия повергнуть в несчастье сироту и (предать) его в руки жаждущих обогащаться как добычу, ничего нестоющую. Но сии, говорит, что сотворят в день посещения? Днем посещения называет время войны, когда Бог обратил свой взор на ищущих лукавство и извращающих правильные постановления закона. Ибо какое богатство окажет вам помощь, говорит? И какую пользу принесет вам множество собранного вами по корыстолюбию? Вы поступали несправедливо, извращали закон, попирали намерение законодателя: куда же вы уйдете? Что сделаете, или скажете? и куда убежите от дня посещения? Скорбь бо вам отдалече приидет. Ибо Иудеи очень часто воевали против соседних народов, Идумеев, разумею, и Еламитян, Моавитян и Сириян, и так называемых Филистимлян; случалось, что они оказывались сильнее многих и побеждали их во время битв; но ныне, говорит, скорбь вам отдалече приидет, то есть не с Идумеями у вас будет борьба, не с Моавитянами – война, даже и не с соседними какими-либо народами, которых вы некогда побеждали и, одержав верх в войне, увенчаны были венцем славы. Теперь же вам скорбь отдалече приидет. Сим изречением, кажется, намекает на нападение Ассириан или Римлян; ибо те и другие пришли издалека. Когда же настанет скорбь, где оставите славу вашу, еже не впасти в пленение? Ибо часто, говорит, вы побеждали врагов и, оказывая сопротивление нападающим, спасали свои города и страны; ныне же такую славу где оставите? Ибо все падете и никакой пользы не принесет вам мужество других. И что вы сделаете, еже не впасти в пленение? Пленением называет бедствие, постигшее их вследствие божественного гнева против них и вследствие войны. Ибо, если Бог посылает на грешников наказание, кто отвратит его? Или кто поможет тем, которые должны понести возмездие и наказание? Никто. Посему божественный Давид поет и говорит: Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене (Пс. 6:2);и опять: Ты страшен еси, и кто противостанет тебе? оттоле гнев твой (75:8). Итак, никто не отвратит божественного гнева; только раскаяние некоторым образом смягчает его; напротив никогда не поколеблется тот, кто решился жить праведно и законно и согласно с его повелениями.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот

Судьи израильские своими решениями и приговорами нарушают закон правды Божией и являются безжалостными по отношению к вдовам, сиротам и нищим. Этим нечестивцам предстоит или плен или смерть; но этим гнев Божий на Израиля еще не удовлетворится.

Речь идет не только о судебных решениях, но и о законах, вводимых вновь в государственную жизнь в царстве Израильском. Эти новые законы несправедливы и тяжелы для людей слабых в бедных, как, напр., вдовы и сироты.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. 

Плохо делают судьи, знающие закон, но поступающие незаконно, хотя бы и ненамеренно; еще хуже, когда они нарушают закон намеренно; еще преступнее, когда пользуются законом и своим правом злонамеренно; и в высшей степени гнусно – когда прикрывают свое беззаконие законом. Таковы были судьи в народе Еврейском: на них лежала самая тяжкая ответственность за крайнее беззаконие. У них доставало бессовестности и жестокосердия совсем лишать прав людей малосильных, отнимать имущество у вдов и грабить наследство сирот – только потому, что их можно было грабить, ибо те несчастные были слабы, беззащитны, беспомощны, а их грабители – их же судьи – сильны, властны и с алчностью зверя нападали на слабых, отданных Богом под их защиту. Такая законопреступность обнаруживает совершенное отсутствие в сердце судей страха Божия, главной охраны всякого права и закона. Посему, тем тяжелее ответственность судей пред Богом, что они совершают такое беззаконие в Его народе, в котором каждый член всякой семьи есть потомок благословенного в народах Авраама: в потомстве его вдовы должны пользоваться особенным милосердием Божиим и находить приют даже при храме Божием, а дети-сироты должны составлять предмет радости и особого попечения Господа (ср.гл.(Ис.9:17). Но вот выйдет суд и на самих судей, едва не восхитивших себе права Божеских почестей. Беззаконие судей и злонравие неправдиво судимого ими народа, вот то, чем воспламеняется сильнейший гнев правды Божией, глубоко оскорбленной беззаконием, и ревность славы Господа, униженной славолюбием судей Его народа. Этот суд Господь совершит наведением врагов издалека.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible