Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Исаии 10:13
Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Прочие
- Евсевий Кесарийский (†339)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Он говорит: силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин
Так вообще стараются величаться демоны и дают подобные обещания, чтобы обольстить благочестивых. Но мы, верные, и в этом также случае не должны страшиться производимых врагом привидений и обращать внимание на слова его, потому что дьявол лжет и вовсе не говорит ничего истинного. И действительно, его-то, изрекающего столько подобных дерзостей, Спаситель, как змея, извлек удочкой; ему-то, как вьючному животному, наложил узду на ноздри его; ему-то, как беглецу, Господь вдел кольцо в ноздри его, проколол иглою челюсть его (Иов. 40:20-21, 24), чтобы мы надругались над ним.
Василий Великий, свт. (†379)
Ст. 13-14 Рече бо: крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума отыму пределы языков, и силу их пленю, и сотрясу грады населеныя, и вселенную всю обыму рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму, и несть, иже убежит мене, или противу мне речет, и отверзет уста и глумит
Теперь ясно толкует Пророк, за что назвал его великим умом и за что угрожает навести наказание на высоту славы очию его, именно за хвастливость слов, какими он выражался пред низшими, со всей язвительностью угрожая им всяким возможным истреблением и говоря, что сила его непреоборима и неотразима. Он хвалился, как действительный господин всего, что ни захочет, как имеющий силу непременно исполнить всякое свое предприятие. «Поскольку у меня много и конной, и пешей силы, и нет мне противника, поскольку в военных делах имею мудрость, никому не доступную, и смышленость, никем не постигаемую, то,- говорит он,- отыму пределы языков, и силу их пленю. Ибо, принудив все народы покориться моему царству, для всех положу один предел - мое владычество. Теперь каждый отделен от другого собственными рубежами. Посему, отъяв пределы их, заставлю всех быть под одним скипетром моего царства. И силу их пленю». Пленом (προνομη) называется раздел между победителями отнятого у врагов, когда победители делят между собой или пленных людей, или захваченный скот, или что другое, из необходимого для жизни, и каждый, по мере своего отличия удостоиваясь доли из добычи, участвует таким образом в приобретенном войной. «И города,- говорит он,- которые теперь утверждены непоколебимо, сотрясу и смету моею силой, и вселенную всю обыму рукою яко гнездо». Ибо что за труд - взять рукой неоперившихся птенцов, согреваемых в гнезде питающей их птицей, когда они не в силах еще ни лететь, ни бежать? Потом, усиливая свое презрение к людям и возвышая собственное могущество, говорит: «Нет, не яко гнездо обыму вселенную, но яко яица оставленая, тако возму, и несть, иже убежит мене, или противу мне речет».
Итак, если останавливаться на буквальном значении, то сие скажет князь ассирийский, надменный в уме успехами против Иудеи и Самарии, и рассуждающий, что он в одно нашествие возьмет все народы, что никто не подымет против него руки, но силой его будут слиты все пределы народов, и целая вселенная смятется от страха в его нашествие, достающийся же в его руки будет взят легче, нежели птенцы у птицы, и вся подсолнечная, с приближением его силы, будет захвачена с большим удобством, нежели как иному удобно взять яйца, на которых не сидит уже согревавшая и оживотворявшая их птица. Но поскольку такая гордыня как бы выше гордыни человеческой, то, по мнению некоторых, слова сии приличны истинно горделивому, вознесшему выю свою против Вседержителя, непокоривому и отступнику, который в грех своего отступничества увлек последовавших ему лукавых духов. Ибо он и почитает себя умом великим, и представляет себя обозревающим высокое, и угрожает, что покорит себе целую вселенную. Он и на вопрос Господа откуду грядеши? - не обинуясь отвечал: прошед подсолнечную и обшед поднебесную, приидох (ср. Иов. 2:2). Он дерзнул и Господу всей твари показать царства земные и сказать: «Все это мое, потому, аще ныне пад поклонишимися, Тебе дам» (ср. Мф. 4:9). Посему, может быть, под царем ассирийским пророческое слово разумеет князя века сего. И Господь именует князя века сего, говоря: ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31) и вскоре потом: Ктому не много глаголю с вами; грядет бо сего мира князь и во Мне не имать ничесоже (Ин. 14: 30). Но много князей, и есть князи народов, поставленные для стражи и охранения народа, каждому из них порученного, как Моисей говорит в песни: Егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих (Втор. 32:8). И еще Апостол говорит: Премудрость же глаголем не века сего, ни князей века сего; но глаголем Божию премудрость, юже никтоже от князей века сего разуме (ср.:1Кор. 2:6-8). И еще у Даниила пишется о князе персском и о князе еллинском. Ибо Ангел говорит ему: аз приидох во словесех твоих. И князь царства Персскаго стояше противу мне; и се, Михаил един от старейшин первых прииде помощи мне, и того оставих тамо со князем царства Персскаго. И немного после: аз же исхождах, и князь Еллинский грядяше (ср. Дан. 10:12-13, 20). Итак, если сие сказано от лица диавола, то, может быть, выражается гордыня его не против людей, но против духовных или других Сил.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 13-14 Рече бо: крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума отыму пределы языков, и силу их пленю, и сотрясу грады населеныя, и вселенную всю обыму рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму, и несть, иже убежит мене, или противу мне речет, и отверзет уста и глумит
«Я, – говорит, – силою руки моей и моею мудростью я сделал это, чтобы нигде не было царей и не обреталось князей. И переставляю пределы народов, и рука моя захватила богатство народов, как гнезда». Видишь ли, доколе простирает жестокий ум свою гордость? Как он обнаруживает гордость с угрозами? Видишь ли, сколько зла рождается от гордости? «И никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул». Раскрывает совершенную его гордость, чтобы показать, какого человека победил Бог. Тем, кто следует добродетели, нехорошо превозноситься и говорить о себе великое, так как гордых постигают наказания от Бога, как случилось с фарисеем: если того, кто, по своим добрым делам, противился воле диавола, могло отвратить (от Бога) и погубить одно слово и одна вина, то насколько более возможно это относительно других хвастунов? И если хвастовство не дозволительно упражняющимся в добродетели, то насколько больше оно недозволительно для уклоняющихся от добродетелей?
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 12-14 И будет, когда исполнит Господь все дела Свои на горе Сионе и в Иерусалиме, Я посещу плод великого сердца царя Ассура, и славу высоты очей его. Ибо он сказал: силою руки моей я сделал и мудростию моею уразумел, и отнял пределы народов и князей их разграбил, и как сильный низверг сидевших на высоте; и рука моя нашла силу народов, как гнездо, и как собираются оставленные в нем яйца, так собрал я всю землю, и не было, кто пошевелил бы крылом и открыл рот и пискнул
LXX вместо слова плод перевели смысл или ум великий. После пленения Самарии, победы Ассириян и угрозы Иерусалиму, что так как он в изваяниях подражал Самарии, то и будет наказан подобным же приговором,— пророк говорит теперь против самих Ассириян, надмившихся гордостию и победу считавших делом своей силы. Ибо Ассириянин, горделиво хвастаясь, сказал, что все народы он победил силою руки своей и овладел границами всех их вследствие своей неимоверной мудрости. И, по LXX, он был так могуществен, что до основания разрушил города людей воинственных, захватил весь мир как гнездо и обратил в свою добычу царства как яйца оставленные самками. Однажды взяв метафору от птиц, гнезда и яиц , удержал ее и в остальном, сказавши: не было, кто пошевелил бы крылом и открыл рот и пискнул. Сила, говорит, и победа моя навели такой ужас, что побежденные не могли свободно издавать даже плача и стона. Некоторые думают, что это вообще говорится против царства Ассирийского,— что после того как Господь исполнит все дела Свой на горе Сионе и в Иерусалиме, т . е. после того как будет разрушен Иерусалим , то будет разрушено и царство Ассирийское. Мне же, на основании дальнейшего, представляется, что это угроза собственно против Сеннахериба царя Ассирийского. Слова же: после того как исполнит Господь все дела Свой на горе Сионе и в Иерусалиме означают не разрушение города, а осаду, когда пришел Рабсак, вождь Сеннахериба и сделал то, о чем тот же пророк говорит ниже (Ис. 37:17).
В переносном же смысле, когда Самария и Иерусалим потерпят гнев Божий и восчувствуют, что они заблуждались делая идолов, тогда разрушится ум великий Ассириянин, который надмевался такою гордостью против Господа, что думал, что пред мудростью его преклонится все, тогда будут потрясены и совершенно разрушены все высокие учения (dogmata), хотя бы и укрепленные диалектическим искусством, и разрушены так, что подобно птичьим птенцам, не в состоянии будут подняться на высоту, и как еще не одушевленные, бесчувственные и оцепенелые, — на что указывает сравнение с яйцами, — не в состоянии будут даже издать звука и пошевелить языком против убедительности и силы Его слова.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 12–14 И будет, егда скончает Господь вся творя в горе Сиони и во Иерусалиме, наведет на ум великий, на князя Ассирийска и на высоту славы очию его. Рече бо: крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума (моего) отъиму пределы языков, и силу их пленю, и сотрясу грады населеныя, и вселенную всю обыму рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму: и несть, иже убежит мене, или противу мне речет, и отверзет уста и глумит
Говорит, что Ассириянин, так высоко возмечтавший о себе, не останется без наказания. Ибо Бог гордым противится, по написанному, и всегда подвергает ответственности тех, которые страдают пороком тщеславия, делает их жалкими и униженными, чтоб они знали, что не следует поднимать высоко рог, по написанному, и скорее пришли к сознанию своей природы и немощи. Ибо егда, говорит, скончает Господь вся творя в горе Сиони, и во Иерусалиме, то есть, когда достигнет цели совершенное им вследствие гнева на них (божественного); наведет тогда руку и поражающий жезл на ум великий, на князя Ассирийска Умом же великим назвал его, не поставляя это свойство в похвалу ему, напротив, давая знать, что это не что иное, как гордость, ненавистная Богу; потому что он задумал вовсе нечеловеческое, а нечто такое, что превышает всякое рожденное естество. Посему наведет на высоту славы очию его. Здесь говорит о высоте глаз вместо помышлений, или замыслов. Ибо, как я сказал, они высоки и надменны. Бог же истинный, испытаяй сердца и утробы, ведый сокровенная, ясно открывает их нам и говорит: рече бо, крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума моего отъиму пределы языков, и силу их пленю: и сотрясу грады населеные. Смотри, как он, как будто не имеющий нужды в высшей помощи, воображает, что только своими собственными силами он может совершить все, что ни захочет; он думает, что он до такой степени мудр и искусен в военном деле, что очень легко может изменить границы народов, сокрушить их могущество, предать их разграблению, разрушить города не слабые и опустошенные, но даже если бы они имели очень многих и бесчисленных жителей. Но и этим не ограничивается его гордость. Ибо он увлекается мыслью, что овладеет всею вселенною и готов думать, что этого он достигнет очень легко, удобно и без усилий, и мечтает о том, что пришло ему на ум. Вселенную всю, говорит,объиму яко гнездо и яко оставленныя яица возму: и несть, иже убежит мене или противу мне речет. О ужасная гордость! о бессмысленные помышления! На жителей всей земли он смотрит как на гнездо одной птички и сравнивает их с яйцами, оставленными согревавшею их птицей, чтоб, подобно дракону, придти и пожрать их; он презирает тех, которые противоречат ему, и, по-видимому, не ожидает, чтоб осаждаемые им вступили в пререкания с ним. Эти слова прилично отнести к лицу самого сатаны. Ибо он есть отец гордости и думал, что он овладеет вселенною и никто не воспротивится ему. Но на самом деле вышло не так, напротив наступил конец его власти и совершенно разрушены его дела. Ибо за нас противувозглаголал Христос, и не только противувозглаголал, но и сразился за жизнь всех, победил губителя и поверг его к ногам святых. Ибо сказал им: се даю вам власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10:19).
Евсевий Кесарийский (†339)
Он говорит: силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин
Это речи богоборца, похваляющегося силой своего злодеяния, который угрожает расхитить и упразднить разделение народов, предоставленное Всевышним ангелам, самонадеянно говорящего, что он опустошит всю вселенную и потрясет весь род людской, и переменит прежний их добрый порядок.
Доказательство в пользу Евангелия
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Он говорит: силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин
Переставлять пределы народов, установленные Самим Богом (Втор. 32:6), - ясный признак нечестия и гордости царя ассирийского, возмнившего себя самым мудрым существом в мире.
Как исполин - по-евр. keabir, т. е. как бык. Здесь может быть намек на фигуры могучих быков, которые украшали собою входы в ассирийские дворцы. Сильный ассирийский бык мчится по вражеским странам и своими рогами опрокидывает царские престолы.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Ис. 10:12
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин.
Сознание своей мудрости и силы, вот источник гордости для царя Ассирийского: если было одержано много побед, совершено много завоеваний своей мудростью и силой; то величие этой силы и мудрости определялось этим великим успехом завоеваний; настолько же увеличивалась и гордость царя. Но и тем более возбуждался гнев Божий за то, что царь Ассирийский усвоил себе славу, принадлежащую Богу всемогущему и премудрому, Который дал ему возможность исполнить только Свое божественное дело – суд над Сионом. А он, будучи орудием, вообразил себя исполинской даже божеской силой, побеждающей все и так, как ему угодно (ср. гл.Ис.14:5,6,13,14). Он сознавал поразительный успех своих завоеваний; ибо он с легкостью переменял границы государств, как будто переставлял камни на межах, разделяющих соседние поля, расхищал сокровища дерзко и безнаказанно, низвергал царей с престолов без сопротивления. В этом же сознании для завоевателя уже лежало основание признать силу сверхъестественную причиной столь чрезвычайного успеха, а он не признал...