Скрыть
Свет Израиля будет огнем, и Святый его – пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день;

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 16-17 И не тако. Но послет Господь Саваоф на твою честь безчестие, и на твою славу огнь горя возгорится. И будет Свет Израилев во огнь, и освятит его огнем горящим, и пояст яко сено вещество

Вот воздаяние за безрассудную гордыню! Поскольку ты хвалился и называл себя умом великим, восхищался высотой славы очей, то послет Господь безчестие на твою честь и огнь на славу твою. Поскольку ты грозил отъять пределы языков, сотрясти грады населеныя, объять вселенную всю яко гнездо и взять яко яица, так что никто не убежит, ни противу речет, то за сие огнь горя возгорится. И будет Свет Израилев во огнь, то есть состояние дел переменится, и Израиль, теперь униженный и преданный тебе для наказания за грех, возблистает. Посему слава его послужит к твоему истреблению. Ибо сказано: будет Свет Израилев во огнь. И как у огня двоякое действование: он светит и жжет, то усладительное и приятное в огне пребывает у Израиля, освещая и озаряя его, а язвящее и болезнетворное отделено будет на часть горделивого, сожигая его и чрез сожжение предавая неослабному мучению.

И освятит его огнем горящим, и пояст яко сено вещество. Пророк показывает свойство огня, именно очистительное. Ибо освятит его, как огнем горящим. Но когда освятит огонь? Когда пояст вещество яко сено. Итак, поскольку Бог наш огнь есть потребляяй (ср. Втор. 4:24), то, очевидно, потребит Он вещество и от вещества происходящие страсти в душе, которая живет не по духу, но по плоти.

Должно же знать, что тщательные исследователи значения слов нашли различие между словами доброе мнение (δοξα) и слава (κλεος) и говорят, что первое есть хвала народная, а последняя - хвала от добрых. Подобным сему образом различают и честь, говоря, что есть честь разумная и, будучи оценкой преимущества, воздается она достойным уважения (а преимущество почитают наградой добродетели) и есть честь - воздаяние от черни за дела, не совершенно достойные одобрения.

Толкование на книгу пророка Исаии

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день

И Исаия указывает, что Святой Дух является не только светом, но также и огнем, говоря: Свет Израиля будет огнем. Итак, он пророчески объявляет Его пылающим огнем, ибо в трех этих родах нам легче воспринимать Божественное величие, потому что и освящать - свойство Божества, и освещать - свойство огня и света, и быть изображенным или представленным под видом огня - обычно для Божества. Ибо Бог есть огонь поедающий, как сказал Моисей.

О Святом Духе. Книга 1

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день

«Свет Израиля будет огнем, и Святый его – пламенем». Пророк обозначает их гибель: гнев (Божий) пожирал неприятельское войско, подобно огню.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 16-19 За то пошлет властитель Господь воинств в тучных его чахлость и под славою Его возгорится, как бы пламя огненное. И будет свет Израилев в огне и святой его в пламене и загорится и будет пожран колючий кустарник его и терны в один день. И слава леса его и Кармила его истребится от души даже до тела, и будет от страха беглецом, и остатки дерев леса его по малочисленности их будут перечислены, и дитя перепишет их

Так как ты сделал и сказал, что я привел выше, то за это пошлет Господь ангела своего, и в одну ночь из войска твоего умрет сто восемдесят пять тысяч; так что самые могущественные, которых называет тучными, превратятся в чахлых и ничтожных, и, как говорят Евреи, при сохранении одежды Ассириян невредимою, тела их будут сожжены скрытым огнем. Тогда свет Израилев и святой, т. е. ангел, будет в огне и пламени, и все терны и волчцы Ассирийские, т. е. нечестие, будут истреблены, и не в продолжение долгoго времени, а в один день и в одно мгновение. И как лес и Кармил,— эта покрытая лесом гора Галилейская,— скоро сгорает, когда будет подложен огонь, так и вся слава Ассириянина будет уничтожена от души до тела. Тогда, лишившись войска, он обратится в бегство (что говорит тот же пророк в дальнейших словах), и из столь безчисленного множества, которое сравнивалось с Кармилом и лесом, превратится в такое ничтожное количество, что малое дитя будет в состоянии изчислить и составить перепись воинов. Ибо Евреи говорят, что только десять человек осталось из его войска.

Из наших же некоторые хотят видеть в этом царе образ противной силы, и как у Даниила (Дан. 10:20) мы читаем о князьях царства Персидского, царства Индийского и царства Греческого, так и здесь князь Ассирийский, который по гордости называется умом великим , в день суда будет предан огню геенскому уготованному диаволу и ангелам его. И свет Израиля и Святой Израилев, т. е. Сам Господь сожжет терны и волчцы Ассириянина, и вся его сила и безчисленные народы будут обращены в ничто. Тогда он в ужасе, как извивающийся и трусливый змей, старается избежать грозящих казней. Те же, которые будут в состоянии избежать его посрамления и выделиться от осужденных на погибель деревьев, те будут достойны изчисления и переписи от Отрока, Егоже начальство на раме Его (Ис. 9:6). Это самое можно отнести и к еретикам, — что когда возсияет свет церковного учения и обнаружатся все обманы их , тогда произойдет у них такое опустошение, что из леса бесплодных деревьев, из бесчисленного множества обольщенных еретическим лжеучением, останутся лишь немногие следующие их заблуждению.

Вместо переведенного нами: пошлет Господь в тучных его чахлость LXX перевели: пошлет Господь на честь твою бесславие. и вместо сказанного нами: и святой его в пламени, они перевели: и освятит его в огне, в чем некоторые хотят видеть тот смысл, что наказание и муки прилагаются грешникам для того, чтобы они очищались Божественным огнем.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 17–19 И будет свет Израилев во огнь, и освятит его огнем горящим, и пояст яко сено вещество. В той день угаснут горы и холми и дубравы, и пояст от души даже до плотей: и будет бежай, яко бежай от пламене горяща: и оставльшиися от них будут в число, и отроча малое напишет я

Сказанное здесь очень трудно для понимания и самое построение речи делает очень трудным уразумение ее. Постараемся же уяснит смысл, скрывающийся в приведенных словах, сказавши предварительно следующее: когда Сеннахирим, царь ассирийский, взял Самарию, он послал Рабсака из Лахиса во Иерусалим; пришедши сюда и осадивши его, он передал находившимся на стене то, что повелел ему сказать пославший его, и к этому присоединил хулы на Бога, говоря: не избавит Бог Иерусалима от руки царя ассирийского. Возмущенный этими словами, царь Езекия обратился к Богу с молитвами, говоря: услыши, Господи, призри Господи и виждь словеса Рабсака, яже посла царь ассирийский укоряти Бога живаго (Ис. 37:17). Но Бог возвестил им спасение. И изыде ангел Господень и в одну ночь изби от полка ассирийска сто осмьдесят пять тысящ (Ис. 37:36). Когда совершилось это, Ассириянин объят был невыносимым страхом. Получивши же известие, что Сарсафа, царь Эфиопский, выступил в поход против его страны, с очень немногими оставшимися у него войсками удалился из Иудеи в поспешном бегстве. Пророческое слово прикровенно и объясняет нам это. Ибо светом для Израиля был Бог всяческих, Который дал закон, могущий просвещать; но это, говорит, свет для Израиля, а для ассирийских войск будет не светом, но огнем истребляющим. А что Бог всяческих жителей Иерусалима считает своим и святым народом, это показывает Он всем посредством огня, разгоревшегося среди Ассириян. На это именно и указывают слова: и освятит его огнем горящим. Если же он называется освящаемым, то это не значит, что он получит совершенную святость, но означает только то, что он избран будет во славу Богу. Это тоже, что сказано Моисею: освяти Мне всякого первенца, отверзающего ложесна, мужеский пол Господу. И выражение: освяти здесь употребляет вместо: отдели. Итак, говорит, освятит Израиля Бог всяческих, то есть покажет, что он есть посвященный и избранный Ему (народ), огнем горящим – чрез огонь, разгоревшийся против Ассириян. Огнем же называет здесь неожиданную их погибель. Ибо если бы Он не считал народа своим, то не воспламенил бы против (его) неприятелей огня, который истребил множество Ассириан подобно сену или дровам. В той, говорит, день, то есть около того времени угаснут гори и холми, и дубравы, и пояст от души даже до плотей. Холмам же, лесам и горам хорошо уподобляет самое войско ассирийское и его военачальников, которые возвышались над другими подобно и горам и холмам. Но они угаснут, то есть некогда исполненные жизни и наводившие ужас, они против своей воли будут лишены жизни. На это указывает слово: угаснут, потому что пояст их смерть, как бы истребляющая и души и тела. А что вместе с телами погибнут и души, – это ясно всякому. Этими словами намекает на силу гнева (божественного). Но будет, говорит, бежай, яко бежай от пламене горяща, и оставлшиися от них будут в число, и отроча малое напишет я. Ибо, как я сказал, очень немногие из них, как бы едва спасшиеся из горящего пламени, убежали вместе с царем. А число их, говорит, было так мало, что оно не превышает ума неразумного ребенка, так что и он может написать или сосчитать его. Предание Евреев говорит, что (из ассирийского войска) осталось только десятеро, которые принесли весть царю ассирийскому о случившемся с Рабсаком. Таковы плоды его гордости. Но он и для нас служит полезным примером. И кто желает избежать гнева божественного и не подвергнуться бедствиям, посылаемым от Бога, тот тщательно должен остерегаться, чтоб не заразиться болезнями, сходными или одинаковыми с их упорством.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день

Свет Израиля и Святый его - синонимы, обозначающие Всевышнего - Покровителя израильского народа. Господь - есть огонь, поедающий нечестивых (Втор. 9:3), и, в частности, ассирийцев, которые здесь названы тернами и волчцами для Израиля ввиду тех многочисленных несчастий, какие они ему причиняли.

В один день - т. е. однажды навсегда Господь уничтожит Ассирийское царство и притом в самый короткий срок. Пророчество это исполнилось на довольно быстро совершившемся падении Ассирийского государства в 608 г. до Р. Х.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 10:12

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Свет Израиля будет огнем, и Святый его – пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

Многочисленные войска Ассирии, представляющие необъятный лес копий; многолюдные города, пестреющие яркими красками богатых домов, и многолюдное население страны, роскошные нивы, богато возделанные и обильно орошенные сады, поддерживаемые из неиссякаемого источника награбленных богатств, наконец, превосходная слава побед, все это обречено Творцом жизни на истребление в конец (ср.ст.Ис.10:33-34). Господь, будучи «Светом» для Израиля, предопределив ему лучшую и совершеннейшую жизнь, является зноем палящего солнца для Ассирии. Он быстро истребит их войска и народонаселение, а самых вредных и негодных, как терновник и волчцы, истребит в один день (ср. Ион.4:6-8). Так Господь из Света преобразуется в истребительное пламя; и как пламя не только прекращает жизнь растений, но и сами стволы их истребляет, так и сила проклятия Господня не только лишит людей жизни, но и труды их мгновенно истребит подобно тому, как некогда серным пламенем попалил Господь гордые и развращенные города в цветущей долине Сиддим, Гоморру и Содом.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible