Скрыть
О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-6 Горе Ассирием, жезл ярости Моея и… гнев Мой послю на язык беззаконен, на народ гневливый повелю идти

Жезлом гнева Своего, тростью ярости Своей Господь называет царя Ассирийского, которого употребил как орудие, чтобы наказать раздражающих Его, и послал на Иудеев, на беззаконный и гневливый народ, потому что Иудеи нечествовали перед Богом и с братиями своими поступали жестоко и презрительно. Повелю сотворити корысти и пленение, то есть жезл гнева Моего. Ассирияне пленят и расхитят корысти бесстыдных Иудеев.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование

За множество беззаконий народа насылаются на них ассирияне, не по собственной их праведности, но по чрезмерной неправде народа. Впрочем, и самые ассирияне, которые не разумели, что они вместо исправительного бича даны народу, преступившему Божии узаконения, но высоко о себе думали, как будто приобретшие какую-то силу, называются у Пророка несчастными. Горе вам, ассирияне, вы - жезл ярости Моея, вы - карательное орудие, не собственной силой действуете, но действием Движущего вас насылаетесь на достойных сокрушения. И гнев есть в руку их,- говорит Пророк. Гневом же, очевидно, называет здесь наказание, как и Псалмопевец: ниже гневом Твоим накажеши мене (Пс. 6:2). Итак, наказание Израиля в руках ассириян.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование

Теперь пророк обращает угрозу к воюющим, и предсказывает то, что имело случиться в царствование Езекии, когда в один день пало 185000 человек (см. 4Цар.19:35). Ты спрашиваешь: почему это случилось? Промышление Божие относительно народа убеждало их более, чем пророческие предсказания. Пророки увещевали иудеев, и тогда, когда они оставались врагами действовавших у них законов. Видишь ли, что те (ассирийцы) сами по себе представляют повод (к наказанию)? Спрашивается однако: почему Он наказал их, когда в их руках был жезл гнева Его? Для понимания этого пророчества об ассирийцах, выслушай, что говорит (Рапсак): «А если вы скажете мне: «на Господа Бога нашего мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»?» (4Цар.18:22); «Господь сказал мне: «пойди на землю сию и разори ее«» (4Цар.18:25). Таким образом, как оказывается, они (ассирийцы) раньше знали о всем этом: Рапсак, говорят, был из числа их. Видишь ли, зачем он раньше предсказывает об этом? Затем, чтобы они (иудеи), видя город осаждаемым огромным войском, не падали духом. Потому Бог говорит, что ассирийцы, хотя получили власть от Него, не пожелали познать Давшего им эту власть. Незнание того, что победа над другими народами была дарована Богом, было великим невежеством; присвоение же победы над иудеями своему могуществу, а не Богу, было признаком величайшего безумия. Как во время Моисея, так и теперь: Я, говорит, дал жезл гнева в руку твою, чтобы ты поражал не народ Мой, а иноплеменников.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5-11 Горе Ассириянам: жезл ярости Моей в руках их. Гнев Мой пошлю на народ беззаконный, и народу Моему повелю сделать грабеж и добычу и попрать города и положить их в прах. Он же не так помыслил и не так подумал, но намеренее его чтобы сокрушить очень многие народы. И если скажут ему: ты один князь, то он ответит: я не взял страну, которая выше Вавилона и Халане, где построена башня, а взял Аравию и Дамаск и Самарию: как взял ваши страны, так возьму все царства. Вопите изваяния в Иерусалиме и Самарии; ибо как я сделал Самарии и идолам ея, так сделаю и Иерусалиму и изваяниям его

Представим в этом месте перевод LXX, который в очень многом разногласит с еврейским текстом. Во первых, нужно принять к сведению, что в еврейском стоит не Халане, а Халанно; потому что последняя буква этого слова есть не иод, как думали LXX, а вав, каковые буквы отличаются между собою только по величине. Башня же была построена на поле Сеннаар, на котором были Арек, Акад, Халанне и Вавилон, получивший имя от смешения языков (Быт. 11). Аравии же в еврейском нет, а стоит Емаф, каковую страну Сирийцы доселе называют Епифаниею. Также и вопите изваяния в Иерусалиме они прибавили от себя. Сказанное выше: если скажут ему: ты один князь, то ответит: я не взял страну ту и ту, а взял Аравию и Дамаск и Самарию дает такой смысл: когда, говорит, отведенные в плен скажут царю Ассирийскому: ты князь над всеми, то он, сознавая себя еще не сильным, ответит: как вы называете меня князем, когда я взял только Аравию, Дамаск и Самарию, а еще не подчинил своей власти отдаленных народов за Вавилоном? Как взял я Аравию, Дамаск и Самарию, так порабощу себе и все царства. Перейдем к еврейскому и отметим кратко, что представляется нам. Горе Ассириянину, т.е. Сеннахериму, потому что он есть жезл и трость ярости Моей, ибо в руке его негодование Мое, и им Я поражу лживейший народ, который постоянно хромал между Мною и идолами и который солгал, что он исполнит заповеди Мои. Против народа гнева Моего Я повелю ему ограбить его и расхитить, обратить в прах и попирать как грязь на улице, т.е. поразить его, но не умертвить, нанести рану, но не отнимать души. А он преступил меру гнева Моего и устремился не только на Израиля, на которого был направлен, а и на очень многие народы, с намерением сокрушить окрестные царства, и меч его свирепствовал даже до погибели всех этих весьма многих народов. И возгордившись он осмелился говорить: князья мои цари других народов и под моею властью они будут управлять всеми народами. Как я взял Харкамис, так взял и Халанно; как овладел Арфадом, так овладел и Емафом; как подчинил себе Дамаск, так подчинил и Самарию; как покорил под ноги свои другие царства, служившия идолам, так подчиню своей власти и Иерусалим и Самарию, где находятся те же идолы. Как я взял Самарию с её идолами, так возьму и Иерусалим, потому что он почитает тех же богов. Вместо Харкамиса, LXX, прибавляя от себя, перевели: страну за Вавилоном и, совершенно опустив Арфад, поставили только: и Халане, где была построена башня. По их переводу и по свободной тропологии, поколику она благочестива, в словах: и народу Моему повелю ограбить и расхитить и попрать города и обратить их в прах, можем видеть и тот смысл, что Господь постоянно повелевает народу Своему превращать в прах и показывать ничтожными города противников, восстающие на разум Божий, построенные еретиками с чрезвычайными усилиями. Он же (народ Божий), понимая слабость сердца человеческого, и то, что в смертной плоти он не может иметь совершенной победы добродетели и овладеть всеми народами, хотя другие и удивляются ему и говорят: ты один князь, ответит им: многое я должен разрушить, но еще разрушить не мог; знаю, что я не знаю; хотя я опроверг много доказательств противников, однако остается опровергнуть еще очень многие. Но вместе с тем, на основании достигнутого опровержения надеясь на будущее, он обещает себе победу и над прочими. Повелевается же вопить изваяниям Иерусалима и Самарии, — не самим изваяниям, а сделавшим их: метонимически сделавшие указываются тем, что они сделали;—что не только те, кои в ересях делали идолов, но и те, кои в церкви по невежеству защищают ложь вместо истины, воплем и раскаянием будут свидетельствовать о своем заблуждении.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-11 О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование! Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов. Ибо он скажет: «не все ли цари князья мои? Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск? Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, - то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее»

И Ассуру угрожает суд Божий за его высокомерие. Ассур не понял возложенной на него миссии по отношению к избранному народу. Он должен был только наказать Иудейское царство, а между тем он возмнил совершенно покорить его себе.

Ассур - это имя принадлежало одному из сыновей Сима (Быт. 10:22), а потом перешло на происшедший от него народ, обитавший по восточному берегу Тигра, примерно в среднем течении этой реки, собственно, между Тигром, его притоками и первыми отрогами горной цепи. Эта местность была очень выгодна, с точки зрения военной обороны и внутреннего развития, и там юный народ в течение многих лет укреплял в себе независимый дух, постепенно вырабатывая отличавший его впоследствии задорный и энергичный характер и проходя военную школу в мелких, но непрестанных войнах с окружавшими его дикими горцами и кочевниками. Впоследствии Ассирия расширилась и владения свои простерла до Евфрата, занявши не менее 75 000 квадратных миль (Рагозиной. История Ассирии. 1902 г., с. 6-7). До 608 г. (год падения столицы Ассирийского царства, Ниневии) Ассирийское царство считалось самым могущественным царством в мире и ассирийские войска не один раз занимали даже Египет. Культурное значение Ассирии для древнего мира также было громадно и влияние его простиралось даже на Египет, который сам обладал древнейшей культурой. От Ассирии осталось множество памятников - остатков ее дворцов, храмов, целые библиотеки, государственные архивы, которые изучаются и по настоящую пору (подробное и прекрасное описание всех этих памятников можно видеть в вышеупомянутом сочинении Рагозиной).

Жезл гнева Моего - орудие, посредством которого Бог наказывал Свой провинившийся пред Ним народ. (Слова в руке его критикой считается вставкой и вторая часть стиха читается в новых переводах так: «бич Моего негодования»).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование! 

Жезл гнева Божия велик и крепок, он вполне соответствует степени гнева и могуществу разгневанного Господа. Вестник воли Божией и выразитель чувства гнева Иеговы, святой пророк с глубоким чувством страха решительно и определенно указывает этот «жезл», которым будет неоднократно поражен Еврейский народ, это – Ассирийцы. Эти могущественные и жестокие иноплеменники будут еще сильнее и яростнее в руке разгневанного Иеговы, как и обыкновенный грозный жезл или бич делается смертельным в руках крайне раздраженного властелина, когда он немилосердно бьет им своего непокорного раба.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible