Скрыть
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

И изыдет жезл из корене Иессеова, то есть от Давида; и отрасль от корене его, то есть от позднейших потомков его, родителей Иосифа и Марии.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии


Он - Сын Марии, а не Иосифа. Он не произошел по плоти ни от кого иного, кроме потомков Давида.

Толкование на Диатессарон Татиана


Плодом от корня Своего Он привьет нас к Своему древу.

Гимны на Рождество

Григорий Эльвирский, свт. (†392)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

Действительно, как от льва рождается лев - природа не изменяется, но проявляется одно начало - так и Бог от Бога рожденный не может быть никем, кроме Бога. Однако, рисуя образ Сына, пророк назвал Его детенышем льва. Истинно то, что он добавляет: Из ростка поднялся сын мой, чтобы этим показать нам, что Христос происходит от рода Иуды. Так и через пророка Исаию сказал: произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. Иессей был отцом Давида, от корня которого, то есть от его рода, была рождена Дева Мария. Исаия упоминает отрасль и цветок от этого побега. Он указал, что Христос, рожденный от Девы, и есть та самая цветущая ветвь.

Сочинение Оригена

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

Корень патриарха Иессея - иудейский народ, отрасль - Мария, цветок Марии - Христос, Который, распространив благоухание веры по всему миру, вышел из девственного лона, как Он Сам говорит: Я - цветок поля и лилия долин (Песн. 2:1).

О Святом Духе. Книга 2


Удивительно пророк описал Его воплощение, говоря: Из ростка ты у меня поднялся, потому что, словно поросль на земле, Он возник во чреве Девы и, как благоухающий цветок, поднялся для искупления всего мира, выйдя из материнского лона в блистании утренней зари, как говорит Исаия: Произойдет отрасль из корня Иессеева, и цветок произрастет от корня его. Корень - иудейский народ, отрасль - Мария, цветок Марии - Христос. Справедливо названа отраслью Та, Которая принадлежит к царскому роду из дома и отечества Давида; Ее цветок - Христос, истребивший зловоние мирских нечистот и распространивший благоухание вечной жизни.

О патриархах


Написано у Исаии: Произойдет отрасль из корня Иессеева, и отрасль от корня поднимется, и цветок произрастет от отрасли его. Корень, конечно, - иудейский народ, отрасль - Мария, цветок Марии - Христос. Когда Он на земле озаряет наши дела и благоухает в поле души или наполняет весенним дыханием Свою Церковь, мы не можем ни стужи бояться, ни дождя страшиться, но должны ожидать дня суда.

Апология Давида

Хроматий Аквилейский, свт. (†406)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

Здесь также Дух Святой вещает через Исаию о рождающей Деве: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. Ветвь от корня Иессеева означала Деву Марию, которая принадлежит к потомству Иессея через Давида. Ведь, как показывает евангелист и апостол, Дева Мария, из которой возрос цвет человеческой плоти - Христос, была как раз из племени Давидова. Эта ветвь, помещенная в скинии собрания в знак вечного напоминания, явила новую и необычайную тайну, произрастив без земной влаги плод миндальный. Этим знамением было засвидетельствовано священство Аарона.

Трактат на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

Другие переводчики: «из пня», а еврейский текст говорит: «из стебля» (в современном еврейско-масор. т.: «из ствола»). Видишь ли дивное? Видишь ли пророчество? «И произойдет», говорит, «от корня», показывая, что это – дело будущего. Некоторые передают это за сказанное о царе Езекии, но Езекия царствовал раньше того времени, когда было это сказано. Пророк утверждает, что эта «отрасль» происходит из корней предков. Хорошо сказал: «от корня», т.е. от Авраама и даже раньше его, открывая рождение без брака, как и другие говорят; «из пня». «Отрасль», говорит, «произойдет» не из семени или из земли, но из корней, – «произойдет», как бы не проходя чрез корни, но – из самих корней, т.е. Он принял плоть не от какого-либо тела, которое прошло чрез другое тело, но от тела Девы, не принося тела с неба, ни воспринимая иное тело чрез новое творение, и Сам не изменяясь во плоти, но принимая тело истинное от Девы, вместе с духом и разумом, тело Свое, Слова Божия, а не тело какого-либо человека вне себя, как и Павел говорит: «пришло и произошло от жены« (ср. Гал.4:4), обозначая вместе с тем тело без брака, от плоти жены. Отраслью пророк называет также и царство, так как Писание везде называет отрасли и честь царства – жезлом, цари (по нему) держат в руке золотой жезл, – таким образом жезл по нему служит названием царства, страха и возбуждения. Посмотрим, как пророк говорит здесь о телесном пришествии Того, Кого он выше назвал Отроком, имеющим родиться от Девы. «И ветвь произрастет от корня его». Видишь ли, что этим означается также возрастание? Так как слова «произойдет» и «произрастет» означают преуспевающий и законосообразный рост, то он не говорит: возрастет от тебя, но от самой «отрасли», так что цвет «отрасли» никогда не завянет. А чтобы здесь не разумели отрасли вещественной, пророк хорошо прибавил: «Иессеева», как делают евангелисты, вразумляя, что Бог всяческих никого не гнушался.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

Земля, что прежде тернии произрастала (Быт. 3:18), слышит у Исаии: Произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. Ты возвратил плен Иакова. Итак, Господь приходит проповедовать пленным освобождение. Вот что говорится в другом месте: пленил плен (Пс. 67:19; Еф. 4:8), то есть мы, которые прежде находились у дьявола в плену погибели, теперь пленены Спасителем во славе.

Трактат на Псалмы (Пс. 1)


Ст. 1-2 Даже до начала видения, или бремени, на Вавилон, которое видел Исаия сын Амосов, все это пророчество есть о Христе, и мы хотим объяснить его по частям, чтобы не утомлялась память читателя при цельном изложении и рассмотрении его. Иудеи объясняют, что жезл и цветок от корня Иессеева есть Сам Господь: что жезлом оказывается могущество царствующего, а цветком - красота. Мы же под жезлом от корня Иессеева должны разуметь святую Марию Деву, которая не имела никакого соединившегося с нею стебля, о которой и выше мы читали: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7:14), а под цветком - Господа Спасителя, Который говорит в Песни Песней: аз цвет польный и крин юдольный (Песн. 2:1). Вместо корня, как перевели некие LXX, в еврейском стоит gēza‘, что Акила, Симмах и Феодотион перевели как ствол, а вместо цветок, который по-еврейски называется nēṣer, перевели отрасль, чтобы показать, что спустя долгое время после плена вавилонского, когда из рода Давидова никто не владел славою древнего царствования, как бы от ствола Мариина и от Марии произошел Христос. Относительно сказанного в Евангелии Матфея, чего все церковные мужи ищут и не находят, где это написано: что Он Назореем наречется (Мф. 2:23), ученые из евреев думают, что это заимствовано из данного места. Но нужно принять к сведению, что nēṣer здесь пишется через букву ṣādê (у), свойство и произношение которой, среднее между звуком z и s, латинский язык не выражает, ибо это звук шипящий и произносится легким прикосновением языка к зубам, чрез каковую букву пишется и город Сион; а слово Назареи, которое LXX переводят посвященные, а Симмах отделенные, всегда пишется чрез букву заинь. Итак на этом цветке, который мгновенно возникнет от ствола и корня Иессеева чрез Марию Деву, почиет Дух Господень, ибо на Нем благоугодно было всей полноте Божества обитать телесно,—не по частям, как в прочих святых, но, как говорит написанное на еврейском языке Евангелие Назареев: «сойдет на Него весь источник Духа Святаго». Господь же Дух есть, и где Дух Господень там свобода (2Кор. 3:17). В той же книге Матфея читаем и оное написанное ниже (у Исаии): се отрок мой его же изволих: возлюбленный мой, нань же благоволи душа моя: положу дух мой на нем, и суд языком возвестит (Мф. 12:18),—что также относится к Спасителю, на Котором почил Дух Господень, т. е. пребыл вечным обитанием,—не так чтобы отлетал и опять к Нему сходил, но пребывал постоянно, по свидетельству Иоанна Крестителя, который говорит: видех Духа сходяща, яко голубя с небесе, и пребыть на нем. И аз не видех его: но пославый мя крестити водою, той мне рече: над него же узриши Духа сходяща и пребывающа на нем, той есть крестяй Духом Святым (Ин. 1:32-33). Далее в Евангелии, о котором мы упомянули выше,находим следующия слова: «было же когда взошел Господь от воды, сошел источник весь Духа Святаго и почил на Нем, и сказал Ему: Сын мой! во всех пророках Я ожидал тебя, чтобы Ты пришел и Я почил на Тебе. Ибо Ты покой Мой, Ты Сын Мой первородный, который царствуешь во веки». Этот Дух Господень называется и Духом премудрости; ибо вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3); и в Псалмах поется: яко возвеличиишся дела твоя Господи! вся премудростию сотворил еси (Пс. 103:24), и апостол пишет: Христос Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1); и в Притчах читается: Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом (Притч. 3:19). И как одно и тоже Слово Божие называется светом и жизнию и воскресением: так и Дух называется духом премудрости и разума, совета и крепости, и ведения и благочестия и страха Божия; не потому, чтобы по различиям имен был различен и Дух, но один и тот же есть источник и начало всех добродетелей. Итак без Христа никто не может быть ни мудрым, ни разумным, ни советником, ни сильным, ни сведущим, ни благочестивым, ни исполненным страха Божия. Нужно заметить и то, что Дух Господень, Дух премудрости и разума,—совета и крепости, ведения, благочестия и страха Божия, т. е. седмеричное число,—как и у Захарии говорится о семи очах в одном камне — почивает на жезле и цветке, который произошел от племени Иессея и чрез это от племени Давида. В частности же дух страха Божия исполнит Его ради тех, кои не имеют страха Божия, так как они младенцы, а совершенная любовь вон изгоняет страх. Ибо кто боится, тот имеет муку и несовершен (1Ин. 4:18). Поэтому и апостол говорит верующим: не приясте бо духа работы паки в боязнь: но приясте духа сыноположения, о нем же вопием: Авва Отче (Рим. 8:15) и у Малахии читаем: аще отец есть аз, то где слава моя; и аще Господь есмь аз, то где есть страх мой (Мал. 1:6)? о каковом страхе воспевается и в Псалме: приидите чада, послушайте мене: страху Господню научу вас (Пс. 33:12).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Августин Аврелий, блж. (†430)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

Давид был царь Израилев, сын Иессея; и было это во время Ветхого Завета, а Новый Завет в это время был сокрыт здесь, словно плод в корне. Ведь если станешь ты искать плода в корне, то не найдешь; однако на ветвях не найдешь никакого другого плода, кроме происшедшего из корня. Потому в то время первому народу, происходящему от семени Аврамова по плоти, - ведь и второй народ, принадлежащий к Новому Завету, принадлежит к семени Аврамову, но уже духовно, - итак, тому первому народу, пока еще плотскому, среди которого лишь немногочисленные пророки понимали, что угодно Богу и когда этому надлежит быть проповеданным открыто, эти самые пророки предвозвещали будущие времена и пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И подобно тому, как Сам Христос, Которому предстояло родиться по плоти, был сокрыт в семени патриархов, как в корне, а в определенное время надлежало открыться Ему, словно появляющемуся плоду, как написано: Произойдет, отрасль от корня Иессеева, - точно так же и Новый Завет, заключенный во Христе, в эти предшествующие воплощению времена был сокрыт, будучи познан лишь пророками и весьма немногочисленными праведниками, да и то не по очевидности настоящего, но по откровению будущего.

Ведь что может означать, братия, - чтобы вспомнить мне некий один пример, - когда Авраам, посылая своего верного слугу, чтобы тот сосватал жену его единственному сыну, заставил этого слугу поклясться перед ним, и во время клятвы сказал: Положи руку твою под стегно мое и клянись (Быт. 24:2)? Что такого было в стегне Авраама, куда положил этот слуга руку, клянясь? Что было здесь, если не то, что еще тогда обещано было Аврааму: В семени твоем благословятся все народы (Быт. 22:18)? Именем стегна обозначается плоть. От плоти Авраама, через Исаака, Иакова и, - чтобы не вспоминать нам многих прародителей Господа, - через Марию происходит Господь наш Иисус Христос.

Толкования на Псалмы

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1–3 И изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет: и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия

Чрез озарение свыше предузнав будущее, пророк делает ясное предречение. В предшествующие времена сказано было блаженному Давиду от властвующего над всеми Бога: от плода чресл твоих посажду на престоле твоем (Пс. 131:11). Поелику же влагавшим в святых пророков предвидение будущего был Всеведущий, то предвозвещено было от них и сие, дабы отовсюду засвидетельствовано было таинство и удостоверено было в своем исполнении. Итак, жезл из корене Иессеова изыдет, сказано, взыдет же и цвет. И не после того, как славные смятены будут с крепостию, смирены же будут высоцыи, а вместе с ними и Ливан падется (Ис. 10:33-34), – не после сего и жезл из корене Иессеова вырастет, сказано, но, во-первых, во главе всего выясняется сила всего дела. Ибо что имело случиться с Израильтянами, нечестиво безумствовавшими против Господа нашего Иисуса Христа, об этом мы узнали в кратком слове: теперь же изъяснение наше возвращается к самому как бы высшему началу дела, разумею вочеловечение Единородного и имевшее быть, по домостроительству, рождение от Жены во плоти. Таким образом, жезлом от корене Иессеова наименовал он Христа по плоти; а кроме того еще и цветом. И чрез жезл, как это понятно, Он косвенно знаменуется как имеющий царское достоинство; потому что жезл есть знамение царства. Так и Божественный Давид говорит в одном месте самому Сыну: престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего (Пс. 44:7). Но Он есть жезл и в ином отношении, как обладающий всем и содержащий в благосостоянии, восстановляющий немощное или естество человеческое, едва не потрясаемое и не потопляемое от страстей. Так блаженный Давид поет от лица всех вообще людей: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста (Пс. 22:4); потому что утверждает праведныя Господь, согласно написанному (Пс. 36:17). Наименован Он устами пророков также и палицею славною, жезлы величия (Иер. 48:17). И в ином смысле Он есть жезл, поелику есть пастырь добрый, душу свою полагающий за овцы (Ин. 10:11). Так и сказано Ему чрез одного из святых пророков: паси люди твоя жезлом, племя твое, овцы наследия твоего (Мих. 7:14). Но если кому кажется, что поелику Он есть Судия и воздаст каждому по делам его, поэтому, и весьма справедливо, именуется жезлом, то он будет разуметь также прекрасно. Ибо сказано было Ему, когда Израиль безумствовал против Него и неудержимо склонился к непослушанию: упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я (Пс. 2:9). Так нам назнаменает Его и закон премудрого Моисея; потому что в прообраз Христа принимается и жезл Ааронов прозябший и внесенный во Святая святых, так как он процвел и произвел орехи (Чис. 17:8; ср. Евр. 9:4)). Теперь необходимо сказать, в чем состоит смысл изображаемого в тенях. Некоторые, занимающиеся естествословием (естественными науками), утверждают, что ореховый жезл, если его приложить к голове чьей-нибудь, способен по своему естеству произвести бессонницу. Итак, поелику Христос имел благодатию Божиею, как говорит блаженный Павел, за всех вкусить смерти (Евр. 2:9) и, как бы немного воздремав, опять восстать от сна и воскреснуть боголепно, поправ смерть: то посему Он и уподобляется ореховому жезлу. Посредством этого-то Божественного и мысленного жезла совершал чудеса Моисей, избавляя Израиля от рабства Египетского. Поэтому он и наименовал его жезлом Божиим (Исх. 17:9; ср. Исх. 4:20), так как он был для него как жезл силы, согласно написанному (Пс. 109:2). Таким образом, когда пророк, прикровенно указуя на таинство Христово, говорит, что нам явился жезл из корене Иессеова, тогда, подлинно тогда, созерцая очами ума самого Единородного – Слово Божие, – Того, чрез Которого все и в Котором все (Кол. 1:16; ср. Рим. 11:36; Ин. 1:3-10), воплощенного и вочеловечившегося, низведшего Себя до добровольного истощения (Фил. 2:7) и ради нас претерпевшего, по домостроительству, рождение по плоти, говорю, и от жены, вместе с (другим) пророком говорит: Господи услышах слух Твой и убояхся: разумех дела Твоя, и ужасохся (Авм. 3:1-2). Итак, жезлом наименован Он по причинам, сейчас указанным. А Он есть еще цвет потому, что естество человеческое в Нем процвело к нетлению, к жизни и к обновлению жития евангельского. Но и в ином смысле Он есть цвет, именно по причине мысленного благоухания; потому что Аз, говорит Он, цвет польний, и крин удольний (Песн. 2:1). Соделался же Он и для вас как бы некоторою вонею познания Бога и Отца. Так и Божественный Павел пишет в послании и говорит: Богу благодарение всегда победители нас творящему о Христе, и воню разума Его являющу нами во всяком месте. Яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих: овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот (2Кор. 2:14-16). На этом-то жезле, говорит, или на цвете, имевшем произойти от корня Иессеева, по времени почиет Дух Божий, имеющий многие действия; ибо именует Его Духом совета и разума, ведения и премудрости, благочестия и страха Божия. Говорим же, что проповедь пророческого благоискусства изображает нам Иисуса не как простого человека, потом соделавшегося духоносным и по свойственному нам порядку ставшего причастным дарованиям от Бога, но, напротив, показывает нам Его, как вочеловечившееся Слово Божие, исполненное всякого блага, насколько это принадлежит естеству Его, и усвояющему Себе, вместе с принадлежностями человечества, и принадлежности этого естества. Ибо человечеству свойственно в себе самом и как бы от собственного естества не иметь ничего из дарований свыше, так как что имаши, егоже неси приял? сказано ему, (1Кор. 4:7), но напротив обогащаться извне, очевидно чрез привнесение от Бога, тем, что выше его собственного естества. Итак, должно было, чтобы низведшее Себя до истощения Единородное Слово Божие не отрекалось от уничижительности этого истощения, но, будучи по естеству полно (всякого блага), приняло ее ради человечества, не для Себя самого, конечно, но для нас, имеющих недостаток во всяком благе. Таким образом, если и могло быть сказано, что Он некогда приимет Духа, хотя и Сам есть податель Святого Духа и не в меру дающий, но как бы от собственной полноты разделяющий Его достойным (ср. Ин. 3:34): то сие принятие должно быть понимаемо о состоянии истощения; потому что так мы будем идти прямым путем истины. Но только то заметь, что почиет на Нем, сказано, Дух Божий: ибо в начале Он дан был начатку рода нашего, то есть, Адаму: но он был небрежен в соблюдении данной ему заповеди, нерадел о повеленном, дошел до греха, и потому Дух не нашел покоя в людях, так как вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благостыню, несть даже до единаго (Рим. 3:12, ср. Пс. 13:3). Потом Единородное Слово Божие соделалось человеком, не перестав быть Богом; но поелику Оно, хотя и соделалось подобно нам, однако не обличено было в грехе, то на человеческом естестве Его почил Дух Святый, на Нем как первом и как бы втором начатке рода, дабы потом и на нас почить и, с любовью обитая, пребыть в душах верующих. Так и Божественный Иоанн говорит, что видел Духа сходящаго с небесе на Христа (Ин. 1:32). И как мы соделались сонаследниками случившихся с первозданным зол, так будем причастниками совершившегося по домостроительству и с вторым начатком рода нашего, то есть Христом. А что не частичную (частную) благодать дал Он Ему, как в святых, говорится, почивает Дух, но что в Его собственной плоти, как бы в собственном Его храме, при том не бездушном, а напротив одушевленном душою разумною, обитало исполнение Божества (Кол. 2:9), это уяснит пророк, говоря: исполнит Его Дух страха Божия. Единому же Духу приписывает многообразную деятельность; потому что не так, чтобы один был Дух премудрости, другой - разума, или совета и крепости и прочего, но как едино есть от Бога Отца Слово, по деятельности же именуется многообразно, так как есть живот и свет и сила (Ин. 11:25, 12:46, 1Кор. 1:24), так понимай и о Святом Духе; ибо, будучи един, Он мыслится многообразно и действует так же. Посему и премудрый Павел, исчисляя виды различных, подаваемых нам дарований, говорит: вся сия действует един и тойжде Дух и разделяет властию коемуждо якоже хощет (1Кор. 12:11).

Толкование на пророка Исаию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

Ведь Она, произошедшая от отрасли Давида, видела, что в Назарете от Духа Святаго она зачала Сына Божия.

Пророк Исаия свидетельствует, что нашему Искупителю подобает быть зачатым в Назарете, когда говорит: «И назарей от корня его произыдет». Ведь nazareus переводится «цвет» или «чистый». Этим словом справедливо может быть назван Сын Божий, ибо и Сам Он воспринял природу чистую от всяких пороков и как источник и происхождение всех духовных плодов произошел во всех верующих, которым он показал примеры и даровал дары правильной и блаженной жизни.

Гомилии на Евангелия


Аллегория - когда таинственными словами или делами обозначается присутствие Христа и таинства Церкви. Словами - когда Исаия говорит: Изыдет ветвь от корня Иессева и цвет от корня его взойдет, что, открыто говоря, значит: «Родится Дева Мария от отрасли Давида, и Христос от отрасли Ее взойдет».

О скинии

Евсевий Кесарийский (†339)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

Яснейшим образом здесь показано, что рождение Христа будет из корня Иессея, который был отцом Давида. Это говорит о рождении, которое станет призыванием языков, провозглашенным пророчески с помощью загадки.

Прорекается, что Христос Сын Божий родится от плода чресл Давида и от семени Соломона, и от корня Иессея.

Доказательство в пользу Евангелия

Квотвультдей Карфагенский (†454)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

Веруем, стало быть, в Господа бессмертного и невидимого; не того, которого вы, неверные, ваяете как бога, одновременно и развратителя, и громовержца: но Бога истинного, Творца всего мира и Правителя. Мы придерживаемся того, что Сын Его - Иисус Христос, Чье пришествие прежде было предсказано пророками; разумеем, что оно уже свершилось; но потому еще предписано нам в это верить, что, когда это произошло, нас не было. В то время были иудеи, из народа каковых Сам Спаситель избрал апостолов, через которых к нам пришла эта вера. Но среди этого народа, в котором и из которого соизволил Он быть рожденным, задолго перед тем предсказывал пророк Исаия: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит с нами Бог (Ис. 7:14, Мф. 1:23). И в другом месте: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и цвет произрастет от корня его. Отрасль указывает на Деву Марию, цвет отрасли - на Сына Девы, Господа Иисуса Христа. Прежде чем это совершилось, иудеи это читали и не понимали; когда же начало исполняться то, что было предвещено, то не радовались, но больше завидовали. Родился Христос от Девы как цвет от отрасли, без вложения какого-либо семени.

Проповедь о символе веры

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-5 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина

Пророк видит в своем пророческом созерцании, как после сокрушения силы Ассирийского государства подымается росток из срубленного дерева - дома Давидова и как этот росток становится могучим деревом - Владыкою земли и Основателем на земле царства Божия. Будучи по своему телесному происхождению потомком Иессея и Давида, этот Владыка владеет всею полнотою даров Духа Божия. В силу этого Он будет вполне справедливым Судиею - Правителем своего царства, воздающим каждому должное.

И - этот союз показывает, что появление отрасли из корня Иессеева воспоследует после сокрушения могущества Ассирийского царства, но точно срок этого появления - не определяет.

Отрасль - по-eвp. choter - прут, тонкая, легко гнущаяся трость, (ср. Притч. 14:3). Идея, заключенная в этом названии, та же, что и в термине zemach (Ис. 4:2).

От корня Иессеева. Корень по-евр. geza, т. е. обрубленный ствол. Или Иессей берется вместо Давида, подобно тому как в кн. Судей имя Махира берется вместо имени Манассии (Суд. 5:14). Пророк этим хочет указать, что ко времени пришествия Мессии царский род Давидов будет представлять собою подобие дерева, у которого вся верхняя часть срублена: остался один пень. (Православная Церковь прямо именует Христа «жезлом из корня Иессеева и цветом от него» (кондак на Рождество Христово, песнь 4-я)). Так и было в действительности. Члены царского рода Давидова, Иосиф и Пресвятая Дева Мария вели крайне скромный образ жизни, всего менее похожий на блеск царской жизни.

Ветвь - по-евр. nеzer. Это обозначение Мессии, вероятно, имел в виду евангелист Матфей, когда говорил, что Мессия должен был быть, по пророчествам, назореем (Мф. 2:23).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его.
 

Когда вихрь гнева Божия сорвет ветви, а секира Его порубит стволы кедров Ливанских, т.е. когда мечем, будут истреблены все гордые представители сильного царства Ассирийского – царь, полководцы и войска; то в земле Иудейской останется еще залог народной жизни, могущества и славы: как корень виноградной лозы до времени скрывается в почве, так в благословенном колене Иудином останется сокрытым до времени род Иессея; а впоследствии от него, как ветвь от корня, возникнет «Отрасль» и появится на поверхности земли в царстве Иудином (ср. Ис.37:30-32). Как ветвь делается жезлом – опорой для слабых, орудием против злых, знаком власти для повелителей, так и потомок Иессея будет вождем, спасителем, царем (ср. Ис.2,9;22,4;44:7). И как некогда чудодейственно процвел жезл первосвященника Аарона, так процветет и царственная власть Давида в лице будущего благословенного Потомка его.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible